Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Мир декупажа» для обучающихся с задержкой психического развития.
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Кузнецова Галина Николаевна

Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность.

 Программа является  составной частью образовательного  процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.

Основной целью программы является создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rukodelnitsa.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № 5 от 29.08.2016г.

Утверждена приказом от___________2016г. №________

Директор___________Г.В.Алпатова

Дополнительная образовательная программа

художественно-эстетической направленности

«Мир декупажа»

для обучающихся 12-16 лет

с задержкой психического развития

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Галина Николаевна Кузнецова,

воспитатель

г.Котовск

2016г.

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Программное содержание.
  4. Ресурсное обеспечение.
  5. Прогнозируемые результаты.
  6. Литература и интернет-ресурсы.

 1. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность.

 Программа является  составной частью образовательного  процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.

Основной целью программы является создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Самостоятельно сделанные изделия в технике декупаж все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих изделий завоевали симпатии детей и взрослых.

Работа кружка по изготовлению изделий в технике декупаж представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ, например для ознакомления их с профессиями: декоратор, дизайнер ( во всех направлениях: от интерьера, швейные изделия и т.д.).

 Актуальность программы

Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня. Иименно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Декупаж является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные часы, панно, детали одежды, аксессуары, детали интерьера и т.д. Занятия декупажем являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях декупажем в существенной степени формирует характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.

Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям с ОВЗ реализовать то лучшее, что в них есть.

Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья освоение различных приемов в процессе изготовления поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с декоративно-прикладным творчеством.

Обучение в кружке основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – личность ребенка с ОВЗ, реализующего свои возможности.      Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по изготовлению изделия в этой технике развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышаетвнимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.

 Цель программы

Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладной  деятельности.

Задачи программы

Образовательные :

  • изучать приемы вырезания, декопаж (выравнивание) в технологии изготовления различных изделий;
  • изучать приемы наклеивания  различными способами;
  • изучать приемы лакирования изделия;
  • обучать приемам самостоятельной разработки изделия, основам композиции;
  • знакомить с  различными видами декоративно-прикладного искусства;
  • совершенствовать умения и формировать  навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • закреплять и расширять знания и умения в области  изобразительного искусства, истории.
  • приобретать навыки учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • формировать навыки работы в коллективе,  поощрять доброжелательное  отношение  друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера.
  • воспитывать трудолюбие, любовь к труду и людям труда;
  • воспитывать привычки к сознательному выполнению заданий;
  • формировать навыки культуры поведения во время занятий;
  • воспитание уважения к народным обычаям и традициям разных стран.

Развивающие:

  • мотивировать творческую деятельность учащихся;
  • развивать художественную инициативу и вкус;
  • формировать творческое мышление;
  • развивать  смекалку, изобретательность  и устойчивый  интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • знакомить с различными направлениями народного творчества разных стран;
  • обогащать визуальный  опыт  через знакомство с произведениями декоративно-прикладного творчества.

Коррекционные:

  • корректировать умственные  и  двигательные дефекты развития в процессе   трудовой деятельности;
  • развиватьумение планировать предстоящуюработу, ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • корректировать поведение при работе в коллективе.

 Условия реализации программы

Данная программа реализуется  на базе ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза  в неделю, продолжительностью  1 час. В группе занимаются учащиеся 6-х, 7-х, 8-х, 9-х.классов. В рамках данной программы обучающимся предоставляется возможность получить дополнительные и расширенные знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества.

Основная форма организации учебного процесса – внеклассное занятие или творческое занятие, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения декупажа. Такая форма обеспечивает системность занятий, возможность повторять и закреплять пройденное.

В процессе обучения по данной программе используются различные формы организации занятий:

  • фронтальная (все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);
  • групповая (для выполнения работы обучающиеся объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом);
  • коллективная (обучающиеся выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);
  • индивидуальная (самостоятельная работа обучающегося при выполнении индивидуального задания).

Особое внимание уделяется дифференцированному подходу.

При проведении занятий используются следующие формы: беседы, практические занятия, игры, экскурсии, викторины, конкурсы, мастер-классы.

Также в обучении используются экскурсии,  посещение и участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декупажа, готовых работ кружковцев, игры и викторины.

2. Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

теор.

практ.

1.

Хоровод красок

3,5

10,5

2.

Идеи для подарка

0,5

13,5

3.

Оригинальные идеи декупажа

1

17

4.

Секрет уюта

1

21

Всего часов

6

62

3. Программное содержание.

п/п

Тема

Содержание

Коло-во часов

теор.

практ.

I.Хоровод красок

1.

«Знакомство с миром декупажа»

Занятие-презентация. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

1

-

2.

«Что может декупаж»

Дизайнерские возможности. Основные материалы и инструменты. С какими поверхностями можно работать.

2

-

3.

«Подготовка поверхности для декупажа»

Способы подготовки поверхности. Шлифование, грунтовка. Виды грунта.

0,5

0,5

4.

«Декорирование тарелки»

Декупаж на керамической поверхности.Подбор мотива. Метод обрыва краев.Создание композиции.

-

1

5.

«Декорирование тарелки»

Подготовка поверхности к работе.

-

1

6.

«Декорирование тарелки»

Декорирование с помощью подручных средств (яичная скорлупа, камни, ракушки, нитки и др.) Финишное покрытие.

-

1

7.

«Картина на керамической плитке»

Подбор мотива, обработка поверхности, создание композиции.

-

1

8.

«Картина на керамической плитке»

Финишное покрытие, дополнительное декорирование

-

1

9.

«Разделочная  доска»

Декупаж на деревянной поверхности.Подбор мотива, подготовка  поверхности, создание композиции.

-

1

10.

«Разделочная  доска»

Выполнение работы, дополнительное декорирование.

-

1

11.

«Разделочная  доска»

Финишное покрытие лаком

-

1

12.

«Кормушка для птиц»

Декупаж на деревянной поверхности.Подбор мотива, подготовка  поверхности, создание композиции.

-

1

13.

«Кормушка для птиц»

Выполнение работы, дополнительное декорирование, финишное покрытие.

-

1

II. Идеи для подарка

1.

«Горшок для цветов»

Подготовка поверхности. Выбор мотива, создание композиции.

-

1

2.

«Горшок для цветов»

Выполнение работы. Финишное покрытие.

-

1

3.

«Коробка для подарка»

Декупаж на картоне. Выбор мотива, создание композиции.

-

1

4.

«Коробка для подарка»

Выполнение работы. Финишное покрытие. Дополнительное декорирование.

-

1

5.

«Ваза»

Декупаж на керамической поверхности.Подготовка поверхности, выбор мотива, создание композиции.

-

1

6.

«Ваза»

Финишное покрытие лаком. Дополнительное декорирование.

-

1

7.

«Обратный декупаж»

Знакомство с техникой. Выбор изделия и материала для декорирования.

0,5

0,5

8.

«Обратный декупаж»

Декорирование тарелки. Подготовка поверхности, создание композиции, выполнение работы.

-

1

9.

«Обратный декупаж»

Финишное покрытие лаком

-

1

10.

«Чайная чашка»

Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции.

-

1

11.

«Чайная чашка»

Выполнение работы. Дополнительное декорирование.

-

1

12.

«Чайная чашка»

Финишное покрытие лаком.

-

1

13.

«Подарок на день рождения»

Выбор материала, подготовка поверхности, создание композиции.

-

1

14.

«Подарок на день рождения»

Дополнительное декорирование. Финишное покрытие.

-

1

III. Оригинальные идеи декупажа.

1.

Шкатулка «Морской пейзаж»

Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции.

-

1

2.

Шкатулка «Морской пейзаж»

Выполнение работы.

-

1

3.

Шкатулка «Морской пейзаж»

Дополнительное декорирование. Финишное покрытие.

-

1

4.

«Елочная игрушка»

Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции.

-

1

5.

«Елочная игрушка»

Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком

-

1

6.

«Часы»

Подготовка поверхности, выбор материала, составление композиции.

1

7.

«Часы»

Выполнение работы.

1

8.

«Часы»

Финишное покрытие.

1

9.

«Часы»

Установка часового механизма. Дополнительное декорирование.

1

10.

«Декоративная бутылка»

Подготовка поверхности, выбор материала, составление композиции.

-

2

11.

«Декоративная бутылка»

Выполнение работы.

-

1

12.

«Декоративная бутылка»

Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком.

-

1

13.

«Салфетка»

Декупаж на ткани. Знакомство с техникой декупажа на ткани, выбор материала.составление композиции, изготовление.

0,5

0,5

14.

«Салфетка»

Составление композиции, изготовление.

-

1

15.

«Моя идея»

Выполнение работы. Дополнительное декорирование.

0,5

2,5

IV. Секрет уюта

Финишное покрытие лаком.

1.

«Шкатулка и панно в стиле шебби-шик»

Знакомство со стилем. Подготовка поверхности.

0,5

0,5

2.

«Шкатулка и панно в стиле шебби-шик»

Выбор мотива. Создание композиции. Оформление изделий.

-

1

3.

«Шкатулка и панно в стиле шебби-шик»

Финишное покрытие изделия.

-

1

4.

«Панно «Черное и белое»

Подготовка поверхности.Выбор мотива. Создание композиции.

-

1

5.

«Панно «Черное и белое»

Выполнение работы. Дополнительное декорирование.

-

1

6.

«Панно «Черное и белое»

Винишное покрытие лаком

-

1

7.

«Ваза для цветов «Весна»

Подготовка поверхности. Выбор мотива. Составление композиции.

-

1

8.

«Ваза для цветов «Весна»

Выполнение работы

-

1

9

«Ваза для цветов «Весна»

Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком

-

1

10.

«Набор тарелок  «Города»

 Самостоятельная работа

-

3

11.

«Подставка под чашку»

Подготовка  поверхности, выбор материала, создание композиции.

-

1

12.

«Подставка под чашку»

Выполнение работы. Дополнительное декорирование.

-

1

13.

«Подставка под чашку»

Финишное покрытие лаком

-

1

14.

«Кракелюр»

Знакомство с техникой. Кракелюр своими руками. Изготовление образца.

-

1

15.

«Чайный домик»

Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции.

-

1

16.

«Чайный домик»

Выполнение работы.

-

1

17.

«Чайный домик»

Кракелюрное покрытие изделия.

-

1

18.

«Чайный домик»

Дополнительное декорирование.

-

1

19.

Самостоятельная работа

Выбор материала, декора. Создание композиции. Подготовка поверхности. Выполнение работы.

-

1

20.

Подведение итогов. Оформление выставки «Наши работы»

Подведение итогов. Оформление выставки

0,5

0,5

Всего часов: 68

6

62

4. Ресурсное обеспечение реализации Программы.

Для успешной реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:

  • Помещение -  класс
  • Краски акриловые
  • Лаки на водной основе
  • Акриловый грунт
  • Клей ПВА
  • Инструменты - кисти, губки, простые карандаши, салфетки, контуры, наждачная бумага, ножницы и др.
  • Заготовки для декупажа: тарелки, деревянные доски, шкатулки, заготовки для часов, бутылки, вазы и др.
  • Интернет-ресурсы
  • Демонстрационный материал: иллюстрации, видеофильмы, фотографии, слайды

5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы.

    Личностные результаты:

  • способность к адекватной оценки своей деятельности;
  • взаимопомощь во время выполнения работы;
  • развитие творческого мышления, художественного вкуса
  • уважительное отношение к народным традициям и обычаям.

Предметные результаты:

  • освоение основных техник декупажа, область их применения;
  • понимание значения терминов: декупаж, декор, композиция, красители, лаки, грунт и другие;
  • знание инструментов и приспособлений, названий поверхностей;
  • выполнение пошаговых операций.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на совершенствование  техник декупажа;
  • умение применять различные техники декупажа для решения поставленной задачи;
  • способность использовать образцы, литературу, интернет-ресурсы;
  • формирование коммукативных навыков и навыков культурного поведения во время занятий;
  • приобретение навыков исследовательской деятельности.

6.Литература и интернет-ресурсы.

1. Декупаж. 100 лучших идей. Бойко Е.А.А., Москва, АСТ-Пресс, 2012г.

2. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. О.Вешкина, Москва, Эксмо, 2008 г.

3. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007.

4. http://my-creative.ru

5. http://www.mastera-rukodeliya.ru

6. http://masterclassy.ru

7. http://stranamasterov.ru 

8.CD-диск «Музеи России», ИДДК, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления детского объединения "Сувенир"

Программа  знакомит обучающихся с историей костюма от древности до Нового времени, с разнообразием художественных промыслов и  применением в них природного материала, с историями возникновен...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности

Рабочая программа расчитана на два года обучения и направлена на решение вопросов привития учащимся с нарушением интеллекта художественно-эстетического вкуса в традициях народ...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Умелец"

В рабочей программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ  к основам декоративно-прикладного творчества в области художественной обработки древесины....

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...