Изучение топонимики Мамадышского края (Республика Татарстан) на уроках русского языка
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Сайфиева Резеда Миннегалиевна

Методика работы с лингвокраеведческим материалом на уроках русского языка. Знакомство с гидронимом "Вятка" и названими мелких рек Мамадышского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл toponimika.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение топонимики Мамадышского края на уроках русского языка

 Топонимика – наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

 Педагоги, методисты, учителя отмечают, что настоящее краеведение немыслимо без занятий топонимикой, предполагающих ассоциативные связи с различными науками: историей, географией, литературой и др.
Приобщение школьников к лингвокраеведческой работе по изучению топонимики способствует нравственному воспитанию подростков,расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике. 
    Местный топонимический материал на уроках русского языка можно использовать лишь в том случае, если он соответствует грамматической теме. Нет необходимости насыщать им каждый урок. 
     Интерес у учащихся вызывает происхождение названий рек – Вятка и Кама.

Мало кто знает о том, что «точное происхождение гидронима «Вятка» неизвестно. В удмуртской историографии поддерживается гипотеза о том, что гидроним произошёл от названия удмуртского «племени» Ватка́.

Эта версия оспаривается на том основании, что в финно-угорских языках нет мягкого в (в'), а русское в перед а никогда не подвергается палата-лизации (не смягчается). Удмуртское название реки – Ватка́ (если бы оно было заимствовано русскими) так и звучало бы на русском  Ватка, как, например, слово вата. По законам удмуртского языка, в котором нет мягкого звука в, а ударение падает на последний слог, слово Вятка, заимствованное удмуртами у русских, должно звучать именно так: Ватка́. Поэтому название территориально-земляческой группы удмуртов Ватка само происходит от названия реки – Вѧтка. 

Согласно наиболее распространённой на сегодняшний день версии, название «Вятка» родственно древнерусскому слову вяче «больше», и образовалось путём присоединения суффикса -ка, свойственного русским названиям рек. Соответственно, название Вятка переводится как «бо́льшая». Такое название реке вполне могли дать первые древнерусские жители её берегов, добравшиеся до реки по её небольшим северным и западным притокам.

Татарское название Вятки  – Нократ – представляет собой искажённое «Новгород». Связано это с тем, что Вятка с самого начала своего древнерусского освоения (то есть с конца XII века) входила в сферу влияния Новгородской земли  и заселялась первоначально оттуда».

 Этот текст можно использовать на уроке русского языка при изучении темы «Этимология».

В Мамадышском районе протекает множество мелких рек – Берсутка, Омарка, Ошма, Арпач, Кирменчук, Берсутка. Используя вышеперечисленные названия рек, можно провести занимательный урок русского языка и одновременно познакомить с происхождением названий рек района. 
Кроме того, задания о происхождении деревень, сел, рек или других географических объектов привлекут внтмание учащихся к топонимике. Например, о происхождении названий населенных пунктов Берсут (от названия булгарского племени Берсула), Кирмени («городище, укрепление»), Суни (от названия племен Хун, Уйшин). 
        Ребятам можно предложить написать сочинение о происхождении своей улицы, окрестности села, рек и  прудов, лесов и оврагов которые имеются в нашей местности.  Для организации и проведения уроков русского языка можно привлечь учителя географии. Е.М.Поспелов отмечает: «В ансамбле географ-филолог-историк одинаково важна активная, заинтересованная работа каждого участника, так как, обращаясь к географическим названиям, учителя получают новое поле деятельности на уроках русского языка» .Занимаясь таким видом работы, необходимо

использовать методы ономастических исследований, в частности, исторический (сравнительно-исторической), сопоставительный. 
       Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на патриотические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами топонимики, опираясь на знания, полученные по другим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...

Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...

Знакомство с культурным наследием Мамадышского края на уроках русского языка

лингвокраеведческий материал на уроках русского языка...

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Герои земляки. Участники Великой Отечественной войны Мамадышского района Республики Татарстан

Герои земляки. Участники Великой Отечественной войны Мамадышского района Республики Татарстан...

Изучение фразеологизмов с причастиями и деепричастиями на уроках русского языка в игре

Актуальность: нет никакого сомнения в том, что русский язык один из богатейших языков мира. Наличие в нём фразеологизмов придаёт речи образность и красоту. Они рождаются в различных ситуациях на протя...

ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ СИНКРЕТИЗМА В СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Данная статья посвящена изучению явлений синкретизма в синтаксической системе русского языка в контексте учебного процесса. Рассмотрены черты синкретизма в современном языке, выделены его особенности ...