ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ СИНКРЕТИЗМА В СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по русскому языку (7, 8, 9 класс)

Данная статья посвящена изучению явлений синкретизма в синтаксической системе русского языка в контексте учебного процесса. Рассмотрены черты синкретизма в современном языке, выделены его особенности и влияние на структуру предложения, а также проведён анализ типичных случаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ СИНКРЕТИЗМА В СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Данная статья посвящена изучению явлений синкретизма в синтаксической системе русского языка в контексте учебного процесса. Рассмотрены черты синкретизма в современном языке, выделены его особенности и влияние на структуру предложения, а также проведён анализ типичных случаев.

Синкретизм; синтаксическая система; русский язык; предложение; анализ; обучение.

THE RESEARCH OF SYNCRETIZM PHENOMENA IN SINTACTIC SYSTEM

IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article is devoted to the study of the phenomena of syncretism in the syntactic system of the Russian language in the context of the educational process. The features of syncretism in modern language are considered, its features and influence on the structure of the sentence are highlighted, and typical cases are analyzed.

Syncretism; syntactic system; Russian language; sentence; analysis; teaching.

Одна из основных функций языка – коммуникативная, то есть язык необходим для  обмена информацией. Для того чтобы более точно и полно передать мысль, недостаточно просто произносить отдельные слова, их необходимо уметь выстроить в чёткую и последовательную систему. По мысли М.А. Кормилицыной, синтаксис является высшим уровнем грамматики, поскольку единицы всех остальных уровней языка реализуются в речи только в составе синтаксических единиц [4]. Таким образом, синтаксис – это раздел языкознания, изучающий строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.  

Грамматический строй русского языка сложен и многообразен. Наш язык считается одним из самых трудных для освоения ввиду богатого словарного запаса, сложных грамматических категорий, связанных с ними правил и исключений. Благодаря долгой истории изучения и обширным ресурсам, русский язык представляет собой достаточно четкую систему. Однако исследователи грамматического строя русского языка постоянно обнаруживают материал, который не получается вместить в рамки какой-то существующей классификации. С подобными явлениями регулярно сталкиваются и учителя-русисты.

Приведем пример: После страшных рассказов не хотелось уж говорить о том, что обыкновенно (А.П.Чехов). Выполняя синтаксический разбор данного предложения, учащиеся вполне обоснованно зададут вопрос «не хотелось говорить (когда?) после рассказов», имея  в виду временной аспект. Но можно рассмотреть и причинный характер: не хотелось говорить (почему?) после рассказов. В.В.Виноградов утверждал, что «при зыбкости трех категорий второстепенных членов предложения – определения, дополнения и обстоятельства – очень важны наблюдения над случаями переходными и «синкретическими» (т. е. совмещающими значения разных членов предложения)» [3, с.268]. Итак, синкретизм – это явление в языке, когда одна форма слова или конструкция выполняет несколько функций одновременно.

Вопросом о синкретизме членов предложения занимались такие ученые, как В.В. Бабайцева, К.Э. Штайн, Л. Д. Чеснокова, Л. А. Чернова и др. [1, 2, 7, 6, 5].

В.В. Бабайцева дает несколько толкований термина «синкретизм»: 1) «совпадение в процессе развития языка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме»; 2) «совмещение дифференциальных структурных и семантических признаков единиц языка, противопоставленных друг другу в системе языка и связанных явлением переходности» [1, с.446].

Остановимся на синкретической семантике второстепенных членов предложения и назовем их основные типы:

– объектное определение: С этого дня начались приготовления (какие? к чему?) к высочайшему смотру (Шолохов);

– обстоятельственное определение: Значит, вы дверь оставили (как?, какой?) открытой да и ушли себе сами (Булгаков);

– обстоятельственное дополнение: Вся улица играла (почему? от чего?) от ветра и солнца (Паустовский);

– обстоятельство, совмещающее значение нескольких разрядов: Я познакомился с ним (когда? где?) в действующем отряде (Лермонтов).

Синкретизм членов предложения стоит отличать от случаев, когда слово можно классифицировать по-разному. В предложении «А няня топит печку в детской, огонь трещит, горит светло…» (А. Блок) словоформа «в детской» может иметь две синтаксические роли: 1) если учащиеся задают вопрос топит (где?) в детской, то это обстоятельство места, которое распространяет сказуемое; если же ставится вопрос печку (какую?) в детской, то перед нами несогласованное определение. В таких случаях есть варианты разбора, но нет синкретизма.

Большинство школьных учебников делит все второстепенные члены предложения на три группы: определения, дополнения, обстоятельства. Рассматриваемые выше конструкции, выходящие за рамки привычного деления компонентов предложения, можно и нужно разбирать на уроках русского языка, поскольку изучение синкретизма в синтаксисе является неотъемлемой частью процесса обучения и играет ключевую роль в формировании языковой компетенции у учащихся. Важно отметить, что понимание смешанных синтаксических явлений также способствует улучшению навыков письма. Знание особенностей языка позволяет правильно структурировать текст, использовать разнообразные синтаксические конструкции и создавать качественные и логически обоснованные высказывания. Изучение синкретизма также позволяет развивать у учащихся аналитические способности и логическое мышление. Анализируя сложные конструкции предложений и выявляя синкретические элементы, учащиеся учатся лучше понимать структуру языка, его внутренние законы и правила.

Кроме того, синкретизм проявляется и в других аспектах синтаксиса, например, в использовании одной формы слова для выражения разных частей речи или грамматических категорий. В предложении «Летом мы уезжаем на дачу» словоформа «летом» вероятнее всего будет определена школьниками как существительное. Однако проведя наблюдение, мы убедимся, что в данном контексте эта форма не изменяется (уезжаем летом, уедем летом, уехали летом, поезжайте летом), зависит от глагола и отвечает на вопрос (когда?), что позволяет утверждать, что этот член предложения – обстоятельство – выражен наречием.  Понимание этих особенностей позволяет учащимся лучше ориентироваться в языковых конструкциях и правильно использовать их в речи.

Изучение синкретизма членов предложения также способствует развитию логического мышления учащихся, так как требует анализа и логического обоснования выбора определенного синтаксического разбора. Это умение важно не только для изучения русского языка, но и для развития общих когнитивных навыков.

Умение разбираться в сложных синтаксических конструкциях и понимать их смысл помогает не только в учёбе, но и в повседневной жизни, обогащая коммуникацию и обеспечивая грамотное взаимодействие на языке.

Список литературы

  1. Бабайцева В.В. Синкретизм // Лингвистический энциклопедический словарь. –  М. : Советская энциклопедия, 1990.
  2. Бабайцева В.В. Переходные конструкции в синтаксисе : автореф. дис. … д-ра филологических наук. – М., 1969. – 36 с.
  3. Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975. С.254-294.
  4. Дегальцева А.В., Кормилицына М.А., Уздинская Е.В. Современный русский язык. Синтаксис: учеб-метод. пособие для студентов филол. факультета. – Саратов, 2016.
  5. Чернова. Л. А. Обстоятельство или определение? Основные типы синкретичных членов предложения  // Русская словесность. – 2003. – №8. – с.56-81.
  6. Чеснокова. Л. Д. Синкретизм в сфере членов предложения // Филологические науки. – 1988. – № 4.
  7. Штайн К.Э. Переходность и синкретизм в свете деятельностной концепции языка // Языковая деятельность: переходность и синкретизм: сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS». Вып.7 / Под ред. К.Э. Штайн. – М. ; Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. – 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...

Изучение топонимики Мамадышского края (Республика Татарстан) на уроках русского языка

Методика работы с лингвокраеведческим материалом на уроках русского языка. Знакомство с гидронимом "Вятка" и названими мелких рек Мамадышского района....

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...

Изучение фразеологизмов с причастиями и деепричастиями на уроках русского языка в игре

Актуальность: нет никакого сомнения в том, что русский язык один из богатейших языков мира. Наличие в нём фразеологизмов придаёт речи образность и красоту. Они рождаются в различных ситуациях на протя...

Блочно-модульная система на уроках русского языка в 10 классе

Блочно-модульная система на уроках русского языка в 10 классе...