Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, АООП ООО МАОУ СОШ №2 5 классов, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы по русскому языку, рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа по русскому языку включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами русского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_ooo_zpr_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 79.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета приказом МБОУ «СОШ №2»
протокол от 29.08. 2023 г. № 1 от 01.09.2023 № 24
Адаптированная образовательная программа по русскому языку
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
5 «Д» класс
2023-2024 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Мартынюк К. В.
Топки 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, АООП ООО МАОУ СОШ №2 5 классов, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы по русскому языку, рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа по русскому языку включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами русского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности. Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
- проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
- овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
- овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка;
- практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
- совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
- развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие);
- осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора;
- логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. В 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё – о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы – и после приставок.
Правописание ы – и после ц.
Орфографический анализ слова (в рамках изученного).
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Правописание суффиксов -чик- – -щик-; -ек- – -ик- (-чик-) имён существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного).
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- – -бир-, -блест- – - блист-, -дер- – -дир-, -жег- – -жиг-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -стел- – -стил- , -тер- – -тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – - ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и способы его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.
Пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
− максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
− учёт целевых ориентиров результатов воспитания в определении воспитательных задач уроков, занятий; − выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
− реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление доброжелательной атмосферы;
− организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося с ОВЗ 4.1 будут сформированы следующие личностные результаты:
- гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
- патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе коммуникативное, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
- эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
- физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в сети Интернет в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
- трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
- экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
- ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
- адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке.
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры с направляющей помощью педагога.
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение) при необходимости с использованием смысловой опоры.
Язык и речь.
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания по вопросному плану объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге и полилоге на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: ознакомительным, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 90 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 120 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по опорным словам по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 90 слов; для сжатого изложения не менее 100 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом с использованием речевого клише.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 80 - 90 слов; словарного диктанта объемом 10 - 15 слов; диктанта на основе связного текста объемом 80 - 90 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы (не более 12), пунктограммы (не более 2 - 3) и слова с непроверяемыми написаниями (не более 5); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст.
Распознавать по смысловой опоре основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста с направляющей помощью педагога, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с использованием алгоритма последовательности действий с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного). Распознавать с использованием опорной схемы.
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания по вопросному плану. Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт по вопросному плану; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений; сочинения объемом не менее 60 слов по развернутому плану).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные и созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста: целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка.
Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.
Устанавливать различия текстов разговорного характера, научных, публицистических, официально-деловых, текстов художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций).
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности (с опорой на заданный алгоритм и (или) с помощью учителя).
Осуществлять исправление речевых недостатков, редактирование текста.
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебную тему.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Характеризовать звуки с использованием визуальной опоры; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков.
Проводить фонетический разбор слова по алгоритму.
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов.
Орфография.
Оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных "ъ и ь").
Лексикология.
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.
Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
Морфемика. Орфография.
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова. Проводить морфемный разбор слов по алгоритму.
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов (при решении практико-ориентированных учебных задач) и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на "-з (-с)"; "ы - и" после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); "е - о" после шипящих в корне слова; "ы - и" после "ц".
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.
Морфология. Культура речи. Орфография.
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Проводить морфологический разбор по алгоритму имен существительных, частичный морфологический разбор по алгоритму имен прилагательных, глаголов.
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов (при решении практико-ориентированных учебных задач) и в речевой практике.
Имя существительное.
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного по смысловой опоре; объяснять его роль в речи.
Определять лексико-грамматические разряды имен существительных по смысловой опоре.
Различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные после совместного анализа.
Проводить морфологический разбор по алгоритму имен существительных.
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имен существительных.
Соблюдать нормы правописания имен существительных: безударных окончаний; "о - е (е)" после шипящих и "ц" в суффиксах и окончаниях; суффиксов "-чик- - -щик-, -ек- - -ик- (-чик-)"; корней с чередованием "а//о": "- лаг- - -лож ; -раст- - -ращ- - -рос-; -гар- - -гор-, -зар- - -зор-; -клан- - -клон-, - скак- - -скоч-"; употребления и неупотребления "ь" на конце имен существительных после шипящих; слитное и раздельное написание "не" с именами существительными; правописание собственных имен существительных.
Имя прилагательное.
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного по смысловой опоре; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имен прилагательных.
Проводить частичный морфологический разбор по алгоритму имен прилагательных (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имен прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания имен прилагательных: безударных окончаний; "о - е" после шипящих и "ц" в суффиксах и окончаниях; кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания "не" с именами прилагательными.
Глагол.
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола по смысловой опоре; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический разбор по алгоритму глаголов (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием "е//и"; "ь" в глаголах во 2-м лице единственного числа; "-тся" и "-ться" в глаголах; суффиксов "-ова- - -ева-, -ыва- - -ива-"; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом "-л-" в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания "не" с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический разбор словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложненных и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать при необходимости с визуальной поддержкой словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложненные предложения; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного).
Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах при необходимости с визуальной поддержкой; с обращением при необходимости с визуальной поддержкой; в предложениях с прямой речью при необходимости с визуальной поддержкой; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог по образцу.
Тематическое планирование 5 класс (153 ч)
Раздел | Кол-во часов + уроки развития речи |
Язык и общение. | 1 ч + 1 ч |
Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 17 ч + 3 ч |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 21 ч + 3 ч |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 11 ч + 2 ч |
Лексика. Культура речи. | 9 ч + 1 ч |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 21 ч + 3 ч |
Имя существительное. | 15 ч + 4 ч |
Имя прилагательное. | 8 ч + 3 ч |
Глагол. | 19 ч + 4 ч |
Повторение и систематизация изученного. | 7 ч |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Богатство и выразительность русского языка | 1 | 0 | 0 |
| |
2 | Лингвистика как наука о языке | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251ffa |
3 | Повторение. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне (повторение изученного в начальной школе) | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252126 |
4 | Повторение. Орфография. Правописание разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков (повторение изученного в начальной школе) | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252252 |
5 | Повторение. Состав слова (повторение изученного в начальной школе) | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2523b0 |
6 | Повторение. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (повторение изученного в начальной школе) | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252522 |
7 | Повторение. Синтаксис (повторение изученного в начальной школе) | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2526f8 |
8 | Контрольная работа (повторение изученного в начальной школе) | 1 | 1 | 0 |
| |
9 | Речь устная и письменная | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25286a |
10 | Монолог, диалог, полилог | 1 | 0 | 0 |
| |
11 | Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо | 1 | 0 | 0 |
| |
12 | Виды чтения | 1 | 0 | 0 |
| |
13 | Виды аудирования | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252ea0 |
14 | Речевой этикет | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252b4e |
15 | Сочинение/изложение (обучающее) | 1 | 1 | 0 |
| |
16 | Понятие о тексте | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa253350 |
17 | Текст и его основные признаки | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2534cc | |
18 | Средства связи предложений и частей текста | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25362a |
19 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение | 1 | 0 | 0 |
| |
20 | Функционально-смысловые типы речи. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
21 | Повествование как тип речи. Рассказ | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa253a30 |
22 | Повествование как тип речи. Рассказ. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa253bac |
23 | Информационная переработка текста: простой и сложный план текста | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25к4002 |
24 | Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
25 | Изложение и его виды | 1 | 0 | 0 |
| |
26 | Изложение (обучающее). Подробное изложение текста | 1 | 1 | 0 |
| |
27 | Понятие о функциональных разновидностях языка | 1 | 0 | 0 |
| |
28 | Сферы речевого общения и их соотнесённость с функциональными разновидностями языка | 1 | 0 | 0 |
| |
29 | Функциональные разновидности языка. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
30 | Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" | 1 | 0 | 0 |
| |
31 | Буква и звук. Алфавит | 1 | 0 | 0 |
| |
32 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25491c |
33 | Правописание согласных в корне слова | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256ed8 |
34 | Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм | 1 | 0 | 0 |
| |
35 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твёрдые и мягкие согласные | 1 | 0 | 0 |
| |
36 | Гласные звуки и обозначающие их буквы | 1 | 0 | 0 |
| |
37 | Слог и ударение | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ad4 |
38 | Сочинение (обучающее). Описание картины | 1 | 1 | 0 |
| |
39 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | 0 | 0 |
| |
40 | Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм | 1 | 0 | 0 |
| |
41 | Фонетический анализ слова | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254d36 |
42 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ebc |
43 | Повторение тем «Фонетика, графика, орфоэпия», «Орфография». Проверочная работа | 1 | 1 | 0 |
| |
44 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25674e |
45 | Окончание и основа | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256898 |
46 | Приставки | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2569ce |
47 | Суффиксы | 1 | 0 | 0 |
| |
48 | Чередование звуков в морфемах | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256afa |
49 | Морфемный анализ слов | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256c26 |
50 | Правописание ё-о после шипящих в корне слова | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256d5c |
51 | Правописание неизменяемых на письме приставок | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257130 |
52 | Правописание приставок на -з (-с) | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257464 |
53 | Правописание ы — и после приставок | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2575f4 |
54 | Правописание ы — и после ц | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25772a |
55 | Повторение темы «Морфемика. Орфография» | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2578ba |
56 | Практикум по теме «Морфемика. Орфография» | 1 | 0 | 0 |
| |
57 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография» | 1 | 1 | 0 | ||
58 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2553d0 |
59 | Толковые словари | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2554fc |
60 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 0 | 0 |
| |
61 | Понятие о лексической сочетаемости | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25568c |
62 | Сочинение. Устный рассказ | 1 | 1 | 0 |
| |
63 | Тематические группы слов | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2558ee |
64 | Синонимы | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255b5a |
65 | Антонимы | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255ce0 |
66 | Омонимы. Паронимы | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255e16 |
67 | Лексический анализ слова | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25632a |
68 | Повторение темы "Лексикология" | 1 | 0 | 0 |
| |
69 | Повторение темы "Лексикология". Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
70 | Контрольная работа по теме "Лексикология" | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2565a0 |
71 | Что изучает синтаксис | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e5de |
72 | Словосочетание | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e778 |
73 | Предложение - основная единица речевого общения | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ea52 |
74 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ebce |
75 | Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных и невосклицательных предложений. Интонация | 1 | 0 | 0 |
| |
76 | Грамматическая основа предложения | 1 | 0 | 0 |
| |
77 | Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25eda4 |
78 | Главные члены предложения (грамматическая основа). Сказуемое и способы его выражения | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ef0c |
79 | Второстепенные члены предложения. Определение | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f402 |
80 | Дополнение | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f57e | |
81 | Обстоятельство | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f6e6 |
82 | Однородные члены предложения | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fb78 |
83 | Предложения с однородными членами | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fce0 |
84 | Сочинение-описание картины | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ffb0 |
85 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fe52 |
86 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
87 | Обращение | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260190 |
88 | Изложение с элементами сочинения (обучающее) | 1 | 0 | 0 |
| |
89 | Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2605c8 |
90 | Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью | 1 | 0 | 0 |
| |
91 | Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные (общее представление, практическое усвоение) | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260744 |
92 | Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2608a2 |
93 | Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260a8c |
94 | Предложения с прямой речью | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260c12 |
95 | Пунктуационное оформление предложений с прямой речью | 1 | 0 | 0 |
| |
96 | Диалог. Пунктуационное оформление диалога | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260d5c |
97 | Диалог. Пунктуационное оформление диалога. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
98 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 0 | 0 |
| |
99 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация». Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
100 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260e88 |
101 | Система частей речи в русском языке | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257a04 |
102 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 0 | 0 |
| |
103 | Имя существительное как часть речи | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257b30 |
104 | Род имён существительных. Имена существительные общего рода | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25803a |
105 | Число имени существительного. Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2583d2 |
106 | Изложение выборочное | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25829c |
107 | Падеж имён существительных | 1 | 0 | 0 |
| |
108 | Типы склонения имён существительных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258580 |
109 | Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2586b6 |
110 | Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2587e2 |
111 | Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
112 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258918 |
113 | Род несклоняемых имён существительных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258bde |
114 | Морфологический анализ имени существительного | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258d28 |
115 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258fe4 |
116 | Правописание суффиксов -ек-/-ик- имен существительных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25939a |
117 | Правописание суффиксов -чик-/-щик- имен существительных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259246 |
118 | Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в суффиксах имен существительных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259110 |
119 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2595ca |
120 | Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — -гор-, -зар- — -зор- | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2598a4 |
121 | Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — -гор-, -зар- — -зор-. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
122 | Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож--раст- — -ращ- — -рос | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25976e |
123 | Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож--раст- — -ращ- — -рос. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| |
124 | Правописание корней с чередованием -клан- — -клон-, -скак- — -скоч- | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2599d0 |
125 | Повторение и обобщение по теме "Имя существительное" | 1 | 0 | 0 |
| |
126 | Контрольная работа по теме "Имя существительное" | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259afc |
127 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259c1e | |
128 | Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного | 1 | 0 | 0 |
| |
129 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a114 |
130 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен прилагательных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25abe6 |
131 | Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a27c |
132 | Краткие прилагательные. Их синтаксические функции | 1 | 0 | 0 |
| |
133 | Морфологический анализ имен прилагательных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a5ce |
134 | Сочинение-описание картины | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b1b8 |
135 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ad6c |
136 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25aede |
137 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b046 |
138 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 0 | 1 |
| |
139 | Повторение по теме «Имя прилагательное». Практикум | 1 | 0 | 0 |
| |
140 | Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b398 |
141 | Глагол как часть речи | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b514 |
142 | Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи | 1 | 0 | 0 |
| |
143 | Инфинитив и его грамматические свойства | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b686 |
144 | Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола | 1 | 0 | 0 |
| |
145 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b7ee |
146 | Глаголы совершенного и несовершенного вида (практикум) | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b960 |
147 | Глаголы возвратные и невозвратные | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25bb9a |
148 | Сочинение на тему | 1 | 1 | 0 |
| |
149 | Изменение глаголов по временам | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c1ee |
150 | Настоящее время: значение, образование, употребление | 1 | 0 | 0 |
| |
151 | Изменение глаголов по лицам и числам | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c98c |
152 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25cb58 |
153 | Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глагола (обобщение) | 1 | 0 | 0 |
| |
154 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ccd4 |
155 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ce32 |
156 | Правописание мягкого знака (Ь) в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d44a |
157 | Морфологический анализ глагола | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d116 |
158 | Правописание корней с чередованием е//и | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e0ca |
159 | Правописание корней с чередованием е//и. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e228 |
160 | Обобщение по теме: "Правописание корней с чередованием е // и" | 1 | 0 | 0 |
| |
161 | Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d90e |
162 | Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Практикум | 1 | 0 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25db02 |
163 | Слитное и раздельное написание не с глаголами | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25dc74 |
164 | Повторение по теме «Глагол». Проверочная работа | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e430 |
165 | Работа над ошибками, анализ работы | 1 | 0 | 0 |
| |
166 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | 1 | 1 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261608 |
167 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2610f4 |
168 | Повторение. Лексикология. Культура речи | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261284 |
169 | Повторение. Морфология. Культура речи | 1 | 0 | 0 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2614e6 |
170 | Повторение. Синтаксис. Культура речи | 1 | 0 | 0 |
| |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 17 | 17 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской и др. Часть 1 (+CD)
Русский язык. 5 класс. Технологические карты по учебнику Т.А. Ладыженской и др. II часть. ФГОС (+CD)
Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки. Универсальное издание. Пособие для учителя. ФГОС
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251ffa
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа по английскому языку основного общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программыПланируемые результаты освоения программы по английскому зыку к концу 5,6,7,8,9 классов:личностныеметапредметныепредметныесоц...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Мир декупажа» для обучающихся с задержкой психического развития.
Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа является составной частью образовательного процесса, продолжает форм...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С задержкой психического развития (вариант 7.1)
Адаптированная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 класс...
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1...
Адаптированная образовательная программа по литературе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 уч. год
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе ...