Конспект урока "Несклоняемые имена существительные" с презентацией
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Конспект урока "Несклоняемые имена существительные" с презентацией. Соответствует ФГОС. Легко может быть преобразован в ТК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moya_prezentatsiya_nesklonyaemye_-_kopiya222.ppt2.72 МБ
Файл moy_urok_nesklonyaemye.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как-то рано поутру С другом сели мы в метру, И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне… А вернее - я и ты Без кашна и без пальты. Любит кины детвора Если в кинах кенгура Ходит-бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол. И сидит за доминой С шимпанзой и какадой Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян… Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню.

Слайд 2

Интересное кино! Жаль, что кончилась оно! В гардероб пора бежать - Будут польта выдавать!

Слайд 3

Кашне – шейный платок или шарф. Манто – широкое дамское пальто, обычно меховое. Фойе – помещение в театре, кино и других общественных местах для пребывания зрителей, посетителей перед началом спектакля, фильма, концерта и др.

Слайд 4

З

Слайд 6

Склонение существительных именительный львы кенгуру родительный львов кенгуру дательный львам кенгуру винительный львов кенгуру творительный львами кенгуру предложный о львах кенгуру

Слайд 7

Вчера мы ходили в . В было много народу. Из мы пришли поздно. Мы вспоминали про . Мы были очень довольны . Мы всем рассказывали о . кино кино. кино кино кино кино В магазине продаются разные . Мне купили новое зимнее . У меховой воротник. К пришиты красивые пуговицы. Мне тепло в . Я доволен своим . пальто пальто пальто пальто пальто пальто В.п П.п. Р.п. В.п. Т.п. П.п. И.п. В.п Р.п. Д.п. П.п Т.п.

Слайд 8

Чтобы определить падеж существительного, надо: 1.Найти слово , к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Слайд 9

Несклоняемые существительные. Группы несклоняемых сущ. Примеры. 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и. Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри. 2. Русские и украинские фамилии на – о ,–их (-ых) . Семченко, Долгих, Толстых. 3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный , и с опорным словом среднего и женского рода. СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН. 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Знакомая мисс, писательница Войнич.

Слайд 10

Баку — столица и крупнейший город Азербайджана . Осло – столица Норвегии Туапсе - город в Краснодарском крае .

Слайд 11

Я люблю читать книги Марка Твена, Стефана Цвейга, Джека Лондона, Жюля Верна, а особенно рассказы Конан Дойля о Шерлоке Холмсе.

Слайд 12

склоняемые несклоняемые окно молоко сено кино пианино какао Окно, кино, пианино, какао, молоко, сено. Взаимопроверка

Слайд 13

Тест. 1.Выберите несклоняемые существительные. А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн 2.В каком слове нет и не может быть окончания. А) поле Б) горе В) кафе Г) ребро. 3. В каком предложении допущена ошибка. А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта. Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе. В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Слайд 14

Тест. 1. А, В. 2. В. 3. В. Один ответ- 3 Два ответа – 4 Три ответа - 5

Слайд 15

Найдите окончания 1. Живописн… Бали – прекрасное место для отдыха. 2. В 160 километрах от устья Лимпопо становится судоходн… . 3. Альпинисты с трудом преодолевают вершины труднодоступн… Килиманджаро. 4. Сурикаты обитают в знойн… и выжженн… солнцем Калахари. 5. Многомиллионн… Токио – столица Японии.

Слайд 16

Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… научился… могу похвалить себя и своих одноклассников за … Было интересно… Было трудно… Я

Слайд 17

Домашнее задание Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных, записать значения. Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными. Упр 266



Предварительный просмотр:

Класс: 6 Г

Дата: 25.11.19

Учитель: Дубовик Н.В.

 Тема:  Что мы знаем о несклоняемых именах существительных?

Цели:

  • Предметные: углубить знания обучающихся о теории русского языка, о склонении имён существительных;      

создать условия для усвоения способа определения рода несклоняемых имён существительных.

  • Метапредметные: способствовать расширению словарного запаса обучающихся, способствовать умению выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации.

  • Личностные: воспитывать интерес к русскому языку (биологии, географии) и культуру учебного труда. содействовать осмыслению целей образования; приобретению веры в себя; реализации конкретных индивидуальных способностей, содействовать формированию желания познавать мир.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, для выполнения классной работы – листы А 4

Ход урока.

  1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Дети стоят у своих мест. Провожу блиц-опрос, предлагая вопрос каждому обучающемуся в классе, после чего ответивший на вопрос садится на место. Или подготовьте вопрос однокласснику по теме имя существительное. 

   (5 мин)

  1. Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
  2. Как вообще называется наука о языке?
  3. Что изучает морфология?
  4. На какие группы делятся части речи?
  5. Назовите самостоятельные части речи, которые вы знаете.

(сущ., нареч., глагол., местоимение., имя прилагат., имя числительное.

  1. Назовите служебные части речи.    
  2. На какие имя существительное?
  3. Назовите постоянные признаки имени существительного.
  4. Назовите непостоянные признаки имени существительного.
  5.  Синтаксическая роль имен существительных.
  6.  Приведите пример. Окончания е или и у сущ. 3 скл. В Р. Д. П. падежах
  7.  Что такое склонение имени существительного?
  8.  Сколько у имени существительного типов склонения?
  9.  Какие относятся к первому?
  10.  Ко второму?
  11.  К третьему?
  12.  Какие существительные называются разносклоняемыми?
  13.  Сколько их?
  14.  Назовите (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь)
  15.  Какие окончания они имеют в Р.,Д., и П.п.?
  16. Какие суффиксы у них появляются при изменении по падежам?

Зачем нам всё это знать?

  1. Проблемный вопрос. Формулируем тему урока, цели и задачи. (3 мин)

А теперь нам пора заняться работой по нашей теме.  О какой части речи мы будем говорить?

А  что именно мы узнаем об имени существительном сегодня, попробуйте догадаться после просмотра видео  «Про то, как не надо говорить».

Что не так? Почему смешно?

Какие это существительные? Они изменяются по падежам? Изменение по падежам – это склонение.  А если не склоняются,  то какие они?  

Проблемный вопрос: что мы знаем о несклоняемых именах существительных?

Запишите число, классная работа.  Тема «Что мы знаем о несклоняемых именах существительных?»

Какими будут наши цели? (Повторить, что такое имя существительное. Узнать какие существительные называются несклоняемыми и почему. Узнать разницу между склоняемыми и несклоняемыми им. сущ.)

Что вы уже знаете? Давайте узнаем или проверим?

  1. Работа по теме урока. Решение проблемы. (5 минут работа и 10 мин. защита)

Давайте попробуем ответить на главный вопрос урока. Для этого поработаете в группах. Время ограничено, всё что не успеете сделаем вместе.

Физкультминутка (1 минута):

Если слышим существительное на –мя, наклоняемся вперед, если несклоняемое слово – руки вверх, склоняемые существительные – хлопки в ладошки.

Пламя, пенсне, море, семя, фойе, поле, бремя, метро, детство, время, бюро, окно.

Представление результатов работы группы.

Давайте ответим на главный вопрос урока. Что мы знаем о несклоняемых именах существительных?

- К какой части речи они относятся?                                                                                                                                             - Имеют ли падежное окончание?                                                                                                                                           – Изменяются ли по числам?

 – Можно ли проверить орфограммы этих слов привычными правилами?                                                                – Изменяются ли по падежам?

 – Являются ли эти слова русскими или заимствованы из других языков?                                                                   - Имеют ли падежное окончание?

Вывод.

Несклоняемые - не изменяются по числам,  не изменяются по падежам - не имеют окончания. Большинство слов заимствованные либо сложносокращённые.

- Ребята,  какова  была   цель  нашего  сегодняшнего урока? Достигли  мы  этой  цели?

Индивидуальное задание с взаимопроверкой по эталону.  Проверим, как применяете знания. Распределите слова в две колонки

Склоняемые и несклоняемые: окно, кино, пианино, какао, молоко, сено.

ТЕСТ с самопроверкой

1.Выберите несклоняемые существительные.

А) меню;       Б) село;         В) Баку;       Г) Жюль Верн

2.В каком слове нет и не может быть окончания.

А) поле           Б) горе        В) кафе          Г) ребро.

3. В каком предложении допущена ошибка.

А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.

Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.

В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Ответы и оценка.

1. А, В.

2. В.

3. В.

 Один ответ- 3

Два ответа – 4

Три ответа - 5

Как считаете, мы всё теперь знаем о несклоняемых именах существительных? Проверим!

1. Живописн…  Бали – прекрасное место для отдыха.

2. В 160 километрах от устья Лимпопо становится судоходн… .

3. Альпинисты с трудом преодолевают вершины труднодоступн…  Килиманджаро.

4. Сурикаты обитают в знойн…  и выжженн…  солнцем Калахари.

5. Многомиллионн…  Токио – столица Японии.

Конечно нет, над этой темой мы будем работать на следующем уроке.

Рефлексия  

  • Я узнал, открыл для себя...
  • Я понял, научился...
  • Было интересно...
  • Вызвало затруднение...
  • Я могу похвалить себя, одноклассников за… 

Оцените себя. Работа в группе от  2 до 5.

                        Личная работа на уроке. 2- 5

                                

Домашняя работа.

  1. Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных, записать их значения
  2. Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными.
  3. Упр. 266

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

 Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника.

Образованная девушка стоит за прилавком. К ней по очереди подходят покупатели и просят: «Дайте одно кофе». Девушка ждет, когда же появится кто-нибудь грамотный. И вот наконец она слышит: «Дайте один кофе». Увы, следующая фраза была: «И один булка»

  1. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены именем существительным в именительном падеже (тире).
  2. Группа людей, решающих вопрос о предоставлении наград на выставках и конкурсах (жюри).
  3. Колёса самолёта, автоматически убирающиеся при взлёте (шасси).
  4. Шейный шарф (кашне).
  5. Танцевальное движение (па).
  6. Шторы из жёстких вертикальных или горизонтальных непрозрачных пластинок (жалюзи).
  7. Птица с розовым оперением (фламинго).
  8. Условие, по которому проигравший в споре должен выполнить какое-либо обязательство (пари).
  9. Самая маленькая птичка в мире (колибри).
  10. Штрафной удар по воротам (пенальти).

Учитель  предлагает детям оценить свои знания: кто верно ответил на 10, 9, 8 вопросов – поставить себе отметку  5, на 7, 6, 5 вопросов – отметку  4.

   Учитель организует проверку деятельности  учащихся   Учитель: Ребята, для чего мы сейчас это делали?  (расширяли свой лексикон).

Красив… Сочи (город)

Бурн…Алазани (река)

Древн…Конго(государство)

Жарк…Гоби (пустыня)

Свеж… кольраби

Вкусн… салями

   Задание: списать словосочетания, поставив имена прилагательные в нужную форму.

Выйти из _______________,

гулять без ___________________,

ехать по ___________________,

приехать на ______________________,

вынуть из ______________________,

слушать по ___________________,

пойти в ___________________,

работать в ___________________,

играть на _______________,

бутерброд с ___________________,

кататься на _______________

Задание: Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.

Инженю, иваси, кимоно, алиби, гризли. Перу заключил(?) договор с Чили. Торонто встречал (?) гостей из России. Капри восхищал (?) туристов красотой природы.

1 группа

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашна и без пальты.

Любит кина детвора, если в кинах  кенгура!

Ходит, бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортопьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино, жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать, будут польта выдавать!

Употребление каких слов показалось странным?

- А теперь поработайте корректорами. Исправьте ошибки прямо в бланке. Выпишите только несклоняемые имена существительные. 

Распределите роли. Например, назначьте  корректора, который исправит ошибки,

Спикера, который прочитает классу получившийся текст,

Ученика, который зачитает выписанные слова.

        2 группа Найдите значения несклоняемых существительных. Начните с тех, значения которых вы не знаете. Составьте предложения со словами пенсне,

Колибри, кенгуру, шоссе, фламинго, пони, шимпанзе, кашне, манто, какаду, пари, жюри, фойе, авеню, ателье, кольраби, салями, жалюзи, кашпо, суши, пенсне.

Значения выделенных слов есть в толковом словаре учебника.

Распределите роли. Кто-то ищет в словаре и делает закладки или запоминает значение, кто-то ищет в толковом словаре учебника, кто-то озвучит.

3 группа

 Просклоняйте слова какаду и львы. Измените число. Отметьте корень и окончание в каждом слове.

Сделайте выводы по вопросам. Изменяются ли несклоняемые слова?  Есть ли окончание? Есть ли нулевое окончание? Что обозначает нулевое окончание. Можно ли изменить число несклоняемых слов? (Сформулируйте полный ответ)

Распределите роли. Один склоняет первое  слово, другой второе, кто-то озвучивает, кто-то делает выводы по вопросам.

4 группа

Определите падеж несклоняемых имен существительных. Как вы это сделали? Расскажите, как правильно определять падеж несклоняемых имен существительных.

Вчера мы ходили в  кино. В    кино  было много народу. Из  кино мы пришли поздно. Мы вспоминали про кино.  Мы были очень довольны  кино. Мы всем рассказывали о  кино.

В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мне  тепло в  пальто. Я доволен своим  пальто.  

Распределите роли. Кто-то работает с первым абзацем, кто-то со вторым. Кто-то расскажет, как определять падеж.

5 группа.

Расскажите о несклоняемых именах существительных, опираясь на материал параграфа 47. Что такое несклоняемые существительные? На какие группы по происхождению их можно поделить? Отвечайте полно, с примерами.

Распределите роли. Кто-то даст определение несклоняемые сущ. – это…, второй назовёт группы и  примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Конспект урока "Имена животных" в 6 классе по УМК М.З. Биболетовой с использованием обучающих структур по сингапурской методике обучения

Конспект урока в 6 классе по УМК М.З. Биболетовой с использованием обучающих структур по сингапурской методике обучения, которая широко внедряется в Республике Татарстан. Данные структуры помогают зад...

Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....

Конспект урока "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа"

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦели урока:- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;- обобщение и расширение изученных ранее знаний о сущест...