Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индивидуальные задания. Урок предусматривает разные виды работы, межпредметные связи, развитие речи, работу над орфоэпическими нормами...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципальный профессиональный конкурс
«Нестандартный урок»
среди педагогов образовательных учреждений
муниципального образования Тбилисский район
Урок-путешествие по русскому языку
в 5 классе
«Имя существительное как часть речи»
Учитель русского языка и литературы
Скрипникова Наталья Николаевна
ст. Тбилисская
2012
Цели: образовательная - оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов; раскрыть понятие «предмет», показать, что предмет в грамматике понимается широко, обобщенно; повторить морфологические признаки имен существительных (род, число, падеж), выяснить синтаксическую роль имен существительных в предложении.
развивающая - способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества; развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки, развитие речи учащихся: развивать монологическую речь, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявления их фантазии;
воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах, воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку.
Форма: дидактическая игра-путешествие.
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование: карта путешествия, карточки с домашним заданием, цветик- семицветик, презентация.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая (в парах), коллективная, формы контроля и самоконтроля, интерактивные формы обучения, рабочий лист (карта путешествия), чередование устных и письменных заданий..
Учебник: Львова С. Русский язык. 5 класс. В 3 ч.- М.: Мнемозина, 2009.
Подготовительная работа
- Изготавливается карта путешествия и домашнее задание для каждого ученика, сборный цветок из бумаги, на листьях которого записываются морфологические признаки имени существительного, рисуются ребусы, готовится индивидуальное задание.
- Учителем создается презентация .
Ход урока.
(слайд 1 )
- Оргмомент.
Приветствие. Знакомство.
(Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Зовут меня Наталья Николаевна. Урок будут особенным – урок-путешествие, из которого, надеюсь, вы привезете домой одни лишь пятёрки. И вообще сегодня будет много необычного. Посмотрите: даже тетради называются картами путешествия. Давайте их подпишем: напишите на первой линии свою фамилию и имя. Так я познакомлюсь с вами и вашей работой. Как истинные путешественники, мы будем отмечать на ней пройденный маршрут. Начнем с даты. Запишите и прокомментируйте орфограммы.
Сообщение темы и целей урока.
Начать это путешествие я хочу загадкой, отгадав ее, вы узнаете тему урока.
Всему название дано: и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живет ведь в мире этом,
Даёт название предметам.
(слайд 2) - О какой части речи это стихотворение?(Конечно же, об имени существительном. Запишите тему в карту.)
Имя существительное – самостоятельная или служебная часть речи? Вспомните материал прошлого урока.
Запись темы в карте путешествия.
-цель путешествия - не только вспомнить все, что вы изучили в начальной школе, но и узнать много интересного об имени существительном.
Ребята! Вы, конечно, любите путешествовать. И сегодня мы отправляемся в необычное и интересное путешествие по Стране имени существительного. Оно очень увлекательное и займет потом у вас не один урок.
Любое путешествие — это не только приключения, но и испытания. Преодолевая их сегодня, выполняя все задания, мы будем постепенно продвигаться вперед и сможем открыть лепестки вот этого чудесного цветика-семицветика.
Итак, отправляемся в путь. Представьте себе, что мы с вами оказались на вокзале (посмотрите в карту путешествия, это первая наша точка) , шум, суета…
2. Актуализация опорных знаний.
Вокзал.
( категориальное значение, предмет)
Путь предстоит долгий и нам нужно выбрать транспортное средство. Угадайте, на чем мы отправляемся?
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Да, это автобус, но любого в него не пустят, нам просто необходимо заслужить пропуск в него. Для этого нужно правильно вставить буквы в слова первого задания в вашей карте путешествия.
А...тобус, ч…модан, рю...зак, б…лет, в…гон, в…лос…пед, к…ндуктор.
(слайд 3) Посмотрите на доску. Проверьте свое написание. Поднимите руки, кто справился полностью с заданием. Поставьте себе пятёрку. Кто допустил одну ошибку? Поставьте четыре. У кого 3 ошибки? Поставьте три. Надеюсь, большего количества ошибок нет ни у кого. Я права? … Итак, можно заходить. Но в каком порядке мы разместимся? Опять надо выполнить задание!
Посмотрите еще раз на эти слова. К какой части речи они относятся? Почему?
(слайд 4) Работаем с учебником. Откройте его на странице 63. Прочитайте определение имени существительного. Что оно обозначает?
А что мы понимаем под словом предмет?
3. Введение нового материала.
(слайд 5)Посмотрите на дорожный указатель и дайте ответ. Так что же мы понимаем под словом предмет?
Ребята, мы сами путешествуем, давайте и именам существительным поможем проложить путь к их значениям.
(слайд 6) Работа на интерактивной доске. Определи соответствия и соедини стрелками. (1 ученик)
Значение слова предмет | Примеры имен существительных |
1) названия людей; | медведь, олень, собака, корова, |
2) названия животных; | синева, белизна, отвага, бесстрашие, |
3) вещей; | тракторист, Олег, герой, |
4) веществ; | сомнение, бег, ходьба |
5) явлений природы; | зеркало, тетрадь, чемодан |
6) событий; | Молоко, нефть, румяна |
7) признаков; | Великая Отечественная война, реформа, |
8) действий. | Снегопад, землетрясение, ураган |
Что мы понимаем под словом предмет? Что может обозначать имя существительное?
Молодцы, вы открыли первый лепесток нашего цветика-семицветика. Что же на нем написано? (обозначает предмет) Запишите в карту нашу общую победу. Вы (слайд 7) готовы и можно отправляться в путь. Дорога предстоит длинная, а значит, и много необычных заданий.
В пути.
(Вопросы кто? что? Развитие речи. Пунктуация)
(слайд 8) Вот одно из них.
Мы выяснили общее значение всех имен существительных, а на какие вопросы они отвечают?
(слайд 9) Мы сами едем, давайте и этим существительным поможем занять свои места.
(задание на интерактивной доске 1 ученик)
(слайд 10) У вас выпал шанс побывать волшебниками. «Превратите», поменяв первую букву, предмет в живое существо. (Работа на интерактивной доске, 1 ученик)
Что? | Кто? |
Кол | вол |
Капля | цапля |
Дверь | зверь |
Мак | рак |
Дом | сом |
(слайд 11) Оказывается, это задание было лишь разминкой. Теперь поработайте самостоятельно в карте путешествия. Над словами, отвечающими на вопрос кто?, поставьте букву К, над словами, отвечающими на вопрос что?, поставьте букву Ч.
Олень, к…локольчик, м...дведь, за..ц, гв...здика, тр…ва, ш…повник, к…рова, р…стения, ж…вотные.
Индивидуальное задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…». Подчеркните в нем имена существительные, посчитайте их. Посчитайте в нем количество всех слов. Как вы думаете, с какой целью поэт старается использовать так много имен существительных?
Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени,
Трели соловья, Тени без конца.
Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений
Сонного ручья. Милого лица...
Прочитайте существительные, отвечающие на вопрос кто? (олень, медведь, заяц, корова, животные) Какое из них наиболее широкое по значению?
Прочитайте существительные, отвечающие на вопрос что? (колокольчик, гвоздика, трава, шиповник, растения) Какое из них наиболее широкое по значению?
Молодцы, и с этим заданием вы справились: да, с вами можно в любое путешествие отправляться.
Так на какие вопросы отвечает имя существительное? Запишите их в своей карте.
Смотрите, открылся второй лепесток! Что на нем написано?
Долина искусств.
(работа с текстом, репродукцией картины, текстом стихотворения,
нахождение имен существительных, выявление их роли)
(слайд 12) Ой, какое замечательное место! Ребята, мы приехали в Долину искусств. Можете выйти из автобуса и удобно расположиться. Здесь нас ждет встреча с произведениями живописи и литературы.
Проверка индивидуального задания. Один из туристов подготовил выразительное чтение стихотворения замечательного русского поэта А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…», послушайте его и подумайте, в чем особенность этого произведения? …
К какому выводу пришел ваш товарищ?
Из 22 слов 13 существительных! С какой целью поэт старается использовать так много имен существительных и ни одного глагола? (А.А.Фет хочет передать читателям, как много он видит, слышит, чувствует вокруг себя, какое обилие звуков, цветов, движений его окружает.)
Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени,
Трели соловья, Тени без конца.
Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений
Сонного ручья. Милого лица...
Да, ребята, такова сила слова, имени существительного. В Долине искусств возможны волшебные превращения: поэт с помощью слов рисует увиденную картину, художник же пишет красками. Перед нами следующее задание «не простое», а… игровое. Откройте в ваших справочных материалах репродукцию картины И.И.Фирсова «Юный живописец». (Работа с учебником)
(слайд 13 )
Работаем с учебником. Суть игры в том, что надо как можно больше «найти» существительных на этой репродукции и записать их в карту. Но только, чур, друзья, это должны быть слова с безударными гласными в корне!
Камзол, живописец, занавеси, картина, портрет, стена, мольберт, скамья, башмаки.
Давайте определим победителя. У кого 10 имен существительных? …
Прочитайте их. Проверьте их написание. (слайд 14) У кого пятерка? Четверка? Тройка?
(слайд 15) Вы видите, что имена существительные окружают нас повсюду. Существительные преобладают в нашей речи. А знаете ли вы, что именно эта часть речи возникла самой первой?! Представьте себе первобытных людей, которые еще не умеют говорить, но они видят все, что их окружает, и, естественно, называют предметы, а затем уже. Что эти предметы делают и какие они. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Дорогие путешественники, пора сделать отметки в наших картах.
Что мы узнали в Долине искусств о роли имени существительного в нашей жизни? Зачем оно нужно людям (с помощью этой части речи мы можем называть все увиденное нами)
Запишите эту роль имени существительного. (называет предметы)
Но что-то не открывается лепесток, видимо, не одна функция имени существительного, есть и вторая. А поможет нам ее назвать следующее задание.
Перед вами в карте путешествия текст с пропущенными словами. Их вы можете найти в словах для справок. Прочитайте их.
Вставьте эти слова в текст. Что у вас получилось? Прочитайте.
Посмотрите внимательно, какую роль выполняют имена существительные в этом маленьком тексте? (средство связи предложений в тексте, помогает избежать повторов).
Счастье у нас можно заработать только честным трудом. Добрая работа — всему начало. (Л. Кассиль)
Запишите и эту функцию в карту.
Смотрите, открылся-таки еще один лепесток! Значит, вы справились и с этими заданиями.
Лесная (падеж)
(слайд 16)Пора в путь. Теперь он пролегает через лес, хозяин которого – медведь. Он любит лакомиться малиной и пропустит вас лишь только после того, как вы поможете ему собрать ягоды – падежи.
(слайд 17) Вспомните падежи и падежные вопросы.
И.п. кто? что?
Р.п. кого? Чего?
Д.п. кому? Чему?
В.п. кого? Что?
Т.п. кем? Чем?
П.п. о ком? О чём?
В ваших картах напечатано стихотворение, в нем подчеркнуты существительные. Вам нужно записать рядом со строчкой падеж каждого выделенного слова.
Назовите падеж (и его вопросы), который автор не употребил в данном стихотворении.
Банты Алла потеряла, В.п.
И о бантах плачет Алла. П.п.
«Нету бантов!» Не беда, Р.п.
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели, И.п.
На косички Алле сели.
Бантами довольна Алла: Т.п.
О таких она мечтала.
………………………..
(ответ)
Алла новым бантам рада, Д.п.
Ей других совсем не надо!
Кто правильно выполнил задание, заслуживает пятерку и ставит ее. А у нас открывается следующий лепесток. Что на нем написано?
Но смотрите, как много еще осталось заданий! Вперед, ребята!
Опушка леса. (род, культура речи, сочетаемость слов)
(слайд 18) Как быстро едет наш автобус! Вот мы и на опушке леса. Лиса, Заяц и Солнышко предлагают нам перекусить у костра после дальней дороги. Но удастся ли нам?! Ведь для этого надо отгадать, по какому принципу обитатели леса распределились по столбикам.
? | ? | ? |
Она, моя | Он, мой | Оно, мое |
лиса | заяц | солнце |
(слайд 19) Абсолютно верно, имя существительное имеет категорию рода. И с ней связано наше следующее задание. Распределитесь на группы по 4 человека: сидящие за первыми партами, повернитесь к сидящим за вторыми, сидящие за третьими партами, - к сидящим за четвертыми и так далее. Каждая группа берёт со своей парты ребус. Вы должны отгадать зашифрованное слово и правильно его произнести.
(Алфавит, столяр, щавель, остриё, договор, истопник.)
(слайд 20) Назовите лишнее слово.
Алфавит, столяр, щавель, остриё, договор, истопник.
Как поощрение за правильно выполненные задания лесные обитатели дарят нам возможность записать категорию рода в карты и открыть еще один лепесток.
Отдохнув у костра, садимся в автобус и продолжаем путь до остановки «Посчитай-ка!».
Остановка «Посчитай-ка!» (число, культура речи, орфоэпия)
(слайд 21)Да тут тоже испытание!!!
Вспомните, какие числа бывают у имен существительных. (ед. и мн.)
Поставьте записанные в карте существительные в форму множественного числа:
Бант, шарф, шприц.
Задание было довольно-таки трудное, но мы с ним справились, и … открывается лепесток – существительное изменяется по числам: ед. и мн.ч. Не забудьте поставить себе оценку и записать категорию числа в карту!
Остановка «Приз» (склонение)
Наш автобус останавливается в секторе «Приз!» Имя существительное предлагает еще одно задание на внимание. Но сначала давайте вспомним, как распределяются существительные по склонениям.
(Слайд 22 )
склонение | род | В И.п. ед.ч. оканчивается |
1-е | мужской женский | на –а, -я |
2-е | мужской средний | на согласный на -о, - е |
3-е | женский | на согласный с Ь на конце |
Право самому открыть следующий лепесток получает тот, кто правильно распределит данные существительные по типам склонения. Вперед!
Ветка – ветвь, яблоко – яблоня, заяц, зайчишко, соловей – соловушка, площадь – площадка, сетка – сеть.
Сверяем ответы.
Открываем лепесток и… что мы записываем? (относится к 1, 2 или 3 склонению)
Остановка «Конечная» (синтаксическая роль)
Посмотрите, у нас остался один-единственный нераскрытый лепесток! Последнее испытание! И оно у вас на карте. Прочитайте его.
(слайд 23)
В данных предложениях подчеркните выделенные существительные как члены предложения и заполните соответствующими цифрами таблицу.
1. Старый заяц сено косит, а лиса сгребает. 2. Муха сено к возу носит, а комар кидает. 3. Поле черное, просторное, как тебя я наряжу! 4. А самый лучший отдых — путешествие, поход с рюкзаком за спиной по родной стороне. 5. Пела ночью мышка в норке.
(С. Маршак)
Часть речи | В предложении может быть | ||||
подлежащим | сказуемым | дополнением | обстоятельство | обращением | |
Имя существительное | 1 | 4 | 2 | 5 | 3 |
(слайд 24) Поверяем. В каком предложении существительное- подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, обращение?
Так какими членами предложения могут быть имена существительные?
Отлично, ребята! Мы открыли последний лепесток.
Итак, собираем рюкзаки и возвращаемся в кабинет.
4. Обобщение.
Возвращение домой. Конечная.
(слайд 25) Вот и закончился наш поход. Мы побывали только в некоторых уголках Страны имени существительного, а сколько еще интересных мест в ней и за её пределами! Но вы не раз ещё отправитесь в это замечательное место со своим учителем, Сергеем Николаевичем.
А сейчас давайте подведем итог.
- Посмотрите на ваши карты и скажите, что же называют именем существительным?
- Какова роль этой части речи в тексте и нашей жизни?
Посмотрите на раскрывшийся цветок. Он был в центре внимания весь урок. Как вы думаете, что скрывается в его середине? (Да, эти 40 минут мы посвятили одной из замечательных частей речи – имени существительному)
(слайд 27 )5. Домашнее задание. (проездной билет действителен при выполнении домашнего задания)
На память о путешествии по Стране имени существительного вы получаете именной проездной билет. Он лежит у каждого из вас на парте. Но обратите внимание, билет действителен только при выполнении домашнего задания. Прочитайте его.
Прочитайте выразительно текст о речевом этикете. Подчеркните одной линией имена существительные. Посчитайте общее количество слов и количество существительных в нем. (всего слов 75, сущ. – 34) Вставьте пропущенные буквы.
Кивок г…ловой, п…днятие шляпы, взмах руки, рук…пожатие, глубокий поклон. У всех этих жестов своя история.
Древний обряд рук…пожатия показывал партнёру, что к нему обращает(?)ся человек без оружия в руке (в правой, наиболее «рабочей» и сильной руке). И сегодня мы говорим малышу: «Поздоровайся правой ручкой...»
Мужчина приподнял шляпу или снял шапку, войдя в пом…щение. Какой в этом смысл? Сейчас — знак вежливости, а ран(?)ше мужчина снимал шлем или обнажал голову в знак доверия к собеседн…ку, хозя…ну дома.
(По Н. Формановской.)
6. Выставление оценок.
У кого есть вопросы по домашнему заданию?
Откройте дневники, запишите задание на дом: выполнить упражнение на карточке. Ребята, вы уже предварительно знаете свои оценки, они стоят у вас в картах. Положите карты на край стола второму варианту. Я просмотрю их и выставлю общую оценку за письменную работу на уроке.
А за устную работу получают оценки …
Ребята, я никого не пропустила? Спасибо за работу. Счастливого пути!
- Физминутка.
Мотор у нашего автобуса перегрелся. Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Я буду называть слова, а вы, если услышите имена существительные, будете наклоняться, а если это будет не имя существительное, то приседать.
Ходить – ходьба - ходивший,
Убегающий - бегать – бег,
Каменный – камень - окаменеть,
ум – умный – поумнеть,
белый – белизна - побелка,
ясный – ясность – ясно,
синева – синий - синеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"
Представлен подробный конспект вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи» Подготовила учитель русского языка и литературы Сучкова Елена ИвановнаМОУ лицей№...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме "Имя существительное - удивительная часть речи "....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Конспект урока по теме: "Имя существительное как часть речи"
План-конспект урока русского языка...
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»
Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" для обучающихся VII вида (ЗПР)...