Изучение фразеологизмов с причастиями и деепричастиями на уроках русского языка в игре
тренажёр по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Актуальность: нет никакого сомнения в том, что русский язык один из богатейших языков мира. Наличие в нём фразеологизмов придаёт речи образность и красоту. Они рождаются в различных ситуациях на протяжении всей истории народа и через них из поколения в поколение передаётся житейский опыт.
Не секрет, что в настоящее время язык многих учащихся довольно беден, ребята обходятся, по примеру известной Эллочки, минимальным набором слов. Как показывает мой опыт, многие учащиеся с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи.
Между тем, отсутствие знаний о языковых явлениях сейчас стоит особенно остро. Ведь выпускники школ, сдавая экзамены, в контрольно-измерительных материалах сталкиваются с вопросами, требующими знание всего богатства русского языка в целом и фразеологизмов в частности.
Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyubimyy_russkiy_bz.ppsx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часть 1. «Угадай-ка» с причастиями Попробуй угадать по картинке, к акой фразеологизм на ней изображён. Расскажи, что он обозначает, о ткуда произошёл
Отгадай фразеологизм Рождённый ползать летать не может
Рождённый ползать летать не может История происхождения Значение Так с некоторым пренебрежением говорят о людях приземлённых, не способных на какое-либо рискованное дело и довольствующихся в жизни очень малым. Из стихотворения в прозе "Песня о Соколе" (1898) Максима Горького
Рождённый Образовано от глагола РОДИТЬ Страдательное причастие РОД + д/ жд + - ёНН - Прошедшее время совершенный вид
Отгадай фразеологизм С распростёртыми объятиями
С распростёртыми объятиями История происхождения Значение Радушный приём Поверья древнего язычества: Распростертые объятия свидетельствовали о том, что в руках нет оружия и пришедший не должен бояться
Распростёртые Образовано от глагола РАСПРОСТЕРЕТЬ Действительное причастие РАСПРОСТЕР + -Т- Прошедшее время совершенный вид
Отгадай фразеологизм Дорогу осилит идущий
Дорогу осилит идущий История происхождения Значение Д ля достижения цели важно двигаться к ней, не сдаваться Наиболее распространенной версией происхождения выражения считается перевод стиха из « Ригведы » – одного из первых памятников индийской литературы, сборника религиозных гимнов
Идущий Образовано от глагола ИДТИ Действительное причастие ИД + - УЩ - Настоящее время несовершенный вид
Отгадай фразеологизм Яйца выеденного не стоит
Яйца выеденного не стоит История происхождения Значение О чём-нибудь пустячном, не имеющем никакого значения История происхождения утеряна. Вероятнее всего, пошло из бытового действия: кропотливо выедать ложечкой серединку яйца, не повредив скорлупу. Занятие хлопотное, а награда - минимальная
Выеденного Образовано от глагола ВЫЕДАТЬ Страдательное причастие ВЫЕДА + -ЕНН- Прошедшее время совершенный вид
Отгадай фразеологизм Притянутый за уши
Притянутый за уши История происхождения Значение Н еубедительное, лишённое логики и достоверных фактов объяснение, утверждение, толкование Происхождением обязан древним римлянам, которые при неявке свидетеля в суд, имели право притащить его туда за ухо.
Притянутый Образовано от глагола Притянуть Страдательное причастие ПРИТЯНУ + -Т- Прошедшее время совершенный вид
Отгадай фразеологизм Не судите, и не судимы будете
Не судите, и не судимы будете История происхождения Значение Говорит о том, что мы не имеем права выносить кому-то приговор и вешать "ярлыки". При этом она совершенно точно не является оправданием для равнодушного созерцания на растущее зло Евангелие от Матфея (7:1–2)
Судимы Образовано от глагола СУДИТЬ Страдательное причастие СУДИ + -ИМ- Прошедшее время совершенный вид
Отгадай фразеологизм Выброшенные на ветер деньги
Выброшенные на ветер деньги История происхождения Значение Т ратить безрассудно, попусту, зря Выражение стало распространено после массовой закупки и запуска в воздух шаров
Выброшенные Образовано от глагола ВЫБРОСИТЬ Страдательное причастие ВЫБРОСИ + С/Ш + -ЕНН- Прошедшее время совершенный вид
Отгадай фразеологизм Высосано из пальца
Высосано из пальца История происхождения Значение Н ечто искусственно надуманное, субъективное, не имеющее никакой действительной важности Выражение пошло от того, что некоторые люди, пытаясь что-то выдумать, напряженно фантазируют, непроизвольно посасывая собственный палец. Видимо, такое действие кому-то помогает сосредоточиться. Но сколько ни старайся, из пальца ничего нельзя высосать
Высосано Образовано от глагола ВЫСОСАТЬ Страдательное причастие ВЫСОСА + -Н- Прошедшее время совершенный вид
Отгадай фразеологизм Одной верёвочкой связаны
Одной верёвочкой связаны История происхождения Значение Объединены крепко и неразрывно (общим делом, судьбой, обстоятельствами) Происходит от традиции связывать пленных одной верёвкой, чтобы они не могли сбежать
Связаны Образовано от глагола СВЯЗАТЬ Страдательное причастие СВЯЗА + -Н- Прошедшее время совершенный вид
Отгадай фразеологизм Язык хорошо подвешен
Язык хорошо подвешен История происхождения Значение Ч еловек выражает свои мысли легко и свободно в любой ситуации Изначально речь шла о «языке» колокола, издававшем красивый, громкий звук в случае его правильной установки. Позже перешло на человека
Подвешен Образовано от глагола ПОДВЕСИТЬ Страдательное причастие ПОДВЕСИ - + С/Ш + -ЕНН- Прошедшее время совершенный вид
Часть 2. «Ребусы» с деепричастиями Попробуй разгадать, какой фразеологизм зашифрован в ребусе. Расскажи, что он обозначает
Отгадай фразеологизм Не долго думая
Не долго думая Значение Сразу , не колеблясь
Отгадай фразеологизм Не говоря лишних слов
Не говоря лишних слов Значение Решительно , сразу, без рассуждений
Отгадай фразеологизм Не мудрствуя лукаво
Не мудрствуя лукаво Значение Без излишних раздумий, умствований; без затей
Отгадай фразеологизм Засучив рукава
Засучив рукава Значение Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом
Отгадай фразеологизм Сложа руки
Сложа руки Значение Бездельничая
Отгадай фразеологизм Положа руку на сердце
Положа руку на сердце Значение Совершенно искренне, чистосердечно
Отгадай фразеологизм Сломя голову
Сломя голову Значение Очень быстро, стремительно
Отгадай фразеологизм Чуть дыша
Чуть дыша Значение Замирая от чего-либо, еле-еле
Отгадай фразеологизм На ночь глядя
На ночь глядя Значение Поздним вечером, в начале ночи
Отгадай фразеологизм Не говоря худого слова
Не говоря худого слова Значение Не вступая в пререкания, в распри
Благодарю за участие в игре!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приёмов компетентностного подхода на осн...
Изучение трудного орфографического правила на уроках русского языка.
На своих уроках я стараюсь, чтобы каждый ученик сознательно выбирал задание по своим возможностям. Систематически предлага...
"Действительные причастия настоящего времени" урок русского языка в 7 классе
Аннотация к работеДанный урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.:...
"Действительные причастия прошедшего времени". Урок русского языка в 7 классе с ипользованием ИКТ.
В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....
Презентация к уроку русского языка "Своя игра"
Тема: деепричастие...
Методика изучения видовременных форм глагола на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода
Именно текстоориентированный подход позволяет учащимся не только более прочно усвоить сведения о том или ином языковом феномене (например, о глагольных категориях и глаголе как части речи в целом), но...
К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка.
К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5-9 классах (из опыта работы учителя русского языка)....