Разработка урока русского языка "Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Разработка урока русского языка "Связь слов в словосочетании", 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Связь слов в словосочетании.
Планируемые результаты:
Предметные
определять способы связи слов в словосочетаниях, конструировать словосочетания, повторить и обобщить знания об ихстроении и значении, синонимичных словосочетаниях; уметь строить схемы.
Метапредметные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в графическую модель, схему).
Универсальные учебные действия:Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок смешанного типа
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная
Возрастная категория: 8 класс
УМК:Русский язык. 8 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львов, В.И. Капинос и
др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2020.
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока:
- Огранизационный момент.
- Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
Осложнённый словарный диктант. Придумайте и запишите словосочетания, отметьте главные слова.
Ветеран, регулировать, ландшафт, колорит, олицетворять, архитектура, композиция, орнамент, апофеоз.
- Что называется словосочетанием?
- Расскажите о строении словосочетаний.
- Каковы основные признаки словосочетания?
Выпишите только словосочетания (слова спроецированы на доску):
В течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.
(Настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере).
Объясните, почему не являются словосочетаниями остальные слова. Какая связь между ними?
- Целеполагание.
- Какая связь между словами в словосочетании?
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Каковы цели нашего урока?
4. Открытие новых знаний. Наблюдение.
Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления и примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.
- Согласование.
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос какой? который? чей?
- Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (прилагательное, причастие, местоимение, числительное) Главным словом в таких словосочетаниях чаще всего бывает существительное.
- Приведите примеры согласования (светлый класс, интересный урок, дружные ребята). Пробуем изменить эти словосочетания: светлого класса, интересным уроком, дружных ребят. Изменяются оба слова, то есть согласуются в роде, числе, падеже.
2) Управление
Если в качестве главного слова выступает существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учусь в школе – учился в школе, товарищ по играм – товарища по играм, встретил тебя – встречу тебя, объявить о празднике – объявили о празднике.В качестве главного слова при управлении может выступать глагол, существительное, причастие. От главного слова к зависимому можно поставить падежный вопрос.
- Примыкание
Если зависимое слово наречие, деепричастие или неопределённая форма глагола, это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: медленно шёл, шёл напевая, шёл оглядываясь, собираюсь пойти.К зависимому слову можно поставить вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?
5. Первичное усвоение новых знаний.
Завершите алгоритм, помогающий определить вид связи между словами в словосочетании (карточки с алгоритмом раздаются всем ученикам)
Определите главное и зависимое слово в словосочетании
Выясните, какой частью речи является зависимое слово
/ \
Зависимое слово выражено Зависимое слово не выражено
наречием или инфинитивом наречием или инфинитивом
Вид связи _______________ \
Просклоняйте или проспрягайте
главное слово и определите, будет
ли изменяться зависимое слово при
изменении главного
/ \
Изменяются оба слова Изменяется только главное
(зависимое слово повторяет слово (при изменении формы
род, число, падеж главного) главного слова падежная форма
Вид связи _______________ зависимого слова не меняется)
Вид связи ________________
6. Первичная проверка понимания
Работа в парах. Укажите вид связи в словосочетаниях и объясните свой выбор (карточки с заданием раздаются на каждую парту)
Словосочетание | Вид связи между словами в нём | Пояснение своей точки зрения |
Учебник по истории | ||
Иногда снилось | ||
На какой-то странице | ||
Варенье из малины | ||
У всех людей | ||
Помочь по-дружески | ||
Разговор с ней |
7. Первичное закрепление.
Одно из заданий на ОГЭ по русскому языку в 9 классе связано с умением определять способ связи слов в словосочетании. При выполнении этого задания вам нужно будет переделать словосочетание, изменив в нём вид связи. Попробуем это сделать сначала вместе, затем вы будете работать самостоятельно (задание на доске, обучающиеся записывают только изменённые словосочетания).
- Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Исходное словосочетание со связью согласование | Синонимичное ему словосочетание со связью управление |
Апельсиновый сок | |
В партизанском отряде | |
Абрикосовое варенье | |
Банковский управляющий | |
Книжный отзыв | |
Грузинские песни | |
В чулочном отделе |
- Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Исходное словосочетание со связью управление | Синонимичное ему словосочетание со связью согласование |
Писк комара | |
Походка без шума | |
Кафе около дороги | |
Кофта из шерсти | |
Утро без ветра | |
Игрушки из дерева | |
Жидкость без цвета |
- Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Исходное словосочетание со связью примыкание | Синонимичное ему словосочетание со связью управление |
Безжалостно поступил | |
Беззвучно пролетел | |
Подробно описал | |
Грустно посмотреть | |
Бесконечно повторять | |
Печально рассказывать | |
Безвкусно одета |
- Итог урока. Рефлексия.
- Какой была тема урока?
-Какую проблему мы решали?
- Чему научились на уроке?
-Назовите ключевые слова урока.
- Как вы оцениваете свою работу?
- Д\З Упражнение 48 или 49 учебника (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний
урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Словосочетание. Предложение."
Урок обобщения знаний о видах словосочетаний и предложений....
Разработка урока "Типы связи слов в словосочетании" (8 класс)
В разработке представлен опыт изучения согласования, управления и примыкания...
Разработка урока русского языка по теме "Виды подчинительной связи в словосочетании" (в условиях дистанционного обучения)
Разработка урока в условиях дистанционного обучения...
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»...