Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
Цели:
1. Ученик научится анализировать различные виды связи слов в словосочетании и графически их обозначать.
2. Ученик получит возможность строить словосочетания с разными видами связи.
Задачи урока:
- формирование и отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
- закрепление навыков правописания;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
- развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
- развитие познавательной самостоятельности;
- овладение нормами литературного языка.
- воспитание ответственности за качество своих знаний;
- воспитание любви к родному русскому языку.
УУД:
- Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению
- Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
- Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация
Методические приемы: объяснительно-иллюстративные (упражнение, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения).
Формы работы: парная, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
- испытывать потребность в самовыражении через слово;
-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.
2. Метапредметные.
Познавательные УУД:
-самостоятельно формулировать тему;
-сравнивать и анализировать, выделять главное;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;
-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.
Коммуникативные УУД:
-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
3. Предметные результаты:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Синтаксис. Пунктуация»;
- формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;
- подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.
Использованные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, подводящий к проблеме диалог.
Ход урока
Этап урока | Учебные задачи | Результаты деятельности ребенка |
Мотивационно-целевой Актуализация ранее изученного материала. Введение в новую тему. Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков | Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность | Отвечают на вопросы настраиваются на учебную деятельность |
Ребята, А. С. Пушкин утверждал: «Язык неистощим в соединении слов» (А. С. Пушкин) Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? | О соединении слов. | |
Подберите синоним к слову «соединение» | Сочетание слов | |
-О чем пойдет сегодня речь на уроке? | О словосочетании | |
-Ребята, перед вами ключевые слова темы (словосочетание, слова, виды связи). Сформулируйте тему урока, используя ключевые слова темы. | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании | |
Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании» | ||
А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться? | обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетаниях. Узнать о видах связи слов в словосочетаниях, научиться определять вид связи в словосочетании | |
Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание | ||
Актуализация знаний. Стадия вызова. Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения. | - Какой мы изучаем раздел науки о языке? - Что является главной единицей синтаксиса? -Какую функцию выполняет словосочетание? - В чем разница между словосочетанием и предложением? Какие функции выполняет каждая из синтаксических единиц? - Кто из русских лингвистов занимался изучением синтаксиса? Как называется главная книга А.М. Пешковского | Синтаксис, этот раздел изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение Словосочетание- вспомогательная единица синтаксиса Предложение выполняет коммуникативную функцию, а словосочетание -номинативную Александр Матвеевич Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении» |
Операционально-деятельностный 1.Введение в тему урока | Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов. Золотая осень, начался листопад, в течение дня, пора листопада, плавно кружатся, сломя голову, сухие и пожухлые. Сколько словосочетаний вы выписали? Назовите их. Есть ли другие варианты? С какой проблемой столкнулись? Почему эти сочетания слов не являются словосочетаниями? Сделайте вывод: Почему? Поможет нам ответить на эти вопросы работа с текстом | Золотая осень, в течение дня, пора листопада, плавно кружатся, , сухие и пожухлые. Забыли, что не является словосочетанием Слово в течение не является существительным; Начался листопад-грамматическая основа; Сломя голову-фразеологизм
Затрудняются ответить (проблема) |
2.Чтение и анализ текста упр. 131 (Прием «Пометки на полях» (Инсерт). 3.Задания на формирование читательской грамотности | Прочитайте материал упр.131 Сделайте пометки на полях: «+» - если считаете, что это вам известно; «-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть; «v» - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений. Вопросы к классу: 1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны? Задание:
|
Ключевые слова: словосочетание, главное и зависимое слово, подчинительная связь, виды связи, согласование, управление, примыкание |
4.Работа по тексту в рамке на стр.112 | - Какое понятие является родовым для всех определений, данных в рамке? Преобразуйте информацию в рамке в кластер. - В чем различие между видами связи? -Как связано зависимое слово с главным при согласовании? При управлении? При примыкании? Какими частями речи должно быть выражено зависимое слово при согласовании? При управлении? При примыкании? Как графически обозначить типы связи слов в словосочетании? | -Вид подчинительной связи Составляют кластер -В особенностях употребления зависимого слова Уподобляется, ставится в тех же формах. Ставится в определенном падеже. Связывается только по смыслу Прилагательным, причастием. Существительным. Наречием, деепричастием Обозначить главное и зависимое слово и указать формы, в которых употреблено зависимое слово |
Приведите собственные примеры словосочетаний, в которых слова связаны согласованием, управлением, примыканием. | Приводят примеры, корректируют ответы одноклассников | |
5.Подготовьте сообщение о словосочетании по плану, используя материалы упр.131 и текста в рамке (работа в парах) |
| Строят монологическое высказывание на основе плана, рассказываю его друг другу, оценивают товарища |
Развитие предметных (синтаксических) умений |
Задание 2.
| Выполняют упражнение. Словарная работа: фаэтон. Определяют стиль текста, аргументируют свою точку зрения |
Самостоятельная работа по упр.134 | Выборочное списывание. Первый ряд выписывает из текста словосочетания с согласованием + одно словосочетание с управлением + одно словосочетание с примыканием; второй ряд -с управлением; третий ряд- с примыканием. Графически покажите связь между словами в словосочетаниях. | Выполняют работу |
Сверьте свои ответы с модельным ответом и оцените себя. | Согласование: бердские огни, жалобных молений, своих молений, вооруженных мужиков. Управление: подъехали к оврагам, не отставал от меня, не прерывая молений, увидел в сумраке, увидел мужиков, пять мужиков, объехать слободу, вооруженных дубинами. Примыкание: вскоре засверкали; не отставал, не прерывая; объехать благополучно; увидел вдруг | |
Самооценка | «5»- нет ошибок «4» - одна ошибка «3»- две ошибки «2»- три и более ошибки | |
Кто выполнил работу на «5»? На «4»? Есть ли те, кто не справился? | ||
Рефлексивно -оценочный | Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения | |
Ребята, мы достигли цели, которую поставили в начале урока? | Да, мы знаем о видах связи слов в словосочетании, умеем определять вид связи в словосочетаниях | |
Продолжи любую фразу.
Продолжи любую фразу. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. | |
Домашнее задание | Н: 1. Выучить текст в рамке на с.112
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс
Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Основные единицы синтаксиса"
Методическая разработка урока, содержащая в себе как работу по указанной теме, так и подготовку к ОГЭ....
Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).
Этот урок открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает новые термины: согласование, управление...