Конспект урока по теме "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sluzhebnye_chasti_rechi.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Служебные части речи»
Тип урока: открытие нового знания с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
Цели:
- Вместе с детьми сформулировать новую тему урока.
- Вместе с детьми совершить открытие нового знания и определить степень важности изучения материала нового раздела.
- На основе повторения и систематизации изученного, выработать основной путь к усвоению новых знаний.
Введение в тему.
Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы приступаем к изучению новой темы – какой именно? Не спешите открывать учебники - …додумайтесь сами.
Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы мне скажете, чего в нем не хватает (учитель читает текст без служебных частей речи, после прочтения он появляется на экране, ребятам предлагается вставить недостающие слова и указать, какие это части речи).
Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются. … это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский. |
Ответ учеников: В тексте нет предлогов, союзов, частиц.
- Каким одним словом называются эти части речи?
- Служебные.
- Тогда делайте вывод, какими частями речи нам предстоит заниматься и как мы запишем тему урока?
Класс записывает тему урока в тетради.
Введение нового материала.
А теперь давайте подумаем, за что их так назвали – служебные части речи.
Ответ детей: Они служат самостоятельным частям речи.
Находим предлог, затем союз, частицу, в опорном конспекте отражаем их связи:
Создание проблемной ситуации.
- Теперь давайте задумаемся над вопросом, насколько важно изучать их так же досконально, как и самостоятельные части речи. Я попрошу выйти к доске двух человек, чтобы записать несколько предложений под мою диктовку. Заодно проверим ваше языковое чутье.
Двое учеников выходят к белым доскам для записи маркером так, чтобы их записи не видел класс, а они – записи друг друга.
Предложения для проверки появляется после записи учеников.
- На празднике дети пели, танцевали, а также читали стихи.
- На скрипке он играл так же хорошо, как и на рояле.
- Петя пришел посоветоваться насчет домашнего задания.
- На счет клиента в банк поступили денежные средства.
- Находим слова, которые одинаково звучат. Сравним их написание у обоих учеников. (Учащиеся видят расхождения в написании).
Формулирование проблемного вопроса:
Почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному?
- Надо с этой проблемой разобраться? В чем причина: почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному? Какие у вас возникли догадки, гипотезы, предположения?
Дети выдвигают разные гипотезы. Учитель внимательно выслушивает каждую, поощряет детей за работу мысли.
Для проверки принимается гипотеза: это разные части речи.
- Проверим эту гипотезу. Докажем, что это разные части речи (омоформы). Учитель вместе с детьми способом постановки вопросов определяют самостоятельные и служебные части речи.
- Каков вывод? Какова наша ближайшая задача? Что нужно делать, чтобы не допустить ошибок в написании омоформ?
- Надо научиться отличать служебные части речи от самостоятельных.
- Тогда давайте разбираться, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных.
О любой самостоятельной части речи мы привыкли с вами рассказывать по одному и тому же шаблону. Давайте вспомним, как мы это делаем:
Например, о существительном (вспоминает определение один из учеников), глаголе..., прилагательном …
Вместе с детьми выделяем ключевые слова.
самостоятельная часть речи
- отвечает на вопросы……………
- обозначает…………….
- выполняет синтаксическую роль………….
- Давайте проверим, можем ли мы использовать тот же шаблон, рассказывая о служебных частях речи? В предложении о Пете слово насчет отвечает на какой-либо вопрос, что-то обозначает, является ли членом предложения?
- Нет.
- Давайте сделаем обобщение: какие части речи мы будем называть служебными?
- Предлоги, союзы, частицы – это служебные части речи, которые не имеют общего грамматического значения, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.
- А как об этом сказано в учебнике? Есть ли в правиле новая информация? (Ученики в течение минуты анализируют учебный текст параграфа 44).
Развитие умения различать самостоятельные и служебные части речи.
- А теперь потренируемся. Посмотрите на задание 318 учебника. Какую хитрость для нас придумали авторы: легко ли будет различить части речи?
Предлагаю распределить части речи следующим образом:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи | Междометия | |||||
Существительные | Местоимения | Предлоги | Союзы | Частицы | |||
Нарицательные | Собственные | Местоимения-существительные | Местоимения-прилагательные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- Здесь нам еще и встретится особая часть речи, которая не входит ни в разряд самостоятельных, ни в разряд служебных, с помощью которой мы выражаем свои эмоции, это междометие. (К доске выходят по желанию 7 учащихся для заполнения таблицы, учитель работает вместе с детьми, заполняет колонку с междометиями, профессор Лингвинии (один из сильных учеников) проверяет выполненное задание.
- А теперь нас с вами ждет творческое задание: задача от Григория Остера. Классифицируйте слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы действовали.
Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк.
Учащихся указывают части речи на интердоске, объясняют, что помогают им не запутаться в частях речи вопросы, которые они задают к словам. Обращаем внимание на морфемный состав слов.
- Почему Г.Остер не стал видоизменять предлоги?
- Из-за этого совершенно утратился бы смысл задачи.
Подведение итогов урока.
- Запишите ключевые слова урока.
- По каким признакам можно разграничить самостоятельные и служебные части речи?
Домашнее задание.
- Творческое (продуктивное) задание вам будет задано и домой. Выбирайте по вкусу и сообразно своему складу ума:
- Напишите сказку о том, как в страну Лингвинию попали служебные слова.
- Составьте план действий (алгоритм) на тему: «Как отличить служебные части речи от самостоятельных».
+ упражнение № 320.
Рефлексия. Учитель просит учащихся оценить себя и поставить самим себе отметку за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи
Цель урока: познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...
Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид
Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...
Конспект урока "Причастие как часть речи".
Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....
Конспект урока "Роль служебных частей речи"
Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...
Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1. ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2. Место работыМОУ «СОШ № 31»...
схема конспекта урока союз как часть речи
схема конспекта урока...
Конспект урока "Числительное как часть речи
Материал для урока...