Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра  « Эта удивительная  страна-Лингвистика!»

(урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)

Цели  урока:

1.Закрепить, обобщить , систематизировать знания учащихся , полученные в 5 классе.

2.Развивать логическое и образное мышление учащихся,  исследовательские и творческие навыки ,формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.

3.Воспитывать интерес к изучению русского языка и  бережное отношение к нему.

Задача :

Деятельностный подход к обучению по теме : «Лексикология»

Оборудование:  компьютер,  ребусы,   схема маршрута, иллюстрации, тестовые здания.

                                                                   

                                                      Содержание урока.

   1 Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, дети.

Меня зовут Марина Михайловна,

                                                      Я рада приветствовать вас!

Давайте из этого класса

Отправимся в путешествие сейчас.

-Многие воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много внимания и времени. Но это  совсем не так. И чтобы доказать это я приглашаю вас отправиться в путешествие.

 Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово заявлено в теме?   ( удивительная )

Мы с вами должны  в этом разобраться.

Чтобы  путешествие было безопасным  нам необходимо знать разделы лингвистики , уметь правильно расставлять ударения в словах, знаки препинания в предложениях, правильно вставлять пропущенные буквы, грамотно подбирать  к словам синонимы , антонимы и фразеологизмы.

-Откройте тетради – это будет наш путевой дневник, запишите число, классная работа.

-Итак,  отправляемся в путешествие. За каждый правильный ответ вы получите жетон, у кого их окажется больше,  тот получит медаль .и даже орден.

-Для каждого путешествия продумывается (составляется) маршрут, у нас это будут станции, а право выбора предоставляется туристам.

-В бюро путешествий случились неполадки : произошёл сбой компьютера :рассыпались буквы, помогите мне их собрать, а когда мы  соберём слова , то узнаем,  на каких станциях, страны Лингвистики побываем.(Слайд)

1 задание.

«Рассыпались буквы»

Страна- стикаЛингви

Станции- 1.тическая Теоре

                 2 .эпическаяОрфо

                  3.граОрфофическая

                  4.сикологияЛек

                   5. ческая Творч

                   6..ксическая Синта

                       ционнаяПунктуа

 Итак, какую страну мы посетим? Через какие станции проедем? –

-Запишите в тетрадь: 1ряд одно  понятие из раздела «Орфография», 2ряд-из раздела «Лексика», 3ряд – из раздела «Пунктуация».                   ( проверка)

-Я вижу ,мы готовы. Можно отправляться.

  А вот и  1 станция                       «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»

-Удивительные люди живут на  ней. В чём их необычность? Как они произносят слова?(Правильно)

-На этой станции мы постараемся найти общий язык с жителями .

Перед вами карточки. Расставьте  ударение , произнесите правильно слова.

-Что объединяет эти слова?

- Подчеркните слова, которые имеют двойственное ударение.

 Добавьте ещё по одному слову в каждый ряд.

1.Компас, азимут,         свежий.

2 Маршрут, разжечь,       диковинный.

3.Творог, кулинария,             напоит.

-В русском языке ударение может падать на разные слоги.(  во французском языке- на последний слог )

                                               

2станция                                                                                              «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»

-Рядом живут близкие родственники жителей орфоэпической станции. В чём заключается их родство?(  Общий корень: орфо—правильно, произношу и пишу; графо- пишу, эпос- речь)

-Народ  этой станции живёт в быстром темпе. Мы с вами должны этот темп тоже соблюдать. Раскрою секрет: в фамилиях или именах жителей встречается удвоенная согласная. Мы должны  узнать некоторые из них.

«Удвоенные согласные”.

Замените следующие словосочетания одним словом, обратите внимание на правописание  этих слов. Все ответы будем записывать в тетрадь.

-Все угаданные слова будем проговаривать по слогам.

  • Товарищ по работе. (Коллега)
  • Спортивный бег(кросс)
  • Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
  • Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)

- А теперь загадки:

1Он на вокзале есть всегда.                                                              

К нему приходят поезда                                                

Двойное  р  содержит он ,

А называется ..(перрон)                                                   

                                   

                                                                                                      2 На большие расстояния

                                                                                                         Мчится он без опоздания,

                                                                                                          Пишется в конце два  с 

                                                                                                            Называется …( Экспресс)

( Показ на слайдах. Запись в тетрадь)

-Мне думается, мы произвели  на жителей этой станции хорошее впечатление, и они нам в подарок оставляют ребус, который вы разгадаете на следующем уроке

(Ребус-это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур , букв, знаков)

История, ботаника, русский, география, рисование, физкультура.

- Давайте проверим: не сбились ли мы с маршрута?

-Мы приблизились к 3 станции . Эта станция

Лексикология

- В русском языке столько слов, что даже учёные не могут посчитать их точно. Все они находятся на станции «Лексикология».

-А как вы думаете , какие народы живут на этой станции? Что изучают?(омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы и т. д )- Они для нас подготовили следующее задание. Образуйте группы из 4 человек. У вас на карточках слова. Чем они объединены?( общей темой : качества человека)

Правдивый- подобрать  антоним------ лживый;

Смелый- подобрать синоним---------храбрый

   Находить общий язык                                                                        фразеологизм изобразить на карточке

-В чём особенность вашего рисунка? Что показал художник?    ( свой вариант)

Мы заблудились: приближаемся к двум станциям, которые находятся  совсем рядом,  потому что не могут существовать одна без другой. Это станции

Синтаксическая

И

-Давайте назовём вторую станцию

Пунктуационная

Жители этой станции очень дружные .Они просят нас помочь правильно расставить и объяснить знаки препинания ( слайд)

Туристическая поездка-это новые люди, новые места и новые песни. Это удивительная встреча с природой: чистая родниковая вода, роса на рассвете, долгий вечерний костёр. Всё это делает туристический поход надолго запоминающимся событием. В походе необходимы спортивная выносливость, дисциплинированность, чувство локтя. Свои желания и привычки необходимо подчинить общим, здесь нельзя обособиться, высказать недовольство условиями быта или едой.

 Конечная станция -Творческая.

-Туристическая  поездка всегда продуктивная деятельность .Мы сегодня сделали так много, что я уверена, сможем самостоятельно создать творческий текст

-Давайте попробуем побыть поэтами и напишем буриме

Буриме- небольшое шутливое стихотворение-экспромт, сочинённое на заданную рифму.

 

( слайд с рифмами. Музыка № 17)

--Для вас рифма: поход- вперёд,

                               С собой- с едой.

Муравей пошёл в поход

Шаг назад и два вперёд.

Взял котомку он с собой

В ней вода и куль с едой.

Весь наш класс( 5 «Б») пошёл в поход,

Дружно двигался вперёд.

Взял в дорогу он с собой

Компас и рюкзак с едой.

Чьи работы не успели послушать- услышим на следующем уроке.

                                                                 

 

 

-

Итог урока.

-Вот подходит к концу наше путешествие. Каким  плодотворным оно оказалось! Вы убедились, что Лингвистика- удивительная страна! Какое ключевое слово вы видите ?(удивительная)

-Что же в ней необычного, удивительного?( в ней происходят разные явления  :  появляются новые слова, уходят из употребления  устаревшие, ударение  в словах падает на разные слоги, к словам можно подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы и т.д..)

-За активное участие участники путешествия награждаются медалями.

- Давайте  посмотрим, кто получил наибольшее количество жетонов. Эти ученики будут награждены орденами.

-Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия , узнавать новое, интересное и , конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Вот и время расставаться.                                     Мне с вами легко было общаться.

Жалко очень…Говорю вам от души.                    Запомню надолго ваши лица.

  И ещё       скажу вам честно:                                Вам я желаю  никогда не огорчаться,

« До чего ж вы хороши!»                                         Быть  здоровыми, умными и    

                                                                                                    хорошо учиться.                                                                  

   

 Вы все работали прекрасно .

Я вам вручила ордена и медали.

А на память… давайте сделаем фотографию,

Чтоб друг друга не забывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по математике в 9 кл. " Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по математике в 9 классе по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессии"  направлен на  обобщение и систематизацию знаний ...

Урок-игра: Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ». Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

Данная разработка является разработкой нестандартного урока по химии «Виртуальная экспедиция - в поисках острова Химических сокровищ» в 9 классе. На данном уроке будет осуществляться обобщение и систе...

Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс

В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...

Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)

Цели  урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся,  исследовательские и творческие навыки, форми...

Презентация урока химии Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие соединения" 10 класс

Данный урок проводится в 10 классе при обобщении и систематизации знаний по теме "Кислородсодержащие соединения"....

Технологическая карта урока химии "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс

Технологическая карта урока химии  "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс...