Конспект урока по теме "Предлог как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предлог как часть речи
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
углубить знания о предлоге, научиться распознавать их в текстах, отличать предлоги от приставки, различать значения предлогов.
Задачи:
Образовательная: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи; различать значения предлогов.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.
Метапредметные:
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные:
развивать логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.
Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для образовательных организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 4 изд-е – М.: Просвещение.
Оборудование, дополнительные материалы: учебник, раздаточный материал, презентация.
Использованные технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, групповой деятельности.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы: «Займи позицию», работа в парах, «Собери предложение», «Лови ошибку», тестирование и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlog_kak_chast_rechi_.docx | 573.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлог как часть речи
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
углубить знания о предлоге, научиться распознавать их в текстах, отличать предлоги от приставки, различать значения предлогов.
Задачи:
Образовательная: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи; различать значения предлогов.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.
Метапредметные:
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные:
развивать логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.
Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для образовательных организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 4 изд-е – М.: Просвещение.
Оборудование, дополнительные материалы: учебник, раздаточный материал, презентация.
Использованные технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, групповой деятельности.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы: «Займи позицию», работа в парах, «Собери предложение», «Лови ошибку», тестирование и другие.
Ход урока:
«С русским языком можно творить чудеса»
К. Паустовский
1.Организационный этап.
Ребята, всем добрый день! В преддверии Дня защитника Отечества я поздравляю наших будущих воинов и желаю им крепкого здоровья, счастья, отличного настроения и исполнения желаний! Будьте смелыми, сильными и отважными! Пусть вам во всем сопутствует удача!
2. Актуализация знаний.
Прежде, чем мы запишем тему урока, предлагаю ответить на мои вопросы.
1)Отгадайте загадку:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы,
И в этом их главный секрет! ( Слайд 1)
(Это служебные части речи, мы рассматривали их на прошлом уроке)
2) Займи позицию «Да-нет»
Самостоятельные части речи имеют лексическое значение;
Самостоятельные части имеют морфологические признаки;
Служебные части речи являются членами предложения;
К служебным частям речи всегда можно задать вопрос;
Служебные части речи не имеют лексического значения;
Служебные части речи не имеют морфологических признаков;
Служебные части речи не являются членами предложения;
К самостоятельным частям речи невозможно задать вопрос;
Служебные части речи не изменяются.
3. Этап целеполагания.
1)- О какой служебной части речи следующая загадка? Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог) (Слайд 2) - Молодцы, ребята!
2) Учитель читает стихотворение Михаила Яснова «Предлоги» (слайд 3)
Что необычного в этом стихотворении?
3) Подведение к теме и задачам урока (параграф 52, стр.27 )
Прочитайте данный ряд слов (Слайд 4)
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег,
лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, и, ель, сквозь, иней, зеленеет, и
речка, льдом, блестит.
- Из какого стихотворения А. С. Пушкина они взяты? («Зимнее утро») С помощью каких слов можно восстановить четверостишие? Назовите эти предлоги. Являются ли они членами предложения? Для чего нужны предлоги?
- Итак, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Тема урока - Предлог как часть речи. Запишите в тетрадь число, тему.
Какие цели и задачи мы должны будем выполнить? (ответы учащихся)
Цель - научиться распознавать предлоги и отличать их от приставок, выяснить, какова их роль, на какие группы они делятся.
4. Изучение новой темы. Понятие «Предлог»
1)Читаем правило , стр. 28
Предлог -это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Не является членом предложения. Не изменяется.
Предлоги
В переводе с греческого языка «предлог» обозначает «перед словом». Предлогов в русском языке не так много: около 200 слов. Но по частоте предлог занимает 4 место после существительного, глагола, местоимения. Самый употребительный из всех предлогов – предлог «в» (Слайд 5)
2)Предлоги непроизводные и производные ( Слайд 6)
3) Предлоги простые и составные (Слайд 7)
(Например: к, у, в, около, вблизи, из-за, на, от,; в связи, в течение, в счет…)
4)Это интересно!Синонимы и антонимы ( Слайд 8)
5) Отличие предлога от приставки.
(За)шел за другом – зашел(за) лучшим другом
(По)мчался по дороге – помчался по новой дороге (Слайд 9)
6)Прокомментировать кластер. Сделать вывод – отличия между приставкой и предлогом.(Слайд 10)
7)В поле, в доме, на сосне, (Слайд 11)
За рекой, в лесу, во сне,
Под березкой и в берлоге –
Вы заметили ПРЕДЛОГИ?
Перед СЛОВОМ встал ПРЕДЛОГ –
Вспомнить правило помог! (Вывод)
8. Значения предлогов.
Предлоги выражают в тексте различные значения. Рассмотрим их на примере таблицы. (Слайд 12) (Ознакомление.)
5. Закрепление изученного.
1) Вставь подходящие по смыслу предлоги и прочитай пословицы.
Книга - твой друг,__ неё как __ рук.2) Не __ пользу книги читать, когда вершки__ них хватать. 3) Книга __ счастье украшает, а__ несчастье утешает. 4) Золото добывают ___ земли, а знания -__ книги. (Слайд 13)
2) Упражнение «Лови ошибку!» (Слайд 14)
3) Предлагаю собрать рассыпавшееся предложение. Укажите предлоги. (Работа в парах) (Слайд 15)
- Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
- Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.
- Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.
- 4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.
Выпишите словосочетания с предлогами (ждем с опасением, поднялся над лугом, туман в низине, науку о словосочетании)
Обратите внимание, что в одном из предложений есть «ловушка».
4) Предлагаю вам разгадать небольшую шараду.
- Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-о-за) (Слайд 16)
5) Прокомментировать, где предлог, где приставка.
(От) тащил (от) лужи, (с)лез (с ) дерева, (за)шло (за) тучу, (по) ехали (по) дороге, (до) топали (до) города, (под) прыгнул (под) потолок, (во) шел (во) двор, (в) полз (в) щель, (при) грелся (при) кухне, (на)брел ( на )избушку, (над) строил (над) чердаком (Слайд 17)
С какими частями речи сочетаются предлоги? ( с существительными, местоимениями)
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6) Замените данные словосочетания (согласованные определения) на словосочетания предлога с существительным, назовите предлоги. Обозначьте главное и зависимое слово. (Слайд 18)
Образец: придорожный кустарник — кустарник у дороги (место).
Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.
- Прочитайте стихотворение И. Бунина. Выпишите словосочетания слов с предлогами, определите их значение (работа в парах).
1 ряд – 1 куплет, 2 ряд – 2 куплет, 3 ряд – 3 куплет (Слайд 19)
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах — небо ярко-синее.
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запушено.
И всё утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моём окне.
(На окне, серебряном от инея, в верхних стёклах, в снеговой пыли, бодрое от холода, в вышине, до полдня, на моём окне )
6. Подведение итогов урока. (Слайд 20-21)
Тест по теме «Предлог»
1. Какое слово употреблено с предлогом?
1) (во)шел; 2) (во)двор.
2. С какими частями речи употребляются предлоги?
1) с глаголами, деепричастиями, наречиями;
2) с существительными, местоимениями, числительными.
3. Какими членами предложения являются предлоги?
1) обстоятельство; 2) дополнение;
3) не являются членами предложения.
4. Являются ли предлоги изменяемой частью речи?
1) изменяются по числам и родам: 2) неизменяемая служебная часть речи.
5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в лесу, на шкафу, за огородом, у сада.
1) пространственное; 2) причинное.
6. Укажите сочетание существительного с предлогом с временным значением:
1) приехать через месяц; 2) промокнуть из-за дождя; 3) появиться из-за дома.
7. Предлог по употребляется:
1) с Д., В. падежами; 2) с Д., Р. падежами.
8. Укажите, какие предлоги являются производными:
1) из, за, под, над, с, в, от;
2) в течение, в продолжение, согласно, вокруг.
7. Рефлексия:
Ответьте на вопросы:
1. Что я узнал на уроке?
2. Чему я научился на уроке?
3. Что мне ещё нужно узнать?
8. Домашнее задание:
Написать текст о зиме или весне, употребив предлоги (не менее 10 предложений) По желанию- написать сказку о предлогах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока по теме "Служебные части речи"
Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....
Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в 7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...
Конспект урока: Местоимение и другие части речи.
Повторение и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...