ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_konkurs_uchitel_goda-2014.docx | 856.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Несклоняемые существительные
1.ФИО (полностью) | Кириллова Светлана Владимировна | |
2. Место работы | МБУ СОШ № 69 г.о.Тольятти | |
3. Должность | Учитель русского языка и литературы | |
4. Предмет | Русский язык | |
5. Класс | 6 класс | |
6. Тема и номер урока в теме | Морфология. Имя существительное. «Несклоняемые существительные». Урок № 6 | |
7.Базовый учебник | Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.].- М.: «Просвещение», 2010. |
8. Цели урока:
1.Учебные
- Обучающие, специальные знания:
- знать, что такое несклоняемые существительные, их группы.
- Общеучебные знания и умения:
- осмысление учебного материала, выделение главного;
- решение проблемных задач;
- формирование умения самооценки.
- Мировоззренческая позиция:
- применение знаний в реальной жизненной ситуации.
2. Развивающие
- развитие речи и мышления учащихся, развитие навыков самостоятельной работы
3. Воспитательные
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, толерантности.
9. Планируемые результаты:
1.Познавательные УУД:
- уметь сформулировать цели урока;
- уметь сформулировать проблему урока;
- создать способы решения проблем
2. Коммуникативные УУД
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе «вместе».
3. Личностные УУД.
3.1. Самоопределение - мотивация учения: « А зачем нужно это тему изучать?».
3.2. Смыслообразования - «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
3.3. Нравственно-этического оценивания - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
4. Регулятивные УУД.
4.1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, из того, что ещё неизвестно.
4.2. Планирование - составление плана и последовательности действий по плану.
4.3. Контроль – оценивание результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
4.5. Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
4.7. Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии.
10. Тип урока: Изучение нового материала.
11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.
12. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, подключенный к Интернету и АСУ РСО, мультимедийный проектор, колонки.
13.Структура и ход урока: Таблица 1.
14. План урока.
1.Организационный этап -1 мин.
2. Постановка учебной проблемы – 1 мин.
3. Тема урока.
3.1. Актуализация знаний -1 мин.
3.2.Формулирование целей урока -1 мин.
3.3. Работа с учебником - 2 мин.
4. Закрепление.
4.1. Первичное закрепление. Работа с текстами- 4 мин.
4.2 Контроль. Взаимопроверка. Парная работа – 2 мин.
4.3.Контроль. Самопроверка по образцу. Самоанализ - 2мин.
4.4. Групповая работа. Контроль -2 мин.
4.5.Работа со словарём. Обогащение словарного запаса -2 мин.
4.6. Физкультминутка- 1 мин.
4.7. Работа в группах по упр.1 - 4 мин.
4.8.Рефлексия групп- 2 мин.
5. Решение проблемы урока. Контроль результатов- 2 мин.
6. Итоги урока. Выводы-2 мин.
7. Домашняя работа -1 мин.
8. Оценки за урок- 1 мин.
План урока на доске:
1.Уч. проблема
2. Тема. Цели. Учебник (т.39, стр.91)
3. Закрепление:
а) работа с текстом
б) контроль
б) словарная работа
в) физкультминутка
г) упр.1. Контроль.
5. Решение проблемы
6.Итоги: - Что знаем? Что умеем?
7. Дом.работа
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Всего: 30мин
Группа №1.
1. Определите синтаксическую роль несклоняемых существительных (подчеркните).
Например: узнал (откуда?)из книги ( обстоятельство места)
1 группа - в 1 столбике ( выделите главное слово)
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метро
И поехали в метро
Фильм смотреть о кенгуру.
-Как определить синт.роль? Правильно определить синтаксическую роль несклоняемого существительного помогает вопрос от главного слова, с которым в предложении связано данное существительное.
2. Задание №1.
1. Найдите в этом тексте все несклоняемые существительные и подчеркните их карандашом. Ваша оценка будет зависеть от количества найденных несклоняемых существительных.
2. Сгруппируйте их. По каким признакам можно сгруппировать?
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Стокгольме, Осло, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. Анна Викторовна взяла почитать в дороге книги Александра Дюма, Виктора Гюго, Вильяма Шекспира. Но ей было не до чтения. На пути из Финляндии в Швецию она вспоминала о своей учебе в МГУ, о московском метро, о кашпо и жалюзи. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в пальто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные женщины в манто и военный атташе. В обед она с удовольствием поела в кафе эскимо, выпила чашечку кофе.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло и мечтала о концерте в Сочи.
Количество слов:___________
1 группа
После работы с учебником говорит:
Узнали, что Некоторые существительные- иноязычные слова. Нужно смотреть на конечные гласные:
-О,Е,И,У,Ю,А - не изменяются.
по упр.1
1 столбик. Фамилии | 2 столбик. Города | 3 столбик. неодушевлённые предметы. | 4 столбик лицо | 5 столбик. Сложносокращённые слова на гласные буквы. |
Осипенко, Белых, Дюма, Гюго | Осло, Хельсинки, Осло, Сочи. | Шоссе, турне, метро, кашпо, жалюзи, пальто, кашне, манто, кафе, эскимо, кофе, бра. | Атташе. | МГУ, США. |
Вывод урока.
1 группа
Узнали, что не изменяются, не склоняются иноязычные существительные, оканчивающиеся на буквы: -О,Е,И,У,Ю,А
Научились:
1. Научились правильно писать фамилии людей.
2. Научились правильно подписывать тетради.
3. Научились правильно определять падежи и синтаксическую роль несклоняемых существительных по вопросу от главного слова в словосочетании.
Группа №2.
1. Определите синтаксическую роль несклоняемых существительных (подчеркните).
Например: узнал (откуда?)из книги ( обстоятельство места)
2 группа - во 2 столбике ( выделите главное слово)
Вот сидим мы с ним в кино
Без пальто и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашне и без пальто.
-Как определить синт.роль? Правильно определить синтаксическую роль
несклоняемого существительного помогает вопрос от главного слова, с которым в
предложении связано данное существительное.
2. Задание №1.
1. Найдите в этом тексте все несклоняемые существительные и подчеркните их карандашом. Ваша оценка будет зависеть от количества найденных несклоняемых существительных.
2. Сгруппируйте их. По каким признакам можно сгруппировать?
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Стокгольме, Осло, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. Анна Викторовна взяла почитать в дороге книги Александра Дюма, Виктора Гюго, Вильяма Шекспира. Но ей было не до чтения. На пути из Финляндии в Швецию она вспоминала о своей учебе в МГУ, о московском метро, о кашпо и жалюзи. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в пальто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные женщины в манто и военный атташе. В обед она с удовольствием поела в кафе эскимо, выпила чашечку кофе.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло и мечтала о концерте в Сочи.
Количество слов:___________
2 группа
После работы с учебником говорит:
Узнали, что Не склоняются:
1) иноязычные фамилии, обозначающие лиц женского пола и оканчивающие на согласный: стихи Алигер
2) русские и украинские фамилии на
– О и- ИХ,-ЫХ: Черных
по упр.1
1 столбик. Фамилии | 2 столбик. Города | 3 столбик. неодушевлённые предметы. | 4 столбик лицо | 5 столбик. Сложносокращённые слова на гласные буквы. |
Осипенко, Белых, Дюма, Гюго | Осло, Хельсинки, Осло, Сочи. | Шоссе, турне, метро, кашпо, жалюзи, пальто, кашне, манто, кафе, эскимо, кофе, бра. | Атташе. | МГУ, США. |
Вывод урока.
2 группа
Узнали, что не изменяются, не склоняются иноязычные существительные:
1. Иноязычные фамилии, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: роман Войнич
2. Рус и украинские фамилии на –О и – ИХ
(-ЫХ): Петра Милых.
Научились: 1. Научились правильно писать фамилии людей.
2. Научились правильно подписывать тетради.
3. Научились правильно определять падежи и синтаксическую роль несклоняемых существительных по вопросу от главного слова в словосочетании.
Группа №3.
1. Определите синтаксическую роль несклоняемых существительных (подчеркните).
Например: узнал (откуда?)из книги ( обстоятельство места)
2 группа - во 2 столбике ( выделите главное слово)
Морж спросил у кенгуру:
-Как выносишь ты жару?
- Я от холода дрожу!-
Кенгуру сказал моржу
-Как определить синт.роль? Правильно определить синтаксическую роль
несклоняемого существительного помогает вопрос от главного слова, с которым в
предложении связано данное существительное.
2. Задание №1.
1. Найдите в этом тексте все несклоняемые существительные и подчеркните их карандашом. Ваша оценка будет зависеть от количества найденных несклоняемых существительных.
2. Сгруппируйте их. По каким признакам можно сгруппировать?
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Стокгольме, Осло, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. Анна Викторовна взяла почитать в дороге книги Александра Дюма, Виктора Гюго, Вильяма Шекспира. Но ей было не до чтения. На пути из Финляндии в Швецию она вспоминала о своей учебе в МГУ, о московском метро, о кашпо и жалюзи. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в пальто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные женщины в манто и военный атташе. В обед она с удовольствием поела в кафе эскимо, выпила чашечку кофе.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло и мечтала о концерте в Сочи.
Количество слов:___________
3 группа
После работы с учебником говорит:
Узнали, что Не склоняются сложносокращённые слова, оканчивающие на гласную букву.
Например: СМИ, самбо
по упр.1
1 столбик. Фамилии | 2 столбик. Города | 3 столбик. неодушевлённые предметы. | 4 столбик лицо | 5 столбик. Сложносокращённые слова на гласные буквы. |
Осипенко, Белых, Дюма, Гюго | Осло, Хельсинки, Осло, Сочи. | Шоссе, турне, метро, кашпо, жалюзи, пальто, кашне, манто, кафе, эскимо, кофе, бра. | Атташе. | МГУ, США. |
Вывод урока.
3 группа
Узнали, что не изменяются, не склоняются сложносокращённые слова: МГУ, США.
Научились:
1. Научились правильно писать фамилии людей.
2. Научились правильно подписывать тетради.
3. Научились правильно определять падежи и синтаксическую роль несклоняемых существительных по вопросу от главного слова в словосочетании.
Методы:
1.Объяснительно-иллюстративный метод.
Приёмы:
- Интонационно выделяла логически важные моменты изложения.
- демонстрация объектов с целью иллюстрирования
предъявление готового плана урока в начале
2. Репродуктивный метод.
Приёмы:
- воспроизведение информации (правила) по наводящим вопросам.
- побуждение к актуализации знаний.
3. Метод проблемного изложения.
- интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса
- материал передаётся через проблемную ситуацию
4.Частично-поисковый метод.
Приёмы:
- включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы
«Почему сопротивляются несклоняемые существительные в русском языке?»
- организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию и решению проблемы урока
5. Исследовательский метод.
Приёмы:
- самостоятельное обобщение учащихся на основе практических наблюдений
- отыскивание применяемости полученных результатов
- задание на « мгновенную догадку» (по упр.1 по каким признакам можно распределить несклоняемые сущ.)
Формы
1. Парная работа
2. Групповая работа
3.Самопроверка
4.Фронтальный опрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...
План-конспект открытого урока английского языка по теме "Образование множественного числа существительного"
Тема урока: образование множественного числа существительныхТип урока: урок-обобщение с элементами ознакомления с новыми правилами чтенияЦели урока:образовательные - ознакомление с правила...
Технологическая карта урока "Несклоняемые существительные" (6 класс. Программа Т.А. Ладыженской)
Тема урока: урок овладения новыми знаниями по теме «Несклоняемые существительные», тип урока - комбинированный....
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
Методическая разработка открытого урока в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"...
Конспект урока: "Несклоняемые существительные"
Конспект урока: "Несклоняемые существительные"...