Изучение фразеологизмов с причастиями и деепричастиями на уроках русского языка в игре
тренажёр по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сак-Саковская Александра Сергеевна

Актуальность: нет никакого сомнения в том, что русский язык один из богатейших языков мира. Наличие в нём фразеологизмов придаёт речи образность и красоту. Они рождаются в различных ситуациях на протяжении всей истории народа и через них из поколения в поколение передаётся житейский опыт.

Не секрет, что в настоящее время язык многих учащихся довольно беден, ребята обходятся, по примеру известной Эллочки, минимальным набором слов. Как показывает мой опыт, многие учащиеся с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи.

Между тем, отсутствие знаний о языковых явлениях сейчас стоит особенно остро. Ведь выпускники школ, сдавая экзамены, в контрольно-измерительных материалах сталкиваются с вопросами, требующими знание всего богатства русского языка в целом и фразеологизмов в частности.

Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyubimyy_russkiy_bz.ppsx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение фразеологизмов с причастиями и деепричастиями н а уроках русского языка в игре (Часть 1. «Угадай-ка» с причастиями Часть 2. «Ребусы» с деепричастиями) Выполнила педагог Сак-Саковская А.С . МБОУ « Сусанинская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Часть 1. «Угадай-ка» с причастиями Попробуй угадать по картинке, к акой фразеологизм на ней изображён. Расскажи, что он обозначает, о ткуда произошёл

Слайд 3

Отгадай фразеологизм Рождённый ползать летать не может

Слайд 4

Рождённый ползать летать не может История происхождения Значение Так с некоторым пренебрежением говорят о людях приземлённых, не способных на какое-либо рискованное дело и довольствующихся в жизни очень малым. Из стихотворения в прозе "Песня о Соколе" (1898) Максима Горького

Слайд 5

Рождённый Образовано от глагола РОДИТЬ Страдательное причастие РОД + д/ жд + - ёНН - Прошедшее время совершенный вид

Слайд 6

Отгадай фразеологизм С распростёртыми объятиями

Слайд 7

С распростёртыми объятиями История происхождения Значение Радушный приём Поверья древнего язычества: Распростертые объятия свидетельствовали о том, что в руках нет оружия и пришедший не должен бояться

Слайд 8

Распростёртые Образовано от глагола РАСПРОСТЕРЕТЬ Действительное причастие РАСПРОСТЕР + -Т- Прошедшее время совершенный вид

Слайд 9

Отгадай фразеологизм Дорогу осилит идущий

Слайд 10

Дорогу осилит идущий История происхождения Значение Д ля достижения цели важно двигаться к ней, не сдаваться Наиболее распространенной версией происхождения выражения считается перевод стиха из « Ригведы » – одного из первых памятников индийской литературы, сборника религиозных гимнов

Слайд 11

Идущий Образовано от глагола ИДТИ Действительное причастие ИД + - УЩ - Настоящее время несовершенный вид

Слайд 12

Отгадай фразеологизм Яйца выеденного не стоит

Слайд 13

Яйца выеденного не стоит История происхождения Значение О чём-нибудь пустячном, не имеющем никакого значения История происхождения утеряна. Вероятнее всего, пошло из бытового действия: кропотливо выедать ложечкой серединку яйца, не повредив скорлупу. Занятие хлопотное, а награда - минимальная

Слайд 14

Выеденного Образовано от глагола ВЫЕДАТЬ Страдательное причастие ВЫЕДА + -ЕНН- Прошедшее время совершенный вид

Слайд 15

Отгадай фразеологизм Притянутый за уши

Слайд 16

Притянутый за уши История происхождения Значение Н еубедительное, лишённое логики и достоверных фактов объяснение, утверждение, толкование Происхождением обязан древним римлянам, которые при неявке свидетеля в суд, имели право притащить его туда за ухо.

Слайд 17

Притянутый Образовано от глагола Притянуть Страдательное причастие ПРИТЯНУ + -Т- Прошедшее время совершенный вид

Слайд 18

Отгадай фразеологизм Не судите, и не судимы будете

Слайд 19

Не судите, и не судимы будете История происхождения Значение Говорит о том, что мы не имеем права выносить кому-то приговор и вешать "ярлыки". При этом она совершенно точно не является оправданием для равнодушного созерцания на растущее зло Евангелие от Матфея (7:1–2)

Слайд 20

Судимы Образовано от глагола СУДИТЬ Страдательное причастие СУДИ + -ИМ- Прошедшее время совершенный вид

Слайд 21

Отгадай фразеологизм Выброшенные на ветер деньги

Слайд 22

Выброшенные на ветер деньги История происхождения Значение Т ратить безрассудно, попусту, зря Выражение стало распространено после массовой закупки и запуска в воздух шаров

Слайд 23

Выброшенные Образовано от глагола ВЫБРОСИТЬ Страдательное причастие ВЫБРОСИ + С/Ш + -ЕНН- Прошедшее время совершенный вид

Слайд 24

Отгадай фразеологизм Высосано из пальца

Слайд 25

Высосано из пальца История происхождения Значение Н ечто искусственно надуманное, субъективное, не имеющее никакой действительной важности Выражение пошло от того, что некоторые люди, пытаясь что-то выдумать, напряженно фантазируют, непроизвольно посасывая собственный палец. Видимо, такое действие кому-то помогает сосредоточиться. Но сколько ни старайся, из пальца ничего нельзя высосать

Слайд 26

Высосано Образовано от глагола ВЫСОСАТЬ Страдательное причастие ВЫСОСА + -Н- Прошедшее время совершенный вид

Слайд 27

Отгадай фразеологизм Одной верёвочкой связаны

Слайд 28

Одной верёвочкой связаны История происхождения Значение Объединены крепко и неразрывно (общим делом, судьбой, обстоятельствами) Происходит от традиции связывать пленных одной верёвкой, чтобы они не могли сбежать

Слайд 29

Связаны Образовано от глагола СВЯЗАТЬ Страдательное причастие СВЯЗА + -Н- Прошедшее время совершенный вид

Слайд 30

Отгадай фразеологизм Язык хорошо подвешен

Слайд 31

Язык хорошо подвешен История происхождения Значение Ч еловек выражает свои мысли легко и свободно в любой ситуации Изначально речь шла о «языке» колокола, издававшем красивый, громкий звук в случае его правильной установки. Позже перешло на человека

Слайд 32

Подвешен Образовано от глагола ПОДВЕСИТЬ Страдательное причастие ПОДВЕСИ - + С/Ш + -ЕНН- Прошедшее время совершенный вид

Слайд 33

Часть 2. «Ребусы» с деепричастиями Попробуй разгадать, какой фразеологизм зашифрован в ребусе. Расскажи, что он обозначает

Слайд 34

Отгадай фразеологизм Не долго думая

Слайд 35

Не долго думая Значение Сразу , не колеблясь

Слайд 36

Отгадай фразеологизм Не говоря лишних слов

Слайд 37

Не говоря лишних слов Значение Решительно , сразу, без рассуждений

Слайд 38

Отгадай фразеологизм Не мудрствуя лукаво

Слайд 39

Не мудрствуя лукаво Значение Без излишних раздумий, умствований; без затей

Слайд 40

Отгадай фразеологизм Засучив рукава

Слайд 41

Засучив рукава Значение Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом

Слайд 42

Отгадай фразеологизм Сложа руки

Слайд 43

Сложа руки Значение Бездельничая

Слайд 44

Отгадай фразеологизм Положа руку на сердце

Слайд 45

Положа руку на сердце Значение Совершенно искренне, чистосердечно

Слайд 46

Отгадай фразеологизм Сломя голову

Слайд 47

Сломя голову Значение Очень быстро, стремительно

Слайд 48

Отгадай фразеологизм Чуть дыша

Слайд 49

Чуть дыша Значение Замирая от чего-либо, еле-еле

Слайд 50

Отгадай фразеологизм На ночь глядя

Слайд 51

На ночь глядя Значение Поздним вечером, в начале ночи

Слайд 52

Отгадай фразеологизм Не говоря худого слова

Слайд 53

Не говоря худого слова Значение Не вступая в пререкания, в распри

Слайд 54

Благодарю за участие в игре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий

Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием  приёмов компетентностного подхода  на осн...

Изучение трудного орфографического правила на уроках русского языка.

На своих  уроках  я стараюсь,   чтобы  каждый  ученик  сознательно выбирал  задание  по  своим  возможностям. Систематически  предлага...

"Действительные причастия настоящего времени" урок русского языка в 7 классе

Аннотация к работеДанный урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.:...

"Действительные причастия прошедшего времени". Урок русского языка в 7 классе с ипользованием ИКТ.

  В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....

Методика изучения видовременных форм глагола на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода

Именно текстоориентированный подход позволяет учащимся не только более прочно усвоить сведения о том или ином языковом феномене (например, о глагольных категориях и глаголе как части речи в целом), но...

К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка.

К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5-9 классах (из опыта работы учителя русского языка)....