Комплекс заданий по теме "Структура типа речи - описание"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Каращук Маргарита Николаевна

Комплекс заданий по теме "Структура типа речи - описание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zadaniy_po_teme.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс заданий по теме «Структура текста типа речи – описание»

ОПИСАНИЕ – тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

-общее представление о предмете;

-описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;

-авторская оценка, вывод, заключение.

В описании широко используются:

-слова, обозначающие качества, свойства предметов;

-глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени;

-определения.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

И. А. Бунин

ТИПЫ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЕ

Описание природы (язык художественной литературы):

• общее впечатление от увиденного, пережитого;
• собственно описание природы, пейзажа, стихии;
• обобщение.


Описание обстановки (язык художественной литературы, официально-деловой стиль, публицистический стиль):

• общее представление о помещении, доме, квартире;
• описание деталей;
• выводы, оценка.


Описание человека, личности (язык художественной литературы, публицистический стиль):
• общее представление о человеке;
• описание внешности;
• описание характера, особенностей поведения;
• описание взаимоотношений с другими людьми;
• описание отношения к какой-либо деятельности, учёбе;

• характеристика интересов, ума и способностей;

• общие выводы, оценка.

Описание вещи (язык художественной литературы, официально-деловой стиль, публицистический стиль):

• общее представление о предмете;
• описание деталей (внешний вид, свойства, характеристики и т. д.);

• выводы, оценка.


Описание-характеристика (официально-деловой стиль):
• характеристика достижений;
• оценка отношения к труду, различной иной деятельности;
• отношение коллег и отношение к коллегам;
• оценка человеческих качеств;
• интересы;
• обобщение.

Описание научного факта, объекта (научный стиль):
• определение объекта описания;
• перечисление существенных признаков, выделяющих данный объект из ряда других;

• резюмирование.

№1.

#1044;огадайтесь, к какому стилю речи относятся приведенные отрывки текстов-описаний. Укажите соответствующий стиль речи.

#1042;ыделите приметы того или иного стиля речи в каждом отрывке.

#1054;заглавьте каждый отрывок.

ПРИМЕР 1

У европеоидов беловатый или смугловатый цвет кожи, волосы самых разных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, выступающий, а вот скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, складка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверхность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица почти не выступает вперёд. (А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая)

Описание научного объекта — европеоидной расы: перечисление специфических признаков расы, использование научной терминологии.

ПРИМЕР 2

За время учёбы студент проявил себя как молодой начинающий учёный, участвовал в студенческих конференциях различных столичных вузов. В конкурсе научных работ студентов МПГУ занял второе место. В коллективе пользуется уважением. Скромен, общителен. Хороший, отзывчивый товарищ.

Описание-характеристика студента: перечисление деловых качеств, достижений, оценка со стороны коллектива, клишированный синтаксис, использование односоставных и неполных предложений.

ПРИМЕР 3

В дверях показалась мощная фигура Аннушки, в ярко-красной кофте, стянутой старым офицерским поясом. натёртые ради праздника свёклой круглые щёки соперничали колоритом с лежавшими на блюде пасхальными яйцами. Волосы грязно-серого цвета были жирно напомажены и взбиты в высокую причёску, увенчанную розеткой из гофрированной зелёной бумажки с аптечного пузырька. Скромно опустив глаза, словно стыдясь своей собственной красоты, поставила Аннушка поднос с кофейником и чашками. (по Н. Тэффи)

Описание девушки: раскрытие деталей внешнего вида, использование изобразительно-выразительных средств и иронии.

ПРИМЕР 4

Вглядитесь в фотографию этого офицера. В светлых глазах затаилась скорбь и отчаянное мужество. Открытый лоб, складки горечи около рта. Очерченные скулы. Выцветший китель. Как много пройдено этим человеком дорог. Как много было увидено им страшного и непоправимо- го. Как много узнал он о жизни. Он стал настоящим офицером, но теперь никогда об этом не вспоминает.

Описание человека: использование деталей внешнего вида для раскрытия внутреннего мира героя в целях усиления эмоционального воздействия на читателя, использование побудительных предложений, парцелляции.

ПРИМЕР 5

Такую куклу купили! Огромные голубые глаза, длинные ресницы. Волосы длинные, чёрные. Такого цыганского типа. Цыганка Сэра. Да, действительно, и платье длинное, до щиколоток, красное. В общем, красотка. Ребёнок будет очень доволен. Моя девочка только и мечтала о такой.

Описание куклы: детальное описание внешнего вида, использование характерного разговорного слова такой для оценки и сравнения, употребление неполных предложений, стремление к экономии речевых средств.

№2.

Прочитайте текст. Найдите в нём недостатки. Исправьте их, используя слова для справок.

Крапива.

Часто слёзы вызывает крапива у детишек. А ведь это …и… растения. Из ... крапивы варят … борщ, готовят …салат. Она появляется раньше … щавеля и … зелени.

В старину из … стеблей делали …нитки, а из ниток ткали …холст. В некоторых …странах из …вида этого растения делают …верёвки, … сети. А в Индии растёт крапива, укус которой опасен, как укус …змеи.

Справка: полезное и вкусное, горькие, ядовитой, молодой, аппетитный, нежный, особого, крапивных, крепкие, рыболовные, лугового, огородный, прочные, отличный, южных.

№3.

#1055;рочитайте тексты.

#1050;ак вы думаете, есть ли связь между состоянием героев и их внешностью? В чем она проявляется?

#1042;ыделите "говорящие" детали.

;Ура! - кричит девчонка. - Пять!!" Рот до ушей! Глаза смеются! Растопыренная ладошка машет в воздухе: пять, мол, пять!

#1057;оня изо всех сил тянула меня куда-то вперед. Я не поддавался. От напряжения Соня совсем запыхалась, раскраснелась. У неё даже капельки пота выступили на лбу.

№4.

#1055;рочитайте текст.

#1053;айдите то место в тексте, куда следует включить описание внешности Сергея Павловича Королева. Для этого решите, какой момент был наиболее подходящим, чтобы разглядеть героя произведения.

Душным летним днем я шел вдоль Александровского сада к площади Революции. Впереди почему-то возникла пробка, вереница машин остановилась, и рядом со мной затормозила "Чайка". На заднем сиденье ее у окна справа сидел плотный, пожалуй, даже массивный человек. Лицо его показалось мне знакомым. Вдруг он обернулся, поглядел на меня, и в его глазах появилось напряжение узнавания. Потом он улыбнулся, сделал знак шоферу, открыл дверцу и вышел...

Тогда я и узнал пассажира "Чайки". Это был Сергей Павлович Королев. Пожатие его руки было энергичным, сильным. Он расправил плечи, и на мгновение передо мной возник молодой Королев, тридцать четвертого, в туго подпоясанной гимнастерке с голубыми авиационными петлицами, стройный, гибкий.

Видение мелькнуло и скрылось. Впрочем, за много лет этот совсем уже не молодой человек сохранил от того, наверное, самое главное...

Для справки: Лицо его округлилось, морщинки разбегаются от глаз к вискам. А сами глаза, хоть усталость и лежит на веках, такие же яркие, так же светятся мыслью и духовной силой.

№5.

#1055;рочитайте стихотворение.

#1050;ак вы думаете, почему лица людей производят такое разное впечатление?

#1042;ыберите трёх своих одноклассников и образно передайте, какое впечатление на вас производят их лица.

Есть лица, подобные пышным порталам*,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобие жалких лачуг**,

Где варится печень и мокнет сычуг***.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине, мир и велик, и чудесен!

Есть лица – подобье ликующих песен.

Н. Заболоцкий

*портал – главный вход в большом архитектурном сооружении.

**лачуга – жилище бедных.

***сычуг – часть желудка жвачных животных, пища бедных.

№6.

#1055;еред вами письменные ответы учащихся по литературе.

#1071;вляются ли они характеристиками?

#1054;пределите, к одному или разным типам речи относятся эти тексты? Обоснуйте свой ответ.

#1053;айдите во втором отрывке предложения с обратным порядком слов. Объясните, чего достигает ученик использованием этого приема.

1)Отважный, удалой, смелый, Андрий стал изменником родных, потому что узы братства, узы товарищества не были для него святее всего, потому что законы Запорожской Сечи не были для него самым главным в жизни, потому что личное счастье для него важнее интересов народа. Горячо полюбив прекрасную полячку, он забыл о долге, предал товарищей, отца, отчизну.

2)Внутренний мир Андрия сложен и противоречив. Этому человеку свойственны удаль и отвага. Еще в бурсе Андрий отличался сметливостью, ловкостью, силой. В бою он, как и Остап, был одним из первых, бешеным натиском производил чудеса. Но не хладнокровие и разум владели им, а запальчивое увлечение.

3)Андрий не только кипел "жаждою подвига", душе его доступны и другие чувства. Страстно, горячо полюбил он прекрасную полячку. Искреннее, сильное чувство отгородило его от товарищей, отчизны. Любовь заставляет его забыть о долге, о товарищах, о родине.

№7.

#1055;рочитайте описание внешности.

#1056;азбейте текст на абзацы.

#1042;ыделите в тексте характерные черты героя, которые отличают его в ряду других.

#1057;оставьте план текста-описания.

Я уже имел честь представить вам, благосклонные читатели, некоторых моих господ соседей; позвольте же мне теперь, кстати (для нашего брата писателя всё кстати), познакомить вас ещё с двумя помещиками, у которых я часто охотился, с людьми весьма почтенными, благонамеренными и пользующимися всеобщим уважением нескольких уездов.

Сперва опишу вам отставного генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынского. Представьте себе человека высокого и когда-то стройного, теперь же несколько обрюзглого, но вовсе не дряхлого, даже не устарелого, человека в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре. Правда, некогда правильные и теперь ещё приятные черты лица его немного изменились, щеки повисли, частые морщины лучеобразно расположились около глаз, иных зубов уже нет, как сказал Саади, по уверению Пушкина; русые волосы, по крайней мере, все те, которые остались в целости, превратились в лиловые благодаря составу, купленному на Роменской конной ярмарке у армянина; но Вячеслав Илларионович выступает бойко, смеётся звонко, позвякивает шпорами, крутит усы, наконец, называет себя старым кавалеристом, между тем как известно, что настоящие старики сами никогда себя не называют стариками. Носит он обыкновенно сюртук, застёгнутый доверху,

высокий галстух с накрахмаленными воротничками и панталоны серые с искрой, военного покроя; шляпу же надевает прямо на лоб, оставляя весь затылок наружи. Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Например: он никак не может обращаться с дворянами небогатыми или нечиновными, как с равными себе людьми. Разговаривая с ними, он обыкновенно глядит на них сбоку, сильно опираясь щекою в твёрдый и белый воротник, или вдруг возьмёт да озарит их ясным и неподвижным взором, помолчит и двинет всею кожей под волосами на голове; даже слова иначе произносит и не говорит, например: «Благодарю, Павел Васильич», или: «Пожалуйте сюда, Михаил Иваныч», а: «Боллдарю, Палл Асилич», или: «Па-ажалте сюда, Михал Ваныч». С людьми же, стоящими на низших ступенях общества, он обходится ещё страннее: вовсе на них не глядит и, прежде чем объяснит им своё желание или отдаст приказ, несколько раз сряду, с озабоченным и мечтательным видом, повторит: «Как тебя зовут?.. как тебя зовут?», ударяя необыкновенно резко на первом слове «как», а остальные произнося очень быстро, что придаёт всей поговорке довольно близкое сходство с криком самца-перепела.

№8.

#1055;рочитайте тексты и найдите в них описание состояния человека.

#1063;ем вызвано это состояние?

#1042;ыделите ключевые слова в каждом из текстов.

1)Бывает летом пора: полынь пахнет так, что одуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо... Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости.

2)Алешка, зажмурясь, бухнулся в воду, закричал, как ошпаренный, заколотил руками и выскочил на берег. Озноб мигом исчез и даже сделалось жарко... И как же славно стало дышать после купания! Как толчками заходила, заиграла в нем кровь, как напряглись мускулы! Захотелось побежать, помчаться по свинцовой траве, чтобы посвистывало в ушах, чтобы секло ветром глаза!

№9.

Перед вами отрывки сочинений на тему "Портрет дорогого для меня человека".

#1042; каком сочинении основная мысль, заявленная в первой фразе, оказалась нераскрытой?

#1054;боснуйте свой ответ.

#1052;ама - вот самый дорогой для меня человек. Только скажешь слово "мама", и перед глазами встает женщина невысокого роста с темными, но уже слегка поседевшими на висках волосами. Они всегда аккуратно уложены, только на лоб то и дело выбивается непослушный смешной завиток.

У мамы добрые и мудрые глаза; они смотрят на меня иногда ласково, иногда строго. Когда мама смеётся, около её глаз собираются стайки маленьких морщинок, а когда она сердится, то на лбу проходят большие "серьёзные" морщины.

#1057;амый дорогой для меня человек - мама. Моя мама среднего роста. У неё темные густые волосы, широкий открытый лоб, небольшой прямой нос, чётко очерченный рот. У мамы большие серые глаза и длинные ресницы.

№10. Внимательно прочитайте тексты и предположите, с какой целью они написны автором. Задайте вопросы к тексту и определите тип речи. Можно ли утверждать, что выбор типа речи связан с целью создания текста? Ответ обоснуйте.

1. «Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, С. 1 из 3 журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу, улыбались и подставляли лица ледяным каплям…».

;Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.».

;Итак, пройдет ночь и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать».

№11. Прочитайте предложения; составьте из них зарисовку; исключите предложения, которые не подходят по теме.

Услужливый мороз затянул реки ледком.

По листьям шуршит дождь.

Резкий ветер теребит верхушки деревьев.

Во все стороны двинулись мощные потоки воды.

До самых бровей нахлобучили они белоснежные шапки. Надели пуховые варежки.

Шустрые снегири порхают по шишкам елей.

№12.

#1055;рочитайте текст. Определите его тему.

#1054;заглавьте текст

#1055;родолжите описание, добавив 3-4 фразы так, чтобы в тексте появился человек, настроение которого подсказано самой природой.

В саду стало очень тихо; только, не нарушая этой вечерней тишины, монотонно трещит в траве кузнечик. Не слышно пронзительных визгов стрижей. Уже улетели...

№13.

#1050;аковы ваши впечатления от картины? Что вас поразило? Кто из писателей описывал Днепр? Что общего в изображении Днепра у писателя и художника?

#1050;акие языковые средства выразительности используются для описания картины в тексте?

#1053;айдите в тексте антонимы и синонимы. К каким словам в тексте вы можете подобрать синонимы и антонимы?

#1042;ыделите в тексте элементы описания.

А.И.Куинджи. Лунной ночью на Днепре.

В 1880 году Куинджи познакомил публику со своим новым произведением – «Лунной ночью на Днепре». Ради «Лунной ночи» художник устроил персональную выставку, выставив на ней только эту картину, подчеркнув тем самым её принципиальное значение в своем творчестве. Куинджи стремился к предельной простоте изображения. Он рассматривал свет в качестве основного поэтического начала в природе. В полотне «Лунная ночь на Днепре» это нашло своё наиболее совершенное воплощение.

Вся природа словно погрузилась в сон, в черноту ночи. Тишина царит над миром. Фосфорический серебристо-зеленый свет луны льется с небес на землю, прорезая ночную тьму, тревожа воображение. В его сиянии всё неузнаваемо преображается, принимая призрачные очертания. Серебристой лентой вьётся по равнине широкий полноводный Днепр. Искрится легкая рябь на воде. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются белизной стен. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Противоположный берег тонет во мраке ночи.

Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири. Бездонное и величавое, распростерлось над землей небо. С поразительной верностью переданы легкие облака, чуть посеребренные лунным светом. Но самое большое впечатление оставляет свет луны. Иллюзия этого чарующего, фантастического лунного света была настолько сильна, так неотразимо действовала на зрителей, что буквально заставляла подозревать, не усиливает ли художник его эффект с помощью искусственного освещения за картиной.

№14.

Прочитайте и сравните эти тексты: о чём они? Какая цель была у авторов, когда они писали эти строки?

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шёл домой,—

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая
Не осталось никого.

(Николай Рубцов)

-------

В лесу на проталой полянке,

В дремучем весеннем бору

Устроили зайцы гулянки,

Затеяли зайцы игру...

Звенели весенние воды,
И прыгал с пригорка родник,

И зайцы вели хороводы,

Забывши про мой дробовик.

И зайцы по-заячьи пели,

Водили за лапки зайчих...

И радостно сосны шумели,

И звезды качались на них...

Всю ночь я бродил, всё я слушал,

Ах, друг мой, открою тебе:
За бедную заячью душу
Я так благодарен судьбе!..

(Сергей Клычков)

Какое отношение вызывает у вас событие, описанное каждым из авторов? Сравните эти поэтические зарисовки с записью путешественника-зоолога:

На дорогу выскочил зверёк. Было совсем темно: ни звёзд, ни проблеска света, видимо, небо затянуло тучами. И из этой кромешной тьмы наш внезапно возникший бегун попал сразу в яркую полосу автомобильных фар! Он непроизвольно вытянулся всем тельцем и замер столбиком. Благодаря этому «параличу», мы сумели хорошо разглядеть мягкий серый пушок его шкурки, коротенький хвостик, длинные уши и разные лапы: длинные, непропорционально крупные задние и короткие передние конечности. Неправдоподобно круглый глаз, не мигая, косил в сторону источника света. Заяц застыл, и нам показалось, что мы изучаем его целую вечность. Пришлось на секунду выключить фары, чтобы маленький обитатель леса сдвинулся с места, а мы могли продолжить свой путь.

На какие мысли наводит встреча с зайцем автора этого отрывка? К какому стилю можно отнести этот текст? Стихи и проза: только ли в этом различие?

№15.

#1055;рочитайте правдивое описание рабочего места Г.Левинзона из повести «Прощание с Дербервиллем, или Необъяснимые поступки».

#1050;ак бы вы разнообразили описание комнаты?

#1053;а основании прочитанного запишите, из каких частей должно состоять описание помещения.

#1057;оставьте план описания помещения.

#1053;апишите сочинение на одну из тем:

- «Самый уютная аудитория в школе»;

- «Кабинет моего папы»;

- «Наша гостиная»;

- «В деревенском доме»;

- «Комната моего друга».

Такого рабочего места я не увижу: чего тут только не было навалено! Одних. Только карандашей, заточенных и незаточенных, с десяток там и сям лежало, учебники, тетрадки, выдранные из тетрадок листы, книжка, на обложке которой собака была нарисована, надкусанный ломоть хлеба с маслом, голубая красивая стекляшка, несколько авторучек без колпачков и колпачков без ручек, коричневый шнурок, деревянный орел с обломанным крылом, настоящий живой котенок и блюдечко с молоком для него; тут только собаки недоставало <…>

Я взял выдранный из тетради листок и стал описывать…рабочее место. Котенок мне мешал: терся о рукав, мурлыкал. Я его отодвигал и писал дальше, а он опять подходил и терся; потом я почувствовал, что кто-то к ногам моим прислонился. Ух, ты! – собака, та, что в коридоре меня приветствовала. Она виляла хвостом и уже поднималась на задние лапы, чтобы лизнуть меня в лицо. От собаки я всё время отбрыкивался. За рабочим местом…надо было трудиться руками и ногами. В общем, работа кипела.

№16.

1. Попробуйте «дописать» отрывок текста, исходя из общего настроения, которое создает описание пейзажа.

2. Найдите в тексте метафоры, определите роль их использования в тексте.

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большей частию…

№17.

#1055;рочитайте текст, состоящий из двух частей.

#1042; одной части описывается интересное явление, в другой объясняется, почему так происходит.

#1054;пределите обе части текста и расположите их в смысловом порядке: сначала — описание явления, затем — его причина. #1042;ставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

#1059;кажите грамматические признаки глаголов.

Ч..л...век (не) может х...дить по пр..мой (без) помощи зрения. (У) ...его несимметричное тело. При з...крытых гл...зах одна (из) ст...рон тела з...ставит ч..л...века п...в...рнут... в определенном н...пр...влении. Он п...идет по кругу. Это касается не только но..., но и рук. Ч..л...век упр...вляющий ...вт..м...билем с закрытыми гл...зами, примерно через 20 с.кунд с.езжает (с) дороги.

Если ты з...вяжет... себе гл...за и п...идет... (по) полю, то вскоре н...чнеш... х...дит... по кругу. З...блудившись (в) тумане или во время пурги и пр...х...див много ч...сов, ты в...рнеш...ся туда, откуда вышел.

№18.

#1042;ы любите петь?

#1040; какие песни вам нравятся больше: современные — эстрадные, «бардовские», «дворовые» — или старинные — народные, классические?

#1042;от вам два разных описания на эту тему: найдите их в этом «тексте» (воспользуйтесь цветными карандашами).

Исчезла замечательная русская протяжная песнь — лучший жанр наших песен. Почему? Он (Яков) глубоко вздохнул и запел... Слишком она печальная? Но разве печали нет и не будет? Я, признаюсь, редко слыхивал такой голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным, но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Ведь люди умирают, хворают, расходятся и разводятся, покидают иногда родные места, вспоминают не только счастливое, но несчастливое, грустное. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. И человеку необходима в этих случаях печальная песнь, созвучная его личному горю. Какая песня утешит в горе? Песнь росла, разливалась. Нет, весёлая песня только для весёлых случаев. Нужен полный диапазон русских народных песен...

#1050; каким стилям и типам речи вы отнесли бы отрывки текстов, которые у вас получились?

№19.

#1057;равните два текста.

#1054;бъясните, какой из них наиболее удачно написан.

#1054;боснуйте свой ответ.

А. У моей подруги обыкновенная, по-моему, привлекательная внешность. Чёрные волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на её круглой голове. Длинный нос некрасиво прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза. Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные. Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные, а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней три дня. Я поняла свой поступок, но не осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе встретились в подъезде, я взглянула в её глаза. Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”. При этом они были такие радостные и весёлые.

Б. У моей подруги обыкновенная, но, по-моему, привлекательная внешность. У неё , как у многих, коротко постриженные волосы (чёрные цвета). Большие яркие губы и длинный нос. Пожалуй, он даже немного портит её лицо. Но самое главное в её лице для меня – чёрные большие глаза под большими чёрными бровями. Это глаза очень внимательного, умного, живого человека. В них выражается и настроение моей подруги, и её отношение к человеку. Когда она радуется, глаза у неё становятся блестящими и даже как будто светлеют. Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как будто сказала: “Ты не права, слышишь?” А когда мы через несколько дней встретились и я почему-то не смогла признаться, что поняла свою ошибку, я просто взглянула в её глаза. И они как бы сказала мне: “Я всё поняла”. При этом они были такие радостные и весёлые!

№20.

Прочитайте эти разные тексты. Что их объединяет?

Текст 1.

Растение имеет органы: корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нём листьями и почками. Корень располагается под землёй и питает растение, добывая из почвы необходимые для его роста ресурсы. Он помогает растению укрепиться в почве, прочно удерживаться на определённом месте.

Текст 2.

Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем. Найти корень слова - значит выделить в слове самое главное, понять его смысл (его основное значение).

В наше время так важно, чтобы человек знал свои корни, не порывал связи с родными местами, изучал свой край, свою родословную, представлял прошлое, жизнь своих предков и родителей. В этом залог здоровья общества, в котором живём мы и в котором растут наши дети.

Текст 3.

— Как дуб, говоришь, стоит? Крепко, говоришь, стоит? А ты проверял? — отец почти кричал. — Не верю я, что крепко на земле можно стоять человеку без корней своих! Я долгую жизнь прожил и знаю, что Демидовы сильны были тем, что держались за семью, за старших по роду...

— Да, я хотел сказать... — попытался оправдаться было сын.

— Не перебивай отца, — хлопнул кулаком по столу Демидов, — слушай и на ус наматывай: корни твои купеческие, трудовые. Да-да, не пролетарские — где голь перекатная, потому что бездельники и пьяницы, а настоящие, трудовые, когда встаёшь ни свет ни заря и — за работу до глубокой ночи. Дело делать — это тебе не языком чесать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...

Типы речи. Описание.

Урок русского языка в 6 классе "Типы речи. Описание" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....

«Урок обучающего изложения подробного характера типа речи – описание, в художественном стиле, по произведению Е. Носова «Петух» ( 2 часа).

Для урока обучающего изложения был выбран текст Е. Носова «Петух». Задача обучающего сочинения подробного характера:  «воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста»....

«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»

   Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....

Урок "Типы речи. Описание места"

Урок-презентация "Типы речи. Описание"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Описание"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Описание"...