Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают трудность у выпускников. Кроме того урок содержит элементы кейсовой технологии столь актуальной в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya_10_kl.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
Цель: 1) знать, как строятся предложения с деепричастным и причастным оборотом;
2) уметь находить примеры ошибочного построения синтаксической конструкции с причастными и деепричастными оборотами;
3) приобретать навык редактирования текста.
Ход занятия.
I. Слово учителя
Сегодня у нас занятие по русскому языку
Тема его – Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
Взгляните на доску, прочитайте слова французского писателя, философа 18в., который оказал влияние на развитие мировой философской мысли Вольтера.
Выучить несколько языков – дело
одного или двух лет, а чтобы
научиться говорить на своем
языке как следует, надо полжизни
Вольтер
Откройте рабочие тетради и запишите число, тему занятия и эпиграф.
- Вдумайтесь в смысл этого высказывания. Какую мысль хотел донести до нас великий философ? «Научиться говорить как следует на своем языке» Что это значит?
(* Нужно соблюдать языковые нормы)
- Вспомним, что такое языковая норма. Нам поможет «Школьный лингвистический словарь» А.В.Лемова
Прочитаем определение языковой нормы.
(* Языковая норма – способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе как обязательный для образованной части общества)
- Какие вы знаете языковые нормы литературного языка?
(* Лексические – обеспечивают правильность выбора слов.
Орфоэпические – описывают правила произношения.
Морфологические – описывают правила словоизменения и словообразования)
На предыдущих занятиях мы отрабатывали понятия морфологические и лексические нормы. А сегодня мы должны выяснить, что такое синтаксические нормы. Мы будем рассматривать правила употребления причастных и деепричастных оборотов.
Давайте запишем в тетради.
Синтаксические нормы определяют закономерности построения словосочетаний и предложений.
На вашем столе лежат демоверсии ЕГЭ прошлого года.
Обратимся к ним.
- Скажите, в каком из заданий группы А проверялось знание синтаксических норм, употребление причастных и деепричастных оборотов?
(*А 4 – употребление деепричастных оборотов.
*А 6 – употребление причастных оборотов).
В аналитическом отсчёте Федерального Института педагогических измерений можно прочитать:
«Ошибки при выполнении заданий А4 объясняются тем, что в разговорной речи наиболее типичны ошибки при построении предложений с причастными и деепричастными оборотами. Примеры ошибочного построения подобной синтаксической конструкции демонстрируют и средства массовой информации, Интернет, разговорная речь старшеклассников».
В этом же отчёте отмечаются и трудности при выборе правильного ответа у тестируемых при анализе конструкций с причастным оборотом.
Итак, определим цель нашего занятия.
- знать, как построить предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- уметь находить примеры ошибочного построения подобной синтаксической конструкции;
- приобретать навык редактирования текста.
Но! Умение правильно строить предложения, а следовательно, владеть русским языком важно, конечно, не только для того, чтобы успешно сдать экзамен.
Древние говорили:
«Vitae, non scholae discinmus».
(«Для жизни, не для школы учимся»)
Вот почему важно говорить на своём языке правильно, как следует!
Итак, наша работа будет строиться следующим образом.
Для выполнения домашнего задания вы распределились на две группы. Первая группа работала с теоретическим материалом, который касался вопроса, связанного с правилами употребления деепричастного оборота. Вторая группа работала с теоретическим материалом, который объяснят правила употребления причастного оборота в речи.
Обратите внимание, на столе у каждого из вас лежит 2 кейса (материалы к занятию)
1 кейс содержит материалы, которые необходимы, чтобы выполнить задание типа А4 (правильно употребить в предложении деепричастный оборот)
Откроем его. В нем вы найдете:
а) информационный блок №1
б) информационный блок №2
в) выходной контроль (задание теста по вариантам)
2 кейс построен по такому же принципу. Он содержит материалы к заданию А6 (употребление причастного оборота в речи)
Откроем его. В нем вы найдете:
а) информационный блок №3
б) выходной контроль(тесты по вариантам)
Рядом лежат вспомогательные материалы:
а) карта самооценки
б) бланки ответов
Я представляю слово выступающим из 1 группы.
Они, используя презентацию, сделанную дома, будут объяснять теоретический материал, привлекая к работе вас.
В тетради запишем:
- Задание А4(употребление в речи деепричастного оборота)
Ваша задача внимательно слушать, вникать, включаться в работу с кейсом №1. Начнем с входного контроля.
Презентация №1 слайд №1
?
ответ
Квашнина слайд №2
?
ответ
слайд №3
слайд 4,5 – Петроченко
слайд 6,7 – Сокина
слайд 8 – Крюкова
Возьмите в кейсе №1 лист с названием «Информационный блок №1», вложите его в тетрадь
слайд 9 –Векшина
Возьмите в кейсе №1 лист с названием «Информационный блок №2», вложите его в тетрадь
Итак, для того чтобы успешно выполнить задание А4, в котором дан предложения с деепричастным оборотом, нужно знать правила, заключенные в таблицах информационного блока №1,2
слайд 10 – Малкова
Выполним тренировочные упражнения вместе. А теперь выходной контроль.
Возьмите лист кейса №1 с тестами. У каждого вариант указан ,их 2. Самостоятельно в течение 10 минут вы выполните 10 заданий. Ответы поместите в бланк ответов №1. Подпишите его.
Приступаем к работе(делают)
Прежде чем вы сдадите бланк ответов №1, возьмите карту самооценки. Найдите графу 2, там красным фломастером нужно отметить задания, которые вызвали затруднения у вас.
А теперь, пожалуйста, озвучьте трудные на ваш взгляд задания.
Посмотрим на экран и проанализируем задания, определим верный ответ.
Вариант №1. Задание 2
Вариант №2. Задание 3
Теперь поработаем с заданиями, связанными с употреблением причастного оборота.
Запишем в тетради:
- Задание А6(употребление причастного оборота)
Приглашаю к доске выступающим из 2 группы. Работаем с материалами кейса №2. Сначала входной контроль:
Презентация №2 слайд №1
?
ответ
Никитина слайд №2
?
ответ
слайд №3
слайд 4 - Прокопенкова
Возьмите в кейсе №2 лист с названием «Информационный блок №3», вложите его в тетрадь.
Итак, чтобы выполнить успешно задание, связанное с употреблением причастного оборота, нужно знать правила, заключенные в информационном блоке №3.
слайд 5 – Логинова
Выполним тренировочные упражнения. А теперь выходной контроль.
Возьмите лист кейса №2 с тестами. Выполните задания. Ответы поместите в бланк ответов №2. В вашем распоряжении 10 минут.
Отметьте в карте самооценки задания, вызвавшие у вас затруднения.
Озвучьте наиболее трудные.
Посмотрим на экран.
Вариант №1. Задание 4
Вариант №2. Задание 10
Большую часть нашего занятия мы посвятили тому, что работали над двумя вопросами о правилах употребления причастного и деепричастного оборотов в речи. (задания А4,А6)
- Но только ли для выполнения задания тестов ЕГЭ нам необходимы эти знания?
Но ведь и не только для того, чтобы успешно сдать экзамен, нужны эти знания. Они нужны в жизни любого современного культурного человека, ведь не для школы, для жизни учимся.
Очень важно не делать синтаксических ошибок при употреблении деепричастного и причастного оборотов в речи. Ещё надо уметь их исправлять.
Давайте откроем учебник. Упражнение 413 стр. 241.
Прочитаем задание. В нём речь идёт о синтаксической синонимии.
Запишем в тетради:
- Синтаксическая синонимия – замена причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями.
К доске идёт ученик ,выполняет задания.
Запишем домашнее задание.
- упражнение 413(доделать)
- упражнение 281
- теоретические материалы.
Сейчас возьмите карту самооценки. Заполните её.
В первой графе даны цели урока, ваше мнение нужно отразить, поставив «+» или «-».
Сдайте карту самооценки и ответы к тестам. Проанализируем вашу работу на следующем занятии.
Работая с заданиями, отвечая на вопросы, мы поняли, насколько важно правильно владеть русским языком, изучать его, дорожить им.
Дорожите
Родным, милым словом
Многоликим большим языком.
Нашей жизни он первооснова,
Очень многим народам знаком.
Берегите его от увесистых
Иностранных и чуждых нам слов.
Чтоб поток слов русских лучистых
Не затмил языка родников.
В нём черпайте живящую силу
Русских говоров, песен, стихов,
Всё, что дорого сердцу, чтоб слилось
В языке как в основе основ. Д. Коротаев.
Приложение.
Тест 1
Вариант 1
Грамматически правильное продолжение предложения (употребление д.о.)
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Спустившись по крутому склону,
1) лыжникам предстояло пройти 10 километров вдоль реки.
2) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие
3) получался замечательный выигрыш во времени.
4) можно было добраться до посёлка за час-полтора.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Находясь на эскалаторе,
1) запрещается садиться на ступени.
2) держитесь за поручни.
3) есть простые правила, которые нужно соблюдать.
4) левый ряд должен быть свободен.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Не имея часов,
1) сориентироваться во времени помогут растения.
2) есть множество других способов определить время суток.
3) можно определить время по цветам.
4) у нас не было возможности точно определить время.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Доехав до конечной станции,
1) там нас ждала машина.
2) нужно пересесть на автобус.
3) останется два километра.
4) дальше путь лежал по реке.
5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Знакомясь с оглавлением книги,
1) она может показаться слишком сложной.
2) видишь, что это основательный труд.
3) выясняется, что её тема шире, чем это заявлено в названии.
4) возникает желание непременно прочитать её.
6.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Наблюдая экзотическую природу,
1) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.
2) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.
3) Дарвин сделал первые выводы об эволюции живой природы.
4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.
7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Наклеивая обои,
1) требуется прежде всего аккуратность.
2) нужно следить, чтобы не образовались морщины.
3) лицевая сторона должна быть сухой.
4) многое зависит от качества клея.
8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Научившись читать в пятилетнем возрасте,
1) в школе мне было скучно изучать азбуку.
2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.
3) любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.
4) учение в школе не представляло для меня никакого труда.
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Возглавляя институт физических проблем,
1) нужно было искать новых путей решения проблем.
2) П.Л. Капицей был определён круг современных проблем в области этой науки.
3) такие наставления редко слышат ученики от своих учителей.
4) П.Л.Капица своим сотрудникам советовал не искать в библиотеках путей решения новых проблем.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Вздрагивая от моего неожиданного вопроса,
1) большинство прохожих отвечали мне дружелюбной улыбкой.
2) у прохожих появлялась дружелюбная улыбка.
3) моему спутнику не терпелось услышать на него ответ.
4) растерянность прохожих можно было понять.
Тест 1
Вариант 2
Грамматически правильное продолжение предложения (употребление д.о.)
1.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Собираясь получить деньги на почте,
1) Николаю хотелось купить кое-какие книги.
2) Николай хотел купить кое-какие книги.
3) покупка книг оставалась главной задачей.
4) Хотелось зайти ещё и к приятелю.
2.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Усевшись вокруг разостланной скатерти,
1) принялись за паштет и прочие яства.
2) паштет и прочие яства быстро исчезали во рту голодных посетителей.
3) приходилось учитывать аппетит соседей.
4) аппетит разыгрался с новой силой.
3.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Придерживая двумя пальцами край широкой шляпы,
1) ветер пытался сорвать её с хорошенькой головки Зои.
2) Зоя посматривала то вбок, то назад.
3) она покачивалась полями под напором сильного ветра.
4) Зое приходилось сражаться с сильными порывами ветра.
4.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Не будучи чиновником и бюрократом,
1) ему не терпелось поскорее расширить производство нового изделия.
2) было запущено в производство новое изделие.
3) директор тотчас стал диктовать машинистке заявление.
4) машинистка стала быстро печатать заявление директора.
5.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Очутившись в ледяной воде,
1) меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли мне согреться.
2) нельзя оставаться без движения.
3) энергичные движения помогают согреться.
4) его охватила дрожь, и он не мог согреться.
6.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Используя без необходимости иноязычные слова,
1) засоряется наша речь.
2) наш лексикон становится непонятным большинству людей.
3) мы рискуем потерять собственный язык.
4) иноязычные слова обогащают наш лексикон.
7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Ссылаясь на сторонников гипотезы раннего возникновения письма,
1) археология никаких доказательств привести не в состоянии.
2) ни в каких источниках доказательств не приведено.
3) не известно ни одно человеческое общество, которое не имело бы своего звукового языка.
4) антропологи опровергают возникновение письма до появления звучащей речи.
8.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Сменившись легким бризом,
1) парусник продолжал плыть.
2) шторм утих.
3) мелкими волнами покрылось море.
4) нельзядальше было продолжать путь.
9.Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Заблудившись в тайге,
1) нам предстояло рассчитывать только на свои силы.
2) послышались отчаянные возгласы о помощи.
3) нужно не паниковать, а проанализировать обстановку.
4) не паника, а трезвый расчет помогут найти выход из положения.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Придирчиво отбирая и сортируя всё созданное человеком,
1) таблица Менделеева скрывает от нас скрупулёзный труд ученого
2) величие подвига Менделеева продолжает расти.
3) закон Менделеева оказал огромное влияние на развитие знаний о строении атома.
4) Менделеев открыл новый закон о природе вещества
Ключ тест №1
Вариант 1
1 | 4 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 2 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 2 |
8 | 2 |
9 | 4 |
10 | 1 |
Ключ тест №1
Вариант 2
1 | 2 |
2 | 1 |
3 | 2 |
4 | 3 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 1 |
8 | 2 |
9 | 3 |
9 | 3 |
10 | 4 |
Тест 2
I вариант
- В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.
2) Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
3) Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.
4) Снег, который таял в черной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.
2) Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.
3) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.
4) Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Романы, которые пишет В. Пелевин, очень нравятся читателям.
2) Тропинка, которая соединялась с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой, привела их к графскому парку.
3) В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями.
4) В жесткой траве, которая была похожа не шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветы.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.
2) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.
3) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?
4) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.
2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, ученые открыли жизнь целой страны.
3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях.
4) Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.
8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.
2) Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.
3) Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.
4) Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Темные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.
2) На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.
3) Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.
4) Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: “то было раннею весною, в тени берез то было”, то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.
10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.
2) Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.
3) Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.
4) Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.
Тест 2
II вариант
1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Подводчик Степка, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.
2) Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.
3) Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.
4) На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Солнце уже опускалось за лес и бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен.
2) Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли.кроме одной какой-то упрямой, которая чирикала монотонно, с промежутками.
3) За мрачной равниной мы попали в круглую впадину — зеленую, ровную котловину, которая была окружена синими, поразительно яркими горами.
4) С высоты мы увидели как на ладони большое село, в общей картине которого выделялись ровные ряды новых стандартных домиков под шифером, построенных, как видно, совсем недавно.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Художников объединяет стремление к созданию русского национального искусства, которое опирается на народное творчество.
2) В Абрамцево был создан ряд замечательных произведений, которые составили славу русской живописи.
3) Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолета “У-1”, на котором мы учились летать.
4) И по сей день Абрамцево служит источником вдохновения для художников, которые призваны украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Ночью на деревьях сверкали небольшие лампочки, которые придавали сказочно-таинственный вид всему саду.
2) Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом совете считался главным специалистом по колхозным вопросам.
3) Ослепительно-белый айсберг, который проплывал мимо нашего крейсера, вдруг с гулким звуком резко наклонился набок.
4) Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Двор был окружен крепкой и непомерно толстой деревянной решеткой, которую сделал мой дед.
2) В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание.
3) Мечты о полетах в космос, которыми жили многие ученые прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.
4) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который давно прекратили.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться.
2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной.
3) Пробираясь к речонке, я нечаянно спугнул большую болотную сову, которая днем всегда прячется в травяном покрове.
4) Тягостное воспоминание, которое было связано с фронтовым ранением, мучило Сергея Петровича, заставляло вновь и вновь переживать события того рейда по тылам врага.
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Олимпиада, которая начнется в 2008 году в Китае, снова будет праздником силы, красоты, мужества.
2) Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таежными и речными богатствами.
3) При барской усадьбе был большой пруд, который когда-то вырыли крепостные.
4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое, и по корявой коре стекали капли, похожие на слёзы.
8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.
3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.
4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.
2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом и счезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.
3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю.Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком.
4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.
10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Пугачевский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, по своим масштабам превзошел все предыдущие крестьянские войны.
2) Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.
3) Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить: ситуация на фронте изменилась.
4) Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.
Ключ
Тест №2
I вариант | II вариант | |||||||||||||||||||
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Карта самооценки ученика
Ф.И. ____________________________________
Ожидаемые результаты | Достиг ли я ожидаемых результатов? |
1.Систематизировать знания. | |
2.Устранить пробелы в знаниях. | |
3. Подготовиться к экзамену. |
Отметьте задания, которые вызвали у вас затруднения (красной пастой).
Кейс №1, тест №1 | Вариант № | Задание № |
Кейс №2, тест №2 | Вариант № | Задание № |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
Разработка урока для учащихся 8 класса: "Синтаксические нормы русского языка".
Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Языковая норма - это образец, это то, как принято говорить и писать в данную эпоху. Синтаксические нормы регулируют порядок слов в...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....