Комплекс заданий по теме «Тип речи – рассуждение»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Комплекс заданий по теме «Тип речи – рассуждение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_zadaniy_po_teme_22tip_rechi_-_rassuzhdenie22.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс заданий по теме «Структура типа речи – рассуждение»
Цель текста-рассуждения — высказать свою точку зрения на что-либо, объяснить причины явлений, событий, их связь.
Текст даёт ответ на главный вопрос: Почему так происходит?.
Чаще всего используется в научном стиле и его разновидностях. Много текстов-рассуждений содержится и в учебниках, и в энциклопедиях.
Текст-рассуждение строится по определённым правилам:
1. Тезис — то, что доказывается, объясняется.
2. Доказательства: аргументы, доводы, обоснование, объяснение.
3. Вывод: заключение, обобщение.
№1.
Ответьте на вопросы к тексту.
#1057;формулируйте тему и основную мысль текста.
#1050;акой тезис можно назвать основным? Аргументируйте свое мнение.
#1053;айдите и выделите аргументы, используемые для доказательства тезиса.
#1055;редложите собственные аргументы для доказательства тезиса.
Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте?
Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с пирамидой церкви Покрова на Нерли ... Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет ...» Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
(По Л. Мигдалу)
№2.
#1054;заглавьте тексты.
#1054;пределите тип речи каждого текста и приведите конкретные доказательства.
Текст №1
Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
Текст №2
«Вот оно!» – думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало.
– Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
Текст №3
«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..» (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
№3.
Прочитайте текст и найдите в нем:
1) слова и словосочетания, «отвечающие» за восприятие с помощью органов чувств;
2) сравнения и значимые признаки описываемого объекта;
3) слова и словосочетания, в которых выражена идея текста.
Несколько минут назад все было совсем по-другому. Из комнаты доносился громкий переливчатый смех, а потом… потом они ушли.
Теперь комната кажется опустевшей, как будто из нее вынесли всю мебель, и тусклой, как будто вместе с мебелью пропали и цвета. Здесь пахнет ягодным чаем и сладкой выпечкой, на кровати стоит несколько пустых чашек. Я ставлю их на пол и отряхиваю мохнатый плед от хлебных крошек, крошки падают на пол, на прямоугольники света от большого окна. Скоро прямоугольники потускнеют, а потом и вовсе пропадут, потому что солнце спрячется за плоские крыши домов, а небо сначала порозовеет, а потом станет иссиня-чёрным.
Отвожу взгляд от окна. Вроде бы ничего не изменилось: тяжёлые льняные шторы, мягкий пушистый ковер, мольберт у стенки, а рядом деревянный шкаф, доверху забитый книгами с шершавыми корешками, только вот все стало другим, даже воздух.
Я беру чашки: три в одну руку, две в другую, и несу их на кухню.
№4.
Человек природе друг?
Сегодня во всем мире остро встала проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Поэтому трудно назвать человека другом природы. Постараюсь доказать это.
Во-первых, вырубаются леса, ядовитые отходы, которые нельзя уничтожить, скапливаются на поверхности земли, загрязнение атмосферы и гидросферы заводами и фабриками превысило все допустимые нормы.
Во-вторых, средства массовой информации каждый день сообщают нам о новых печальных известиях, объем Красной книги увеличивается не по дням, а по часам. А происходит исчезновение многих видов растений и животных из-за бессмысленного уничтожения их и нерационального использования земли человеком.
Следовательно, человек вовсе не друг природе. Природе очень тяжело сейчас, она больна, заражена и сама уже не в состоянии справиться с этой болезнью. Ей нужны помощь и участие, добрый друг и хороший доктор — человек.
Докажите, что перед нами текст - рассуждение.
Выделите его структурные элементы: тезис, доказательства, вывод.
№5.
Прочитайте и найдите два отрывка, различные по стилю и типу речи. Отделите один текст от другого. Определите стиль и тип речи каждого текста. Докажите принадлежность текстов к выбранным стилю и типу речи.
Охотничий рог (waldhorn) — медная улитка, доведённая до совершенства безвестными мастерами. От первоначальных форм остался лишь силуэт. Рог — духовой сигнальный, обычно мундштучный инструмент. Относится к классу аэрофонов, инструментов, у которых источником звука служит колебание воздушного столба. Улитка скручивалась, скручивалась, возбуждаемая предчувствием гона, и из медного горла выкрикивала хриплые призывы и пожелания счастливой охоты. Первоначально рог изготовлялся из бивней или рогов животных. С древности выполнял ритуальные функции, использовался как сигнальный инструмент охотниками, воинами, сторожами, пастухами. Гордая дичь платила и платит кровью за наслаждение этою музыкою, как платим и мы, когда за нами идёт охота, как наслаждаемся сами, охотясь за врагом. В результате модификаций и усовершенствований многочисленные разновидности рога послужили основой для формирования различных духовых инструментов (например, валторны, тромбона и др.). Полагаю, что звуки сего инструмента более чем уместны среди прочих звуков в оркестре, предназначенном для придуманных мною торжеств. О, охота, охота от чистого сердца, от щедрой души, истомлённой сомнением в собственной праведности!
№6.
Объясните принадлежность текстов к разным типам речи.
В тексте типа речи повествование подчеркните глаголы. В тексте типа речи описание подчеркните прилагательные. В тексте типа речи рассуждение найдите тезис, аргументы и вывод.
Однажды, в неуютный дождливый вечер, задумчивый кот взобрался на радиоприемник! Лег и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и закрывал свои прекрасные громадные глаза, а на его морде с точеным носом и пышными бакенбардами расплывалась блаженная улыбка.
Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые. Это очень красивый кот.
Коты появились в доме человека давным-давно. Для современного человека кот – любимое домашнее животное. Мы выбираем котов, руководствуясь различными соображениями: кто-то ищет котенка обязательно породистого, а кто-то подбирает питомца на улице, понимая, что без заботы человека он может погибнуть. Лучше всего выбирать котенка сердцем, того, которого сразу полюбил.
№7.
Найдите среди этих текстов текст(-ы) типа речи рассуждение и обоснуй свой ответ.
1. Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза у неё были хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось - вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом.
2. Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. Там у нас была своя собака Жучка. Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казенного обеда.
И вдруг у нашего надзирателя, у «дядьки», появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: «дядька» заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучил. Однажды он плеснул на неё кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели: у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа!
3. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины.
4. Вспоминаю своих первых жильцов. Они приехали на больших грузовых машинах и привезли с собой мебель и одежду, кошек и собак, а один - даже попугая. Все были так счастливы, знакомились и смеялись, называли друг друга соседями. Скоро мебель во всех квартирах была расставлена, на кухнях появился приятный запах еды. По вечерам в моих окнах стал загораться свет. С тех пор в моём дворе играют дети и гуляют взрослые.
5. Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря Бово Д'Антона, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
6. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В - третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.
7. Кирпич – это один из самых долговечных, прочных материалов. Он обладает высокой огнестойкостью, поэтому является наиболее распространенным строительным материалом. Кирпичи укладывают длинной стороной вдоль стены и называют ложками или короткой – поперек стены и называют тычками. Промежутки между кирпичами – швы – заполняют раствором. Конечно, кирпичная кладка, может быть совершенно разной. От этого во многом зависит неповторимый образ каждого дома.
№8.
#1055;остройте своё устное рассуждение-доказательство одного из тезисов (на выбор).
#1054;братитесь к теории модуля и примените один из способов аргументации, предложенных к рассмотрению.
#1055;рикрепите план вашего рассуждения.
1. В предложении:
"Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром..."
из стихотворения Сергея Александровича Есенина слово "снегом" является именем существительным.
2. "Собака — друг человека".
3. "Лето — это самое замечательное время года".
№9.
#1055;рочитайте текст Д.С. Лихачева "О дурном и хорошем влиянии".
#1044;окажите, что перед нами текст типа речи рассуждение. Выделите каждую часть соответствующим цветом.
О дурном и хорошем влиянии
В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.
Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьей связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться еще не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, – иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.
Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.
№10.
#1055;одберите по 2 аргумента к каждому тезису-афоризму.
#1055;одбирайте аргументы как подтверждающие тезис, так и опровергающие его.
«Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу». (Конфуций)
«Встретить мудрого, но не прибегнуть к его советам есть беззаботность». (Конфуций)
«Я испытываю отвращение к тем, кто считает мудростью повторение чужих мыслей: кто думает, что неподчинение есть смелость, а разоблачение чужих правдивость» (Конфуций)
№11.
Французский философ и историк Ипполит Тэн в книге «Философия искусства» сказал следующее: «чтобы понять какое-нибудь художественное произведение, художника или школу художников, необходимо в точности представить себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому они принадлежат ...здесь таится первичная причина, определяющая все остальное».
#1057;огласны ли вы с мнением ученого?
#1057;оставьте сообщение-рассуждение на тему «Творец и его эпоха». При составлении сообщения строго придерживайтесь структуры текста типа речи рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплекс заданий по теме "Фразеология"
в данной статье предложены задания по теме "Фразеология", которые помогут сделать урок более увлекательным...
Опорный конспект к уроку в 5 классе по теме "Тип речи - рассуждение"
В этом опорнои конспекте представлен ход урока по теме "Доказательства в рассуждении". Где представлена схема построения типа речи; тренировочные упражнения и задача, решение которой требует от учащих...
Комплекс заданий по теме "Имя прилагательное" с национально-региональным компонентом.
Материал можно использовать для урока - обобщения по данной теме. Тематика представленных текстов: "Быт и нравы коренных жителей Республики Татарстан"...
Урок русского языка по теме "Типы речи. Рассуждение"
Конспект урока и презентация по теме "Типы речи. Рассуждение"....
Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)...
Комплекс заданий по теме "Публицистический стиль речи"
Комплекс заданий по теме "Публицистический стиль речи"...
Комплекс заданий по теме "Структура типа речи - описание"
Комплекс заданий по теме "Структура типа речи - описание"...