Комплекс заданий по теме "Публицистический стиль речи"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Каращук Маргарита Николаевна

Комплекс заданий по теме "Публицистический стиль речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zadaniy_po_teme_22publitsisticheskiy_stil.22.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс заданий по теме «Публицистический стиль речи: репортаж, интервью»

№1. Раскройте скобки и выберите верный синоним, соответствующий лексическим нормам публицистического стиля.

А. 1. Первые… (отрывки, фрагменты) из романа К. Федина «Города и годы» появилась в … (печать, пресса) в 1922 году. 2. Все очерки запечатлели … (специфический, характерный) черты северной природы. 3. На совещании по этому вопросу министры заняли… (негативный, отрицательный) позицию, отклонив … (конструктивный, плодотворный) предложение. 4. Волнуясь о здоровье дочери, он советовался со (знающие, компетентные, сведущие) врачами. 5. Все свое внимание ученый … (сконцентрировал, сосредоточил) на исследовании физических характеристик плазмы.

Б. Человек… (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им… (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он… (назвал, объяснил, обозначил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь… (воспроизводит, определяет, отображает, фиксирует) все изменения, …(происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он… (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может… (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

№2. В целях создания выразительности авторы газетных статей «разрушают» фразеологизмы, афоризмы и хорошо известные клише. Прочитайте следующие заголовки газетных статей и восстановите фразы, положенные в их основу.

1. Неделя начинается в полдень. 2. Страшнее белки зверя нет. 3. Свет мой, зеркальце, заткнись. 4. Генерал Максимов и вся ветеранская рать. 5. Истина в игре. 6. Клюшки наголо. 7. Буря болью нервы кроет. 8. Чем бы жена ни тешилась, лишь бы не била. 9. Взяточным рекам – законные берега! 10. Мой дядя самых зверских правил. 11. В товарищах уже давно согласья нет?

№3.

1. Познакомьтесь с рекомендациями Александра Колесниченко из книги «Практическая журналистика: 15 мастер-классов».

1) Пробираемся туда, где читатель не был — Откуда ведется репортаж?

2) Выявляем «конфликт» — Чем выбранный тобой репортаж «затягивает» читателя?

3) Наблюдаем целенаправленно — За счёт каких слов, приёмов создается эффект присутствия в данном репортаже?

4) Находим характерные детали — Какие слова, действия, предметы подчеркивают взгляд автора репортажа на описываемые события?

5) Определяемся с «красной нитью» — Определите линию повествования от начал до конца текста.

6) Пишем кинематографично — Выделите фразы, с помощью которых создается эффект кинематографичности.

7) Дополняем репортажным бэкграундом — Выделите фрагменты текста, поясняющие основные сцены.

2. Внимательно прочитайте два репортажа. В одном из них (на выбор) выдели следы семи шагов к хорошему репортажу (по рекомендациям Александра Колесниченко).


РЕПОРТАЖ 1

Репортаж Георгия Зотова для газеты «Аргументы и факты»

«Роза на 8 марта стоит 12 рублей». Почему мы платим за товары втридорога?

«Роза на 8 марта стоит 12 рублей». Почему мы платим за товары втридорога?

Я живу в новеньком (и самое важное — недорогом) отеле Аддис-Абебы, в моём номере быстрый Wi-Fi, горячая вода, электричество. Обычное дело? Не совсем. Раньше в нищей Эфиопии такое было не везде. Я прилетел из Москвы, прямым рейсом за вменяемые деньги. По городу перемещаюсь, вызвав такси по приложению. В отелях, магазинах, ресторанах принимают банковские карты (к сожалению, не российские). Между районами запущен скоростной трамвай, билет стоит всего 4 эфиопских бырра (2 рубля 80 копеек — Авт.). Ещё недавно страна считалась одной из беднейших в Африке, где люди сотнями тысяч умирали от голода: всего 10 лет назад (я это видел лично) бездомные, сидя в пыли, вымаливали кусок хлеба. Теперь Эфиопия — один из экономических «тигров» Африки, она развивается очень быстро — её ВВП за последние годы вырос в 10 (!) раз.

Я захожу в магазин, продающий кофе. Запах фантастический. Килограмм лучших молотых зёрен сорта «арабика» (мелют при мне) стоит... 420 рублей. В России за кофе такого качества попросят минимум 3 000. Свежие розы на улице (Эфиопия на втором месте в Африке по производству цветов после Кении) и фрукты на лотках — копейки.

Тем не менее торговля между нашими странами в убогом состоянии — Эфиопия ежегодно покупает российских товаров на 194 миллиона, а мы эфиопской продукции- на 30 миллионов. Почему так происходит? Нашим людям что, дешёвый кофе, цветы и копеечные фрукты не нужны?

«Для России Африка могла бы стать новым каналом продажи нефти и газа, — считает бизнесмен Йоханныс Абраха. — Вы торгуете с Индией и Китаем, но забыли про ваших старых друзей. Бензин на эфиопских АЗС стоит $1,15 за литр (80 рублей — Авт.) и субсидируется правительством, так бы цена была ещё выше. Нам необходимы энергоресурсы, наша экономика растёт, в стране живёт 120 миллионов покупателей. Странно, что Россия не обращает на нас внимание. Возможно, не сразу всё пройдёт гладко, но вам нужно заходить сюда уже сейчас». Я вспоминаю, что давно публиковал статьи о популярности в Китае российских продуктов и удивлялся, что наш бизнес по этому поводу не чешется. Теперь он распробовал китайские супермаркеты — и мы ежегодно продаём еды в КНР на 4 (!) миллиарда долларов. Не нужно пугаться новых рынков — следует думать о том, как дать гражданам России отличный кофе, свежие цветы и сочные фрукты за вменяемую цену, не ввозя их из Европы и не платя перекупщикам. Тогда всё и получится.

РЕПОРТАЖ 2

Репортаж Надежды Уваровой для для газеты «Аргументы и факты»

Челябинский метеорит: репортаж с места события

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. «Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».
Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели. Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня. По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.

№4. Какие особенности в области синтаксических норм и в построении текста публицистического стиля соблюдены, а какие нарушены?

Обратите внимание на фонетические особенности и устраните ошибки в звуковой организации речи (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайная рифма).

1. В связи с уточнением замера зазора в разделе четвертом подряд изъят.

2. Когда стали думать и гадать, что делать, чтобы ликвидировать сырость в свинарнике, вспомнили вдруг о заброшенном запарнике. 3. Над двадцатигектарной плантацией вздымаются дымы костров. 4. Выступающий управляющий щедро приводил примеры, доказывающие, что общение молодежи в общежитии оставляет желать лучшего. 5. Проверкой, проведенной комиссией, назначенной дирекцией, было установлено нарушение дисциплины в третьем цеху. 6. Организуем систематически тематические выставки. 7. Преемственность молодежи в славных делах подразделения помогает единению всего коллектива. 8. По окончании экспедиции по традиции в одном из дворцов культуры Северодвинска состоится отчет любителей подводного спорта перед своими земляками.

№5. В каких ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию. Составьте с ними предложения, относящиеся к публицистическому стилю речи.

Толочь воду в ступе, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру.

№6. Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи. Раскройте терминологические для соответствующей отрасли научных знаний значения этих слов.

Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты, рычаги, инфляция.

№7. Прочитайте тексты публицистического стиля и проанализируйте их, определив тему, жанр, общие стилевые признаки и языковые черты.

Придумайте к каждому тексту заголовок, выполняющий рекламную функцию.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда.

Слово – устное и особенно письменное – играет исключительную роль в межгосударственных отношениях, а следовательно, и во всей дипломатической деятельности. Еще Демосфен в речи «О преступном посольстве» говорил, что послы не имеют в своем распоряжении ни боевых кораблей, ни тяжелой пехоты, ни крепостей, их оружие – слова и благоприятные возможности. Когда проводятся важные переговоры, эти возможности мимолетны. Если они упущены, то упущены навсегда. Посол, который медлит и не дает возможности воспользоваться удобным стечением обстоятельств, не просто упускает благоприятные возможности, а теряет власть над событиями. Как видно из этих высказываний древнегреческого оратора, уже в античном мире отдавали себе отчет в том, что слово в дипломатии «не пустой звук», а сгусток воли государства, дающий или, наоборот, отнимающий власть над ходом событий. Как же должно быть взвешено, рассчитано на всевозможные реакции такое слово, прежде чем оно написано или произнесено!

Общественная палата РФ намерена создать орган, призванный помочь русскоязычным жителям зарубежных стран. Причем, под «русскоязычными» подразумеваются не только славяне, но и представители тех народов бывшего СССР, для которых языком коммуникации служит русский язык. Те, кто не могут до сих пор смириться с ситуацией, в которой оказались по вине трех китов новейшей истории: Ельцина, Кучмы и Кравчука. Власть Советов была суровой, но в памяти многих – заботливой. Чем, впрочем, отняла у большей части народа всякую инициативу к «самостоятельности». А те, кто решился на демонтаж СССР, оказались способными на все. Обретя суверенитет, Россия в последующем отказывается от своих колоний, чего в истории никогда не наблюдалось. И теперь, спустя полтора десятка лет, в России создается рабочая группа по защите соотечественников за рубежом, куда войдут не только представители Общественной палаты, но и сами соотечественники. Возглавит эту группу известный адвокат и член ОП Анатолий Кучерена. Новый орган призван помочь бывшим согражданам решить самые разные проблемы, в том числе возращения в Россию.

№8. Выберите оценочные словосочетания, обосновывая свое мнение:

а) политическая близорукость, политическая деятельность, политические перспективы, политический шантаж;

б) правовая реформа, правовой нигилизм, правовой беспредел, Российское право, право на жизнь, ювенальное право;

в) правовые законы, воровские законы, жить по законам, закон гостеприимства, законы гор, закон Яровой, закон каменных джунглей;

г) районный суд, суд присяжных, человеческий суд, суд толпы, суд Линча, суд первой инстанции, суд шеффенов, суд королевской скамьи, суд божий;

д) вершить правосудие, предать суду, пресекать беззаконие, творить беззаконие, охранять законы, нарушать законы, создавать законы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие 3. Таблица "Стили речи. Задания"

Заполнить таблицу, используя  материалы презерт ации и книги "Практическая стилистика"...

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...

Комплекс заданий по теме «Тип речи – рассуждение»

Комплекс заданий по теме «Тип речи – рассуждение»...