Комплекс заданий по теме "Имя прилагательное" с национально-региональным компонентом.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Материал можно использовать для урока - обобщения по данной теме. Тематика представленных текстов: "Быт и нравы коренных жителей Республики Татарстан"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Повторяем изученное. Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Правописание суффиксов –ск-, -к-. Употребление имен прилагательных в речи. Краткая форма имен прилагательных. Ударение в краткой форме сравнительной степени имен прилагательных. Образование форм кратких прилагательных мужского рода с суффиксом -ен- и –енен.

Текст 1.

1)Весна – время пробуждения природы, время обновлений и ожиданий. 2)Хорошая весна – быть хорошему урожаю, а значит, и благополучной жизни. 3)Первый весенний праздник татар связан с ледоходом. 4)По старой-престарой традиции татарские аулы и города располагались по берегам рек. 5)Поэтому первый бэйрэм – «весеннее торжество» - для татар связан с ледоходом. 6)Называется этот праздник бозкарау, боз багу – «смотреть лед», бозозатма – проводы льда, зин киту – ледоход. 7)Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители – от стариков до детей. Молодежь шла наряженной, с гармонью. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты, старую одежду и даже окунались в ледяную воду: считалось, что весенняя река уносит болезни. В настоящее время праздник ледохода, к сожалению, утрачивает былую популярность.

            Рамазан Абдулатипов  «Мой татарский народ», Москва 2005г., стр.147

1.Укажите имя прилагательное.

А) плывущие;            Б) наряженной;

В) благополучной;   Г) изготовленные

2. Укажите качественное (-ые) прилагательное (-ые):

А) ледяную;             Б) весеннее;

В) татарские;           Г) старую;

3. От какого (-их) прилагательного (-ых) образуются краткие формы?

А) ледяную;       Б) весеннее;

В) татарские;     Г) старую;

4. Какие  прилагательные не образуют степени сравнения?

А) ледяную;       Б) весеннее;

В) татарские;     Г) старую;

5. Выпишите прилагательное с суффиксом –ск-.

6. Выпишите из текста сложное прилагательное.

7. Из предложения 4 выпишите относительное прилагательное.

8. Напишите разряд по значению прилагательного «благополучной» из предложения 2.

9. Соотнесите прилагательные со степенями сравнения.

  1. Простая форма сравнительной степени;  
  2. Составная форма сравнительной степени;
  3. Простая форма превосходной степени;
  4. Составная форма превосходной степени.

А) не образуется;

Б) лучше;

В) самый хороший;

Г) более, менее хороший.

Ответы:

  1. В
  2. Г
  3. Г
  4. А, Б, В
  5. Татарские.
  6. Старой-престарой.
  7. Татарские.
  8. Качественное.
  9. 1 – Б;

2 – Г;

3 – А;

4 –В.

Текст 2.

   1) Произведения татарских ювелиров, высокие по своим художественным достоинствам и эстетическим свойствам, обрели поистине мировую известность.  2. Они позволяют говорить о значительном развитии в жизни татар, главным образом казанских, ювелирного искусства. 3.Традиции этого искусства складывались и совершенствовались веками и своими корнями, несомненно, уходят в глубокую древность – в искусство не только булгарского периода нашей истории, но и более ранних времен.

4.Это дорогие украшения в технике чернения по серебру, гравировки, чеканки, инкрустации металлами и наиболее замечательные образцы этого искусства – украшения в технике скани (филигрань) и зернения, богато инкрустированные самоцветами. 5.Именно такие золотые и серебряные украшения татарских мастеров определяют степень развития ювелирного искусства и могут соперничать с лучшими образцами, созданными в этом виде искусства различными странами и народами.

6.Детальное исследование художественных особенностей таких видов ювелирного искусства казанских татар как серьги, браслеты, накосники, височные кольца и т. д. показывает, что типы форм и мотивы орнаментации, техники исполнения преемственно развиваются от украшений волжских булгар. 7. Можно провести прямую связь эволюционного развития художественно-технических и стилистических  свойств украшений казанских татар от булгарских домонгольского периода к украшениям  золотоордынской эпохи. 8. Отличительной особенностью стиля произведений ювелирного искусства волжских булгар и казанских татар является обобщенно плоскостная, более строгая лаконичная трактовка форм, их большая вариативность. 9.Корни явления определенно связаны с так называемой салтовской культурой.

10. С развитием салтовской культуры связаны высокие достижения в области техники орнаментации ( тончайшая ткань, зернь и т. д.) и развитие художественных форм украшений волжских булгар: плоские браслеты с львиными мордами на концах, серьги с системой желудеобразных подвесок, кольцевые височные подвески со скаными фигурами птиц и без них, подвески с украшением в виде пирамидок из мельчайшей зерни и др.

Г.Ф. Валеева-Сулейманова статья «К проблеме преемственности ювелирного искусства казанских татар»; «Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность», том 2; Москва «Инсан» 1997г., стр.223.

  1. Какие прилагательные являются относительным?

А) значительный;                 Б)   булгарских;

В) лучший;                             Г) ювелирный.

  1. Какое прилагательное является притяжательным?

А) волжский;                          Б) львиный;

В) мельчайший;                      Г) казанский.

    3. Укажите степень сравнения прилагательного «более ранних».

         А) простая сравнительная;    Б) превосходная;

         В) составная превосходная;  Г) составная сравнительная.

4.Укажите степень сравнения прилагательного «наиболее замечательными».

         А) простая сравнительная;    Б) превосходная;

         В) составная превосходная;  Г) составная сравнительная.

    5. Какое прилагательное не образует степени сравнения?

                    А) высокие;                             Б) мировые;

                   В) значительный;                     Г) глубокий.

6. Из третьего абзаца выпишите прилагательные с суффиксом –ск-.

7. Из 1 предложения выпишите прилагательное, правописание которого определяется правилом: «У прилагательных, образованных от имен существительных с помощью суффикса –енн, пишется НН.

8. Из предложения 10 выпишите прилагательное, стоящее в форме простой превосходной степени.

    9. Соотнесите прилагательные со степенями сравнения.

1. Простая форма сравнительной степени;  

2. Составная форма сравнительной степени;

3. Простая форма превосходной степени;

  1. Составная форма превосходной степени.

А) замечательнее;

Б) замечательнейший

В) наиболее замечательный;

Г) менее замечательный

Ответы

  1. Б, Г
  2. Б
  3. А
  4. В
  5. Б
  6. Казанских, волжских, булгарских, салтовской, технической, стилистической.
  7. Художественным
  8. Мельчайшей.
  9. 1 –А

2 – Г

3 – Б

4 - В

Текст 3.

1. У каждого народа есть свои национальные обычаи, традиции, обряды и праздники. 2. Многие из них имеют древние корни и возникли, например,    много столетий, а то и тысячи лет назад. 3. Все вокруг – мир, окружающий нас, государства и общества, города и веси, искусство, наука и техника, мода и светская одежда,  и даже климат планеты Земля – меняется, а народные обычаи и праздники продолжают жить и развиваться. 4. И это связано с тем, что народные, национальные праздники – это праздники сердца и души народа.

5. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

6.Русское слово «праздник» происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. 7. Получается, что праздник – это время пустое, незанятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. 8. Конечно, так оно и есть – не зря же говорят: есть праздники и есть будни – обыденные, обычные дни.

9. У татар же есть два слова, означающие праздник. 10.  Религиозные мусульманские праздники называются  арабским словом гает. 11. Их, как и во всем мусульманском мире, есть два: Ураза гаете – праздник поста и Корбангаете – праздник жертвы.12. А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм, этимология которого, по данным языковедов, сводится к понятиям «весенняя красота», «весеннее торжество». 13. Пожертвование и весеннее торжество – вот какой смысл у татарских праздников!

14.В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников, соседей. 15. Особенно важным было посещение родительского дома. 16. По возможности старались порадовать друг друга подарками, угощением, устраивали званые обеды.

17. В дни Корбангаете – праздника жертвы – старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться сколько ему угодно.

            Рамазан Абдулатипов  «Мой татарский народ», Москва 2005г., стр.141

1.  Укажите прилагательное.

           А) окружающий;     Б) входящий;

           В) означающие;       Г) обыденные.

2. Какое прилагательное не является относительным?

А) татарский;       Б) весеннее;

В) свободное;       Г) русское.

3.  Из предложений 6-11 выпишите сложное прилагательное, построенное на основе подчинительной связи.

4. Из предложений 13-16 выпишите притяжательное прилагательное.

5. Напишите краткую форму прилагательного «обыденный».

6. Укажите лексическое значение слова «обыденный».

7. Образуйте простую сравнительную форму от прилагательного «обыденный».

8. Из предложений 14-17 выпишите отглагольное прилагательное.

9. Соотнесите прилагательные со степенями сравнения.

  1. Простая форма сравнительной степени;  
  2. Составная форма сравнительной степени;
  3. Простая форма превосходной степени;
  4. Составная форма превосходной степени.

А) самый свободный;

Б) свободнее;

В) свободнейший;

Г)  более свободный.

Ответы.

1.Г

2. Свободное.

3. Древнерусского.

4. Родительского.

5. Обыден.

6.Обыкновенный, заурядный.

7.Обыденнее.

8. Званые.

9. 1 – Б;

    2 – Г;

    3 -  В;

    4 – А.

Текст 4

1. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

2. Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

3. С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

4. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

5. Мороз, мороз,
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти!

1.   Прилагательных какого разряда нет в данном тексте?

    А) качественных;

   Б) относительных;

   В) притяжательных.

2.Выпишите прилагательные 1 четверостишья, образуйте  от них краткую форму  мужского рода.

3. Определите разряды прилагательных 1-го четверостишья.

4.От  прилагательных 1-го четверостишья образуйте простую сравнительную степень.

  1. Из1-го четверостишья выпишите постоянный эпитет.
  2. Определите разряды прилагательных 2-го четверостишья.
  3. От  прилагательных 2-го четверостишья образуйте составную сравнительную степень.
  4. Из 5-го четверостишья выпишите прилагательное, определите его разряд.
  5. В каком значении в данном тексте используется прилагательное «красная»?
  6. От прилагательного «красная» образуйте  краткую форму  мужского рода. Вспомните и напишите пословицу с прилагательным, стоящим в образованной вами форме.
  7.  Выпишите из текста прилагательное с нулевым окончанием.

Ответы

  1. Б
  2. красная – красен;

великая – велик.

  1. Все прилагательные  качественные.
  2. красная –  краснее;
  3. великая – не образуется.
  4. Все прилагательные  качественные.
  5. Высоким – самым высоким;

Глубоким – наиболее глубоким;

Обильным – самым обильным.

  1. Бабий – притяжательное прилагательное.
  2.   В значении красива, радостная, веселая.                                                                            
  3.  Красен. Долг платежом красен.
  4.  Бабий.

Текст 5.

1.Одним из распространенных и наиболее доступных видов декоративного искусства является вышивка. 2. Еще с детства, освоив мастерство вышивки, татарки готовили себе приданое и свадебные подарки.

3. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, канитель, бисер.

4. Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции.

5. Золотыми нитями вышивались бархатные калфаки и тюбетейки, знаменитые казанские полотенца, книжные обложки, женские туфли.

6. Золотая нить удачно гармонирует с переливающимся фоном бархата. 7.При вышивке нить не продергивается сквозь ткань, а пришивается лишь по лицевой стороне.

8.В золотошвейных узорах преобладает цветочно-растительная тема. 9.Довольно своеобразно смотрится узор «золотое перо», в котором цветочные мотивы как бы «нанизаны» на изящно изогнутое птичье перо.

10. Орнамент старинных тюбетеек представляет собой круговую ленточную композицию. 11.Узорные композиции верхнего круга как бы вписываются в треугольные клинья, на которые визуально делится верх тюбетеек.

Нурзия Сергеева «Татарская вышивка», Казань, 2005г., стр19.

1. Укажите прилагательное.

А) окружающей;          Б)шерстяные;

В) переливающийся;   Г) своеобразно.

2. Укажите разряд прилагательного «золотая» из 6 предложения.

3. Укажите разряд прилагательного «золотая» из 6 предложения. Напишите, в какой разряд может перейти данное прилагательное. Приведите пример.

4. Выпишите из текста сложные прилагательные.

5. Из предложения 9 выпишите притяжательное прилагательное.

6. Выпишите из текста прилагательные с суффиксом –ск.

7. Из предложения 1 выпишите прилагательное, стоящее в составной форме превосходной степени.

8. Соотнесите прилагательное «золотой»  в следующих словосочетаниях с разрядом:

  1. Золотой голос;
  2. Золотое кольцо;

А) относительное;

Б) качественное.

9. Соотнесите прилагательное «птичий»в следующих словосочетаниях с разрядом:

  1. Птичье перо;
  2. Птичьи права;

А) качественное;

Б) притяжательное.

Ответы.

1.Б

2. Относительное.

3. Относительное. Может перейти в разряд качественного прилагательного.  Золотой характер, золотые руки.

4. Цветочно-растительные, в золотошвейных.

5. Птичье.

6. Татарского, казанские.

7.Наиболее доступных.

8. 1 –Б

    2 –А

9.1 –Б

    2 –А

Библиография

  1. АбдулатиповР.Мой татарский народ. - М., 2005г, стр.141.
  2. АбдулатиповР.Мой татарский народ. -  М., 2005г, стр.147.
  3. Валеева-СулеймановаГ.Ф. Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность, том 2//Валеева-СулеймановаГ.Ф. К проблеме преемственности ювелирного искусства казанских татар. – М., «Инсан» 1997, стр.223.
  4. Сергеева Н. Татарская вышивка. -  Казань, 2005, стр19.
  5. Обрядовая песня русского народа.Статья из электронных ресурсов.http://www.newacropol.ru/activity/volonter/ecology/birds/bird-day-3/sacred-spring-songs/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

         Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

Национально-региональный компонент на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методо...

комплексный анализ текста .Применение национально-регионального компонента

Применение  национально-регионального компонента на примере комплексного анализа текста...

Национально-региональный компонент на уроках ИЗО

Статья опубликованная в сборнике  материалов   Межрегионального научно-методического семинара (г.Саранск  2010 г)...

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Программа по национально-региональному компоненту "Национальные виды спорта.Северное многоборье"

Программа национально-регионального компонента по физической культуре для 5-11 классов . В  программе : пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программного мат...