Конспект урока: "Несклоняемые существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока: "Несклоняемые существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_neskl_im_sushch-e.docx | 94.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Несклоняемые существительные (VI класс)
Ц е л ь у р о к а – повторить сведения о том, сколько склонений в русском языке; познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»;
научить находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи.
З а д а ч и:
1) познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»;
2) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные;
3) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку;
4) находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи.
Планируемые результаты
Л и ч н о с т н ы е:
стремиться к речевому самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности;
способствовать укреплению нравственных основ личности;
формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, а также способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
М е т а п р е д м е т н ы е:
пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим) и аудирования, анализировать, сравнивать, делать выводы.
П р е д м е т н ы е:
усвоение групп несклоняемых существительных;
обогащение устной и письменной речи с помощью правильного употребления несклоняемых существительных.
Т и п у р о к а : «открытие новых знаний».
О б о р у д о в а н и е: Проектор, мультимедийная презентация.
Ф о р м ы р а б о т ы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
#1052;отивация к деятельности Ц е л ь: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок. – Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна. – Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают дату, включаются в деловой ритм урока. | Личностные УУД: -создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Коммуникативные УУД: -взаимодействие с учителем; -осознание познавательной задачи. |
2. Актуализация знаний. Языковая разминка. Ц е л ь: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | – На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым правилом. Давайте вспомним, в каких случаях в суффиксе –ен- существительных на –мя пишем букву е? Проверка домашнего задания: выборочная проверка 1 тетради учителем упр.265. Взаимопроверка двумя учащимися класса. Комментирование выполнения задания вслух 1 учащимся.
Формулирует тему урока и цель учебной деятельности вместе с учащимися. – Давайте вспомним, сколько склонений в русском языке? Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая не подчиняется общему правилу. | Обдумывают ответы на вопрос, участвуют в диалоге с учителем. Вспоминают правило изученное на предыдущем уроке. Учитель выставляет отметки ученикам, которые отвечают домашнее задание. Учащиеся вспоминают ранее изученный материал о склонениях - существительные бывают 3– х типов склонения: 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я, 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е, 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока (целеполагание). |
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы урока. Ц е л ь: обеспечение восприятия, осмысление новой темы | Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, прослушайте стихотворение: (Стихотворение на слайде) «Новое пальто» Осень, дождь, вокруг зонты – Надевать пора пальто. В магазин мы под зонтом Едем с мамой за пальто. Вот конец всей суете – Еду в новом я пальто. Ах, какая красота: пять карманов у пальто. А когда я подрасту, брату я отдам пальто. - Употребление какого слова в стихотворении вам показалось странным? - Что с этим существительным не так? Скажите, изменяет ли существительное «пальто» свою форму в разных падежах? - Какой вывод мы можем сделать? - Те имена существительные, которые не изменяются по падежам, называются несклоняемыми. Так как слово пальто не изменило свою форму, значит оно несклоняемое. – Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока в тетрадь. Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке? | Определяют тему урока с помощью стихотворения – редактируют его. Учащиеся называют слово пальто и говорят, что из-за него нет рифмы. Нет, это и заметили учащиеся. Предполагают, что есть существительные, которые не изменяются по падежам. Определяют тему урока. Записывают тему урока – «Несклоняемые существительные». Определяют цели урока. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней. Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. |
4. Поиск решения. Открытие новых знаний. Ц е л ь: проговаривание и закрепление новых знаний; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции | – Сегодня мы познакомимся с этой группой существительных, научимся находить их в тексте, будем учиться употреблять их в речи. – Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа. - Ребята, как будет звучать слово «метро» во всех падежах? (после того, как учащиеся высказали предположение, учитель склоняет слово и ученики убеждаются в правильности ответа) Давайте убедимся в этом: И.п. построено метро Р.п. стою у метро Д.п. иду по метро В.п. вижу метро Т.п. восхищаюсь метро П.п. еду в метро - Какой вывод сделаем? - С помощью таблицы познакомимся с группами несклоняемых существительных: 1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные) : 1) Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони. 2) Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио. 3) Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино. 4) Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. 2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс 3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько. 4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ. - Найдите в учебнике параграф 47 «Несклоняемые имена существительные» и прочитайте правило данное вам для ознакомления. Узнали ли вы что-то новое о несклоняемых именах существительных? | Отвечают на вопрос учителя, что будет звучать одинаково во всех падежах. Что существительное несклоняемое и они убедились в этом на практике. Рассматривают таблицу данную учителем (таблица дана на слайде презентации) Изучают параграф 47. Узнали о группах несклоняемых существительных, рассмотрели примеры таких существительных. Обобщают знания, полученные из параграфа учебника и ранее рассмотренной таблицы. | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
Физкультминутка (Видео) | Видео физкультминутка. | Выполняют физические упражнения. | |
5. Развитие правописных умений. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Ц е л ь: контроль знаний | (На слайде) – Чтобы усвоить новые знания, выполним задание – на слайде презентации дан текст, ваша задача, пользуясь схемой и материалом в учебнике, найти несклоняемые существительные и выписать их. Работаем в парах. | Работают в парах. Выписывают слова, объясняют свою точку зрения, опираясь на таблицу: Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности Ц е л ь: закрепление и коррекция способов действия | – Выполним упр.266 по вариантам 1- первые 8 словосочетаний, 2- последние 8 словосочетаний. Ваша задача из данных слов составить словосочетания по указанной схеме, указать падежи, в которых употреблены несклоняемые существительные.
– Что мы повторили на уроке? – Что узнали нового на уроке? – В каких случаях существительные являются несклоняемыми? - Оцените свою деятельность на уроке. Что вам далось легко? Возникли ли трудности? | Выполняют упр.266, после участвуют в выборочной проверке по вариантам: 1 вариант – гулять без пальто (Р.п.), выйти из кино (Р.п.), живет близ метро (Р.п.), доехать до шоссе (Р.п.), услышали по радио (Д.п.), играть на пианино (П.п.), подъехать к депо (Д.п.), ходить без кашне (Р.п.) 2 вариант – добавил в какао (В.п.), строится у нового ателье (Р.п.), движется по высокогорному плато (Д.п.), появилась на табло (П.п.), ждать в фойе (П.п.), стучал по жалюзи (Д.п.), поступить в МГУ (В.п.), зайти в соседнее кафе (В.п.) Отвечают, что повторили склонения существительных. Говорят, что узнали о существовании несклоняемых существительных. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения. Оценка деятельности на уроке. | |
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учитель даёт дифференцированное задание на дом (на слайде) – Ребята, на следующее занятие вам необходимо:
С помощью словаря определить значение слова «авеню».
1. Верхняя одежда для зимы и осени. 2. Подземная железная дорога. 3. Клавишный музыкальный инструмент. 4. Асфальтированная дорога. 5. Сорт мороженого на палочке. 6. Напиток из зерен кофейного дерева. – Спасибо за работу на уроке! Буду с нетерпением ждать нашей новой встречи. | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания. Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"
урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти...
Технологическая карта урока "Несклоняемые существительные" (6 класс. Программа Т.А. Ладыженской)
Тема урока: урок овладения новыми знаниями по теме «Несклоняемые существительные», тип урока - комбинированный....
Разработка урока "Несклоняемые имена существительные" 6класс
Урок-сообщение новых знаний. Главная идея урока-донести до сведения учащихся, какие существительные называются несклоняемыми. Какую роль они играют в нашей речи, почему называются несклоняемыми...
Конспект урока "Несклоняемые имена существительные" в 6кл
Конспет урока для 6 кл...
Конспект урока "Несклоняемые имена существительные" с презентацией
Конспект урока "Несклоняемые имена существительные" с презентацией. Соответствует ФГОС. Легко может быть преобразован в ТК....
Конспект урока "Имя существительное. Буквы Е, И в окончаниях существительных" (5 класс)
Конспект урока "Имя существительное. Буквы Е, И в окончаниях существительных" (5 класс)...