Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цели урока:
1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.
2.Развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.
3.Воспитывать интерес к изучению русского языка и бережное отношение к нему.
На уроке учащимя предстоит совершить увлекательное путешествие в страну Лингвистика, где они смогут посетить такие станции, как "Орфоэпическая", "Орфографическая", "Лексикология", "синтаксическая", "Творческая"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_5_klass.rar | 1009.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!»
(урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Цели урока:
1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.
2.Развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.
3.Воспитывать интерес к изучению русского языка и бережное отношение к нему.
Задача :
Деятельностный подход к обучению по теме : «Лексикология»
Оборудование: компьютер, ребусы, схема маршрута, иллюстрации, тестовые здания.
Содержание урока.
1 Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
- Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас на уроке! Многие воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много внимания и времени. Но это совсем не так. И чтобы доказать это я приглашаю вас отправиться в путешествие.
Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово заявлено в теме?
( удивительная )
- Мы с вами должны разобраться, что же это за удивительная страна Лингвистика. Чтобы путешествие было безопасным нам необходимо знать разделы лингвистики, уметь правильно расставлять ударения в словах, знаки препинания в предложениях, правильно вставлять пропущенные буквы, грамотно подбирать к словам синонимы, антонимы и фразеологизмы.
- Откройте тетради – это будет наш путевой дневник, запишите число, классная работа.
- Итак, отправляемся в путешествие. За каждый правильный ответ вы получите жетон, у кого их окажется больше, тот получит медаль и даже орден.
- Для каждого путешествия продумывается (составляется) маршрут, у нас это будут станции, а право выбора предоставляется туристам.
- В бюро путешествий случились неполадки : произошёл сбой компьютера : рассыпались буквы, помогите мне их собрать, а когда мы соберём слова , то узнаем, на каких станциях, страны Лингвистики побываем.
1 задание. (Слайд 2)
«Рассыпались буквы»
Страна - стикаЛингви
Станции- 1.тическая Теоре
2 .эпическаяОрфо
3.граОрфофическая
4.сикологияЛек
5. ческая Творч
6. ксическаяСинта, ционнаяПунктуа
Итак, какую страну мы посетим? Через какие станции проедем? (Слайд 3)
- Запишите в тетрадь: 1ряд одно понятие из раздела «Орфография», 2 ряд - из раздела «Лексика», 3 ряд – из раздела «Пунктуация». ( проверка)
- Я вижу, мы готовы. Можно отправляться.
А вот и 1 станция
«ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»
-Удивительные люди живут на ней. В чём их необычность? Как они произносят слова? (Правильно)
- На этой станции мы постараемся найти общий язык с жителями .
Перед вами карточки. Расставьте ударение, произнесите правильно слова.
- Что объединяет эти слова?
- Подчеркните слова, которые имеют двойственное ударение.
Добавьте ещё по одному слову в каждый ряд.
1.Компас, азимут, свежий.
2 Маршрут, разжечь, диковинный.
3.Творог, кулинария, напоит.
- В русском языке ударение может падать на разные слоги. (во французском языке- на последний слог, а польском – на предпоследний)
2станция «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»
- Рядом живут близкие родственники жителей орфоэпической станции. В чём заключается их родство? (Общий корень: орфо—правильно, произношу и пишу; графо - пишу, эпос - речь)
- Народ этой станции живёт в быстром темпе. Мы с вами должны этот темп тоже соблюдать. Раскрою секрет: в фамилиях или именах жителей встречается удвоенная согласная. Мы должны узнать некоторые из них.
«Удвоенные согласные”.
Замените следующие словосочетания одним словом, обратите внимание на правописание этих слов. Все ответы будем записывать в тетрадь.
-Все угаданные слова будем проговаривать по слогам и записывать в маршрутный лист. (Слайды 5, 6, 7, 8)
- Товарищ по работе. (Коллега)
- Спортивный бег(кросс)
- Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
- Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)
- А теперь загадки: (Слайды 9, 10)
1) Он на вокзале есть всегда.
К нему приходят поезда
Двойное р содержит он ,
А называется ..(перрон)
2) На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …( Экспресс)
( Показ на слайдах. Запись в тетрадь)
- Мне думается, мы произвели на жителей этой станции хорошее впечатление, и они нам в подарок оставляют ребус, который вы разгадаете на следующем уроке
(Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков)
Ответы: история, ботаника, русский, география, рисование, физкультура.
- Давайте проверим: не сбились ли мы с маршрута?
-Мы приблизились к 3 станции .
«Лексикология»
- В русском языке столько слов, что даже учёные не могут посчитать их точно. Все они находятся на станции «Лексикология».
- А как вы думаете , какие народы живут на этой станции? Что изучают? (омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы и т. д )
- Они для нас подготовили следующее задание. Образуйте группы из 4 человек. У вас на карточках слова. Чем они объединены? (общей темой: качества человека)
* Правдивый - подобрать антоним------ лживый;
* Смелый - подобрать синоним---------храбрый
* Находить общий язык (фразеологизм изобразить на карточке)
- В чём особенность вашего рисунка? Что показал художник? (свой вариант)
- Мы приближаемся к двум станциям, которые находятся совсем рядом, потому что не могут существовать одна без другой. Это станции
Синтаксическая
И
-Давайте назовём вторую станцию
Пунктуационная
- Жители этой станции очень дружные. Они просят нас помочь правильно расставить и объяснить знаки препинания ( 11 слайд)
Туристическая поездка - это новые люди, новые места и новые песни. Чистая родниковая вода, роса на рассвете, долгий вечерний костёр - всё это делает туристический поход надолго запоминающимся событием. В походе необходимы спортивная выносливость, дисциплинированность, чувство локтя. Свои желания и привычки здесь необходимо подчинить общим.
Сверяем (Слайд 12)
Конечная станция «Творческая».
-Туристическая поездка всегда продуктивная деятельность. Мы сегодня сделали так много, что я уверена: сможем самостоятельно создать творческий текст.
- Давайте попробуем свои силы в поэзии и напишем буриме
Буриме - небольшое шутливое стихотворение-экспромт, сочинённое на заданную рифму.
( слайды 13, 14 с рифмами. Музыка № 17)
- Для вас рифма: поход- вперёд, с собой - с едой.
Муравей пошёл в поход
Шаг назад и два вперёд.
Взял котомку он с собой
В ней вода и куль с едой.
Весь наш класс пошёл в поход,
Дружно двигался вперёд.
Взял в дорогу он с собой
Компас и рюкзак с едой.
Чьи работы не успели послушать - услышим на следующем уроке.
Итог урока.
- Вот подходит к концу наше путешествие. Каким плодотворным оно оказалось! Вы убедились, что Лингвистика - удивительная страна! Какое ключевое слово вы видите? (удивительная)
- Что же в ней необычного, удивительного? ( в ней происходят разные явления: появляются новые слова, уходят из употребления устаревшие, ударение в словах падает на разные слоги, к словам можно подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы и т.д..)
-За активное участие путешественники награждаются медалями.
- Давайте посмотрим, кто получил наибольшее количество жетонов. Эти ученики будут награждены орденами.
-Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!
Вот и время расставаться. Жалко очень…Говорю вам от души, что запомню надолго ваши лица, мне с вами легко было общаться. Вам я желаю никогда не огорчаться, быть здоровыми, умными и хорошо учиться.
Вы все работали прекрасно.
Я вам вручила ордена и медали.
Ни один поход не обходится без групповой фотографии. Давайте и мы на память сделаем фотоснимок, чтоб друг друга не забывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"
Урок в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают ра...
Урок-игра: Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ». Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
Данная разработка является разработкой нестандартного урока по химии «Виртуальная экспедиция - в поисках острова Химических сокровищ» в 9 классе. На данном уроке будет осуществляться обобщение и систе...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс
В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».
Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.· Обучающие. Повтори...
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...