Урок русского языка по теме "Типы речи. Рассуждение"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Конспект урока и презентация по теме "Типы речи. Рассуждение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_rechi_10_kl.rar | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
УЧИТЕЛЬ ЧЕЧЕНЕВА М.Д.
Типы речи. Рассуждение.
10 класс
Цели: повторение и обобщение знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; выявление отличий рассуждения от описания и повествования; развитие умения написания текстов-рассуждений.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009 г.
Приложение: презентация PowerPoint.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка упр. 302 (сочинение-миниатюра – описание изделия, интерьера и т.п.)
II. Повторение и углубление изученного материала.
1. Беседа.
- Какие типы речи вы знаете?
- Назовите основные признаки повествования, рассуждения, описания?
/В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств или явлений.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.
Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция описания: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение.
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
- Анализ текста. (Текст записывается под диктовку учителя с комментарием знаков препинания и орфограмм.)
Когда я вышла из дома, начинало смеркаться. Я плотнее закуталась в плащ и пошла быстрым шагом. На углу мне встретилась какая-то незнакомая старуха, она посмотрела мне прямо в глаза. Это заставило меня вздрогнуть. Через несколько шагов я обернулась – она смотрела мне вслед. Я уже дошла до конца улицы, а она все смотрела и смотрела на меня.
- К какому типу речи вы отнесете данный текст? /повествование/
- Найдите предложения, соответствующие данным схемам:
[ ], а [ ○ и ○ ].
○ и ○.
[ ], [ ].
(Когда ), [ ].
[ ] – [ ].
- К какому типу речи относятся следующие тексты? Определите на слух.
- Хвоя на поваленной бурей сосне уже пожелтела, наполовину осыпалась. А огромные корни, облепленные землёй, нелепо торчали вверх, будто старались схватиться за что-то. /художественное описание/
- Сосна обыкновенная – дерево до 40 метров высотой с прямым, высоко очищенным от сучьев стволом. Шишки яйцевидные, созревают на второй год после цветения. Семена крылатые, содержат 20-30% жирного масла. Доживает до 400 лет. Требовательна к свету. /научное описание/
- Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. /описание внешности/
- Медведь возился около большой липы: добывал мёд. Он стоял на задних лапах и куда-то тянулся. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Он ворчал и тряс дерево изо всей силы. Вокруг улья вились пчелы и жалили его голову. Медведь тер морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле, а затем вновь принимался за ту же работу. /повествование/
- Марина распахнула неказистую дверь и то, что она увидела перед собой, поразило ее безмерно: панорамные окна, через которые в комнату проникал солнечный свет, хрустальная люстра со множеством сверкающих подвесок, такие же бра на каждой стене, картины в позолоченных рамах, затянутая атласом мебель и – верх совершенства – белоснежный пушистый ковер на полу. /описание интерьера/
- Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. /Это рассуждение, т.к. в тексте объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (...ткани из химических волокон плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки)./
- Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают. /рассуждение/
- Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?
/схема построения текста-рассуждения (записать в тетради)
- Вступление
- Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
- Аргументы (доказательства).
- Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.
Тезис представляет собой главную мысль, которую нужно логически доказать, обосновать или опровергнуть. Тезис должен быть четко доказуемым и четко сформулированным. Обоснование выдвинутой мысли, аргументы, приводимые в доказательство, должны быть убедительными. Они должны быть подтверждены соответствующими примерами.
Между тезисом и аргументом должна прослеживаться логическая и грамматическая связь, часто с использованием вводных слов во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой. Третья часть представляет собой вывод, заключение, причем вывод может быть повторением тезиса или его опровержением, либо содержать мысль, логически вытекающую из рассуждения. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то, что, так как.
Рассуждения, как и описания, как и повествования, бывают разные. Есть рассуждение-доказательство, есть рассуждение-объяснение. Есть ещё одна разновидность этого типа речи.
В жизни довольно часто возникают ситуации, когда надо принять какое-то решение, ответить на вопрос: «Как быть?», «Что делать?». Продумывая ответ, каждый из нас как бы беседует сам с собой: задает себе вопросы и сам же на них отвечает, перебирает разные варианты ответов – одни принимает, другие – отвергает. Подобные высказывания – «про себя» или вслух, в устной или письменной форме – называют рассуждениями-размышлениями.
В рассуждении-размышлении активно используются вопросительные предложения. Это может быть вопросительно-ответная форма построения текста, или цепь вопросов-раздумий. В таких текстах часто встречаются слова со значением следствия, вывода (значит, поэтому, таким образом, следовательно), а также противительные союзы (а, но, однако), слова да и нет.
Рассуждения-размышления бывают разного стиля – публицистического, научного, разговорного, художественного. Стиль речи зависит от того, над какими вопросами мы размышляем (общественно-политическими, научными или бытовыми, личными), и от ситуации общения.
2. Анализ текста. Упр.310.
- Прочитайте отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя».
- Определите тип и стиль речи.
/тип – рассуждение, стиль публицистический, жанр – статья. Заглавие: «Талант на все времена», «Великий Гоголь», «Бессмертный талант»./
- Определите основной тезис данного текста.
/Гоголь … был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений./
- Какие аргументы использует автор для доказательства основного тезиса?
/Разве «Шинель» не предшествовала современному реализму… «История Украины»… /
3. Словарная работа
Персонифицирует – олицетворяет, наделяет человеческими свойствами.
Искусство гораздо консервативнее науки – искусство связано с традицией.
Неореализм – направление в итальянском кино и литературе, возникшее после Второй мировой войны и воплощавшее идеи гуманизма, социальной справедливости, основывавшееся на стремлении дать документально точную картину мира.
Мистицизм – мистическое мировоззрение, склонность к мистике.
Водевиль – короткая комическая пьеса, обычно с пением.
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков.
1. Продолжите следующее рассуждение: выберите из двух предложенных тезисов какой-нибудь один, аргументируйте его, приведите убедительные примеры, сделайте вывод.
Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем ты станешь. Сможешь ли ты прожить настоящую жизнь.
Свободное время – прекрасное время…
(или: Свободное время – трудное время…)
2. Упр. 313. (Д. Гранин «О милосердии»)
- Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.
/данное высказывание можно назвать текстом, т.к. можно выделить тематическое (чувство милосердия) и композиционное единство частей. Предложения связаны параллельной связью. Текст обладает смысловой цельностью и относительной законченностью. Этот текст является рассуждением./
- Определите основной тезис данного текста. Какие аргументы используются для доказательства? Какой вывод?
/можно выделить тезис – чувство милосердия отторгнуто нашей жизнью.
Аргументы:
- случай из жизни автора;
- «сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», т.е. устаревшие понятия;
- в Ленинграде… была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.
Вывод: …человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
- Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?
/повествование/
- Выпишите (назовите) слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.
/слова и обороты, особо точно передающие мысли и чувства автора:
3. Прочитайте текст и выполните задания
(1) … (2) Поэтому я думаю, что увлечение жаргоном есть, по сути дела, желание некоторых молодых людей побыстрее выделиться из толпы и самоутвердиться. (3) Но это путь более легкий, более эффектный, без труда, без постижения настоящей культуры мысли и слова. (4) За «лидерами» тянутся, стараются и другие, жаргоном хвастаются, в нем соревнуются. (5) А в результате (в этом я твердо уверен) эффект получается прямо противоположным. (6) …
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
| 1) | Жаргон возникает, когда кому-то надо выделиться в группу «своих людей». |
| 2) | Жаргон обслуживает самый низкий уровень общения людей. |
| 3) | Разговорный язык человека – это его второе лицо. |
| 4) | Жаргон очень живуч. |
Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения текста?
| 1) | Жаргон свидетельствует о бедности общения. |
| 2) | Те, кто послабее характером, чувствуют себя увереннее среди «своих», а в другой обстановке испытывают трудности в общении. |
| 3) | Вместо того чтобы выделить и утвердить человека, эти попытки загоняют его в стадо одинаково с ним «ботающих» единоверцев. |
| 4) | Иными словами, истинно культурному человеку не нужен примитивный набор жаргонных языковых средств. |
IV. Подведение итогов урока
- Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?
Домашнее задание
Упр. 314 или упр. 316.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Сочинение-рассуждение" 9 класс
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения - рассуждения на морально-этическую тему "О милосердии"....
Урок русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему"
Урок русского языка в пятом классе....
Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"
Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию домашн...
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс
Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....
Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»
Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу» Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подхо...
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...