Разработка урока "Несклоняемые имена существительные" 6класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок-сообщение новых знаний. Главная идея урока-донести до сведения учащихся, какие существительные называются несклоняемыми. Какую роль они играют в нашей речи, почему называются несклоняемыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-сообщение новых знаний "Несклоняемые имена существительные" 6класс | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Несклоняемые имена существительные». 6класс
Цель: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные».
Задачи: 1) формировать навыки грамотного письма;
2) развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, процессы анализа, синтеза, творческие способности;
3) воспитывать доброе отношение к животным, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент
Учите русский годы к ряду…
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда, в нем самом…
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, месяц.
II.Лингвистическая разминка.
У.: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк. Что такое зоопарк? (СЛАЙД)
Давайте запишем предложение.
В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.
1 ученик делает синтаксический разбор предложения у доски с объяснением,
2ученик – фонетический разбор слова львы (самостоятельно);
А остальные пишут диктант
III. Орфографический диктант. Замените одним словом и запишите:
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)
Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите.
-А что такое имя существительное? А что такое склонение?
Проверка учащимися заданий.
- Назовите в этом предложении все известные вам орфограммы.
III.Актуализация опорных знаний.
- Давайте просклоняем существительные:
1гр.- львы
2гр.- кенгуру.
Учащиеся склоняют эти существительные.
IY. Постановка учебной проблемы.
- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
Учащиеся сами делают вывод(СЛАЙД)
Слово кенгуру не склоняется.
У.: А какие еще слова в предложении не склоняются?
- Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.
- А как вы думаете, какая тема и цель нашего урока?
Y.Формулирование темы и цели урока.
Запись темы урока
Физминутка
YI.Изучение нового материала.
Этимологическая справка.
У.: Из каких языков пришли эти слова? (Сообщение учащегося о происхождении этих слов)
Составление таблицы.
У.: Какие еще несклоняемые существительные вы знаете? Ребята, давайте наши выводы запишем в таблицу. (СЛАЙД)
Комментарий учителя:
Итак, слова кенгуру, метро, кино, колибри, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет.
- Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.
Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, , кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.
- В зоопарк пришли школьники. Вите Семченко понравился яркий колибри,
а Яне Долгих – проворный кенгуру.
- Назовите фамилии детей. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.
2) Русские и украинские фамилии на –о и –их (-ых) не склоняются. (СЛАЙД)
- СМИ сотрудничают с ООН, чтобы привлечь всемирное внимание к биологическому разнообразию и необходимости защиты исчезающих видов диких животных и мест их обитания.(СЛАЙД)
- Как называются подчеркнутые слова? (Аббревиатура, или сложносокращенные слова звукового, буквенного характера).
- Расшифруйте их. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.
3) Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, а также аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода не склоняются.
- Прочитайте правило на странице 91 и дополните таблицу.
4) Не склоняются иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный ( к знакомой мисс, роман писательницы Войнич). - Пользуясь составленной таблицей, назовите еще раз группы несклоняемых существительных.
YII.Закрепление.
1.Полминутки для шутки.
У.: А теперь послушайте стихотворение:(СЛАЙД)
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
- А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
- Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.
- Исправьте текст. Назовите несклоняемые существительные.
2.Творческая работа в группах. Дифференцированная работа
1группа: Иллюстрация «В мире животных»(написать слова с несклоняемыми сущ-ными)
2группа: Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника (стр.92-93).
Задания для сильных учащихся: сочините стихотворение, используя несклоняемые существительные.
3.Самостоятельная работа. (слайд)
Тест.
1.Выберите несклоняемые существительные.
А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн.
2.В каком слове нет и не может быть окончания.
А) пол.. Б) гор.. В) каф… Г) ребр...
3. В каком предложении допущена ошибка.
А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.
Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.
В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».
Взаимопроверка. (слайд)
YIII.Итоги. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)
- Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)
- Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово - основа.)
- Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной.)
- Что показалось трудным на уроке?
IX. Домашнее задание.
1.Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных.
2.Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными.
3. Для сильных учащихся – рассказ об охране окружающей среды, используя несклоняемые существительные
- А напоследок я хочу рассказать вам анекдот. Послушайте и попробуйте догадаться, какова будет тема следующего урока.
Образованная девушка стоит за прилавком. К ней по очереди подходят покупатели и просят: «Дайте одно кофе». Девушка ждет, когда же появится кто-нибудь грамотный. И вот наконец она слышит: «Дайте один кофе». Увы, следующая фраза была: «И один булка». Какова тема следующего урока?
- А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
- Синтаксический разбор.
В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
1группа: Иллюстрация «В мире животных»(написать слова с несклоняемыми сущ-ными)
2группа: Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника (стр.92-93).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....
Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Конспект урока в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...
Разработка урока «Имена существительные с основой на шипящий».
Форма работы – индивидуальная. При обучении ребёнка с ОВЗ на дому обязательно нужно учитывать его индивидуальные способности и возможности, состояние здоровья, психологическог...
Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно
Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классахУзнать как можно больше о своем имени и его значении....
сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно"
сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно" можно использовать в 5-11 классах. Проводится классный час вместе с родителями, которые готовят рассказы о выборе им...
Методическая разработка урока «Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время» (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
Конспект урока по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"...
Разработка урока "Имена существительные общего рода"
Имена существительные общего рода Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цели: 1) познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существите...