Технологическая карта урока по теме «Уроки журналистики от легендарного редактора»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Цель урока: познакомить с основами журналистики, с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист (на примере анализа статей Ф.П. Егоровой).

Образовательные задачи:

-   формирование знаний учащихся по основам журналистики;

-   изучение понятийного аппарата;

-   развитие навыка анализа текстов публицистического стиля.;

-   помочь осознать вклад Ф.П. Егоровой в развитие журналистики республики;

-   учить презентовать результаты своего творческого труда.

Развивающие задачи:

-   развитие познавательного интереса учащихся к журналистике;

-   развитие коммуникативных умений;

-   развивать творческие способности в поисково–исследовательских видах чебной деятельности;  

-   развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах;

-   развивать умения работать с различными источниками информации;

-   развивать коммуникативную культуру, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

-   привитие интереса к профессии журналиста;

-   воспитание патриотических и гражданских чувств учащихся, чувства гордости именитым земляком;

-   воспитание этического поведения в журналистике, воли и настойчивости в достижении поставленных целей, аккуратности;

-   сознательного отношения к учебе;

-   воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

 

воспитывать творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zhurnalistiki_yaai.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Уроки журналистики от легендарного редактора»

Класс: 10

Предмет: Русский язык

Учитель: Яковлева Айталина Ивановна

«Уроки журналистики от легендарного редактора»»

Педагогические цели и задачи

Цель урока: познакомить с основами журналистики, с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист (на примере анализа статей Ф.П. Егоровой).

Образовательные задачи: 

  • формирование знаний учащихся по основам журналистики;
  • изучение понятийного аппарата;
  • развитие навыка анализа текстов публицистического стиля.;
  • помочь осознать вклад Ф.П. Егоровой в развитие журналистики республики;
  • учить презентовать результаты своего творческого труда.

Развивающие задачи: 

  • развитие познавательного интереса учащихся к журналистике;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развивать творческие способности в поисково–исследовательских видах чебной деятельности;  
  • развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах;
  • развивать умения работать с различными источниками информации;
  • развивать коммуникативную культуру, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи: 

  • привитие интереса к профессии журналиста;
  • воспитание патриотических и гражданских чувств учащихся, чувства гордости именитым земляком;
  • воспитание этического поведения в журналистике, воли и настойчивости в достижении поставленных целей, аккуратности;
  • сознательного отношения к учебе;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
  • воспитывать творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил.

Форма проведения урока

очная

Тип урока

изучение и закрепление нового материала

Продолжительность урока

45 минут

Методы работы

- объяснительно – иллюстративный

- проблемный

- игровой

Методические приёмы

- словесный (беседа, объяснение, инструктирование)

- практический (выполнение практических заданий)

Предметные

результаты

Готовность применять полученные знания для анализа стиля и жанра текста публицистического характера; овладение целостными представлениями о профессии журналиста; умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные

результаты

Умеют слушать, излагать свои мысли, делать выводы; осознают возможность самореализации; стремятся к совершенствованию; формируется  коммуникативная компетентность.

Регулятивные

результаты

  • овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;  работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

Коммуникативные результаты

  • Умение: аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве; согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

Метапредметные

результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление выбора в учебной и познавательной деятельности. Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения,  умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, учениками и работать самостоятельно.  Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе обсуждения.

Основные понятия и термины

Журналистика,  средства массовой информации,  жанровых особенностях текста, этика журналиста,  издательская деятельность газеты и др.

Образовательные

ресурсы

презентация со слайдами, фотографии из личного архива Кононовой Д.Н.,  раздаточные карточки с текстами статей Ф.П. Егоровой, памятка по анализу текста.

Оборудование и интернет-технологии

- Компьютер с выходом в интернет.

- Экран для проецирования слайдов.

Организационная структура урока

Этапы урока

время

Деятельность

учителя

Формы работы на уроке

Деятельность учащихся

Формы контроля

Познава-
тельная

Коммуни-
кативная

Регуля-
тивная

Организационная часть

1 мин

- Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас на нашем уроке. (Настраивает детей на работу).

- У меня такой вопрос: с чего начинается день современного человека?

- Почему мы так начинаем свой день?

Слово учителя

Проблемный вопрос

Настраиваются на работу.

Приветствуют друг друга.

Отвечают на вопрос учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Готовность включится в речевую ситуацию.

Приветствие.

Выражают мысли, аргументируют свое мнение.

Целевая часть

Мотивация к учебной деятельности

1 мин

- Настоящее время принято называть какой? (информационной) эпохой, ведь на сегодняшний день что? (информация)  одна из самых главных ценностей. Ее создание и распространение — дело рук чего? (средств массовой информации, СМИ).

- Профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, работающих с информацией

фронтальная

Слайд презентации

Включаются в деловой ритм, речевую ситуацию:

(информационной)

(информация)

(средств массовой информации, СМИ)

(журналистика)

Выражают мысли, аргументируют свое мнение.

Выражают мысли,

аргументируют свое мнение.

Работа в группе, умение слушать, умение высказываться

Принимают учебную задачу.

Проводят рефлексию: определяют границу своих знаний.

Проводят рефлексию: определяют границу своих знаний.

Беседа по вопросам.

Конструктивный диалог.

Постановка учебной задачи.

2 мин

- Какое важное событие мы отмечаем в этом году? Кому будет посвящен наш урок?

- Что вы знаете о нашем легендарном журналисте?

-Сформулируйте цель урока. Чем будет заниматься? Чему научимся?

Портрет Ф.П. Егоровой

- угадывают тему урока

- угадывают, чей юбилей, кто такая Ф.П. Егорова, чем известна.

- Формулируют цели урока

Актуализация знаний

3 мин

Виды СМИ.

Роль СМИ в нашей жизни.

Кто такой журналист?

Кто еще работает в СМИ?

Диалог, беседа

Дают ответы.

Развивают умение слушать других, по необходимости задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя.

Получают определения терминам, узнают историю журналистику, как зарождалась профессиональная деятельность.

Включение в систему знаний.

2 мин

- Послушаем выступление о развитии журналистики в России.

Выступление 1 ученика

       Слово “журналистика” ввел в русский язык Н.А. Полевой, создавший рубрику с таким же названием в журнале “Московский телеграф” (это было в 1820 г). Именно с этого времени журналистика становится видом профессиональной деятельности.

        Первым в России профессиональным редактором был Н.М. Карамзин, руководивший изданием журнала “Вестник Европы” в 1802–1803 гг.

        – Кто из русских писателей, поэтов, исторических деятелей занимались журналистикой? Журналистской деятельностью плодотворно занимались Петр I, Екатерина II, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.С. Пушкин и А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и многие другие известные в то время люди.

Среди редакторов популярных журналов были Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевсий, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, В.Я. Брюсов, М.Горький и др

Включение в систему знаний.

2 мин

- С какой информацией работает журналистика?

– Чьи интересы удовлетворяет журналистика?

– Кто оценивает информацию?

Диалог, беседа

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопрос учителя. 

-(С общественно значимой, социальной информацией)

- (Аудитории)

- (аудитория, читатели)

Готовность включится в речевую ситуацию.

Поддержание беседы с учетом речевой ситуации.

3 мин

-Презентация «Профессионально-этические основы в творчестве журналиста Федоры Егоровой»

-Профессиональные качества журналиста: запишите, какими качествами должен обладать профессиональный журналист.

Работа в тетради

Определяют качества журналиста: объективность, беспристрастность, принципиальность, толерантность, коммуникабельность, оперативность, физическая выносливость и др.

Готовность включится в ситуацию.

Заполнение таблицы «Профессиональные качества журналиста»

Создание проблемной ситуации

5 мин

Федора Петровна Егорова – легендарный редактор народной газеты «Кыым».

- Послушаем выступление о жизни и творчестве Ф.П. Егоровой «Верное служение избранной профессии»

Выступление 2 учеников,

показ презентации, «Тематика статей журналиста Егоровой Ф.П.»

Развивают умение слушать других, воспринимать новую информацию, новые знания

По необходимости задают вопросы, высказывают свою точку зрения.

Готовность включится в речевую ситуацию, задавать интересующие вопросы.

3 мин

– Прочитайте предложенные вам тексты, расскажите, какие чувства они вызвали у вас.

Работа в группах

Читают полученные статьи, выявляют стиль, жанр публикаций

Знакомятся с тестами статей Ф.П. Егоровой, обсуждают в группе

Творческое задание -создание ментальной карты

- Вы работали с газетными материалами, написанные Ф. Егоровой, в которых ярко проявляются наиболее важные качества журналиста.

- Какие особенности материала позволяют вам делать подобные выводы?

Обсуждение в группе.

Группы заполняют ментальную карту и защищают работу.

Вступают в общение, слушают друг друга, осознанно строят речевые высказывания.

Высказывают свое мнение, приходят к обобщению.

Контролируют свои действия, корректируют, оценивают.

Защита проектов

Обобщение урока

1

Учитель спрашивает:

На примере жизни и деятельности Ф.П. Егоровой, скажите, каким человеком должен быть журналист?

Какие уроки преподала нам журналист Егорова Ф.П.?

фронтальная

Выдвигают гипотезу.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя.

Запись в тетради.

Домашнее задание

1

Учитель предлагает сделать «облако слов» по теме урока

индивидуальная

Выбирают макет изделия, заполняют «облако слов».

Самостоятельно выполняют творческую и познавательно-поисковую работу

Творческое задание

Рефлексия деятельности

1

Учитель предлагает оценить свою работу и урок.

индивидуальная

фронтальная

Фиксируют новое содержание, оценивает процесс и результат деятельности.

Формулируют и аргументируют свое мнение.

Оценивают свою деятельность и урок.

Выставление оценок по смайликам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)  Буровцевой Т.Р....

Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"

Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"...

Технологическая карта и презентация к уроку по теме "Подвиг" (ОРКСЭ, модуль ОПК)

Технологическая карта урока ОРКСЭ  в 4 классе по теме "Подвиг" (содержит презентацию)...

Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...

Технологическая карта для повторительно-обобщающего урок по теме «Социальные отношения»

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....

Технологическая карта и презентация к уроку по теме : What were you doing for the whole day yesterday? Закрепление Past Progressive Tense

Технологическая карта урока в пятом классе по теме: What were you doing for the whole day yesterday? Закрепление Past Progressive Tense...