Разработка урока "Типы связи слов в словосочетании" (8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
В разработке представлен опыт изучения согласования, управления и примыкания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Королева Ольга Аркадьевна, школа ОАНО Ника, г Москва
Тема урока: Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Цель урока: ознакомить учащихся со способами связи слов в словосочетании; познакомить учащихся с понятием синтаксических отношений в словосочетании; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; совершенствовать навыки и умения по конструированию , распространению и правильному использованию словосочетании.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формируемые УУД: личностные ( оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач)
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция).
Познавательные ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач)
Коммуникативные( планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общие сведения о видах словосочетания; могут определять основные виды связи в словосочетании и синтаксические отношения ; правильно строят и употребляют в речи словосочетания и предложения.
1.Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний
Учащиеся в парах задают друг другу вопросы по теме “Словосочетание “
Вспомним, что изучает синтаксис? Что такое словосочетание?
Чем отличается словосочетание от предложения? Как называются слова в словосочетании ? Какие есть словосочетания по типу главного слова?
Верно! Именные, глагольные, наречные, местоименные.
3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель:
“Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово” В.Г. Белинский. Действительно, как важно научиться найти точное и нужное слово, чтобы вас поняли! Вы догадались, мы продолжаем с вами говорить о словосочетании. Знание синтаксических единиц служит для формирования умения логически строить высказывания и выражать свои мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
4.Изучение нового материала.
Перед вами словосочетание: новый дом. Главное слово дом. Попробуем изменить главное слово: нового дома, новому дому, новый дом….
Какую закономерность вы заметили?
Учащиеся определяют: изменение главного слова ведет к изменению зависимого. Зависимое слово уподобляется формам главного и согласуется с главным в роде, числе и падеже. Этот вид связи называется согласованием. Запишем словосочетания: цветущий сад, первый урок, кто-то милый.
Ученики записывают словосочетания и приходят к выводу, что в качестве зависимых слов могут выступать слова разных частей речи: имя прилагательное, местоимение, причастие, порядковое числительное.
Учащиеся анализируют словосочетания (писать письмо, думать о жизни) и приходят к выводу: зависимое слово существительное или местоимение ставится при главном в определенном падеже. Этот вид связи называется управлением. Шляпка из соломки, косил траву, летаю в космос
Проанализируйте словосочетание: бежать быстро, рвал резко, дом их, ткань повеселее, прекрасно выспаться, попытка примириться.
Ребята определяют, что в данном словосочетании зависимое слово тяготеет к главному по смыслу. Значит, перед нами смысловая связь, а согласование и управление – связь грамматическая, которая осуществляется с помощью окончания, предлогов.
(Самостоятельный вывод, а не получение “готового правила “ помогает ученику лучше освоить тему).
Ученики самостоятельно составляют таблицу.
Т А Б Л И Ц А
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника.
5.Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.
Коллективная работа по составлению таблицы ”Виды связи слов в словосочетании “.
Практическая работа по определению способа связи слов в словосочетании.
Задание № 1
Укажите, какой частью речи выражены главное и зависимое слова в словосочетаниях. Определите способ их связи.
Мой брат, скучать по маме, ушел не оглядываясь, хозяин тайги, гараж во дворе, петь тихо, полезный совет, голос диктора, дремать стоя, идти в гору, два друга, окликнуть товарища ,позвать тебя ,поющий скворец, очень много.
Задание № 2
Работа в группах. (Группа№ 1) Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием.
Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями.(В.Г.Распутин)
Мимо окон прошла чья- то тройка( И А Бунин).
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Ю.Лермонтов)
Глубокая еще дымилась рана, по капле кровь сочилася моя!
Задание № 2.
Выпишите из предложений словосочетания , в которых слова связаны управлением.
1.По всему лесу потрескивал мороз.
2.Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звездам.
3.Глухо отдавались мои шаги в застывшем воздухе.
4.Я видел их несколько минут ,но они остались в моей памяти.
Задание № 3.
Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетании.
1.Девочка бежала……2….. дети плавают в реке. 3.Утром Саша ел яйца ……
4.Голос диктора звучал …… 5. Троллейбус шел ……
Для справок: Летом, быстро, медленно, громко, вкрутую.
Изучая тему урока, ученики находят материал о синтаксических отношениях в словосочетании.
Между словами в словосочетании возникает смысловая связь, которая определяется характером отношений зависимого слова к главному. Выделяют следующие виды синтаксических отношений:
Определительные отношение: между предметом и его признаком(яйца всмятку, солнечный день, тетрадь в клетку).
объектные отношения: между действием и предметом, на которое оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия(стучать молотком).
обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака(уехать из города, вернуться поздно, одет модно).
Работа с упражнениями учебника.
Рефлексия. Подведение итогов урока. Ученики отвечают на вопросы:
Какую роль играют словосочетания в языке?
Чем отличаются словосочетания от предложения?
Какова структура словосочетания?
Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?
Заключительное слово учителя о значимости словосочетания, наименьшей единицы синтаксиса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...
Тест. 8 класс. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Тест для 8 класса по теме "Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании."...
Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 8 класс
Урок русского языка в 8 классе "Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании". Цели урока: – образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о ...
Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1. Технология здоровьесбережения.2. Технология коллективного обучения.3....
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...