Адаптированная образовательная программа по литературе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 уч. год
рабочая программа по литературе (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 2, федеральной рабочей программы основного общего образования «Литература», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, рабочей программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР составлена с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса.
Содержание включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий для урока позволяет активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_ooo_zpr_5_klass_literatura.docx | 76.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета приказом МБОУ «СОШ№2»
протокол от 29.08. 2023 г. № 1 от 01.09.2023 № 24
Адаптированная образовательная программа по литературе
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
2023-2024 уч. год
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
Мартынюк К.В.
Топки 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 2, федеральной рабочей программы основного общего образования «Литература», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, рабочей программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР составлена с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса.
Содержание включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий для урока позволяет активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Общие цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Специальной целью преподавания литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.
Изучение литературы на уровне основного общего образования решает следующие задачи:
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
- формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
- формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
- воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
- воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
- формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
- обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- формирование у обучающегося стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.
Проведение оценки достижений планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература» проводится в форме текущего и рубежного контроля в виде итоговых сочинений на заданную тему, сжатого изложения, уроков контроля, направленных на оценку умения составлять устное высказывание.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала, использование справочной информации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Мифология.
Мифы народов России и мира.
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трѐх).
Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети», «Школьник» и др. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX–ХХ веков.
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трѐх поэтов). Например, стихотворения А.К.Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX– XX веков.
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX–XXI веков.
Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов «Сын артиллериста» и др.
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычѐв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература.
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе представлены с учетом особенностей преподавания учебного предмета на уровне основного общего образования и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Результаты обучения по учебному предмету "Литература" оцениваются с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на "пошаговую", адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала, использование справочной информации.
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции, готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы, активное участие в самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности;
- патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе;
- духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в сети Интернет; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев; 6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий с учетом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям; развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и
другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Предметные результаты изучения литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
начальным представлениям об общечеловеческой ценности литературы и ее роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами
Российской Федерации; понимать, что литература - это вид искусства, и что художественный
текст отличается от текста научного, делового, публицистического; владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать и
оценивать прочитанные произведения:
определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные
представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики по опорной схеме с направляющей помощью педагога; понимать смысл теоретико-литературных понятий и учиться с направляющей помощью педагога использовать их в процессе анализа произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж); портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; ритм, рифма; сопоставлять по опорному плану темы и сюжеты произведений, образы
персонажей; сопоставлять с направляющей помощью педагога изученные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР); выразительно читать, в том числе наизусть произведения, и (или)
фрагменты (не менее 3 поэтических произведений, не выученных ранее); пересказывать прочитанное произведение по опорным словам, плану, используя подробный, сжатый пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с направляющей помощью педагога
формулировать вопросы к тексту; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении; создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 50 слов (с учетом актуального уровня развития обучающихся с
ЗПР); с направляющей помощью педагога осуществлять начальные умения
интерпретации и оценки изученных произведений фольклора и литературы; осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, а также для собственного развития; планировать с направляющей помощью педагога собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счет произведений
современной литературы для детей и подростков;
участвовать в создании элементарных учебных проектов с направляющей помощью педагога и учиться публично представлять их результаты (с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР); с направляющей помощью педагога демонстрировать начальные умения использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; с направляющей помощью педагога пользоваться электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
| ||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| |||
Раздел 1. Мифология | |||||
1.1 | Мифы народов России и мира | 5 |
|
| Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 5 |
| |||
Раздел 2. Фольклор | |||||
2.1 | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 2 |
|
| Библиотека ЦОК |
2.2 | Сказки народов России и народов мира | 6 |
|
| Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 8 |
| |||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века | |||||
3.1 | И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 7 |
|
| Библиотека ЦОК |
3.2 | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». | 6 |
|
| Библиотека ЦОК |
3.3 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение | 2 |
|
| Библиотека ЦОК |
«Бородино» | |||||
3.4 | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 4 |
|
| Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 19 |
| |||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века | |||||
4.1 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» | 6 |
|
| Библиотека ЦОК |
4.2 | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник» и др.. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) | 3 |
|
| Библиотека ЦОК |
4.3 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | 7 | 1 |
| Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 16 |
| |||
Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков | |||||
5.1 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова | 6 |
|
| Библиотека ЦОК |
5.2 | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и | 5 |
|
| Библиотека ЦОК |
др. М.М.Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. | |||||
5.3 | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского | 5 |
|
| Библиотека ЦОК |
5.4 | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. | 2 |
|
| Библиотека ЦОК |
5.5 | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 2 |
|
| Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 20 |
| |||
Раздел 6. Литература XX—XXI веков | |||||
6.1 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М. Симонов. "Сын артиллериста" и др. | 6 |
|
| Библиотека ЦОК |
6.2 | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. (не менее двух), например, произведения В.Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю.П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. | 5 |
|
| Библиотека ЦОК |
Железникова, Ю.Я.Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю.Абгарян | |||||
6.3 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. (одно по выбору). Например, К. Булычѐв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору) | 3 |
|
| Библиотека ЦОК |
6.4 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 2 |
|
| Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 16 |
| |||
Раздел 7. Зарубежная литература | |||||
7.1 | Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» | 4 |
|
| Библиотека ЦОК |
7.2 | Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л.Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. | 3 |
|
| Библиотека ЦОК |
7.3 | Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание | 5 | 1 |
| Библиотека ЦОК |
о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др. | |||||
7.4 | Зарубежная приключенческая проза. (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» (главы по выбору) и др. | 3 |
|
| Библиотека ЦОК |
7.5 | Зарубежная проза о животных. (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «РиккиТикки-Тави» и др. | 3 |
|
| Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 18 |
| |||
Развитие речи | 6 |
|
| Библиотека ЦОК | |
Внеклассное чтение | 6 |
|
| Библиотека ЦОК | |
Итоговые контрольные работы | 3 | 3 |
| Библиотека ЦОК | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 3 |
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов | Дата изучения
| ||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| |||
1 | Развитие речи. Книга в жизни человека | 1 |
|
|
|
2 | Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе | 1 |
|
|
|
3 | Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 |
|
|
|
4 | «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла | 1 |
|
|
|
5 | Внеклассное чтение. Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными авторами. Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 |
|
|
|
6 | Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 1 |
|
|
|
7 | Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки | 1 |
|
|
|
8 | Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных, волшебные, бытовые | 1 |
|
|
|
9 | Русские народные сказки. Животныепомощники и чудесные противники в сказке "Царевна-лягушка" | 1 |
|
|
|
10 | Главные герои волшебных сказок | 1 |
|
|
|
Василиса Премудрая и Иван-царевич | |||||
11 | Поэзия волшебной сказки | 1 |
|
|
|
12 | Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовые сказки «Солдатская шинель» | 1 |
|
|
|
13 | Духовно-нравственный опыт народных сказок. Итоговый урок | 1 |
|
|
|
14 | Роды и жанры литературы и их основные признаки | 1 |
|
|
|
15 | Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен. Русские баснописцы XVIII века. А. П. Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха». | 1 |
|
|
|
16 | И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 1 |
|
|
|
17 | И. А. Крылов. Историческая основа басен. Герои произведения, их речь. "Волк на псарне" | 1 |
|
|
|
18 | И. А. Крылов. Аллегория в басне. Нравственные уроки произведений «Листы и Корни», «Свинья под Дубом» | 1 |
|
|
|
19 | И. А. Крылов. Художественные средства изображения в баснях. Эзопов язык | 1 |
|
|
|
20 | Контрольная работа по теме «Фольклор. Творчество И. А. Крылова» | 1 | 1 |
|
|
21 | А. С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта. «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. | 1 |
|
|
|
22 | А. С. Пушкин. Лирический герой в стихотворениях поэта. Образ няни. | 1 |
|
|
|
23 | А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки | 1 |
|
|
|
24 | А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои | 1 |
|
|
|
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». Волшебство в сказке | 1 |
|
|
|
26 | А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». Язык сказки. Писательское мастерство поэта | 1 |
|
|
|
27 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика | 1 |
|
|
|
28 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: патриотический пафос, художественные средства изображения | 1 |
|
|
|
29 | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Жанровые особенности произведения. Сюжет. Персонажи | 1 |
|
|
|
30 | Н. В. Гоголь. Повесть "Ночь перед | 1 |
|
|
|
Рождеством". Сочетание комического и лирического. Язык произведения | |||||
31 | Н. В. Гоголь. Реальность и фантастика в повестях писателя "Заколдованное место" | 1 |
|
|
|
32 | Н. В. Гоголь. Народная поэзия и юмор в повестях писателя «Заколдованное место» | 1 |
|
|
|
33 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: история создания, прототипы героев | 1 |
|
|
|
34 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: проблематика произведения | 1 |
|
|
|
35 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: сюжет и композиция | 1 |
|
|
|
36 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов. Образ Герасима | 1 |
|
|
|
37 | Развитие речи. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль интерьера в произведении. Каморка Герасима | 1 |
|
|
|
38 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль природы и пейзажа в произведении | 1 |
|
|
|
39 | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети», «Школьник» и др.. Тема, идея, содержание, детские образы | 1 |
|
|
|
40 | Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Анализ произведения | 1 |
|
|
|
41 | Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный | 1 |
|
|
|
нос». Тематика, проблематика, система образов | |||||
42 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа, рассказбыль, тема, идея | 1 |
|
|
|
43 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика образов | 1 |
|
|
|
44 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Образы татар | 1 |
|
|
|
45 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Нравственный облик героев | 1 |
|
|
|
46 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Картины природы. Мастерство писателя | 1 |
|
|
|
47 | Развитие речи. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к домашнему сочинению по произведению | 1 |
|
|
|
48 | Полугодовая контрольная работа. | 1 | 1 |
|
|
49 | Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной А. А. Фет. "Чудная картина…", "Весенний дождь", "Вечер", "Еще весны душистой нега…" | 1 |
|
|
|
50 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…», | 1 |
|
|
|
«Бледнеет ночь… Туманов пелена...» | |||||
51 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной А. А. Блок. «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер» | 1 |
|
|
|
52 | Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной С. А. Есенин. «Береза», «Пороша», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима — аукает...», «Сыплет черемуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся...» | 1 |
|
|
|
53 | Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня» | 1 |
|
|
|
54 | Развитие речи. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Итоговый урок | 1 |
|
|
|
55 | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX–XX веков. А. П. Чехов. Рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия». Тематический обзор | 1 |
|
|
|
56 | Рассказы А. П. Чехова. Способы создания комического | 1 |
|
|
|
57 | М. М. Зощенко «Галоша». Тема, идея, | 1 |
|
|
|
сюжет | |||||
58 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Образы главных героев в рассказах писателя. | 1 |
|
|
|
59 | Развитие речи. Мой любимый рассказ М.М. Зощенко | 1 |
|
|
|
60 | Произведения отечественной литературы о природе и животных. К. Г. Паустовский «Тѐплый хлеб». Тематика и проблематика. Герои и их поступки | 1 |
|
|
|
61 | Нравственные проблемы в произведении К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» | 1 |
|
|
|
62 | Язык сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» | 1 |
|
|
|
63 | Произведения отечественной литературы о природе и животных. Связь с народными сказками. Авторская позиция | 1 |
|
|
|
64 | Произведения русских писателей о природе и животных. Темы, идеи, проблемы. Итоговый урок | 1 |
|
|
|
65 | А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Тема, идея, проблематика | 1 |
|
|
|
66 | А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Система образов | 1 |
|
|
|
67 | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Тема, идея произведения | 1 |
|
|
|
68 | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Система образов. Образ главного | 1 |
|
|
|
героя произведения | |||||
69 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне». Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». Проблема героизма | 1 |
|
|
|
70 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне». К.М. Симонов. «Сын артиллериста: дети и взрослые в условиях военного времени | 1 |
|
|
|
71 | В. П. Катаев. «Сын полка». Историческая основа произведения. Смысл названия. Сюжет. Герои произведения | 1 |
|
|
|
72 | В. П. Катаев. «Сын полка». Образ Вани Солнцева. Война и дети | 1 |
|
|
|
73 | Л. А. Кассиль. "Дорогие мои мальчишки". Идейно-нравственные проблемы в произведении. "Отметки Риммы Лебедевой" | 1 |
|
|
|
74 | Внеклассное чтение. Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. Итоговый урок | 1 |
|
|
|
75 | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Обзор произведений. Специфика темы | 1 |
|
|
|
76 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Тематика и проблематика произведения. | 1 |
|
|
|
Авторская позиция | |||||
77 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Герои и их поступки | 1 |
|
|
|
78 | В.К. Железников «Чучело». Современный взгляд на тему детства в литературе | 1 |
|
|
|
79 | Внеклассное чтение. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства | 1 |
|
|
|
80 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. К. Булычѐв «Девочка, с которой ничего не случится» (главы по выбору). Тематика произведения | 1 |
|
|
|
81 | К. Булычѐв «Девочка, с которой ничего не случится». Сюжет и система образов | 1 |
|
|
|
82 | Проблематика произведения К. Булычева «Девочка, с которой ничего не случится» | 1 |
|
|
|
83 | Литература народов России. Стихотворение Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья». Тематика стихотворений | 1 |
|
|
|
84 | Образ лирического героя в стихотворения и Р.Г. Гамзатова | 1 |
|
|
|
85 | Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Тема, идея сказки. Победа добра над злом | 1 |
|
|
|
86 | Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная | 1 |
|
|
|
королева»: красота внутренняя и внешняя. Образы. Авторская позиция | |||||
87 | Внеклассное чтение. Сказки Х. К. Андерсена (по выбору) | 1 |
|
|
|
88 | Развитие речи. Любимая сказка Х. К. Андерсена | 1 |
|
|
|
89 | Зарубежная сказочная проза. Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы). Герои и мотивы | 1 |
|
|
|
90 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы). Стиль и язык, художественные приемы | 1 |
|
|
|
91 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы). Художественный мир литературной сказки. Итоговый урок | 1 |
|
|
|
92 | Зарубежная проза о детях и подростках. Обзор по теме | 1 |
|
|
|
93 | Зарубежная проза о детях и подростках. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Тема, идея, проблематика | 1 |
|
|
|
94 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Тематика произведения. Сюжет. Система персонажей. Образ главного героя | 1 |
|
|
|
95 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев | 1 |
|
|
|
96 | Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация | 1 | 1 |
|
|
97 | Зарубежная приключенческая проза. Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ». Обзор по зарубежной приключенческой прозе. Темы и сюжеты произведений | 1 |
|
|
|
98 | Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» (главы по выбору). Образ главного героя. Обзорный урок | 1 |
|
|
|
99 | Внеклассное чтение. Зарубежная приключенческая проза. Любимое произведение | 1 |
|
|
|
100 | Зарубежная проза о животных. Дж. Р. Киплинг «Маугли». Тематика, проблематика произведения | 1 |
|
|
|
101 | Зарубежная проза о животных. Дж. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Герои и их поступки | 1 |
|
|
|
102 | Развитие речи. Итоговый урок. Результаты и планы на следующий год. Список рекомендуемой литературы | 1 |
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Литература (в 2 частях), 5 класс/ Коровина В.Я., Журавлѐв В.П.,
Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- О.А. Фокина. Литература. Учимся анализировать художественные произведения. – Издательство «Экзамен», 2023.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки. 5 класс– М.: ВАКО.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы...
Адаптированные рабочие программы по всем предметам для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная п...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С задержкой психического развития (вариант 7.1)
Адаптированная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 класс...
Адаптированная рабочая программа для учащихся 5-6 классов с задержкой психического развития
Общие положенияРабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основ...
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1...
Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, А...