Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».
материал
Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные знания. Ведь прочные знания – это результат упорного, настойчивого труда. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной деятельности, ощущение радости от незнания к знанию, от неумения к умению. Ведь, как писал АВ.А.Сухомлинский «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми». Если дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением, помогая друг другу, если идут довольные учебным днем и с нетерпением ждут завтрашнего, желание учиться крепнет. Это один из результатов успешного учительского труда.
За истекший период мною изучалась проблема формирования синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка .
Актуальность исследования определяется важностью данного раздела в системе обучения русскому языку и низким уровнем овладения знаниями, умениями и навыками в области синтаксиса учащимися c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
учителя русского языка и чтения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия «Поводимовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Пиянзиной Любови Валентиновны по теме
«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».
Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные знания. Ведь прочные знания – это результат упорного, настойчивого труда. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной деятельности, ощущение радости от незнания к знанию, от неумения к умению. Ведь, как писал АВ.А.Сухомлинский «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми». Если дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением, помогая друг другу, если идут довольные учебным днем и с нетерпением ждут завтрашнего, желание учиться крепнет. Это один из результатов успешного учительского труда.
За истекший период мною изучалась проблема формирования синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка .
Актуальность исследования определяется важностью данного раздела в системе обучения русскому языку и низким уровнем овладения знаниями, умениями и навыками в области синтаксиса учащимися c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ).
Усвоение синтаксических норм и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами – важная сторона формирова- ния речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Не случайно овладение синтаксическим строем языка программой для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) выделено в качестве одного из направлений работы над речью детей. Школа должна научить обучающихся строить предложения в соответствии с законами литературного языка, применять полученные знания в речевой практике. Это может быть осуществимо при условии, если обучение русскому языку строится и на базе элементарных теоретических сведений, и на базе развития речи и мышления умственно отсталых школьников (М.Ф.Гнездилов, Л.В.Занков, В.Г.Петрова, М.П.Феофанов, А.П.Федченко и др.).
В общеобразовательной школе для обучающихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) раздел «Предложение» изучается по тому же пути, что и в массовой, но с учетом особенностей усвоения грамматики: повтор ранее усвоенного, тщательный отбор материала для изучения, использование средств наглядности, связь с практической деятельностью детей, повышение владения речью (А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, Н.Г.Галунчикова, А.П.Федченко, Э.В.Якубовская и др.). Но все равно у учащихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) возникают трудности синтаксического характера (Г.М.Дульнев, Р.М.Луцкина, В.Г.Петрова и др.).
Результаты проведенного мной констатирующего эксперимента подтвердили имеющиеся литературные данные о том, что большинство учащихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) в основном пользуются простыми предложениями, объемом практических речевых навыков, который необходим для правильного, с точки зрения синтаксических норм языка, выражения мыслей и оформления их на письме.
В связи с этим, я предполагаю, что использование на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе для учащихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) большего количества разнообразных упражнений и заданий, связанных с построением простых предложений, распространением простых предложений, построением простых предложений с однородными членами, составлением сложного предложения из двух простых, будет способствовать улучшению эффективности формирования синтаксического строя речи школьников c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).
Для проведения формирующего эксперимента мной были выделены направления работы над предложением: формирование знаний, умений, понятий о простом и сложном предложении, формирование умений строить простые предложения, их распространять, составлять предложения с однородными членами и составлять сложные предложения из простых.
На уроках русского языка применялись разнообразные виды упражнений, которые способствовали лучшему усвоению материала, связанного с синтаксисом.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности изучения такой темы, как «Предложение» в общеобразовательной школе для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ).
Анализ приведенного исследования подтвердил гипотезу о том, что использование на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) большего количества упражнений и заданий, связанных с составлением простых и сложных предложений, распространением предложений, подбором однородных членов предложения способствуют улучшению эффективности изучения темы «Предложение».
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен учителям гуманитарного цикла при работе с обучающимися с умственной отсталостью, родителям, студентам.
Результаты применения педагогического опыта представлены:
- в процессе выступлений на МО, семинарах, научно-практических конференциях и круглых столах различного уровня:
- Выступления с сообщениями на ШМО: «Коррекционная направленность работы с загадками на уроках русского языка в специальной школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); «Коррекционная направленность работы над словарем на уроках русского языка» и др.
- Выступления с сообщениями на педсовете:
«Эффективность подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения», « Эффективность подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения».
- Участие на научно-практических семинарах
«Урок русского языка и литературы в школе. Как ответить на вызовы времени», 54-е Евсевьевские чтения и др.
- Выступление на всероссийской конференции «Внедрение компетентностного подхода к разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое образование)» «Основные требования к организации учебного процесса»
- в процессе проведения открытых уроков и мастер-классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности учащихся»....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Авдонькиной И.П.
Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы". Целью работы является развитие творческого потенциала шк...
Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Первомайская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ Макаровой Евгении Сергеевны
Представленный педагогический опыт раскрывает: обоснование своей актуальности и перспективности, его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, условия формирования введущей идеи,...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя русского языка ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" Осиповой Людмилы Алексадровны
Данный материал может быть полезен учителям русского языка в школе для детей с ОВЗ...
Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Презентация "Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы" была подготовлена в рамках аттестации педагогического работника на высшую категорию...
Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны
Тема педагогического опыта: «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...