Адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_russkiy_yazyk_7_klass.docx | 147.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Специальная учебно-воспитательная школа №2»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол от 30.08.2023 г. №1 | УТВЕРЖДЕНО: Директор КОУ Специальная учебно- воспитательная школа №2 ____________М.Н. Наумов «___».____________2023 г. мп. Приказ от 01.09.2023 г. №391/1-од |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык» (Базовый уровень)
для обучающихся 7 класса
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития – далее ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. Номер 64101) (далее – ФГОС ООО), ФАОП (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1025), Федеральной рабочей программы по алгебре, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по русскому языку отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и уровнями их знаний и представлен в виде учебно–методического комплекса (УМК). В УМК входят: учебник (для 7 класса).
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.
Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные, тематическое планирование, поурочное планирование, учебно-методическое обеспечение.
Организация-разработчик: КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа №2»
Разработчик: Тюнина Зинаида Александровна, учитель, высшая квалификационная категория
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей-предметников, протокол № 1 от «30» августа 2023 г.
Согласовано
Руководитель методического объединения
____________ /З.А. Тюнина /
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
В классах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, при изучении учебного курса русский язык ставятся дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.
Данная программа ориентирована на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). Основной задачей на уроках является коррекция устной и письменной речи обучающихся, развитие монологической речи и коммуникативных навыков. Учебно-исследовательская и проектная деятельность даются в упрощенном варианте. В первую очередь, необходимо развивать навыки письменной речи воспитанника, «основы смыслового чтения и работы с текстом», навыки устной речи. Воспитанникам даются посильные задания, создается ситуация успеха, ведется постоянная индивидуальная работа совместно с учителем.
Объяснение материала на уроке идет с опорой на наглядность. Снижен объем запоминаемой информации, целесообразно употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. Данная программа откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований. Темп изучения небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс русского языка предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется за счет уроков повторения после изучения каждого раздела, задания разнообразны по форме и содержанию, с применением игровых технологий. Только доступность и понимание темы урока могут вызвать у таких учащихся интерес и мотивацию к изучению предмета. Немаловажным фактором в обучении детей с ограниченными возможностями является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
- воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, Монолог-рассуждение, монолог-заключение.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (общение).
Языковые средства выразительности в тексте: фоновые (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Обсуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ связи текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, нравов и средств предложения в тексте; использование языковых средств выделености (в рамках описания).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера развлечений, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выделяет тексты публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера развлечений, функции, языковые особенности. Инструкция.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи. Орфография.
Морфология как раздел науки о языке (общение).
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастных и отглагольных имён присвоенных.
Слитное и раздельное описание не с частями.
Орфографический анализ причастий (в рамках предполагаемого).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с частным оборотом (в рамках рассмотрения).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая роль функции депричастия в речи.
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с одиночными деепричастями и деепричастными оборотами.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударов в деепричастях.
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное описание не с деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий (в рамках рассмотрения).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом (в рамках исследования).
Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в речи.
Разряды наречий по команде. Простая и составная форма измерения и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударов в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования сравнения наречий степеней.
Словообразование наречий.
Морфологический анализ наречий.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное описание не с наречиями; н и нн в наречиях н -о (-е ) ; правописание суффиксов -а и – о наречий с приставками из- , до- , с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Орфографический анализ наречий (в рамках предполагаемого).
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системах частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Нормы потребления имён существующих и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из–с, в–на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по команде: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в заключении). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Роль представителей в представлении различных значений значений в словах и тексте, в образованиях, формах глагола. Употребление образцов в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с отдельными.
Разряды отдельных групп и употреблении: формообразующие, отрицательные, модальные.
Морфологический анализ
Смысловые различия не и ни. Использование не встречается и не встречается в разговорной речи. сочетание приставок не- и частиц не. Слитное и раздельное описание не содержит частиц речи (общение). Правописание частей бы, ли, одинаково с другими словами. Дефисное написание отдельных -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по группе (выражающие чувства, вызывающие воздействие, этикетные междометия); междометия производственные и непроизводственные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1)гражданского воспитания:
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
− неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
− представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
− готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
− готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2)патриотического воспитания:
−осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
− восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
− осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
− осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
− осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
− способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
− умение принимать себя и других, не осуждая;
− умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
− интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
− умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
− ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
− повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
−ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9)адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
−освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
−потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
−способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
− выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
− устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
− выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
− выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
− выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типам и текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
− использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
− формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
− формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
− составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
− оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
−воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
−распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
−знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
−понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
−в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
−сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
−публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
−самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
−выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
−ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
−самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
−самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
−делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
−владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
−давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
−предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
−объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
−развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
−выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
−осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
−признавать своё и чужое право на ошибку;
−инимать себя и других, не осуждая;
−проявлять открытость;
−осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
−понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
−принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
−уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
−планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
−выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
−оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающееся заявление.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объемным не менее 7 предложений на основе текстуры, особой впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-исследовательской литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-массив); солдат с тяжелым сообщением.
Участвовать в лингвистических темах (в рамках исследования) и обсуждать темы на основе жизненных возможностей большого объема не менее 5 реплик.
Владеть местными жителями: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации.
Владеть многочисленными аудирования (выборочное, ознакомительное, распространенное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть местами для чтения: просмотровым, увлекательным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемным не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, обсуждение-раскрытие, рассуждение-размышление) объемом не менее 230 слов: устно и формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и напечатать; подробно, сжато и выборочно передано в устной и письменной форме содержанием прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения исходного текста должно составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письменных нормах современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемным 110–120 слов; словарного диктанта объемным 25–30 слов; диктанта на основе связного текста, состоящего из 110–120 слов, составленного с учётом предварительных рассмотрений правил правописания; соблюдать правила письменного речного этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения достоверности его результатов; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выделения в тексте: контекстные (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемным 6 и более предложений; классные сочинения объемным не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть интенсивной разработкой текста: составить план прочитанного текста (простой, сложной; назывной, вопросный, тезисный) с интересом проводить содержание текста в устной и письменной форме; выделять главную и вторую информацию в тексте; содержание текста с изменением лица рассказчика; использование обработки обработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; Содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; Тем не менее, обычные тексты с целью найти их содержание и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные особенности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе занятия, функции), привлечение языковых средств выделения в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности тома (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформить деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (включая сферу применения, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при использовании языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать экспериментальные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при использовании языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснить фразеологизмы, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе обоснованного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как направленность внимания.
Характеризовать слово с точки зрения его поглощения, возбуждения, вовлечения и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при использовании языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; желательно лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Используйте грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую форму глагола, определение признака глагола и присвоения имени в причастии; определить синтаксические функции причастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, отмечать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Сотворение словасочетания с причастиями в зависимости от оборотов, конструировать причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи, преимущественно созвучные причастия и именные (висящий—высячий, горящий—горячий), ставить ударение в некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных окончаний и правильно суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных наименованиях прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- последних причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями.
Правильно выставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с частным оборотом (в рамках исследования).
Деепричастие
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике.
Конструировать роль деепричастного оборота, определяя деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастях.
Применить правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастями и деепричастными оборотами.
Правильно выставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с однократным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках описания).
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определить общее грамматическое значение наречий; наградить разряды наречий по команде; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках рассмотрения), применять эту способность в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударов.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; записи н и нн в наречиях на –о и -е; запись суффиксов –а и –о наречий с приставками из-, до-, с- , в, на-, за-; употребление на конце наречий после шипящих; запись суффиксов наречий – о и –е после шипящих; запись е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Определить общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебным частям речи, объяснять их отклонение от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, преимущественно производственные и непроизводственные предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилем следует, соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существующих и местоимений с предлогами, предлогов из–с, в–в составе словосочетаний, правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, прежде всего разряды союзов по группе, по построению, роли союзов в пояснении, в том числе как средства связи однородных корпусов предложений и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилем следует, соблюдать правила правописания союзов, устанавливать знаки препинания в сложных союзных предложениях, устанавливать знаки препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применяя это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать особенности как служебную часть речи, особо выделять особенности по соображениям, по составу, объяснять роль различий в различных значениях значений в словах и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частями.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометию как особую группу слов, выделить группу междометий по конференции, объяснить роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий, применяя это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.
объединения грамматических омонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Общие сведения о языке | |||||
1.1 | Язык как развивающееся явление | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
Итого по разделу | 1 | ||||
Раздел 2. Язык и речь | |||||
2.1 | Монолог и его виды | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
2.2 | Диалог и его виды | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
Итого по разделу | 2 | ||||
Раздел 3. Текст | |||||
3.1 | Основные признаки текста (повторение) | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
3.2 | Информационная переработка текста. Смысловой анализ текста | 2 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
3.3 | Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи | 4 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
Итого по разделу | 8 | ||||
Раздел 4. Функциональные разновидности языка | |||||
4.1 | Публицистический стиль | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
4.2 | Официально деловой стиль | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
Итого по разделу | 6 | ||||
Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия | |||||
5.1 | Морфология как раздел науки о языке (обобщение) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
5.2 | Причастие как особая форма глагола | 20 | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.3 | Деепричастие как особая форма глагола | 14 | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.4 | Наречие | 21 | 8 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.5 | Слова категории состояния | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
5.6 | Служебные части речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
5.7 | Предлог | 12 | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.8 | Союз | 12 | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.9 | Частица | 12 | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.10 | Междометия и звукоподражательные слова | 4 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.11 | Омонимия слов разных частей речи | 2 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
Итого по разделу | 101 | ||||
Повторение пройденного материала | 8 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |||
Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) | 10 | 10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 10 | 36 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa275a2c | |||
2 | Повторение. Орфография. Правописание гласных в корне слова (повторение изученного в 5 - 6 классах) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa275e00 | |||
3 | Повторение. Орфография. Правописание приставок в слове (повторение изученного в 5 - 6 классах) | 1 | ||||
4 | Повторение. Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Правописание | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2760da | |||
5 | Повторение. Морфология. Местоимение. Глагол. Правописание | 1 | ||||
6 | Контрольная работа / диктант с грамматическим заданием. Входной контроль | 1 | 1 | |||
7 | Монолог и его виды | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27640e | |||
8 | Диалог и его виды | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27659e | |||
9 | Сочинение на лингвистическую тему | 1 | 1 | |||
10 | Текст как речевое произведение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2766fc | |||
11 | Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте | 1 | ||||
12 | Тезисный план текста | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa276d96 | |||
13 | Тезисный план текста. Практикум | 1 | 1 | |||
14 | Рассуждение как функционально- смысловой тип речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa276a4e | |||
15 | Рассуждение как функционально- смысловой тип речи. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa276c06 | ||
16 | Основные виды текста-рассуждения | 1 | ||||
17 | Основные виды текста-рассуждения. Практикум | 1 | 1 | |||
18 | Сочинение-рассуждение на тему «Влияние технического прогресса на окружающую среду» | 1 | 1 | |||
19 | Функциональные разновидности языка | 1 | ||||
20 | Публицистический стиль | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2775f2 | |||
21 | Основные жанры публицистического стиля | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27771e | |||
22 | Основные жанры публицистического стиля. Практикум | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa277976 | |||
23 | Официально-деловой стиль | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa277bf6 | |||
24 | Основные жанры делового стиля. Инструкция | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278042 | |||
25 | Сочинение. Описание внешности | 1 | 1 | |||
26 | Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2781aa | |||
27 | Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2782d6 | |||
28 | Признаки глагола и прилагательного у причастия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27840c | |||
29 | Причастный оборот | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27893e | |||
30 | Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | 1 | ||||
31 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278b96 | |||
32 | Полные и краткие формы причастий | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278cc2 | |||
33 | Причастия настоящего и прошедшего времени | 1 | ||||
34 | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени | 1 | ||||
35 | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278fc4 | ||
36 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2790f0 | |||
37 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27921c | ||
38 | Правописание гласных перед н и нн в полных причастиях | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2796b8 | |||
39 | Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум | 1 | 1 | |||
40 | Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | ||||
41 | Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279942 | |||
42 | Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных | 1 | ||||
43 | Морфологический анализ причастия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279564 | |||
44 | Изложение | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278a74 | ||
45 | Правописание не с причастиями | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279bae | |||
46 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279d98 | |||
47 | Повторение темы "Причастие как особая форма глагола". Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279ec4 | ||
48 | Диктант /Диктант с продолжением | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279ffa | ||
49 | Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a11c | |||
50 | Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия в деепричастии | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a356 | |||
51 | Деепричастный оборот | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a7ca | |||
52 | Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a694 | |||
53 | Правописание не с деепричастиями | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b03a | |||
54 | Правописание не с деепричастиями. Практикум | 1 | 1 | |||
55 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | ||||
56 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Практикум | 1 | 1 | |||
57 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида в тексте. Подготовка к сочинению | 1 | ||||
58 | Сочинение-описание картины | 1 | 1 | |||
59 | Морфологический анализ деепричастия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27aec8 | |||
60 | Морфологический анализ деепричастия. Практикум | 1 | 1 | |||
61 | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27abf8 | ||
62 | Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Нормы употребления деепричастий | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b792 | |||
63 | Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Практикум | 1 | 1 | |||
64 | Контрольная работа по темам "Причастие" и "Деепричастие" | 1 | 1 | |||
65 | Наречие как часть речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b8f0 | |||
66 | Разряды наречий по значению | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ba62 | |||
67 | Разряды наречий по значению. Практикум | 1 | 1 | |||
68 | Степени сравнения наречий | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27c3d6 | |||
69 | Степени сравнения наречий. Практикум | 1 | 1 | |||
70 | Словообразование наречий | 1 | ||||
71 | Морфологический анализ наречия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27c6ba | |||
72 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ca02 | |||
73 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е). Практикум | 1 | 1 | |||
74 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27cb6a | |||
75 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27cd90 | |||
76 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Практикум | 1 | 1 | |||
77 | Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d088 | |||
78 | Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е). Практикум | 1 | 1 | |||
79 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d5a6 | |||
80 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Практикум | 1 | 1 | |||
81 | Буквы о и а на конце наречий | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d83a | |||
82 | Буквы о и а на конце наречий. Практикум | 1 | 1 | |||
83 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d9c0 | |||
84 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Практикум | 1 | 1 | |||
85 | Повторение темы «Наречие» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27dc36 | |||
86 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27dd9e | ||
87 | Слова категории состояния в системе частей речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27df1a | |||
88 | Слова категории состояния и наречия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e262 | |||
89 | Служебные части речи в русском языке | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e5b4 | |||
90 | Предлог как часть речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e866 | |||
91 | Предлоги производные и непроизводные | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27edf2 | |||
92 | Предлоги производные и непроизводные. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ef3c | ||
93 | Предлоги простые и составные | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27eb0e | |||
94 | Предлоги простые и составные. Практикум | 1 | 1 | |||
95 | Правописание предлогов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ec44 | |||
96 | Правописание предлогов. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f19e | ||
97 | Употребление предлогов в речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f450 | |||
98 | Употребление предлогов в речи. Практикум | 1 | 1 | |||
99 | Морфологический анализ предлога | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f586 | |||
100 | Повторение темы «Предлог» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f6b2 | |||
101 | Повторение темы «Предлог». Практикум | 1 | ||||
102 | Союз как часть речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f978 | |||
103 | Разряды союзов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27faa4 | |||
104 | Разряды союзов. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fbd0 | ||
105 | Сочинительные союзы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fd60 | |||
106 | Подчинительные союзы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fe82 | |||
107 | Правописание союзов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2803b4 | |||
108 | Правописание союзов. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2804ea | ||
109 | Союзы и союзные слова | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba94310 | |||
110 | Союзы в простых и сложных предложениях | 1 | ||||
111 | Морфологический анализ союза | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa280634 | |||
112 | Повторение темы «Союз» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba948f6 | |||
113 | Повторение темы «Союз». Практикум | 1 | 1 | |||
114 | Частица как часть речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba94d6a | |||
115 | Разряды частиц | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9510c | |||
116 | Разряды частиц. Практикум | 1 | 1 | |||
117 | Правописание частиц | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95a26 | |||
118 | Правописание частицы не | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95918 | |||
119 | Правописание частицы не. Практикум | 1 | 1 | |||
120 | Разграничение частиц не и ни | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9562a | |||
121 | Разграничение частиц не и ни. Практикум | 1 | 1 | |||
122 | Морфологический анализ частицы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95b3e | |||
123 | Повторение темы «Частица» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95d6e | |||
124 | Повторение темы «Частица». Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95e86 | ||
125 | Повторение темы «Служебные части речи». Практикум | 1 | 1 | |||
126 | Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9612e | |||
127 | Междометия и звукоподражательные слова. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba96516 | ||
128 | Морфологический анализ междометия | 1 | ||||
129 | Междометия и звукоподражательные слова в разговорной и художественной речи. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba96340 | ||
130 | Омонимия слов разных частей речи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9696c | |||
131 | Омонимия слов разных частей речи. Практикум | 1 | 1 | |||
132 | Контрольная итоговая работа за курс 7 класса | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97c0e | ||
133 | Повторение. Правописание не с причастиями, деепричастиями, наречиями | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9702e | |||
134 | Повторение. Правописание н и нн в причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях | 1 | ||||
135 | Повторение. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий | 1 | ||||
136 | Повторение. Правописание служебных частей речи | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 10 | 35 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Русский язык: 7 класс: учебник/ Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие, М.: Просвещение, 2022 Г.
2. Русский язык 5-11 классы. Диктанты. Составитель Г.П. Попова, 2009 г;
3. Русский язык. Тематические тесты. В помощь учителю автор-составитель Н.А.Шарова; 2012.
4. Русский язык 5-9 классы. Правила орфографии в таблицах и схемах. Автор-составитель Н.Ю.Кадашникова; 2008.
5. Пособие по русскому языку для внеклассной работы в школе. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.,М.: Просвещение, 2020 г.
2. Пособие по русскому языку для внеклассной работы в школе. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 135 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Библиотека ЦОК [Моя школа]: [https://m.edsoo.ru/] (дата обращения: 30.08.2023)
- Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме [Учи.ру]: [ https://uchi.ru/]
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Сдам ГИА: решу ОГЭ]: [https://oge.sdamgia.ru/]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для 7 класса
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год
Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс
Программа предназначена для обущающихся VIII вида...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9...