Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1
рабочая программа по обж (8, 9 класс)
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8–9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 68 часов, из них по 34 часа в каждом классе.
Учебники:
Д.П. Рудаков Основы безопасности жизнедеятельности: 8-9 классы в 2 частях: учеб. для общеобразоват. учреждений (Д.П. Рудаков; под научной редакцией Ю.С. Шойгу – М.: Просвещение, 2022;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту. безопасность на объектах экономики»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
классификация аварийных ситуаций на объектах экономики;
правила подготовки к возможным авариям на опасных объектах экономики, порядок действий при авариях на опасных объектах
экономики.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных
террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры,
моноколёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования монотранспорта (мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного);
обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных
террористическим актом;
первая помощь и последовательность её оказания;
правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения
террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми
грибами и растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества;
правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке[1].
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного
пожара;
правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;
ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и смерчах;
грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при землетрясении, в том числе при
попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана;
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой
личности;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и
деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях;
способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и способы противостояния им;
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям,
которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и
способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности
цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде;
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании
Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга,
вербовки в различные организации и группы);
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного использования Интернета по предотвращению
рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её
цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой
налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи, структура, режимы
функционирования;
государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними;
общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения;
права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и
радиоактивных веществ;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся с ЗПР по завершении обучения в основной школе. Результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающимися с ЗПР в целом должны совпадать с соответствующими результатами примерной рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» образовательной программы основного общего образования.
Наиболее значимые личностные и метапредметные результаты для обучающихся с ЗПР:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
способность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений, поступков;
ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям;
основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
освоение социальных норм, правил поведения в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха;
способность связаться удобным способом и запросить помощь, корректно и точно сформулировав возникшую проблему;
применение в повседневной жизни правил личной безопасности;
способность критически оценивать полученную от собеседника информацию;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, исключая асоциальные проявления;
адекватность поведения обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих;
способность корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации;
способность распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально неблагоприятному воздействию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать по заданным основаниям и критериям (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;
применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
знать и использовать приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
проявлять компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся с ЗПР основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
- сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
- сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
- сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
- понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
- сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
- понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, опасные производства, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
- овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
- умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
- освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
- овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, опасные производства, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей для освоения обучающимися содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям:
Модуль 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
ориентироваться в понятиях опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать с опорой на алгоритм учебных действий, в чем их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
иметь представление о понятии культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить с опорой на справочный материал примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
классифицировать с опорой на образец источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности – люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения;
объяснять с опорой на справочный материал общие принципы безопасного поведения.
Модуль 2 «Безопасность в быту. Безопасность на объектах экономики»
иметь представление об особенностях жизнеобеспечения жилища;
классифицировать с опорой на образец источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
понимать ситуации криминального характера;
знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль 3 «Безопасность на транспорте»
классифицировать с опорой на образец виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»
описывать с опорой на справочный материал потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения;
понимать и описывать с опорой на справочный материал ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
Модуль 5 «Безопасность в природной среде»
раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятия экологии, экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять с опорой на справочный материал правила безопасного поведения на водоемах в различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
объяснять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;
описывать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать с опорой на справочный материал понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);
иметь негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
приводить с опорой на справочный материал примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать с опорой на план основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
приводить с опорой на справочный материал примеры межличностного и группового конфликта;
иметь представление о способах избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
иметь представление об опасных проявлениях конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля));
приводить с опорой на справочный материал примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодежных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»
приводить с опорой на справочный материал примеры информационных и компьютерных угроз;
иметь представление о потенциальных рисках и угрозах при использовании сети Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и угрозы в сети Интернет (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет-сообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
понимать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
объяснять с опорой на справочный материал понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
иметь негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
иметь представление об организационных основах системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
иметь представление о роли человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
иметь представление о роли государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
понимать и различать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;
знать правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.
Тематическое планирование по ОБЖ 8-9 класс
№ | Тематические блоки/темы | Кол-во академических часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | ЭОР/ЦОР | Воспитательный компонент программы |
8 класс Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» | 2 | Цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»; источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях | Изучать цели и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; ориентироваться в понятиях опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать с опорой на алгоритм учебных действий, в чем их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера); иметь представление о понятии культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях); приводить с опорой на справочный материал примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства; классифицировать с опорой на образец источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности – люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения; объяснять с опорой на справочный материал общие принципы безопасного поведения. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.3 | |
Модуль № 2 «Безопасность в быту. Безопасность на объектах экономики» | 6 | Основные источники опасности в быту и их классификация; защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания; бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности; признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи; правила комплектования и хранения домашней аптечки; бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи; правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них; пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения; права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми; меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних; классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения; правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах. классификация аварийных ситуаций на объектах экономики; правила подготовки к возможным авариям на опасных объектах экономики, порядок действий при авариях на опасных объектах экономики. | Иметь представление об особенностях жизнеобеспечения жилища; классифицировать с опорой на образец источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты); знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту; понимать ситуации криминального характера; знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные сообщения; безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети); безопасно действовать в ситуациях криминального характера; безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.3 | |
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте» | 7 | Правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения; правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; «дорожные ловушки» и правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их применения; правила дорожного движения для пассажиров; обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения; порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом; правила поведения пассажира мотоцикла; правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования монотранспорта (мопедов и мотоциклов); дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготовки велосипеда к пользованию | Знать правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения; правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; классифицировать с опорой на образец виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный); соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта; безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.1 42.1.3 | |
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах» | 4 | Общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними; массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей; порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей; порядок действий при попадании в толпу и давку; порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара; порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий; опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении; порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами. | Описывать с опорой на справочный материал потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения; понимать и описывать с опорой на справочный материал ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия); соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе); знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов; эвакуироваться из общественных мест и зданий; безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах; безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.1 42.1.3 | |
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде» | 14 | Правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых; различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями; автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию; порядок действий при автономном существовании в природной среде; правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия; порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье; смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества; правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке . чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация; природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного пожара; правила безопасного поведения в горах; снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину; камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад; сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя; оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня; общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах; наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении; цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами; ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и смерчах; грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу; землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана; | Раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятия экологии, экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития общества; помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке; соблюдать правила безопасного поведения на природе; объяснять с опорой на справочный материал правила безопасного поведения на водоемах в различное время года; безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные); объяснять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде; безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями; знать и применять способы подачи сигнала о помощи. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.7 42.1.3 | |
9 класс Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний» | 5 | Смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек; элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья; понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения; механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них; порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения; понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них; диспансеризация и её задачи; понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой личности; и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний; понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи; назначение и состав аптечки первой помощи; порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего. | Раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни; описывать факторы, влияющие на здоровье человека; раскрывать с опорой на справочный материал понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия); иметь негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость); приводить с опорой на справочный материал примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний; безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии); характеризовать с опорой на план основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера; оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.3 42.1.5 42.1.8 | |
Модуль № 7 «Безопасность в социуме» | 5 | Общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения; приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения; понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта; условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций; правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях; способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора); опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг; манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и способы противостояния им; приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них; современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения; правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми. | Приводить с опорой на справочный материал примеры межличностного и группового конфликта; иметь представление о способах избегания и разрешения конфликтных ситуаций; иметь представление об опасных проявлениях конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля)); приводить с опорой на справочный материал примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям; соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения); соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей; распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодежных увлечений; безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.1 42.1.3 | |
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве» | 5 | Понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды; риски и угрозы при использовании Интернета; общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве; опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности; правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде; основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета; противоправные действия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы); деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность. | Приводить с опорой на справочный материал примеры информационных и компьютерных угроз; иметь представление о потенциальных рисках и угрозах при использовании сети Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и угрозы в сети Интернет (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет-сообщества); владеть принципами безопасного использования Интернета; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций; понимать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях). | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.3 | |
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» | 5 | Понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия; цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности; основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели; признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении; правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства). | Объяснять с опорой на справочный материал понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия; иметь негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности; иметь представление об организационных основах системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов; безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.1 42.1.2 42.1.3 | |
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения» | 3 | Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи, структура, режимы функционирования; государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними; общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения; права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций; антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности; информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН; сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ; средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом; эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации. | Иметь представление о роли человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации; иметь представление о роли государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях; понимать и различать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера; знать правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций; помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях; владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей; информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций. | https://infourok.ru/biblioteka/obzh/klass-8/type-55 | 42.1.1 42.1.2 42.1.3 | |
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 8 класс.
№ | дата | Тема урока (раздела) | Домашнее задание |
Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе. (2 часа) | |||
1 | Введение | ||
2 | Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Практическая работа. | ||
Модуль 2. Безопасность в быту. (6 часов) | |||
3 | Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь при отравлениях. | ||
4 | Основные опасности в быту. Травмы. | ||
5 | Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего пользования. | ||
6 | Пожарная безопасность в жилых помещениях. | ||
7 | Проникновение в дом злоумышленников. | ||
8 | Аварийные ситуации техногенного происхождения коммунальных системах жизнеобеспечения. Обобщение изученного материала (экспресс-тестирование). | ||
Модуль 3. Безопасность на транспорте. (7 часов) | |||
9 | Правила дорожного движения. | ||
10 | Безопасность пешехода. Практическая работа . | ||
11 | Безопасность пассажира. | ||
12 | Безопасность водителя. | ||
13 | Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действий при ДТП. | ||
14 | Пассажиры на различных видах транспорта. | ||
15 | Элементы первой помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте. Обобщение изученного материала (экспресс-тестирование). | ||
Модуль 4. Безопасность в общественных местах. (4 часа) | |||
16 | Основные опасности в общественных местах. | ||
17 | Действия при возникновении массовых беспорядков, паники и толпы. | ||
18 | Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий. | ||
19 | Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминального характера. Обобщение изученного материала (экспресс-тестирование). | ||
Модуль 5. Безопасность в природной среде. (15 часов) | |||
20 | Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. | ||
21 | Сигналы бедствия и способы их подачи. | ||
22 | Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями. Распознавание растений и грибов. | ||
23 | Правила безопасного поведения в горах. | ||
24 | Правила безопасного поведения на водоемах. | ||
25 | Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами | ||
26 | Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе. | ||
27 | Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана. | ||
28 | Экология и ее значение для устойчивого развития общества. Итоговая контрольная работа по пройденным темам. | ||
29-34 | Резерв | ||
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 9 класс.
№ | дата | Тема урока (раздела) | Домашнее задание |
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний» (9 часов) | |||
1 | Общие представления о здоровье. | ||
2 | Общие представления о здоровье. | ||
3 | Инфекционные заболевания | ||
4 | Неинфекционные заболевания | ||
5 | Психическое здоровье и психологическое благополучие. | ||
6 | Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях. | ||
7 | Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях. | ||
8 | Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях. | ||
9 | Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях. | ||
Модуль 7 «Безопасность в социуме» (7 часов) | |||
10 | Общение – основа социального взаимодействия. | ||
11 | Конфликты в процессе общения. | ||
12 | Манипуляция и способы противостоять ей. | ||
13 | Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях. | ||
14 | Опасные проявления конфликтов и манипуляций. Действия в сложных ситуациях. | ||
15 | Безопасное поведение и современные увлечения молодежи. | ||
16 | Безопасное поведение и современные увлечения молодежи. | ||
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве» (6 часов) | |||
17 | Безопасность в цифровой среде. | ||
18 | Опасные программы и явления цифровой среды. | ||
19 | Опасный контент и опасные люди. | ||
20 | Опасный контент и опасные люди. | ||
21 | Деструктивные течения и защита от них. | ||
22 | Безопасное поведение. | ||
23 | Основы противодействия экстремизму. | ||
24 | Основы противодействия терроризму. | ||
25 | Основы противодействия терроризму. | ||
26 | Роль личности в противодействии терроризму. | ||
27 | Основы контртеррористической безопасности. | ||
28 | Правила поведения при совершении террористических актов. | ||
29 | Правила поведения при совершении террористических актов. | ||
30 | Взаимодействие государства, общества, личности в обеспечении безопасности. | ||
31 | Взаимодействие государства, общества, личности в обеспечении безопасности. | ||
32 | Оборона страны. | ||
33 | Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера. | ||
34 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С задержкой психического развития (вариант 7.1)
Адаптированная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 класс...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...
Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021
Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...
Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, А...
Адаптированная образовательная программа по литературе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 уч. год
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе ...