Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды  связи слов в словосочетании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды  связи слов в словосочетании»

Цели:
1. Ученик научится анализировать различные  виды связи слов в словосочетании и графически их обозначать.

2. Ученик получит возможность строить словосочетания с разными видами связи.

Задачи урока:

- формирование и отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 -  закрепление навыков правописания;        

- обучение умению связно излагать свои мысли.

- развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

- развитие познавательной самостоятельности;

- овладение нормами литературного языка.

- воспитание ответственности за качество своих знаний;

- воспитание любви к родному русскому языку.
УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация

Методические приемы: объяснительно-иллюстративные (упражнение, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения).

Формы работы: парная, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

2. Метапредметные.

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

3. Предметные результаты:

 систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Синтаксис. Пунктуация»;

- формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

- подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Использованные технологии: развитие критического  мышления через чтение и письмо, подводящий  к проблеме диалог.

Ход урока

Этап урока

Учебные задачи

Результаты деятельности ребенка

Мотивационно-целевой

Актуализация ранее изученного материала. Введение в новую тему. Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков

Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность

Отвечают на вопросы настраиваются на учебную деятельность

Ребята, А. С. Пушкин утверждал: «Язык неистощим в соединении слов»

 (А. С. Пушкин)

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

О соединении слов.

Подберите синоним к слову «соединение»

 Сочетание слов

-О чем пойдет сегодня речь на уроке?

О  словосочетании

-Ребята, перед вами ключевые слова темы (словосочетание, слова, виды связи). Сформулируйте тему урока, используя ключевые слова темы.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании

Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании»

А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетаниях. Узнать о видах связи слов в словосочетаниях, научиться определять вид связи в словосочетании

Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание

Актуализация знаний. Стадия вызова.

Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной

теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

- Какой мы изучаем раздел науки о языке?

- Что является главной  единицей синтаксиса?

-Какую  функцию выполняет словосочетание?

- В чем разница между словосочетанием и предложением? Какие функции выполняет каждая из синтаксических единиц?

-

Кто из русских лингвистов занимался изучением синтаксиса?

Как называется главная книга А.М. Пешковского

Синтаксис, этот раздел изучает строение словосочетаний и предложений.

Предложение

Словосочетание- вспомогательная единица синтаксиса

Предложение выполняет коммуникативную функцию, а словосочетание -номинативную

Александр Матвеевич Пешковский

«Русский синтаксис в научном освещении»

Операционально-деятельностный

1.Введение в тему урока

Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Золотая осень, начался листопад, в течение дня, пора листопада, плавно кружатся, сломя голову, сухие и пожухлые.

Сколько словосочетаний вы выписали? Назовите их.

Есть ли другие варианты?

С какой проблемой столкнулись?

Почему эти сочетания слов не являются словосочетаниями?

Сделайте вывод:

Почему?

Поможет нам ответить на эти вопросы работа с текстом

Золотая осень,  в течение дня, пора листопада, плавно кружатся, , сухие и пожухлые.

Забыли, что не является словосочетанием

Слово в течение не является существительным;

Начался листопад-грамматическая основа;

Сломя голову-фразеологизм

  • В словосочетании  2 слова должны быть знаменательными частями речи
  • Грамматическая основа не является словосочетанием
  • Фразеологизмы также не могут быть словосочетаниями

Затрудняются ответить (проблема)

2.Чтение и анализ текста упр. 131 (Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

3.Задания на формирование читательской грамотности

Прочитайте материал упр.131

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

Задание:

  • Выделите микротемы в тексте
  • Задайте вопросы к каждой части
  • Назовите ключевые слова в тексте

  • Словосочетания называют предметы, действия, признаки (Что является главным отличительным признаком словосочетания?)
  • Главные и зависимые слова (На какие части делятся слова в словосочетании?)
  • Подчинительная связь(Что такое словосочетание?)
  • Три вида связи (Какие виды связи выделяют между словами в словосочетании)

Ключевые слова: словосочетание, главное и зависимое слово, подчинительная связь, виды связи, согласование, управление, примыкание

4.Работа по тексту в рамке на стр.112

- Какое понятие является родовым для всех определений, данных в рамке?

Преобразуйте информацию в рамке в кластер.

- В чем различие между видами связи?

-Как связано зависимое слово с главным при согласовании?

При управлении?

При примыкании?

Какими частями речи должно быть выражено зависимое слово при  согласовании?

При управлении?

При примыкании?

Как графически обозначить типы связи слов в словосочетании?

-Вид подчинительной связи

Составляют кластер

-В особенностях употребления зависимого слова

Уподобляется, ставится в тех же формах.

Ставится в определенном падеже.

Связывается только по смыслу

Прилагательным, причастием.

Существительным.

Наречием, деепричастием

Обозначить главное и зависимое слово и указать формы, в которых употреблено зависимое слово

Приведите собственные примеры словосочетаний, в которых слова связаны согласованием, управлением, примыканием.

Приводят примеры, корректируют ответы одноклассников

5.Подготовьте сообщение о словосочетании по плану, используя материалы упр.131 и текста в рамке

(работа в парах)

  • Словосочетание как синтаксическая единица
  • Определение словосочетания
  • Функция словосочетания
  • Компоненты словосочетания
  • Отношения в словосочетании
  • Виды синтаксической связи в словосочетании
  • Примеры словосочетаний, в которых слова связаны разными видами связи

Строят монологическое высказывание на основе плана, рассказываю его друг другу, оценивают товарища

Развитие предметных (синтаксических) умений

  • Коллективное выполнение упражнения № 132 (по цепочке)

Задание 2.

  • 1.Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование
  • 2.Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • примыкание

  • 3.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама
  • 4.Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России
  • (Задание на распечатках)

Выполняют упражнение. Словарная работа: фаэтон.

Определяют стиль текста, аргументируют свою точку зрения

Самостоятельная работа по упр.134

Выборочное списывание.

Первый ряд выписывает из текста словосочетания с согласованием + одно словосочетание с управлением + одно словосочетание с примыканием; второй ряд -с управлением; третий ряд- с примыканием. Графически покажите связь между словами в словосочетаниях.

Выполняют работу

Сверьте свои ответы с модельным ответом и оцените себя.

Согласование: бердские огни, жалобных молений, своих молений, вооруженных мужиков.

Управление: подъехали к оврагам, не отставал от меня, не прерывая молений, увидел в сумраке, увидел мужиков, пять мужиков, объехать слободу, вооруженных дубинами.

Примыкание: вскоре засверкали; не отставал, не прерывая; объехать благополучно; увидел вдруг

Самооценка

«5»- нет ошибок

«4» - одна ошибка

«3»- две ошибки

«2»- три и более ошибки

Кто выполнил работу на «5»?

На «4»?

Есть ли те, кто не справился?

Рефлексивно -оценочный

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения

Ребята, мы достигли цели, которую поставили в начале урока?

Да, мы знаем о видах связи слов в словосочетании, умеем определять вид связи в словосочетаниях

Продолжи любую фразу.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Продолжи любую фразу.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Домашнее задание

Н: 1. Выучить текст в рамке на с.112

  • Упр.135 (по заданию)
  • П:1. составить самостоятельно по 10 - 12 словосочетаний с разными типами связи.
  • 2.Подготовить материал для языковой разминки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс

Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Основные единицы синтаксиса"

Методическая разработка урока, содержащая в себе как работу по указанной теме, так и подготовку к ОГЭ....

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...