Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».
материал

пиянзина любовь валентиновна

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные знания. Ведь прочные знания – это результат упорного, настойчивого труда. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной деятельности, ощущение радости  от незнания к знанию, от неумения к умению. Ведь, как писал АВ.А.Сухомлинский «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми». Если дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением, помогая друг другу, если идут довольные учебным днем и с нетерпением ждут завтрашнего, желание учиться крепнет. Это один из результатов успешного учительского труда.

   За истекший период мною изучалась проблема формирования синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка .

    Актуальность исследования определяется важностью данного раздела в системе обучения русскому языку и низким уровнем овладения знаниями, умениями и навыками в области синтаксиса учащимися c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического  опыта

учителя русского языка и чтения государственного  бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия «Поводимовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                          Пиянзиной Любови Валентиновны по теме

«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

   Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные знания. Ведь прочные знания – это результат упорного, настойчивого труда. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной деятельности, ощущение радости  от незнания к знанию, от неумения к умению. Ведь, как писал АВ.А.Сухомлинский «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми». Если дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением, помогая друг другу, если идут довольные учебным днем и с нетерпением ждут завтрашнего, желание учиться крепнет. Это один из результатов успешного учительского труда.

   За истекший период мною изучалась проблема формирования синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка .

    Актуальность исследования определяется важностью данного раздела в системе обучения русскому языку и низким уровнем овладения знаниями, умениями и навыками в области синтаксиса учащимися c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ).

    Усвоение синтаксических норм и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами – важная сторона формирова-    ния речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Не случайно овладение синтаксическим строем языка программой  для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) выделено в качестве одного из направлений работы над речью  детей.  Школа должна научить обучающихся строить предложения в соответствии с законами литературного языка, применять полученные знания в речевой практике. Это может быть осуществимо при условии, если обучение русскому языку строится и на базе элементарных теоретических сведений, и на базе развития речи и мышления умственно отсталых школьников (М.Ф.Гнездилов, Л.В.Занков, В.Г.Петрова, М.П.Феофанов, А.П.Федченко и др.).

     В  общеобразовательной  школе для обучающихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) раздел «Предложение» изучается по тому же пути, что и в массовой, но с учетом особенностей усвоения грамматики: повтор ранее усвоенного, тщательный отбор материала для изучения, использование средств наглядности, связь с практической деятельностью детей, повышение владения речью (А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, Н.Г.Галунчикова, А.П.Федченко, Э.В.Якубовская и др.). Но все равно у учащихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) возникают трудности синтаксического характера (Г.М.Дульнев, Р.М.Луцкина, В.Г.Петрова и др.).

    Результаты проведенного мной констатирующего эксперимента подтвердили имеющиеся литературные данные о том, что большинство  учащихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) в основном пользуются простыми предложениями, объемом практических речевых навыков, который необходим для правильного, с точки зрения синтаксических норм языка, выражения мыслей и оформления их на письме.

     В связи с этим, я предполагаю, что использование на уроках русского языка в  специальной (коррекционной) школе для учащихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) большего количества разнообразных упражнений и заданий, связанных с построением простых предложений, распространением простых предложений, построением простых предложений с однородными членами, составлением сложного предложения из двух простых, будет способствовать улучшению эффективности формирования синтаксического строя речи школьников c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).

    Для проведения формирующего эксперимента мной были выделены направления работы над предложением: формирование знаний, умений, понятий о простом и сложном предложении, формирование умений строить простые предложения, их распространять, составлять предложения с однородными членами и составлять сложные предложения из простых.

    На уроках русского языка применялись разнообразные виды упражнений, которые способствовали лучшему усвоению материала, связанного с синтаксисом.

    Полученные результаты свидетельствуют об эффективности изучения такой темы, как «Предложение»  в общеобразовательной  школе для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ).

    Анализ приведенного исследования подтвердил гипотезу о том, что использование на уроках русского языка в  специальной (коррекционной) школе  для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) большего количества упражнений и заданий, связанных с составлением простых и сложных предложений, распространением предложений, подбором однородных членов предложения способствуют улучшению эффективности изучения темы «Предложение».

Адресные рекомендации по использованию опыта.

     Данный педагогический опыт может быть полезен учителям гуманитарного цикла при работе с обучающимися с умственной отсталостью, родителям, студентам.

Результаты применения педагогического опыта представлены:

  • в процессе выступлений на МО, семинарах, научно-практических конференциях и круглых столах различного уровня:
  • Выступления с сообщениями на ШМО: «Коррекционная направленность работы с загадками на уроках русского языка в специальной школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); «Коррекционная направленность работы над словарем на уроках русского языка» и др.
  • Выступления с сообщениями на педсовете: 

 «Эффективность подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения», « Эффективность подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения».

  •  Участие на научно-практических семинарах 

«Урок русского языка и литературы в школе. Как ответить на вызовы времени», 54-е Евсевьевские чтения и др.

  • Выступление на всероссийской конференции «Внедрение компетентностного подхода к разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое образование)» «Основные требования к организации учебного процесса»
  •  в процессе проведения открытых уроков и мастер-классов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Авдонькиной И.П.

Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы". Целью работы является развитие творческого потенциала шк...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Первомайская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ Макаровой Евгении Сергеевны

Представленный педагогический опыт раскрывает: обоснование своей актуальности и перспективности, его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, условия формирования введущей идеи,...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Презентация "Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы" была подготовлена в рамках аттестации педагогического работника на высшую категорию...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны

Тема педагогического опыта: «Использование  современных  образовательных технологий на уроках русского языка  и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...