Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для 7 класса
методическая разработка (7 класс) на тему

Адаптированная рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.

тел./факс: 8 (499) 235-52-94;                e-mail: spo-4@edu.mos.ru 

Адаптированная рабочая программа

по русскому языку и чтению

для 7 класса

на 2014-2015 учебный год

УТВЕРЖДЕНО

        Педагогическим советом СП школа

Протокол № ____ от ______________ 2014г.

РАССМОТРЕНО

школьным

межпредметным методическим объединением

 учителей предметников

протокол № ____ от                                  2014 г.

Председатель школьного

межпредметного МО учителей предметников

                         И. А. Терехова  

Составлена учителем

Т.В.Фёдоровой

I квалификационная категория

Май 2014 года

1. Пояснительная записка

         Адаптированная рабочая программа (далее АРП) по русскому языку и чтению в 7 классе структурного подразделения Школа (далее СП Школа), составлена на базе основных общеобразовательных программ и адаптированная основной  общеобразовательной программы основного общего образования Структурного подразделения Школа (далее АООП ООО), учитывая особенности психофизического развития и возможности обучающихся.

Настоящая рабочая программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.  Правовую основу Программы составили следующие  федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовыми документы: Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов, закон РФ «Об образовании», закон г. Москвы «О развитии образования в городе Москве», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357«О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373».

Являясь следующим этапом обучения, работа с учащимися направлена на углубление и обобщение их социокультурного опыта, на основе содержания предметных областей, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, с учётом интеллектуальных возможностей учащихся. Специфика разработки рабочей программы определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Учащиеся нашей школы – это дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. состояние здоровья наших учащихся препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. (Конвенции о правах ребенка, правах ребенка-инвалида, правах умственно отсталых). Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом
здоровье. В состав учащихся нашей школы входят дети с разными
нарушениями развития: нарушениями интеллекта (в том числе выраженного), нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с  выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.

Для каждой категории учащихся мы создаем различные варианты образовательной программы, чтобы обеспечить всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям. Учитывая то, что в последнее время наметился устойчивый рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, а часть наиболее “благополучных” детей с ОВЗ “уходит” из специального образовательного пространства в общеобразовательное, в специальной коррекционной школе растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, т.е. тех детей, которые ранее считались «необучаемыми». Отсутствие полноценных и качественных программ обучения для таких детей вызывают необходимость составления образовательных программ самим образовательным учреждением.

Виды деятельности  школьника школьников среднего и старшего звена с ОВЗ:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

Конкретные виды  деятельности школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Цели и задачи рабочей программы школьников среднего и старшего звена с ОВЗ и ее специфика:

Современная школа является не «школой навыка», а местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала. Она становится  первой ступенью в образовательной вертикали человека.  

Целью образования нашей школы мы видим введение в культуру каждого ребенка, по разным причинам выпадающего из нее, используя “обходные пути” особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

На ступени среднего и старшего звена образования школьников с ОВЗ мы реализуем следующие направления деятельности:

  • коммуникативно-речевая направленность обучения;
  • расширение сферы взаимодействия с окружающим миром;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
  • продолжение работы над формированием ключевых компетенций учащегося: в решении задач и проблем, информационно – коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

Развития каждого ребенка мы планируем осуществлять по трем основным линиям:

  •  Социальное развитие – формирование социальной зрелости ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонента  (речь и речевое общение).
  •  Познавательное развитие – развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; способности видеть общее в единичном  явлении и находить самостоятельное решение  возникающих проблем (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений).
  •  Эстетическое развитие – формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).

В разных видах  деятельности школьники решают следующие задачи:  

  • продолжают работу по освоению содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
  • учатся самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
  • учатся (по мере возможности) контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
  • овладевают коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
  • учатся удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами, воплощать в действии. Учатся удерживать правило и следовать ему;
  • приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, учатся правильно выражать свои мысли и чувства;

Педагоги, реализующие АООП в средней школе решают следующие задачи:

  • Реализовывают программу в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.), учитывая специфику развития каждого ребенка
  • Создают условия для овладения  высшими формами учебной деятельности.
  • Обеспечивают условия для дальнейшего формирования учебной деятельности. Для этого:
  • Организуют условия для  постановки учебных целей, создают  условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
  • Побуждают  и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
  • Организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
  • Осуществляют  функции контроля и оценки, организовывают их постепенный переход к ученикам;
  • Поддерживают  детские инициативы, помогают в осуществлении проектов;
  • Обеспечивают презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  конкурсов, фестивалей и т.д.)
  • Учитель тренирует навыки ребенка в средней и старшей школе по осуществлению  практических способов действий и приемов мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и продолжает  знакомство со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Учит действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Организация учебного процесса строится так, чтобы дети стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений; проявлять инициативу в новых ситуациях.

В старших классах продолжается формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. Регулятивные действия обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Познавательные – логические – универсальные учебные действия способствуют  целостному восприятию образов, помогают выделять свойства, существенные признаки предметов, осуществлять сравнение, классификацию (по выбранному признаку, свойству).  В старшей школе тренируются и автоматизируются умения в самостоятельном поиске необходимой информации. Коммуникативные умения побуждают к  передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, пиктограммы). Способом оценки достигаемых личностных и метапредметных результатов становится уровень притязаний ученика в выполнении предметных заданий различных уровней сложности.

          Учебный процесс в нашей школе мы строим в соответствии со спецификой нарушения психического развития каждого ребенка. Особенности построения программы заключаются в том, чтобы  ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников, использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию “обходных путей” обучения,  индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы.

 В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки каждой содержательной области образования в каждом варианте стандарта и для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях. “Академический” компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом мы полагаем, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного необходимые ему знания, умения и навыки для личного и социального развития. Устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и мы не предлагаем ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться непосредственно “здесь и сейчас”. В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из пяти содержательных областей применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение “ведет” за собой развитие. Подчеркнем, что этот принцип един для всех вариантов программы. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого сознательно дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей.

        Логика ориентации на актуальный уровень психического развития ребенка и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов программы. При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие. Таким образом, образовательная программа фиксирует шесть образовательных областей и представлена в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах.

В связи с тем, что уровень коррекционного образования является нецензовым,  то академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Каждый вариант образовательной программы характеризуется по следующим основным параметрам: *уровню (итоговому результату) образования и соотношению “академического” и социального компонентов; *структуре образовательной программы; *результатам обучения на каждой ступени; *условиям, которые должны быть созданы для его освоения.

Таким образом, специальное обучение и воспитание осуществляется для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей каждого ребенка.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык и чтение в общеобразовательной подготовке школьников имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе по всем учебным дисциплинам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели; его общественную активность, стремление к самообразованию.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык влияет на качество усвоения всех школьных предметов.

        Курс русского языка и чтения направлен на достижение следующих целей обучения, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5. применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), и культуроведческой компетенций.

  • Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
  • Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В адаптированной рабочей программе по русскому языку и чтению для школьников с ОВЗ 5,7 классов усилена практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности  многих явлений и понятий.

Учитывая сложный состав учеников, АРП по русскому языку и чтению указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.

В отдельных случаях, когда учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе определить индивидуальную программу обучения (3 уровень).

3. Описание учебного предмета в учебном плане.

Образовательная область «Язык и речь» представлена предметами «Русский язык» и «Чтение», рассчитана на 135 часов (в объеме 4 часа в неделю).

        Содержание обучения русскому языку учащихся с нарушением интеллекта строится на принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где простейшие орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме.

    4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные задачи

1.        Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

2.        Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

3.        Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные задачи

     1. Владение видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение чтением;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный  текст с помощью или без помощи учителя, в зависимости от возможностей учащихся с ОВЗ;
  • обучение правильному изложению своей мысли в устной и письменной форме;
  • обучение различным видам монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

        

Предметные задачи/результаты

  • формирование у учащихся интереса к языку и языковому обобщению
  • развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания
  • использование детьми связной письменной речи как видом общения
  • обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения
  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников
  • приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой
  • воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры

Курс «Язык и речь» направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

         В программе выделяется 3 уровня: первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме, второй уровень предполагает меньший объем программного материала, третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениями.

   

5. Содержание учебного предмета


Сетка рабочей программы по русскому языку (7 класс)

(135 ч в год, 4 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Звуки и буквы. Текст

  Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация. (2ч)

Повторить звуковые характеристики языка: гласные, согласные; твёрдые, мягкие, звонкие и глухие, ударные и  безударные. Учить правильно писать сомнительные согласные в словах. Познакомить учащихся с непроизносимыми согласными. Учить употреблять Ь и Ъ в словах.

Закрепить знания о звуковых характеристиках языка гласные, согласные; твёрдые, мягкие, звонкие и глухие, ударные и  безударные. Учиться правильно писать сомнительные согласные в словах. Познакомиться с непроизносимыми согласными. Учиться употреблять Ь и Ъ в словах.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, словарная работа.

Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания, контролируют свои действия по выполнению и помогают учащимся других групп.

С минимальной помощью выполняют предложенные учителем задания.

Выполняют предложенные задания с помощью учителя с учётом своих психофизических возможностей.

      Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании).  (1ч)

      Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова). (1ч)

      Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит. (2ч)

      Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении). (1ч)

Повторить структуру текста, наличие основной мысли, изобразительные средства языка.

Вспомнить и повторить структуру текста, наличие основной мысли, изобразительные средства языка.

Предложение. Текст

      Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания. (2ч)

Продолжать учить выделять предложения из текста. Повторить правила письмапредложений, схематическое изображение предложений.  Продолжать учить выделять главные и второстепенные члены предложений. Учить использовать различные грамматические категории в качестве однородных членов Выделять красную строку. предложения.

Учиться выделять предложения из текста. Повторять правила письма предложений, схематическое изображение предложений. Учиться выделять главные и второстепенные члены предложений, выделять красную строку. Учиться использовать различные грамматические категории в качестве однородных членов

Работа в тетрадях, самостоятельные работы.

Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания

С минимальной помощью выполняют предложенные учителем задания.

Выполняют предложенные задания с помощью учителя с учётом своих психофизических возможностей.

      Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях. (1ч)

      Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов. (2ч)
      Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи предложений, образных выражений. Изложение текста. (1 ч)

Слово. Текст.

Состав слова.

      Повторение.
      Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания. (6ч)

Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове.

 Познакомить со сложными словами и правописанием соединительной гласной в них.

Тренироваться в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове.

Познакомиться со сложными словами и правописанием соединительной гласной в них

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Подбирать однокоренные слова используя приставки и суффиксы. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Находить орфограммы и решать орфографические задачи.

Списывать текст с изученными орфограммами, находить в тексте слова на заданные орфограммы (с помощью учителя). Подбирать однокоренные слова с помощью учителя. Решать орфографические задачи с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

      Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой. (2ч)

      Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. (3ч)

      Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. (1ч)

      Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне. (2ч)

      Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ). (3ч)

      Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами. (3ч)

Слово. Текст.

Части речи (Имя существительное)

Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера. (1ч)

Продолжить знакомить учащихся с частью речи Существительное, с изменением имен существительных по родам, числам и падежам. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании существительных. Расширить словарный запас учащихся за счёт обогащения словарного запаса учащихся.

Познакомить со склонением существительных во множественном числе. Учить выделять опорные слове из короткого текста и восстанавливать повествования с ориентацией на опорные слова; использовать средства связи.

Продолжить знакомиться и тренироваться в определении грамматических признаков существительного, изменении его по родам, числам и написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом.

Учиться выделять опорные слове из короткого текста и восстанавливать повествования с ориентацией на опорные слова; использовать средства связи.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты по теме

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55-60 слов). Изменять существительные по числам и падежам (с минимальной помощью учителя). Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Списывать текст с изученными орфограммами, находить в тексте слова на заданные орфограммы (с помощью учителя). Решать орфографические задачи с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

      Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. (1ч)

      Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу. (8ч)

      Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием. (5ч)

      Склонение существительных во множественном числе. (1ч)

      Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч). (2ч)

      Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных). (1ч)

      Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии. (1ч)

Слово. Текст.

Части речи (Имя прилагательное)

Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный). (1ч)

Продолжить знакомить учащихся с частью речи Прилагательное. Учить дифференцировать окончания прилагательных в единственном и множественном числе. Знакомить с изменением имен прилагательных по родам, числам. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм. Расширить словарный запас учащихся за счёт сравнительных прилагательных, переносного значения слов.

Продолжать учить учащихся описывать предмет, выделяя его признаки, характерные для описываемого предмета.

Учить составлять словосочетания.

Продолжить знакомиться с частью речи Прилагательное. Учиться дифференцировать окончания прилагательных в единственном и множественном числе. Знакомиться с изменением имен прилагательных по родам, числам. Тренироваться в умении находить нужные орфограммы. Расширять словарный запас за счёт сравнительных прилагательных, переносного значения слов.

Продолжать учиться описывать предмет, выделяя его признаки, характерные для описываемого предмета.

Учиться составлять словосочетания.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты по теме

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). прилагательные по родам и числам (с минимальной помощью учителя). Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Списывать текст с изученными орфограммами, находить в тексте слова на заданные орфограммы (с помощью учителя). Решать орфографические задачи с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

      Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие. (5ч)

      Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение). (1ч)

      Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса (6ч).

 Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям. (2ч)

Слово. Текст.

Части речи (Глагол)

Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания). (1ч)

Познакомить учащихся с частью речи Глагол. Учить дифференцировать глаголы, существительные и прилагательные, обозначающих однотипные семантические группы. Познакомить с изменением глаголов по временам, числам. Познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм.  Расширить словарный запас учащихся за счёт новых узнанных слов и определений.

Учить учащихся составлять словосочетания., работать с текстом.

Познакомиться с частью речи Глагол. Учиться дифференцировать глаголы, существительные и прилагательные, обозначающих однотипные семантические группы.     Познакомиться с изменением глаголов по временам, числам. Познакомиться с правописанием частицы НЕ с глаголами Тренироваться находить нужные орфограммы и пользоваться ими.  Расширять словарный запас учащихся за счёт новых узнанных слов и определений.

Учить учащихся составлять словосочетания., работать с текстом.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Работа с текстом. Контрольные диктанты по теме

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Изменять глаголы по числам и временам, употреблять их в речи (с минимальной помощью учителя). Правильно писать НЕ с глаголами. Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Списывать текст с изученными орфограммами, находить в тексте слова на заданные орфограммы (с помощью учителя). Решать орфографические задачи с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

      Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто. (2ч)

      Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). (3ч)

      Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени. (7ч)

      Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться). (2ч)

      Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). (1ч)

      Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. (4ч)

      Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи. (1ч)

      Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно). (1ч)

Слово. Текст.

Части речи (Местоимение)

Значение личных местоимений в речи. (1ч)
      Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными. (1ч)
      Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. (3ч)
      Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. (4ч)
      Раздельное написание предлогов с местоимениями. (2ч)
      Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте. (1ч)
      Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление). (1ч)

Познакомить учащихся с частью речи Местоимение. Упражнять в правильном соотношении местоимений и существительных.

Познакомить с личными местоимениями, их изменением по лицам. Тренировать учащихся в раздельном написании предлогов и местоимений и правильном использовании местоимений в предложениях.

Продолжить работу над текстом.

Познакомиться с частью речи Местоимение. Упражняться в правильном соотношении местоимений и существительных.

Познакомиться с личными местоимениями, их изменением по лицам. Тренироваться  в раздельном написании предлогов и местоимений и правильном использовании местоимений в предложениях.

Продолжать учиться работать над текстом.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Работа с текстом. Написание сочинения по теме.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Соотносить местоимение с существительным, познакомиться с лицами местоимений, склонением и правописанием личных местоимений.  Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Самостоятельно писать сочинение и план к нему.

Списывать текст с изученными орфограммами, находить в тексте слова на заданные орфограммы (с помощью учителя). Решать орфографические задачи с помощью учителя. Писать сочинение на заданную тему с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

Предложение. Текст

      Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. (3ч)

Учить различать предложения в зависимости от цели высказывания, правильно интонировать предложения. Продолжать учить выделять предложения из текста. Находить однородные члены предложения.

Учить различать простые и сложные предложения. Повторить правила письма предложений, упражнять в правильном изменении слов в предложении. Упражнять в использовании схем.

Уточнить знания о предложении: правилах их написания и связи слов. Тренироваться в написании предложений с однородными членами написании сложных предложений. Упражняться в использовании схем.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты по плану.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (40 – 45слов).

Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу

Списывать текст с изученными орфограммами, находить в тексте слова на заданные Орфограммы (с помощью учителя). Решать орфографические задачи с помощью учителя.

Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся.

      Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания. (2ч)

      Выделение простых и сложных предложений из литературного текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме. (2)

      Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. (1ч)

Использование обращения в деловых бумагах. (1ч)

Предложение. Текст

Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура. Сравнение планов. (2ч)

Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений. (1ч)

      Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной , неточного использования изобразительных средств. (1ч)

Повторение

Повторение изученного за год  (10ч)

Повторить и закрепить изученный за год материал. Выполнять практические задания. Тренировать в применении изученных орфограмм.

Выполнение практический заданий по изученным темам. Тренировать в применении изученных орфограмм.

Практические задания, работа в тетрадях.

Выполнение практических заданий и применение изученных орфограмм с min. помощью учителя.

Выполнение практических заданий и применение изученных орфограмм с помощью учителя.

Выполнение практических заданий и применение изученных орфограмм с max. помощью учителя и учащихся 1 и 2 уровня с учётом психофизических возможностей..

Связная речь

Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов. (1ч)

Учить учащихся связной речи: написание свободных диктантов, изложений, составление коллективных рассказов, описание предметов. Учить пользоваться различными средствами связи.

Учится связно высказываться как письменно так и устно. Учиться пользоваться различными средствами связи.

Работа с карточками, работа в парах, всем классом, выполнение практических заданий.

Выполнение предложенных работ с min. помощью учителя.

Выполнение предложенных работ с помощью учителя.

Пассивное наблюдение. Выполнение работ с учётом психофизических особенностей.

      Свободный диктант по тексту описательного характера. (1ч)

      Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана. (1ч)

      Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала. (1ч)

      Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала. (1ч)

      Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему. (1ч)

      Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала. (1ч)

      Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему. (1ч)

      Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану. (1ч)

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Контрольные работы (диктанты)

I

Звуки и буквы. Текст.  Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация; соотношение произношения и написания.  Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.
      Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста, изобразительные средства.

7

1

II

Предложение. Текст.   Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.
      Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.
      Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.
      Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи предложений, образных выражений. Изложение текста.

6

1

III

1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

Слово. Текст.

Состав слова. Повторение.  Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания.
      Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной
.
      Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.  Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне.
      Правописание приставок на
а и о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ).
      Сложные слова с соединительными гласными
о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.

20

1

Части речи.

Имя существительное.  Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера.
      Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.
      Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием.
      Склонение существительных во множественном числе.
      Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (
тишь, врач, туч).
      Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных).
      Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии.

20

2

Имя прилагательное.  Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (, оценочной характеристики.
      Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа:
-ее, -ие.
      Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение).
      Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.
      Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.

15

1

Глагол.  Роль в речи. Семантические группы глаголов. Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.
      Начальная форма глагола (неопределенная форма) на
-ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?).
      Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.
      Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (
-тся, -ться).
      Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).
      Правописание частицы
не с глаголами. Значение отрицания.
      Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.
      Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию.

22

1

Местоимение. Значение личных местоимений в речи.
      Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
      Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
      Раздельное написание предлогов с местоимениями.
      Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте.
      Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).

13

1

IV

Предложение. Текст. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.
      Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами
и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания.
      Выделение простых и сложных предложений из литературного текста.  Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего.  Использование обращения в деловых бумагах.
      Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура. Сравнение планов.  Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений.
      Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики.

13

1

V

Повторение. Повторение изученного за год.

10

1

VI

Связная речь.  Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов.
      Свободный диктант по тексту описательного характера.
      Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.
      Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.
      Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.
      Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.
      Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.
      Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему.
      Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.

В каждом разделе (всего 9 часов)

ИТОГО:

125

10

135


Сетка рабочей программы по чтению (7 класс)

(135 ч в год, 4 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся (учащиеся должны знать/понимать, уметь, использовать приобретенные знания)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Устное народное творчество

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы, небылицы. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества. (10 ч)

Развивать умения устанавливать смысловые части в тексте. Продолжить знакомить учащихся с произведениями устного народного творчества. Систематизировать знания о пословицах и поговорках, загадках, потешках, закличках – приговорках, небылцах.

Продолжить знакомство с произведениями русского народного творчества.

Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение пословиц, поговорок, потешек, небылиц, загадок наизусть.

Соотносить читаемые произведения с определённым жанром с помощью учителя. Выучить наизусть 2 пословицы и 1 потешку и загадку, небылицу.

Читать про себя проанализированные ранее тексты. Выучить наизусть 1 пословицу и 1 поговорку. Отвечать на вопросы учителя.

Читать вслух доступные тексты. Выучить одну пословицу и загадку. Участвовать в обсуждении произведений с учётом психофизических особенностей учащихся.

Сказки

Знакомство с  народными и литературными сказками. Представления народа о единстве красоты — внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. (25ч.)

Продолжать знакомить учащихся с народными сказками и сказками различных писателей. Расширять знания детей о сказках. Дать знания об общих законах построения сказок.

Продолжить знакомиться с народными сказками и сказками различных писателей.

Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение по цепочке.

Выразительное чтение произведений, нахождение в тексте отрывков, относящихся к разным ситуациям. Выделять различные части текста. Пересказывать близко к тексту сказки

Читать вслух правильно, выразительно доступные отрывки текста. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать сказки с помощью учителя.

Читать вслух по слогам доступные слова и короткие предложения (с помощью учителя). Отвечать на вопросы учителя (с помощью)

Русская литература XIX века

Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др

(33ч)

Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателей  и поэтов XIX века.

.  

Познакомиться с биографией и творчеством писателей  и поэтов XIX века:  А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др

Чтение, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть.

Внеклассное чтение 1 раз в месяц.

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

Читать вслух по слогам доступные слова и предложения. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения.

Русская литература XX века

Биография и творчество

М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, А. А. Платонова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина. (61ч)

Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателей  и поэтов XX века.

Познакомиться с биографией и творчеством писателей  и поэтов XIX века:  М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, А. А. Платонова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина

Чтение, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть.

Внеклассное чтение 1 раз в месяц.

Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учиться пересказывать по вопросам. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

Читать вслух по слогам доступные слова и предложения. Отвечать на вопросы учителя. Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения.

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Обобщающий урок

1

Устное народное творчество.   Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы, небылицы. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества.

10

1

2

Сказки.   Знакомство с  народными и литературными сказками. Представления народа о единстве красоты — внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка.

25

1

3

Русская литература XIX века. Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.

33

1

4

Русская литература XX века.  Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, А. А. Платонова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.

61

1

Проверка техники чтения

В начале и конце учебного года 2 часа

ИТОГО:

129

6

        135

Учебно-тематический план

        


7. Литература и материально-технические средства обучения.

Класс

Предмет

Программа

Учебно-методический комплекс

Особенности программы

Вид (базовая или авторская)

Автор (составитель программы)

Учебник, учебные пособия

Методическое обеспечение педагога

7

Русский язык

базовая

Бгажнокова И.М.

Учебник «Русский язык» 7 класс / Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. / «Просвещение» 2011

Учебник «Русский язык» 7 класс /Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. / «Просвещение» 2011

Сборники упражнений «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская/ Центр инноваций в педагогике Московские учебники и Картолитография 2008

Сборник программ, учебники, диктанты по русскому языку для скош VIII вида 5-7 классы.

Программа делится на три уровня сложности.

7

Чтение

базовая

Бгажнокова И.М.

Учебник «Чтение»

7 класс / Аксенова А.К. / «Просвещение» ОАО «Московские учебники» 2008

Сборник программ, учебник, аудиокниги по изучаемым темам, мультфильмы, фильмы.


8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

Программные требования к уровням усвоения знаний усложняются по мере прохождения программы с учётом психофизических возможностей учащихся (градацию уровней см. выше).

Русский язык

Основные требования к умениям учащихся

Класс

1 уровень

2 уровень

7 класс

      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
      • писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
      • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
      • образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
      • определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
      • находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
      • исправлять текст;
      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
      • различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
      • решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.

Чтение и развитие речи

Основные требования к умениям учащихся

Класс

1 уровень

2 уровень

7 класс

      • читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
      • читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
      • выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
      • формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
      • делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
      • характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
      • выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
      • соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);
      • выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
      • читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.

      • читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
      • читать про себя проанализированные ранее тексты;
      • отвечать на вопросы учителя;
      • пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;
      • высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
      • выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
      • учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
      • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Показатели оценки работ учащихся.

Многочисленные психолого-педагогические исследования позволили разделить учащихся на 3 группы:

Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы(60-65%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют задания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа отличается пассивностью, инертностью психических процессов, общим нарушением В.П.Ф., что приводит к трудностям усвоения программного материала, как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети верно выполняют от 35 до 50% заданий, оценку «хорошо»- от 50до65%, оценку «очень хорошо»- свыше 65%. В любом случае, организуя контрольную проверку знаний школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 8 класс (ОВЗ обучение на дому) составлена на основе Прграммы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по...

Адаптированная рабочая программа "Русский язык" 7 класс

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью, обучающиеся по индивидуальному учебному плану на дому....

Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...

Адаптированная рабочая программа русский язык 9 класс

Адаптированная рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...