Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изученного учащимися в начальной школе и на вступительном уроке по данной теме. Данная разработка содержит задания, направленные на развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса. Стоит отметить, что ряд заданий имеет творческий характер: предполагает подготовку небольшой инсценировки эпизода из пьесы Д. И. Фонвизина "Недоросль", выразительное чтение наизусть стихотворений об имени прилагательном, работу с этимологическими словарями. Урок выстроен таким образом, что на нём используются индивидуальная и групповая виды работы. Предлагаются также задания, направленные на предупреждение речевых ошибок, связанных с употреблением в речи плеоназмов и тавтологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_imya_pril.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Имя прилагательное как часть речи.
Употребление прилагательных в речи»
5 класс
Цель урока: закрепить сведения об имени прилагательном как части речи, полученные учащимися на первом уроке по теме, показать роль прилагательных в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить умение употреблять имена прилагательные в речи;
- повторить способ определения морфологических признаков прилагательного, его синтаксическую роль в предложении;
- повторить суффиксы имён прилагательных;
- повторить характеристику простого предложения; закрепить умение составлять схемы предложения;
- познакомиться с этимологией слов;
- повторить сложные слова;
- отработать умение согласовывать прилагательные с существительными в нужном роде, числе и падеже.
Развивающие: расширение словарного запаса учащихся, развитие их образного и логического мышления, познавательной активности, способности к самоконтролю и самооценке.
Воспитательные: воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению.
Работа по развитию речи:
- составление связного рассказа на лингвистическую тему;
- расширение словарного запаса школьников за счёт знакомства с новыми словами;
- работа над предупреждением речевых ошибок (плеоназм, тавтология);
- конструирование предложений;
- подбор синонимов, составление синонимического ряда.
Дидактический тип урока: урок закрепления материала.
Используемые технологии:
- ИКТ;
- Взаимодействие в малых группах;
- Развитие исследовательских навыков.
Оборудование:
- портреты Д. И. Фонвизина, И. А. Бунина;
- карточки с заданиями.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование навыков определения имени прилагательного как части речи.
УДД:
- Коммуникативные: слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, чувства в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова, предложения, текста.
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Ход урока
I.Мобилизующее начало урока. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, продолжим знакомиться с именем прилагательным. Эпиграфом нашего урока служат слова (на доске):
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Вопросы: Докажите, что эти слова относятся именно к прилагательному. Какие слова и строчки помогут вам аргументировать свой ответ?
Давайте откроем тетради и запишем число, слова «классная работа» и тему урока.
Предлагаю вам обратиться к фрагменту комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина (портрет!), в которой госпожа Простакова, хочет показать гостям, как широко образован и умён её сын Митрофанушка. Митрофан, лоботряс и неуч, объявляет, что выучен грамматике.
Инсценировка явления 8 из IV действия комедии «Недоросль»
(инсценировка готовится заранее с помощью учителя).
Стародум: «Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил».
Госпожа Простакова: «Всем наукам, батюшка».
Митрофан: «Всему, чему изволишь».
Правдин: «Чему ж бы, например?»
Митрофан (подаёт ему книгу): «Вот, грамматике».
Правдин (взяв книгу): «Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?»
Митрофан: «Много. Существительна да прилагательна…»
Правдин: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?»
Митрофан: «Дверь, котора дверь?»
Правдин: «Котора дверь? Вон эта».
Митрофан: «Эта? Прилагательна».
Правдин: «Почему ж?»
Митрофан: «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна».
Стародум: «Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?»
Митрофан: «И ведомо».
Госпожа Простакова: «Что, каково, мой батюшка?»
Правдин: «Нельзя лучше. В грамматике он силён».
II. Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос.
Итак, мы услышали мнение неуча Митрофанушки по поводу имён «существительна да прилагательна». А как вы ответите на вопрос, что такое имя прилагательное?
Сколько пунктов в характеристики каждой части речи? Какие?
Каково место прилагательных в системе частей речи русского языка?
С каких сторон может характеризовать прилагательное предмет?
- Чтение стихотворения о прилагательном. Проверка на его основе домашнего задания (подобрать к суффиксам прилагательных 3-4 примера).
Задание: А теперь давайте послушаем стихотворение о прилагательном и попробуем на слух запомнить как можно больше прилагательных, узнав их в тексте (стихотворение выразительно читают несколько ребят, получивших задание накануне):
Какие слова мы будем запоминать?
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные при-ла-га-тель-ные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
Вопросы и задания: Какие прилагательные вы запомнили? Давайте их запишем на доске и выделим в них суффиксы:
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ
ПРЕКРАСНОЕ БЕЗОБРАЗНОЕ
ОТЛИЧНЫМ
Вопросы и задания: С какими другими суффиксами имён прилагательных вы познакомились на прошлом уроке? Приведите примеры из домашнего задания.
III.Работа с текстом.
Задание: прочитайте выразительно четверостишие из стихотворения И. А. Бунина (текст и портрет!):
…Лес, точно терем расписной,
Л…ловый, золотой, б…гряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Задание: Дайте характеристику этому предложению, составьте схему и, вставив пропущенные буквы, объясните написание слов, используя графическое выделение орфограмм (два ученика работают на доске: один – со схемой, другой – с орфограммами).
Вопрос: Об истории каких слов стихотворения вы могли бы рассказать?
Выступление учащегося (индивидуальное сообщение с предварительной домашней подготовкой):
Лиловый (итал. – «лилас» - сирень).
Багряный (русск. – «багр» - красная краска).
Задание: В русском языке существуют около 15 слов, которые передают оттенки красного цвета. А сколько знаем и используем мы? Давайте подберем синонимы к слову «багряный» и запишем их.
БАГРЯНЫЙ, ПУНЦОВЫЙ, КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, РДЯНЫЙ, КУМАЧОВЫЙ, ПУРПУРНЫЙ…
Вопрос: Что у нас получилось? (синонимический ряд).
Задание: Давайте прочитаем стихотворение ещё раз и определим, использование каких художественных средств помогает создать яркую, образную картину (сравнение, эпитеты).
Слово учителя: Кстати, дословный перевод слова «прилагательное» с греческого – «эпитет». Таким образом, получается, что древние греки приравнивали прилагательное к эпитету, красочному определению, что говорит об их образном мышлении).
IV. Закрепление изученного материала.
- Сказка о морфологических признаках прилагательных.
Давайте прослушаем сказку о прилагательном и о его связи с существительным (сказку выразительно читает учитель или кто-то из заранее подготовленных учащихся).
От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа.
–А что если попросить их у Существительных, - мечтали Прилагательные, пока не решились поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут с тех пор Прилагательные, согласовываясь с Существительными в роде, числе и падеже. Вместе дружба, вместе и служба.
Вопрос: Какое положение определения имени прилагательного прозвучало в сказке?
- Выполнение заданий.
Задание: Посмотрим, соответствует ли сказка действительности. Выпишите словосочетание из стихотворения И. А. Бунина, соответствующее схеме:
ПРИЛ. + СУЩ. (на доске), и докажите правомерность сказки:
Терем расписной (м.р., ед. ч, В. п).
Слово учителя: Обратите внимание, что в самом имени части речи содержится намёк на то, что оно к чему-то «прилагается» (латынь – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное»). Имени прилагательные хитрые, они приспосабливаются, присоединяются к роду, числу, падежу существительных.
Задание: Выпишите из стихотворения остальные словосочетания по данной схеме (трое – у доски, остальные в тетрадях).
Лес лиловый, золотой, багряный (м. р, ед. ч, И.п.).
Весёлой, пёстрою стеной (ж. р, ед. ч, Тв. п.).
Над светлою поляной (ж. р, ед. ч, Тв. п.).
Вопрос: В чём отличие рода существительных от рода прилагательных? (род сущ. – постоянный признак, а род прил. – непост. признак: они меняют род, как хамелеоны меняют цвет своего тела; во множ. числе род прил. не определяется).
- Синтаксическая роль прилагательных.
Слово учителя: Мир состоит из предметов. Когда мы всматриваемся в эти предметы, мы начинаем понимать, что они состоят из своих свойств и качеств.
Я не стану именовать предмет, а скажу: «Огромный, тёмно-серый, т…лст…ногий, т…лст…кожий, х…ботоносый…» (на доске). Стоп! Вы уже давно догадались, что это…слон!!!
Задание: Составьте предложение со словом «слон» и с одним из прилагательных так, чтоб в первом прилагательное являлось определением, а во втором – сказуемым (Один ученик в это время вставляет пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы).
Огромный слон скучал в зоопарке.
Наш слон огромный.
Вопрос: При каком условии прилагательное становится сказуемым?
- Работа по развитию речи.
Работа с учебником: Изучение задания к упражнению 556 на стр.230 учебника.
Задание: Прочитайте задание. Давайте разберём первые три пары словосочетаний и найдём речевые ошибки. Объясните эти ошибки.
(Плеоназм – повтор одного содержания иными словами: первый дебют, старый старик, памятный сувенир).
Тавтология – повтор однокоренных слов).
V. Объяснение домашнего задания.
Запись домашнего задания: параграф 89, упр. 556 с разборами 2,3.
Дополнительное задание: Допишите окончания прилагательных, правильно согласуя их с существительными (на распечатанных листах).
Запись в справочник в словарь «Говори правильно»:
КОФЕ
КЕНГУРУ
КАКАДУ Это слова мужского рода
ШАМПУНЬ
РОЯЛЬ
VI. Подведение итогов.
Фронтальный опрос:
Что же такое имя прилагательное?
Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
Что запомнили? Что понравилось? Что осталось непонятным?
VII. Выставление оценок.
Использованная литература:
- Волина В. В. Весёлая грамматика. – Москва:Знание - 1995 год.
- Александрова Г. Занимательный русский язык.- Санкт-Петербург: Тритон - 1997.
- На берегах Лингвинии (под редакцией Чесноковой Л. Д.). – Москва: Просвещение - 1996 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме " Правописание-ы-и- после ц"
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая построить урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...
Союз как часть речи. Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках научно-практической конференции
Вступительный урок по теме "Союз" содержит разработку урока с раздаточным материалом для справочной тетради, ассоциативный словарь в виде презентации и видеофрагмент с сайта "Инфоур...
Урок русского языка в пятом классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
Материал включает в себя конспект урока и презентацию к нему....
Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...
Союз как часть речи. К уроку русского языка в 7 классе
Задачи урока: создать условия для актуализации знаний о союзе как части речи; обучение нахождению союзов (особенно составных) в предложении, определению структуры предложения (простого и сложного, с о...
Урок русского языка в пятом классе по теме "Описание как тип речи"
Урок развития речи в пятом классе "Описание как тип речи", цель которого - создать условия для развития навыков описания предмета....