Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урока учащиеся являются активными деятелями, а не пассивными слушателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-игра | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА
(УРОК-ИГРА)
ТЕМА: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис
и пунктуация»
ЦЕЛИ: обобщить и систематизировать знания уч-ся, полученные
при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;
вырабатывать умения использовать эти знания на практике;
развивать интерес к изучению родного языка.
ХОД УРОКА
- Сообщение учителем целей урока.
(Развитие интереса к уроку через известие, что на урок придёт необычный гость.)
- Входит ученик, который будет исполнять роль князя Синтаксиса:
- Здравствуйте, ребята! Долго я к вам шёл, наконец-то добрался. Только вот очень сильный ветер на улице, он сорвал с меня мою корону, а на ней было написано, как меня зовут. Может быть, вы поможете мне вернуть моё имя? Я вам подскажу. У меня есть две дочери: принцессы Словосочетание и Предложение. Я учу их быть красивыми, краткими и понятными. Кто же я такой? (Вызывает желающих.)
- Правильно! Я – Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетания, предложения и их построение.
(Учитель надевает на ученика корону, на которой написано «Синтаксис».)
- Теперь я приглашаю вас в своё княжество. Живу я здесь не один, а со своей родной сестрой Пунктуацией. Кто может ответить, что такое пунктуация? (Вызывает уч-ся.)
- Я приготовил для вас подарок, но мои слуги уронили его, и он рассыпался на отдельные листочки (вывешивает на доску следующие листочки: человека не человек , место а место красит).
- Составьте из этих слов и знаков предложение и запишите его в тетрадь.
(Одного уч-ся вызывает к доске, сам садится на место и работает в тетради. Затем проверяет работу у доски.)
- Молодец, девочка! Быстро справилась с заданием! За это я жалую тебе титул принцесса Предложение. (Надевает уч-ся корону, на которой написано «Предложение».)
- Ты помнишь, как правильно разбирать предложение? Расскажи нам, а я отдохну. (Садится на место.)
- Принцесса Предложение:
- Когда предложения разбор предстоит,
Определите сперва его вид,
Главные члены и второстепенные,
А под конец, если есть, обращение.
(Задаёт классу вопрос о том, какие бывают предложения.)
(Разбирает предложение, написанное на доске:
Не место красит человека, а человек место.)
(Характеризует предложение, объясняет знаки препинания, даёт определение ОЧ, чертит схему предложения.)
- Князь Синтаксис:
- В предложении есть словосочетание. Кто сумеет его первым найти, выписать и разобрать? (Вызывает желающего к доске. Уч-ся выписывает словосочетание и разбирает его: красит человека.)
- Молодец, девочка! Жалую тебе титул принцесса Словосочетание (надевает корону).
- Принцесса Словосочетание:
- Ребята! Мне сегодня пришло письмо от Деда Мороза! Он поздравляет нас с наступающим Новым годом и просит расшифровать вот эти непонятные знаки.
(Отдаёт листы со «знаками» учителю.)
- Учитель:
- Ребята! Я нарисую эти знаки на доске, а вы расшифруйте их, то есть составьте и запишите в тетрадях предложения на каждую схему:
1) и О, и О, и О
2) О, О и О
3) [ ] , и [ ]
4) «П!» - а.
(Двое уч-ся работают у доски: каждый по двум схемам. Затем уч-ся из числа «сильных» проверяет работу у доски, а уч-ся, которые составляли предложения, объясняют знаки препинания- производят пунктуационный разбор.)
- Учитель:
- Князь Синтаксис! Хорошо наши ребята работают в твоём княжестве? А нет ли у тебя более трудного задания?
- Князь Синтаксис:
-Конечно, есть! Я вижу у вас на партах вот такие книжечки (показывает сборник тестов). Это ваш пропуск в княжеский дворец. Откройте их на стр. 32 и выполните задание №3. У вас
две минуты.
- Учитель:
- Закончили! Итак, мы получили пропуск во дворец. (Открывает изображение дворца.) Но в этот дворец ведут три ступеньки. Подняться на каждую можно, лишь расставив знаки препинания в следующих предложениях (их записал учитель на доске, пока уч-ся выполняли тест):
Зима мачеха а лето матушка
Снег засыпал все деревья клёны берёзы липы тополя
Князь Синтаксис мы пришли к тебе в гости открой нам дверь
(Один уч-ся работает у доски, остальные в тетрадях. Затем про-
веряют работу у доски, объясняют постановку знаков препи-
нания, чертят схему каждого предложения, производят
пунктуационный разбор последнего предложения.
10. Князь Синтаксис:
- Вы хорошо справились с заданием. Добро пожаловать в мой
дворец! Вас ждёт здесь сюрприз (открывает кроссворд).
Если вы его разгадаете, вы поймёте, что я о вас думаю.
11. Учитель задаёт вопросы, уч-ся отвечают. Ответ записывают в
тетрадях, один уч-ся, комментируя, в клеточках кроссворда.
Кроссворд:
сказуемое
обстоятельство
определение
дополнение
подлежащее
восклицательный
кавычки
Вопросы:
- Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что он такое? кто он такой?
- Второстепенный член предложения, который часто выражается наречием.
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
- Вопросы косвенных падежей ты безошибочно знаешь уже, только задашь их без промедления, тут же отыщутся … !
- Главный член предложения, который может быть выражен существительным, местоимением в Им. пад. или сочетанием слов.
- Какой знак ставится, если предложение произносится с особой интонацией?
- Каким знаком мы всегда выделяем прямую речь?
12. Князь Синтаксис:
- Прочитайте слово в красном столбце. Вот вы кто – молодцы!
Я очень рад, что вы пришли ко мне во дворец.
Надеюсь, что мы теперь будем всегда друзьями и вы в комна-
тах моего дворца никогда не заблудитесь! А чтобы вы и у себя
дома меня не забывали, вот вам задание на дом:
Д/З: упр.251, упр.252, вопросы на стр.100.
13. Учитель:
- Мы с вами очень хорошо повторили раздел русского языка
«Синтаксис и пунктуация». Завтра – контрольный диктант. Вы
получите ещё одну возможность подтвердить свои знания.
(Учитель оценивает работу уч-ся, собирает кружочки и треугольники, полученные за работу на уроке, объявляет, какой ряд победил, благодарит своих помощников.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Функция» в 9 классе.
В ходе урока учащиеся повторяют определение и свойства функции, способы задания функций и построения их графиков. Проводится контроль знаний : повторительный математическ...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Треугольник» (геометрия, 7 класс).
Конспект урока геометрии....
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Треугольник» (геометрия, 7 класс).
Конспект урока геометрии....
Конспект урока Обобщение и систематизация знаний по теме Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Конспект урока...
Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” в 5 классе. Урок-путешествие в сказку.
Урок необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”.Путешествуя по сказке и помогая Елисею в поисках Любавы, мыповторили теоретические сведения о главных и второстепенных...
Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...
Тема "Обобщение и систематизация знаний по теме «Четырехугольники» ". 8-й класс
Данный конспект урока можно применять при обобщении темя "Четырехугольники"...