Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная программа разработана для индивидуального обучения.
В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим в адаптированной программе по сравнению с авторской сокращено общее количество часов на изучение каждой темы и часов по развитию речи.
При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика состояния здоровья учащихся, их психофизические особенности, возможности и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku5_kl_russ_1.doc | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2012 г. № 1067;
Приказа ОУ «Об утверждении учебного плана на 2014-2015 учебный год», утвержденный 15 августа 2014 г. №113;
Авторской программы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год;
Данная программа разработана для индивидуального обучения.
В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане Центра на изучение предмета отведено 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим в адаптированной программе по сравнению с авторской сокращено общее количество часов на изучение каждой темы и часов по развитию речи.
При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика состояния здоровья учащихся, их психофизические особенности, возможности и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк. На основе всего этого названная группа учащихся отнесена к цензовому уровню (Второй вариант специального стандарта). Содержательная область программы образования учащихся цензового уровня включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования как накопление потенциальных возможностей учащихся для их активной реализации в настоящем и будущем. Второй вариант стандарта характерен усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Вот почему программа по русскому языку предусматривает обе стороны образовательного процесса: знания о языке – речевая практика и речевое творчество. Это включает:
1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
3) развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию.
В данной программе сохранены все разделы и темы по развитию речи, но для реализации программы меньше часов отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого увеличено количество часов на практическую работу по закреплению навыков орфографии и пунктуации ввиду того, что у учащихся низкая грамотность. («Части речи. Морфологические и синтаксические признаки». Вместо 3 часов на изучение теории взят 1 час). На изучение практической части, связанной с изучением правописания существительных,отводится на два больше. На уроках будут использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие творческие способности (сочинения, устное иллюстрирование), способствующие выработке орфографической зоркости (орфографическое проговаривание, графическое обозначение орфограмм), вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся таких важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и словесной инструкции, алгоритму. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Основные цели обучения русскому языку:
- воспитание сознательного отношения к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к языку;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих умением владеть русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса;
- освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
Задачи обучения:
- приобретение знаний о языке , его устройстве, развитии;
- совершенствование умений и навыков письменной речи;
- овладение основными нормами русского литературного языка; умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
- Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
- Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
- В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы и методы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Технологии обучения, методики:
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектно-исследовательская технология.
Планируемые результаты обучения
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; 3) достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; |
Метапредметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) опознавание и анализ основных единиц языка; |
Содержание тем учебного курса
1. Язык – важнейшее средство общения. – 1 час.
2. Повторение изученного в начальных классах. - 8 ч. + 2ч.Р.р.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 16 ч. + 1 ч.Р.р.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 5ч. + 1 ч. Р.р.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи. – 4ч. + 1 ч. Р.р.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6. Морфемика. – 14 ч. + 2 ч. Р.р.
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7. Морфология – 34 ч. + 6ч. Р.р.
Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч.
Имя существительное - 10 ч. + 1 ч. Р.р.
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное - 6 ч. + 2 ч. Р.р.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол – 18 ч. + 2 ч. Р.р.
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 5 ч. + 1 ч. Р.р.
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Учебно-тематический план.
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Всего часов | Диктанты (кол-во) | Развитие речи | ||
Всего | Сочинение (кол-во) | Изложение (кол-во) | ||||
1 | Язык – важнейшее средство общения. | 1 ч. | ||||
2 | Повторение изученного в начальных классах. | 10 ч. | 1 | 2 ч. | 1 | |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 17 ч. | 1 | 1 ч. | 1 | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 9 ч. | 1 ч. | 1 | ||
5 | Лексика. Культура речи. | 5 ч. | 1 ч. | 1 | ||
6 | Морфемика. | 13 ч. | 1 | 2 ч. | 1 | |
7
| Морфология: Самостоятельные и служебные части речи. | 40 ч. 1 ч. | 5 ч. | |||
Имя существительное. | 12 ч. | 1 | 1ч. | 1 | ||
Имя прилагательное. | 8 ч. | 1 | 2 | 1 | ||
Глагол. | 20 ч. | 1 | 2 | 1 | 1 | |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 7 ч. | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 102 ч. | 7 | 14 ч. | 5 | 4 |
Календарно- тематический план
№ урока |
Тема урока |
Кол-во час | Планируемые результаты | Дата провед. | |||||||
личностные | предметные | метапредметные | |||||||||
I | Язык – важнейшее средство общения (1ч. ) | ||||||||||
1 | Язык и человек, Язык и речь. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя | Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; | Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; воспроизводить содержание прослушанного текста | ||||||
II | Повторение изученного в начальных классах (8ч. + 2 ч.Р.р.) | ||||||||||
2 | Звуки и буквы. Произношение и написание | 1 | Стремление к речевому совершенствованию. | Знать о соотношении произношения и правописания;; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук . | Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; | ||||||
3 | Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | Стремление к речевому совершенствованию. | Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции. Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; пользоваться орфографическим словарём. | ||||||
4 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1. | Стремление к речевому совершенствованию | Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекат информацию из текстов, содержащих теоретические сведения: пользоваться орфографическим словарём | ||||||
5 | Буквы И, У, А после шипящих. РазделительныеЪ и Ь знаки | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; Знать правило употребления разделительных ъ и ъ; | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём. | ||||||
6 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | . 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Усвоить понятие орфограммы-пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог — слово, приставка — часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке; создавать письменный текст, | ||||||
7 | Р.р. Текст. Подготовка к написанию обучающего изложения по упр. 66. Сбор и систематизация материала. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста. | Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложении; озаглавливать текст; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план | Вычитывать информацию, представленную в схеме; соблюдать нормы построения текста в письменной форме; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | ||||||
8 | Части речи. Глагол. Глагол. – ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаголами | 1 | Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений). | Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; знать наречие как неизменяемую часть речи; Знать способ определения написания -тся или -тьсяв глаголах; знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами; находить орфограмму в -шея и -ться в глаголах, | Вычитывать информацию, представленную в схеме, соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; | ||||||
9 | Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. | 1 | Осознание и определение (называние) своих эмоций; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в письменной форме. | Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; прилагательное и местоимение; определять их морфологические признаки. | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в таблицах; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила | ||||||
10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальной школе». | 1 | Стремление к самооценке. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы | Способность осуществлять самоконтроль. | ||||||
Ш | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. ( 16+1ч.Р.р.) | ||||||||||
11 | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание | 1 | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; разграничивать пунктуационные и синтаксические ошибки; связывать слова в предложении по смыслу; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспро-изводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; | ||||||
12 | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание | 1 | Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста. | Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово в слово-сочетании; устанавливать смысловую связь слов в словосочетании»; составлять словосочетания по образцу; | Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учётом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка. | ||||||
13 | Виды словосочетания. Разбор словосочетания | 1 | Потребность сохранить чистоту русского языка; | Знать порядок разбора словосочетания; выполнять разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме; находить словосочетания в тексте; определять основную мысль текста | Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты | ||||||
14 | Понятие о предложении как речевой единице. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи. | Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца предложения); знать знаки завершения; Повествовательные, побудительные, вопроситель-ные); знать особенности их интонации | Вычитывать информацию, представленную в схеме; | ||||||
15 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию | знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего; разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | ||||||
16 | Сказуемое. | 1 | стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для пересказа исходного текста. | знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); находить в грамматической основе сказуемое; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста; | ||||||
17 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств | Знать условие употребления тире между главными членами предложения (существительные в имени-тельном падеже); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции. | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём. | ||||||
18 | Нераспространенные и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа.(работа с текстом «Волшебный мир русской сказки достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | Знать определение нераспространённых и распространённых предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; разграничивать эти предложения. | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. высказывать и обосновывать свою точку зрения | ||||||
19 | Определение. | 1 | Cтремиться к совершенствованию собственной речи | Знать формулировку понятия «определение», способ выражения определения; графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения | ||||||
20 | Обстоятельство. | 1 | Уважительное отношение к родному языку | Знать определение понятия «обстоятельство»; знать способы выражения обстоятельства; уметь графически обозначать обстоятельство как член предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаго-лов-сказуемых; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам; рассказывать о главных и второстепенных членах по плану | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. | ||||||
21 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности | Знать условия постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация, бессо-юзная связь, союзы а, но) и непостановки запятой (перечислительная интонация, одиночный союз и); знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах | ||||||
22 | Предложения с обращениями | 1 | Осознание ответственности за произнесённое; умение чувствовать выразительность речи. | Знать определение обращения; знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи — звательную интонацию; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно использовать разные формы обращения в заданных речевых ситуациях; | ||||||
23 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | Способность к самооценке | Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; определять стиль речи, к которому относится устный разбор | Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты | ||||||
24 | Простое и сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать о функции запятой между простыми предложениями в сос-таве сложного — знака разделения; правило поста-новки запятой в сложном предложении; схемы слож-ных предложений; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую. | ||||||
25 | Р.р. Заголовок и основная мысль текста. Изложение | 1 | Осознание ответст-венности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Знать приёмы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст; писать сжатое изложение исходного текста | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме; | ||||||
26 | Прямая речь. | 1 | соблюдать нормы речевого этикета. | Знать: способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи. Уметь: распознавать предложения с прямой речью расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | ||||||
27 | Диалог. | 1 | Осознание ответственности за произнесённое и написанное | Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов. Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах | ||||||
28 | Проверочный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 | |||||||||
IV | Фонетика. Орфоэпия. Графика и Орфография. Культура речи. (5ч. + 1 ч.Р.р.) | ||||||||||
29 | Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Алфавит | 1 | Интерес к изучению языка. | Знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции; различать гласные и согласные звуки по способу образования; подбирать односложные слова с разными ударными гласными звуками, | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме; преобразовывать информацию из текстовой формы в форму таблицы. | ||||||
30 | Р.р. Описание предмета. Подготовка к написанию сочинения-описания по упр.295. Сбор и систематизация материала. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совер-шенствованию; доста-точный объём словар-ного запаса и грамма-тических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме | Знать об описании как о функционально-смысловом типе речи; знать структуру текста типа описание, об особенностях описания в разных стилях речи; различать описание предмета в разных стилях речи; редактировать текст (сочинение-описание) ученика; писать сочинение — описание предмет | создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания | ||||||
31 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | 1 | Стремление к совершенствованию собственной речи | Знать о роли ъ для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных; находить в словах мягкий согласный; употреблять ъ для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия его выбора; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём. | ||||||
32 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | Стремление к совершенствованию собственной речи | Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | ||||||
33 | Фонетический разбор слова. | 1 | Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью | Знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный) | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | ||||||
34 | Контрольная работа по теме «Фонетика». (Тест) | 1 | |||||||||
35 | Орфоэпия. | 1 | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; | ||||||
V | Лексика. Культура речи.(4 ч. + 1 ч.Р.р.) | ||||||||||
36 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, содержание понятий «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; уметь толковать лексическое значение слова, используя различные способы; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль сло-ва для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); излагая свои мысли. | ||||||
37 | Омонимы. | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Знать содержание понятия «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами, об отражении омонимов в толковом словаре; находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию). | ||||||
38 | Синонимы. Антонимы. | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | Знать содержание понятия «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов и антонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправ-данного повторения слов), о словаре синонимов и антонимов. использовать антонимы при описании изображённого на рисунке | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств. | ||||||
39 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. | Описывать изображённые на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; | ||||||
40 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделам «Фонетика» и «Лексика». | 1 | |||||||||
VI. | Морфемика. (14 ч.+2 ч.Р.р.) | ||||||||||
41 | Морфема. Изменение и образование слов. Окончание и основа слова | 1 | Интерес к пересказу исходного текста в устной форме; стремление к речевому совершенствованию | Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова,выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение нулевого окончания . | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | ||||||
42 | Корень слова. | 1 | стремление к речевому совершенствованию. | Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, что однокоренные слова могут быть словами и одной части речи, и рзных частей речи; правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять чужие ошибки. | ||||||
45 | Суффикс. | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык | Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения | ||||||
43 | Приставка. | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык | Знать определение приставки, смысловое значение приставки; правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; опреде-лять значения, выражаемые приставками; определять состав слова | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения | ||||||
44 | Р.р. Выборочное изложение с изменением лица (упр.407). | 1 | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | ||||||||
45 | Чередование звуков гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык | Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е с нулём звука в одной и той же морфеме; распознавать чередования гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов. | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; | ||||||
46 | Варианты морфем. Морфемный разбор | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов | Знать содержание понятия «варианты морфем»; различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Способность определять последовательность действий, работать по плану. | ||||||
47-48 | Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з – с на конце приставок | 2 | Стремление к совершенствованию собственной речи | Знать правило написания букв з и с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-;знать словарные слова, представленные в теме; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения | ||||||
49-50 | Правописание слов с корнями –лаг- //-лож-, раст -//ращ-//рос- | 2 | стремление к речевому совершенствованию. | Знать правило написания букв а — о корне –лаг-лож-', раст -рос-; знать слова-исключения знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; | ||||||
51-52 | Буквы о – ё после шипящих в корне слова | 2 | Свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; | Знать правило написания букв ё — о после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми безударными гласными после шипящих; находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов, уметь вести самостоятельный поиск информации; пользоваться орфографическим словарём. | ||||||
53-54 | Буквы ы – и после ц. | 2 | способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Знать правило написания букв и — ы после ц в корнях, в словах на -ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы. | ||||||
55 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография» с грамматическим заданием. | 1 | |||||||||
VII. | Морфология. (34 ч.+ 6ч. Р.р.) | ||||||||||
56 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Осознание ответственности за произнесённое | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём; способность строить рассуждение. | |||||||
Имя существительное. (10 ч. = 1 ч.Р.р.) | |||||||||||
57 | Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | Стремление к речевому совершенствованию | Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщённо, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), о синтаксической роли существительных Знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; составлять словосочетания . | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке | ||||||
58 | Имена собственные и нарицательные. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык. | Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; распознавать имена собственные и нарицательные; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в заданной ситуации. | ||||||
59 | Морфологический разбор имени существительного. Род имени существительного. | 1 | Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; | Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять морфологический разбор имени существительного (устный и письменный) находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных | Способность определять последовательность действий, работать по плану. вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице. | ||||||
60 | Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по упр.496. | 1 | Интерес к созданию соб-ственных текстов; стрем-ление к речевому совер-шенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме | Знать о рассуждении как о функционально-смысло-вом типе речи, знать структуру рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы речи (описание, повествование); находить структурные элементы рассуждения (тезис, доказательство) в повествовательном тексте; | Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | ||||||
61 | Имена существительные, имеющие только форму множественного или единственного числа. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию | Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа;; распознавать существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определённой лексической группой; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию сообщения текста ,пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения. | ||||||
62 | Три склонения имён существительных. | 1 | потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; | Знать о склонении имён существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы. | ||||||
63 | Падеж имён существительных. | 1 | осознание эстетической ценности русского языка | Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы;уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | ||||||
64 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | осознание эстетической ценности русского языка | Знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на -ия, -ий, -ие); знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать существительные с изучаемой орфаграммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | ||||||
65 | Множественное число имен существительных. | 1 | уважительное отношение к родному языку | Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах, об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на -и, -ы, -а, -я, об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, сапоги и т. д | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | ||||||
66 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | уважительное отношение к родному языку | Знать правило правописания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать о — е после шипящих и ц в окончаниях сущест-вительных; уметь находить орфограммы-буквы о — е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами | Извлекать информацию из текстов содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | ||||||
67 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. | 1 | |||||||||
68 | Р.р. Сочинение по картине. Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (по упр.564) | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словар-ного запаса и граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной форме; | Знать об элементах рассуждения в описании; включать элементы рассуждения в устное описание изображённого на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать своё отношение к увиденному на картине; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения; | ||||||
Имя прилагательное (6 ч. + 2 ч. Р.р.) | |||||||||||
69 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | осознание эстетической ценности русского языка | Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного (род, падеж, число); подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию. | ||||||
70 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных | 1 | потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры | Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ьш, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать порядок рассуждения для верного определения окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | ||||||
71 | Прилагательные полные и краткие | 1 | осознание эстетической ценности русского языка | Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилагательных, об их синтаксической роли, правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имён прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях | ||||||
72 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | стремление к речевому самосовершенствованию | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного (устный и письменный) | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | ||||||
73 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 | стремление к речевому самосовершенствованию | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя прилагательное как часть речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе | Адекватно понимать письменные высказывания; пользоваться толковым словарём. | ||||||
74 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | ||||||||||
75 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Сбор и систематизация материала. | 1 | Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста; стремление к речевому совершенствованию. | Знать структуру текста типа описание (описание животного в художественном стиле); знать задачи художественного описания животного, об использовании образно-выразительных средств в художественном описании; озаглавливать текст, устно пере-сказывать содержание исходного текста; создавать текст подробного изложения повествовательного характера с элементами описания | Воспроизводить художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | ||||||
76 | Р.р. Написание сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение». | 1 | владение достаточныйм объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | ||||||||
Глагол (18ч. = 2 ч. Р.р.) | |||||||||||
77 | Глагол как часть речи. | 1 | осознание эстетической ценности русского языка | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | ||||||
78 | НЕ с глаголами. | 1 | соблюдать нормы речевого этикета. | Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы в речи; рассказывать о глаголе в форме научного описания | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | ||||||
79 | Неопределённая форма глагола. | 1 | стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для воспроизведения ответа в устной форме. | Знать, что неопределённая форма глагола — это начальная форма; знать окончания неопределённой формы, правило употребления ь после ч в неопределённой форме; распознавать глаголы в неопределённой форме; образовывать неопределённую форму от заданных глаголов; правильно писать в неопределённой форме ъ после ч. | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка. | ||||||
80 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | 1 | способность к самооценке на основе наблюдения | Знать условия выбора написания -тся и -тъся в глаголах; зправильно произносить глаголы на -тся и -тъся; правильно ставить вопрос к указанным глаголам; правильно писать -тся или -тъся в глаголах; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | ||||||
81 | Виды глагола. | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка. | Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида; пользоваться приёмом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; определять вид глагола; распознавать видовые пары. | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарём | ||||||
82- 83 | Е - И в корнях с чередованием. | 1 | способность к самооценке на основе наблюдения | Знать перечень корней с чередованием е — и, условия выбора букв е — и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, прове-ряемыми ударением; правильно писать слова с чере-дованием е — ив корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило | ||||||
84 | Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремле¬ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в устной форме. | Знать о рассказе как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; составлять устный рассказ по сюжетным картинкам | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать своё отношение к увиденному на картине, создавать устный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка;. | ||||||
85 | Время глагола. Прошедшее время. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию. | Знать об изменении глаголов в прошедшем времени, о суффиксе, служащем для образования прошедшего времени, правила написания безударной гласной перед суффиксом -л- в прошедшем времени, о прави-льном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал,, понял, поняла и др.); | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | ||||||
86 | Настоящее время. | 1 | стремление к речевому совершенствованию. | Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.); распознавать глаголы в форме настоящего времени; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать правила правописания. | ||||||
87 | Будущее время. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию. | Знать формы (простую и сложную) будущего времени, способы образования форм будущего времени; распознавать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени; | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы. | ||||||
88 | Спряжение глаголов. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию. | Знать определение спряжения глагола, личные окончания глаголов I и II спряжения, о правильном ударении в глаголах облегчит, углубйт, упростйт; определять спряжение глагола; изменять указанные глаголы по лицам и числам; правильно произносить указанные глаголы | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | ||||||
89-90 | Как определить спряжение глаголов | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Знать порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; применять порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том числе в глаголах с чередованием согласных. | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | ||||||
91 | Морфологический разбор глагола. | 1 | способность к самооценке на основе наблюдения | Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола (устный и письменный) | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | ||||||
92 | Р.р. Сжатое изложение по упр. 699 | 1 | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме с изменением лица. | ||||||
93 | Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | потребность сохранить чистоту русского языка | Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило | ||||||
94 | Употребление времён. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию | Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом; употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при продолжении рассказа о событиях прошлого в устной форме | Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения | ||||||
95 | Урок-зачёт по теме «Глагол». Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «Глагол» | 1 | осознание эстетической ценности русского языка | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Глагол»; определять вид и время глаголов; рассказывать об орфограммах, изученных в разделе, в научном стиле речи; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе | Адекватно понимать задания и правильно на них находить ответы. | ||||||
96 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 | |||||||||
VIII. | Повторение и систематизация изученного в 5 классе (5ч. +1 ч. Р.р.) | ||||||||||
97 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках. | 1 | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Знать разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; систематизировать изученное по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать | Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы. | ||||||
98 | Орфограммы в корнях. | 1 | способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы. | ||||||
99 | Орфограммы в окончаниях. | 1 | способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении; правильно писать слова с изученными орфограммами в окончаниях и графически их обозначать | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; определять успешность своей работы. | ||||||
100 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5 класса | 1 | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. | ||||||||
101 | Р.р. Написание контрольного изложения | 1 | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении | ||||||
102 | Итоговый урок | 1 | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |
Литература для учителя
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2011
- С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
- М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. -М., 1985.
- Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. - М., 1983.
- Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
- Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
- Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
- А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
- Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
- Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
- Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
- Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 1992.
- Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.
- Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.
Литература для учащихся
1) Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.
2) С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012.
Интернет-ресурсы
материалы i-Класса «Русский язык. 5 класс»
I. Русский язык. Теория, правила орфографии и пунктуации
Правила орфографии: http://school-collection.edu.ru/dlr
Российский общеобразовательный портал: http://language.edu.ru/ (Р.яз.-правила, диктанты. Литература)
Термины и определения: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm
II. Тренировочные упражнения, тесты
Тесты по русскому языку: http://russiantests.narod.ru/p98aa1.html
Теория, он-лайн тесты: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm (обобщающие упражнения и правила по орф. и пунк-ции)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ, 8 вида, 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса (Ладыженская, Баранов) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса (Ладыженская, Баранов) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5 класса (Ладыженская, Баранов) на 178 часов (для детей с ОВЗ, 7.1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 5 классе для обучающихся с ОВЗ (7.1) рассчитана на 178 часов (170 часов в год (34 рабочих недели) + 8 часов добавлено за счет части учебного плана ...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Ладыженская, Баранов) на 204 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 6 классе для обучающихся с ОВЗ (7.1) рассчитана на 204 часа (34 учебных недели, 6 часов в неделю)....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса (Ладыженская, Баранов) на 154 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 7 классе для обучающихся с ОВЗ (7.1) рассчитана на 154 часа (136 часов в год (34 рабочих недели) + 18 часов добавлено за счет части учебного плана ...
Адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе для детей с ОВЗ (5-6 класс)
Адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе для детей с ОВЗ (5-6 класс)...