конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Дранкина Татьяна Николаевна

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_otkr.urok_.rar212.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14. Синтаксические связи слов в словосочетаниях (§ 11). Синтаксический разбор словосочетаний (§ 12)

Ц е л и у р о к а: 1) познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл);

2) научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, производить устный и письменный разбор словосочетания.

3) воспитывать интерес к предмету, слову

Структура урока по ТВУ.

Этап

название

характеристика

цель

Педагогические приёмы

I.

Начало урока: введение, «разогрев учебной группы»,

Интрига, эмоциональная и интеллектуаль-ная

« разминка».

создать эмоциональный настрой  на совместную учебную работу

«Отсроченная отгадка», ИЛИ «Эпиграф».

Я делаю, и ты делай так же.

Делай, как я прикажу!

Встань со мной рядом.

II

Контрольно-подготовительный этап:

опрос по предыдущим темам.

«уплотнение» имеющихся знаний, создание  основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала

 Слайд 1 «Согласен – не согласен»

Если «да» ставится +,  «нет» ставится -    .

1)Ссч. состоит из предложений.-        

2)К ссч. нельзя придумать заглавие. +

3)Все ссч.  делятся на глагольные, именные и наречные. +        

4)Ссч состоит из главного и зависимого слова +

5) В ссч всегда о чем-то или о ком-то говорится.        -

6)ссч более точно, чем слово, называет предметы, действия, признаки. +

7) берег моря- морской берег – это синонимичные ссч. +

Слайд2 самопроверка

III

Постановка учебной цели, «вызов»

интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

создание ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий

«Цель и цели».

1.На доске записаны слова:

Пос..дить, чу?ствительное, пор..жаться, (в) т..плице, сер?це, вс..гда.

-Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары слов запишите. (Даётся время на выполнение задания).

-Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?

-…

-Какие ещё  слова можно объединить?

-…

-Назовите третью пару слов.

-…

Слайд 3. (В итоге выполнения задания должно получиться следующее:

Посадить в теплице (безударная проверяемая гласная в корне слова).

Чувствительное сердце (непроизносимая согласная в корне слова)

Поражать всегда (безударная непроверяемая гласная в корне слова)

Формулирование учащимися темы и цели урока.

-Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Посадить в теплице,  чувствительное сердце,  поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание». Но ссч все разные, значит мы будем говорить о связи слов в ссч.

Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетрадь.

-Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.

Слайд 4

Запись на доске:

Цель:

Повторить всё, что … о ….

Развивать умения  отличать … от … и …и ….

(-Цель урока: повторить всё, что мы знаем о словосочетании, развивать умения отличать словосочетания от слова и предложения и  определять вязь слов в ссч., производить разбор ссч.).

1. Понятие о связях слов в словосочетании.

Анализ материала на с. 33, параллельно прорабатывается теория на с. 34. Для закрепления учащиеся выполняют упр. 64 на с. 35.

2. Дифференцированное закрепление и проверка понимания темы.

1. Первая группа учащихся работает над грамматической правильностью речи по упр. 69.

Вторая группа конструирует словосочетания, чтобы в них была реализована подчинительная связь - управление (упр. 65 на с. 34).

Третья группа выполняет упр. 68 на с. 35. Учащиеся составляют словосочетания, записывая их в два столбика (управление предложное и беспредложное).

3. Знакомство с синтаксическим разбором словосочетаний § 12 на с. 36-37. Из упр. 71 надо выписать 2-3 словосочетания и сделать их разбор.

IV.

Этап «сотворчество»:

поддержка активности, интереса, усилий

сведение этих усилий и находок в совокупное знание

 Презентация

Слайды  5- 10.  Итак, связь в ссч?

Слайд 11

Распределите подчинительные словосочетания по столбикам:

Согласование, управление, примыкание.

Красный автомобиль, очередной пример, обернулся ко мне, в красную книгу, отправились домой, хотел купить, смотрит

молча, читает лёжа, заметить её.

Слайд 12. Самопроверка.

Слайды 13-16 тестовые задания.

Слайд 17 вывод

V

Рефлекси

вный этап:

осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

изложить свою позицию по поводу изученного материала, выразить собственное мнение, обеспечить свободу слова и мнения, призвать к личной ответственности за прозвучавшие слова, дать возможность посмотреть на себя со стороны, расставить акценты в собственном отношении к жизни

«Возврат к началу» (или общее эссе)

В словосочетании всегда одно слово главное, хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово-хозяин по-разному относится к своим подчинённым.

При согласовании Главное слово - добрый хозяин. Трудится вместе с подчинённым. «Я делаю, и ты делай так же»,- как будто говорит оно.

При управлении Хозяин требовательный, жёсткий. Сам ничего не делает, но подчинённому приказывает: «делай, как я прикажу!»

При примыкании Хозяин ничего не требует от подчинённого, только просит: «Встань со мной рядом».

 «Три уровня домашнего задания»

Слайд 18. Домашнее задание дифференцированного характера: а) ответить устно на контрольные вопросы (с. 38); выполнить упр. 72

б) индивидуальное задание для двух человек. Сделать сообщение на тему « Что Я узнал о словах: стратегия, гарантия, кандидат» (с. 34);

 в) выполнить упр. 72. или написать рифмовку на тему урока.  Сделать разбор 2-3 словосочетаний.

Я делаю, и ты делай так же.

Делай, как я прикажу!

Встань со мной рядом.

Пос..дить

чу?ствительное

пор..жаться

(в) т..плице

сер?це

вс..гда.

Повторить всё, что … о ….

Развивать умения  отличать … от … и … и ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 8 кл на тему "Синтаксические связи слов в словосочетании".

Урок комбинированный.Закрепляем знания о словосочетании, тренируемся делать схемы, строить словосочетания заданого вида связи, совершенствуем речевые умения....

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....

презентация к уроку 8 класс . " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....

Конспект урока "Типы связи слов в словосочетаниях"

Конспект урока в 8 классе представляет урок-изучение нового материала. Знакомство с типами связи слов в словосочетании дается на материале произведений А.С. Пушкина....