комплекс заданий по теме "Фразеология"
статья по русскому языку (6 класс) по теме

в данной статье предложены   задания по теме "Фразеология", которые помогут сделать урок более увлекательным

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kamalova_i_statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Камалова И.Б., магистрант

                                                                 Руководитель: доц. Т.А.Зуева

Система заданий и методические рекомендации по изучению   фразеологии  на уроках русского языка

Анализ раздела «Фразеология» в альтернативных школьных учебниках по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, М.М.Разумовской, В.В.Бабайцевой показал, что их авторы акцентируют  в основном внимание на особенностях знаковой природы фразеологизмов (раздельнооформленности плана их выражения, целостности значения, его образности и оценочности) и их системных связях (фразеологической синонимии, многозначности, антонимии), однако  лингвокультурологический аспект, способность данных единиц языка отражать духовную и материальную культуру русского народа, в них практически не рассматривается. Кроме того, в представленных учебниках весьма ограничен набор заданий, учитывающих индивидуальные особенности личности ученика – ведущий канал восприятия и ведущее полушарие.

     В связи с этим нами разработана и апробирована на уроках русского языка и во внеклассной работе по языку система заданий, направленная не только на формирование и  расширение фразеологической компетенции школьника, но и на индивидуализацию  такой работы.

      Все предложенные задания с учетом реализуемой в ходе обучения образовательной цели  мы разбили на три блока:

1.Задания, служащие пополнению словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм (демонстрация через проектор), соединив лексическое значение в 1 колонке с фразеологизмом во 2 колонке.

Объясните  значение предложенных фразеологизмов. Составьте с ними предложения:  капля в море; без сучка и задоринки; в одну минуту.

Замените данные фразеологизмы антонимичными.

Выходить из себя – ...(взять себя в руки, держать себя в руках).
В первую голову –
...(в последнюю очередь, в конце концов).
Рукой подать –
...(за тридевять земель).
Заварить кашу –
...(расхлебывать кашу).
Засучив рукава –
...(спустя рукава).
Капля в море –
...(видимо-невидимо).
Семи пядей во лбу –
...(без царя в голове).

«Угадай-ка!»

     Учащимся  даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам необходимо  догадаться, о чем идет речь?

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют (нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают

( уши)

3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле;

на него бросают слова и деньги (ветер)

4. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что

вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык)

5. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные

люди; иногда они выходят из нее сухим (вода)

2. Задания, составленные с учетом ведущего модального канала восприятия и развивающие креативность мышления учащихся.

Восстановительный диктант

     Учитель диктует текст, ученики выписывают встретившиеся в нем фразеологизмы и затем письменно восстанавливают по ним текст (данное задание способствует развитию аудиального канала восприятия, использована методика по восстановлению лакун)

      Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья... того и гляди утащат кусок среди бела дня из-под носа.
Спорили, спорили сороки, а сыр тем временем под кустом лежал.
Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уж и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

В слабом классе можно записать фразеологизмы на доске и закрыть их, чтобы позже ученики могли сверить с ними свои записи. Текст, близкий к предложенному с сохранением фразеологизмов, восстанавливался легче теми учащимися, которые при записи фразеологизмов на первом этапе указывали номера предложений.

« Проба пера»

( данное задание развивает не только речь, но и креативность мышления)

     Напишите шуточное объявление с использованием фразеологизмов (фразеологизмы записаны на доске). Примерные тексты объявлений: Вставляю палки в колеса; Обучаю игре на нервах; Куплю хорошо подвешенный язык.

Игра в мяч

(рассчитана на развитие кинестетического и аудиального каналов восприятия)

 Учитель кидает мяч кому-нибудь из учеников. Ребенок, подобрав слово-синоним, возвращает мяч обратно.

Например, белые мухи (снег), битый час (долго), во весь дух (быстро), держать язык за зубами (молчать), засучить рукава (работать), как сельдей в бочке (много), косая сажень в плечах (могучий), краем уха (мельком), перемывать кости (сплетничать), поджать хвост (испугаться), родиться в рубашке (быть счастливым).

     Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес к изучению раздела «Фразеология» в школе, заставляет включиться в работу весь класс, потому что ученики не знают, к кому полетит  очередной мяч и какой ФО произнесет учитель.

«Счастливый случай»

( данное задание развивает речь учащихся, креативность мышления, а также рассчитано на развитие аудиального канала восприятия)

     Учащиеся получают опережающее домашнее задание: найти в словаре 10 фразеологизмов, выучить их и знать, что данные ФЕ обозначают. В начале урока каждый ученик пишет на листочке один фразеологизм, затем все они складываются в коробку. Ребята выходят к доске, берут один листок и, не зачитывая ФО, пытаются объяснить его значение. Класс должен угадать написанный фразеологизм. Игра имеет такое название, потому что кому-нибудь может выпасть «счастливый случай»: вытянет написанный им самим фразеологизм.

3. Задания, направленные на  изучение  русской фразеологии в лингвокультурологическом аспекте.

«Одень человека»

     Используя фразеологический словарь, оденьте человека.

Например, голова - по Сеньке и шапка; туловище - плакаться в жилетку, родиться в сорочке; ноги- сапоги всмятку, под каблуком 

Объяснить ЛЗ ФО.

Разновидностью подобной работы может быть «Трапеза».

Например, сделать котлету, облупить как яичко, дать леща, кислые щи.

«Город мастеров»

     Слово учителя: мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий
(на карточках записаны фразеологизмы, и ученики должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота).

1) топорная работа; без  сучка, без задоринки; снять стружку. (Столяр)

2) на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками. (Портной)

3) доводить до белого каления; между молотом и наковальней. (Кузнец)

4) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. (Повар)

5) ставить в тупик; зеленая улица; на всех парах. (Железнодорожник)

6) позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (Доктор)

Лото «Эмоции и чувства человека»

     Учащимся даются карточки с шестью полями, вверху каждого поля указаны чувства или эмоции человека. Затем учитель читает фразеологические обороты, а ребята должны их записать в нужный квадрат.

любовь

презрение

гнев

обида

счастье

удивление

Используемые фразеологизмы: сквозь зубы, надувать губы, быть на седьмом небе, рвать и метать, вот те раз, носить на руках.

Ответы:

любовь

носить на руках

презрение

сквозь зубы

гнев

рвать и метать

обида

надувать губы

счастье

быть на седьмом небе

удивление

вот те раз!

«Найди пару»

     Ученикам предлагаются полярные характеристики значений фразеологических оборотов, а также двенадцать фразеологизмов, спроектированных на экране в хаотичном порядке. Все предложенные фразеологизмы ученики должны сгруппировать по парам.

Характеристики значений:

Сходство – различие

Начало – конец

Множество – меньшинство

Согласие – ссора

Молодость – старость

Правда – обман

Фразеологизмы:

Как сельдей в бочке, в один голос, на закате лет, как две капли воды, раскрывать глаза, встречать в штыки, как небо и земля, первые шаги, в самом соку, оставить с носом, кот наплакал, дышать на ладан.

Ответы:

Сходство – различие: как две капли воды - как небо и земля

Начало – конец: первые шаги - дышать на ладан

Множество – меньшинство: как сельдей в бочке - кот наплакал

Согласие – ссора: в один голос - встречать в штыки

Молодость – старость: в самом соку - дышать на ладан

Правда – обман: раскрывать глаза - оставить с носом

Предложенные нами  задания помогут не только разнообразить урок, пополнить словарный запас учащихся фразеологизмами и индивидуализировать работу с учетом  психологических особенностей каждого ребенка,  но и расширят представления учеников о специфике ФЕ как культурно маркированного языкового знака, содержащего в своем образном основании сведения о культуре, истории и быте русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс заданий различного уровня. Химия 8 класс.

Комплекс заданий I - III  уровня сложности предполагает развитие мыслительных способностей учащихся. Перед применением их необходимо провести тест обученности. Задания предлагаются учащимся в соо...

Комплекс заданий по освоению графики

Комплекс заданий по освоению графики...

Комплекс заданий для реализации вокально- исполнительской деятельности

Задания для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции, чтобы "разогреть горлышко " перед пением....

Комплекс заданий по теме "Имя прилагательное" с национально-региональным компонентом.

Материал можно использовать для урока - обобщения по данной теме. Тематика представленных текстов: "Быт и нравы коренных жителей Республики Татарстан"...

Комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения чтению.

Предлагается комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения, когда один и тот же языковый материал используется в различных текстах и отрабатывается...

Контрольная точка «Комплекс заданий (КИМов)»

Контрольная точка «Комплекс заданий (КИМов)».Задание: необходимо составить и оформить комплекс заданий двух вариантов(клонированных) тестов по 15 заданий по одной локальной теме школьного курса алгебр...

Комплекс заданий по русскому языку для 5 класса (олимпиадный уровень)

Комплекс заданий составлен на основе книги В.А.Малюгиной. Задания включают в себя материал по таким разделам языкознания, как фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис и пунктуация....