Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Мир декупажа» для обучающихся с задержкой психического развития.
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа является составной частью образовательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.
Основной целью программы является создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rukodelnitsa.docx | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 5 от 29.08.2016г. | Утверждена приказом от___________2016г. №________ Директор___________Г.В.Алпатова |
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Мир декупажа»
для обучающихся 12-16 лет
с задержкой психического развития
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Галина Николаевна Кузнецова,
воспитатель
г.Котовск
2016г.
Содержание программы.
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Программное содержание.
- Ресурсное обеспечение.
- Прогнозируемые результаты.
- Литература и интернет-ресурсы.
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа является составной частью образовательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.
Основной целью программы является создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Самостоятельно сделанные изделия в технике декупаж все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих изделий завоевали симпатии детей и взрослых.
Работа кружка по изготовлению изделий в технике декупаж представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ, например для ознакомления их с профессиями: декоратор, дизайнер ( во всех направлениях: от интерьера, швейные изделия и т.д.).
Актуальность программы
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня. Иименно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Декупаж является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные часы, панно, детали одежды, аксессуары, детали интерьера и т.д. Занятия декупажем являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях декупажем в существенной степени формирует характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям с ОВЗ реализовать то лучшее, что в них есть.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья освоение различных приемов в процессе изготовления поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с декоративно-прикладным творчеством.
Обучение в кружке основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – личность ребенка с ОВЗ, реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по изготовлению изделия в этой технике развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышаетвнимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Цель программы
Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладной деятельности.
Задачи программы
Образовательные :
- изучать приемы вырезания, декопаж (выравнивание) в технологии изготовления различных изделий;
- изучать приемы наклеивания различными способами;
- изучать приемы лакирования изделия;
- обучать приемам самостоятельной разработки изделия, основам композиции;
- знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- закреплять и расширять знания и умения в области изобразительного искусства, истории.
- приобретать навыки учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- формировать навыки работы в коллективе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера.
- воспитывать трудолюбие, любовь к труду и людям труда;
- воспитывать привычки к сознательному выполнению заданий;
- формировать навыки культуры поведения во время занятий;
- воспитание уважения к народным обычаям и традициям разных стран.
Развивающие:
- мотивировать творческую деятельность учащихся;
- развивать художественную инициативу и вкус;
- формировать творческое мышление;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- знакомить с различными направлениями народного творчества разных стран;
- обогащать визуальный опыт через знакомство с произведениями декоративно-прикладного творчества.
Коррекционные:
- корректировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе трудовой деятельности;
- развиватьумение планировать предстоящуюработу, ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- корректировать поведение при работе в коллективе.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется на базе ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 1 час. В группе занимаются учащиеся 6-х, 7-х, 8-х, 9-х.классов. В рамках данной программы обучающимся предоставляется возможность получить дополнительные и расширенные знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества.
Основная форма организации учебного процесса – внеклассное занятие или творческое занятие, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения декупажа. Такая форма обеспечивает системность занятий, возможность повторять и закреплять пройденное.
В процессе обучения по данной программе используются различные формы организации занятий:
- фронтальная (все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);
- групповая (для выполнения работы обучающиеся объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом);
- коллективная (обучающиеся выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);
- индивидуальная (самостоятельная работа обучающегося при выполнении индивидуального задания).
Особое внимание уделяется дифференцированному подходу.
При проведении занятий используются следующие формы: беседы, практические занятия, игры, экскурсии, викторины, конкурсы, мастер-классы.
Также в обучении используются экскурсии, посещение и участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декупажа, готовых работ кружковцев, игры и викторины.
2. Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов | |
теор. | практ. | ||
1. | Хоровод красок | 3,5 | 10,5 |
2. | Идеи для подарка | 0,5 | 13,5 |
3. | Оригинальные идеи декупажа | 1 | 17 |
4. | Секрет уюта | 1 | 21 |
Всего часов | 6 | 62 |
3. Программное содержание.
№ п/п | Тема | Содержание | Коло-во часов | ||||
теор. | практ. | ||||||
I.Хоровод красок | |||||||
1. | «Знакомство с миром декупажа» | Занятие-презентация. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. | 1 | - | |||
2. | «Что может декупаж» | Дизайнерские возможности. Основные материалы и инструменты. С какими поверхностями можно работать. | 2 | - | |||
3. | «Подготовка поверхности для декупажа» | Способы подготовки поверхности. Шлифование, грунтовка. Виды грунта. | 0,5 | 0,5 | |||
4. | «Декорирование тарелки» | Декупаж на керамической поверхности.Подбор мотива. Метод обрыва краев.Создание композиции. | - | 1 | |||
5. | «Декорирование тарелки» | Подготовка поверхности к работе. | - | 1 | |||
6. | «Декорирование тарелки» | Декорирование с помощью подручных средств (яичная скорлупа, камни, ракушки, нитки и др.) Финишное покрытие. | - | 1 | |||
7. | «Картина на керамической плитке» | Подбор мотива, обработка поверхности, создание композиции. | - | 1 | |||
8. | «Картина на керамической плитке» | Финишное покрытие, дополнительное декорирование | - | 1 | |||
9. | «Разделочная доска» | Декупаж на деревянной поверхности.Подбор мотива, подготовка поверхности, создание композиции. | - | 1 | |||
10. | «Разделочная доска» | Выполнение работы, дополнительное декорирование. | - | 1 | |||
11. | «Разделочная доска» | Финишное покрытие лаком | - | 1 | |||
12. | «Кормушка для птиц» | Декупаж на деревянной поверхности.Подбор мотива, подготовка поверхности, создание композиции. | - | 1 | |||
13. | «Кормушка для птиц» | Выполнение работы, дополнительное декорирование, финишное покрытие. | - | 1 | |||
II. Идеи для подарка | |||||||
1. | «Горшок для цветов» | Подготовка поверхности. Выбор мотива, создание композиции. | - | 1 | |||
2. | «Горшок для цветов» | Выполнение работы. Финишное покрытие. | - | 1 | |||
3. | «Коробка для подарка» | Декупаж на картоне. Выбор мотива, создание композиции. | - | 1 | |||
4. | «Коробка для подарка» | Выполнение работы. Финишное покрытие. Дополнительное декорирование. | - | 1 | |||
5. | «Ваза» | Декупаж на керамической поверхности.Подготовка поверхности, выбор мотива, создание композиции. | - | 1 | |||
6. | «Ваза» | Финишное покрытие лаком. Дополнительное декорирование. | - | 1 | |||
7. | «Обратный декупаж» | Знакомство с техникой. Выбор изделия и материала для декорирования. | 0,5 | 0,5 | |||
8. | «Обратный декупаж» | Декорирование тарелки. Подготовка поверхности, создание композиции, выполнение работы. | - | 1 | |||
9. | «Обратный декупаж» | Финишное покрытие лаком | - | 1 | |||
10. | «Чайная чашка» | Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. | - | 1 | |||
11. | «Чайная чашка» | Выполнение работы. Дополнительное декорирование. | - | 1 | |||
12. | «Чайная чашка» | Финишное покрытие лаком. | - | 1 | |||
13. | «Подарок на день рождения» | Выбор материала, подготовка поверхности, создание композиции. | - | 1 | |||
14. | «Подарок на день рождения» | Дополнительное декорирование. Финишное покрытие. | - | 1 | |||
III. Оригинальные идеи декупажа. | |||||||
1. | Шкатулка «Морской пейзаж» | Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. | - | 1 | |||
2. | Шкатулка «Морской пейзаж» | Выполнение работы. | - | 1 | |||
3. | Шкатулка «Морской пейзаж» | Дополнительное декорирование. Финишное покрытие. | - | 1 | |||
4. | «Елочная игрушка» | Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. | - | 1 | |||
5. | «Елочная игрушка» | Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком | - | 1 | |||
6. | «Часы» | Подготовка поверхности, выбор материала, составление композиции. | 1 | ||||
7. | «Часы» | Выполнение работы. | 1 | ||||
8. | «Часы» | Финишное покрытие. | 1 | ||||
9. | «Часы» | Установка часового механизма. Дополнительное декорирование. | 1 | ||||
10. | «Декоративная бутылка» | Подготовка поверхности, выбор материала, составление композиции. | - | 2 | |||
11. | «Декоративная бутылка» | Выполнение работы. | - | 1 | |||
12. | «Декоративная бутылка» | Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком. | - | 1 | |||
13. | «Салфетка» | Декупаж на ткани. Знакомство с техникой декупажа на ткани, выбор материала.составление композиции, изготовление. | 0,5 | 0,5 | |||
14. | «Салфетка» | Составление композиции, изготовление. | - | 1 | |||
15. | «Моя идея» | Выполнение работы. Дополнительное декорирование. | 0,5 | 2,5 | |||
IV. Секрет уюта | Финишное покрытие лаком. | ||||||
1. | «Шкатулка и панно в стиле шебби-шик» | Знакомство со стилем. Подготовка поверхности. | 0,5 | 0,5 | |||
2. | «Шкатулка и панно в стиле шебби-шик» | Выбор мотива. Создание композиции. Оформление изделий. | - | 1 | |||
3. | «Шкатулка и панно в стиле шебби-шик» | Финишное покрытие изделия. | - | 1 | |||
4. | «Панно «Черное и белое» | Подготовка поверхности.Выбор мотива. Создание композиции. | - | 1 | |||
5. | «Панно «Черное и белое» | Выполнение работы. Дополнительное декорирование. | - | 1 | |||
6. | «Панно «Черное и белое» | Винишное покрытие лаком | - | 1 | |||
7. | «Ваза для цветов «Весна» | Подготовка поверхности. Выбор мотива. Составление композиции. | - | 1 | |||
8. | «Ваза для цветов «Весна» | Выполнение работы | - | 1 | |||
9 | «Ваза для цветов «Весна» | Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком | - | 1 | |||
10. | «Набор тарелок «Города» | Самостоятельная работа | - | 3 | |||
11. | «Подставка под чашку» | Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. | - | 1 | |||
12. | «Подставка под чашку» | Выполнение работы. Дополнительное декорирование. | - | 1 | |||
13. | «Подставка под чашку» | Финишное покрытие лаком | - | 1 | |||
14. | «Кракелюр» | Знакомство с техникой. Кракелюр своими руками. Изготовление образца. | - | 1 | |||
15. | «Чайный домик» | Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. | - | 1 | |||
16. | «Чайный домик» | Выполнение работы. | - | 1 | |||
17. | «Чайный домик» | Кракелюрное покрытие изделия. | - | 1 | |||
18. | «Чайный домик» | Дополнительное декорирование. | - | 1 | |||
19. | Самостоятельная работа | Выбор материала, декора. Создание композиции. Подготовка поверхности. Выполнение работы. | - | 1 | |||
20. | Подведение итогов. Оформление выставки «Наши работы» | Подведение итогов. Оформление выставки | 0,5 | 0,5 | |||
Всего часов: 68 | 6 | 62 |
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
- Помещение - класс
- Краски акриловые
- Лаки на водной основе
- Акриловый грунт
- Клей ПВА
- Инструменты - кисти, губки, простые карандаши, салфетки, контуры, наждачная бумага, ножницы и др.
- Заготовки для декупажа: тарелки, деревянные доски, шкатулки, заготовки для часов, бутылки, вазы и др.
- Интернет-ресурсы
- Демонстрационный материал: иллюстрации, видеофильмы, фотографии, слайды
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
Личностные результаты:
- способность к адекватной оценки своей деятельности;
- взаимопомощь во время выполнения работы;
- развитие творческого мышления, художественного вкуса
- уважительное отношение к народным традициям и обычаям.
Предметные результаты:
- освоение основных техник декупажа, область их применения;
- понимание значения терминов: декупаж, декор, композиция, красители, лаки, грунт и другие;
- знание инструментов и приспособлений, названий поверхностей;
- выполнение пошаговых операций.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на совершенствование техник декупажа;
- умение применять различные техники декупажа для решения поставленной задачи;
- способность использовать образцы, литературу, интернет-ресурсы;
- формирование коммукативных навыков и навыков культурного поведения во время занятий;
- приобретение навыков исследовательской деятельности.
6.Литература и интернет-ресурсы.
1. Декупаж. 100 лучших идей. Бойко Е.А.А., Москва, АСТ-Пресс, 2012г.
2. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. О.Вешкина, Москва, Эксмо, 2008 г.
3. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007.
5. http://www.mastera-rukodeliya.ru
8.CD-диск «Музеи России», ИДДК, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления детского объединения "Сувенир"
Программа знакомит обучающихся с историей костюма от древности до Нового времени, с разнообразием художественных промыслов и применением в них природного материала, с историями возникновен...
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности
Рабочая программа расчитана на два года обучения и направлена на решение вопросов привития учащимся с нарушением интеллекта художественно-эстетического вкуса в традициях народ...
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Умелец"
В рабочей программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам декоративно-прикладного творчества в области художественной обработки древесины....
Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс
Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...