Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Жирякова Альфия Абузяровна

Данная программа разработана для индивидуального обучения.

   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим в адаптированной программе по сравнению с авторской сокращено общее количество часов на изучение каждой темы и часов по развитию речи.

   При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика состояния здоровья учащихся, их  психофизические особенности, возможности  и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5  класса составлена на основе:

Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);

Приказа Министерства образования Российской Федерации                             от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2012 г. № 1067;

Приказа ОУ «Об утверждении учебного плана на 2014-2015  учебный год», утвержденный 15 августа 2014 г. №113;

        Авторской программы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,  2010 год;

       Данная программа разработана для индивидуального обучения.

   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане Центра на изучение предмета отведено 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим в адаптированной программе по сравнению с авторской сокращено общее количество часов на изучение каждой темы и часов по развитию речи.

   При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика состояния здоровья учащихся, их  психофизические особенности, возможности  и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк. На основе всего этого названная группа учащихся отнесена к цензовому уровню (Второй вариант специального стандарта).  Содержательная область  программы образования учащихся цензового уровня включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования  как накопление потенциальных возможностей учащихся для их активной реализации в настоящем и будущем. Второй вариант стандарта характерен усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Вот почему программа по русскому языку предусматривает  обе стороны образовательного процесса: знания о языке – речевая практика и речевое творчество. Это включает:

          1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3) развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию.

В данной программе сохранены все разделы и темы по развитию речи, но для реализации программы меньше часов отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого увеличено количество часов на практическую работу по закреплению навыков орфографии и пунктуации ввиду того, что у учащихся низкая грамотность. («Части речи. Морфологические и синтаксические признаки». Вместо 3 часов на изучение теории взят 1 час). На изучение практической части, связанной с изучением правописания существительных,отводится на два больше.  На уроках будут использованы формы занятий  и виды деятельности, развивающие творческие способности (сочинения, устное иллюстрирование), способствующие выработке орфографической зоркости (орфографическое проговаривание, графическое обозначение орфограмм),  вырабатывающие  навыки контроля и оценки своей деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся таких важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и словесной инструкции, алгоритму. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Основные цели обучения русскому языку:

  1. воспитание  сознательного отношения к языку как  средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к языку;
  2. развитие  коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих умением владеть русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса;
  3. освоение знаний об  основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  4. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

   Задачи обучения:

  • приобретение знаний о языке , его устройстве, развитии;
  • совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • овладение основными нормами русского литературного языка; умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
  • Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
  • Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
  • В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Общая характеристика организации учебного процесса

Формы и методы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - игра, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

 - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

 - написание сочинений;  

- письмо под диктовку;

 - комментирование орфограмм и пунктограмм.

Технологии обучения, методики:

  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • проектно-исследовательская технология.

Планируемые результаты обучения

Личностные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2)  уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) достаточный объем словарного запаса для  выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) опознавание и анализ основных единиц языка;

Содержание тем учебного курса

1. Язык – важнейшее средство общения. – 1 час.

2. Повторение  изученного в начальных классах.  -  8 ч. + 2ч.Р.р.

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.  Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.  Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 16 ч. + 1 ч.Р.р.

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.   Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.  Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.  Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. –  5ч. + 1 ч. Р.р.

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

5. Лексика. Культура речи. – 4ч. + 1 ч. Р.р.

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

6. Морфемика. –  14 ч. + 2 ч. Р.р.

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.  Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

7. Морфология –  34 ч. + 6ч. Р.р.

Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч.

Имя существительное  -  10 ч.  + 1 ч. Р.р.

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).  Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.  Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное  - 6 ч. + 2 ч. Р.р.

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.  Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол –  18 ч. + 2 ч. Р.р.

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.  Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.  Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе –  5 ч. + 1 ч. Р.р.

 Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Учебно-тематический план.

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Диктанты (кол-во)

Развитие речи

Всего

Сочинение

(кол-во)

Изложение

(кол-во)

1

Язык – важнейшее средство общения.

1 ч.

2

Повторение изученного в начальных классах.

10 ч.

1

2 ч.

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

17 ч.

1

1 ч.

1

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

9 ч.

1 ч.

1

5

Лексика. Культура речи.

5 ч.

1 ч.

1

6

Морфемика.

13 ч.

1

2 ч.

1

7

 

 

Морфология: 

Самостоятельные и служебные части речи.

40 ч.

1 ч.

5 ч.

Имя существительное.

12 ч.

1

1ч.

1

Имя прилагательное.

8 ч.

1

2

1

Глагол.

20 ч.

1

2

1

1

 8

Повторение и систематизация  изученного в 5 классе.

7 ч.

1

1

1

Итого:

102 ч.

7

14 ч.

5

4

                    Календарно- тематический план

урока

   

 Тема урока

 

Кол-во

час

                           Планируемые       результаты

Дата

провед.

     личностные

      предметные

   метапредметные

I

                          Язык – важнейшее средство общения (1ч. )

1

Язык и человек, Язык и речь.

1

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности;

Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой;

 воспроизводить содержание прослушанного текста

II

                   Повторение изученного в начальных классах        (8ч. + 2 ч.Р.р.)

2

Звуки и буквы. Произношение и написание

1

Стремление к речевому совершенствованию.

Знать о соотношении произношения и правописания;; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук .

Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

3

Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

Стремление к речевому совершенствованию.

Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции. Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; пользоваться орфографическим словарём.

4

Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание  непроизносимых согласных в корне слова.

1.

Стремление к речевому совершенствованию

Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекат информацию из текстов, содержащих теоретические сведения: пользоваться орфографическим словарём

5

Буквы И, У, А после шипящих. РазделительныеЪ и Ь знаки

1

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Знать правило употребления разделительных ъ и ъ;

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём.

6

Раздельное написание предлогов с другими словами.

.

1

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Усвоить понятие орфограммы-пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог — слово, приставка — часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке; создавать письменный текст,

7

Р.р. Текст. Подготовка к написанию обучающего изложения по упр. 66. Сбор и систематизация материала.

1

Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста.

Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложении; озаглавливать текст; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план

Вычитывать информацию, представленную в схеме;  соблюдать нормы построения текста в письменной форме; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

8

Части речи. Глагол. Глагол. – ТСЯ  и   - ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаголами

1

Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений).

Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; знать наречие как неизменяемую часть речи; Знать способ определения написания -тся или -тьсяв глаголах; знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами; находить орфограмму в -шея и -ться в глаголах,

Вычитывать информацию, представленную в схеме, соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;

9

Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение.

1

Осознание и определение (называние) своих эмоций; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в письменной форме.

Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное;  прилагательное и местоимение; определять их морфологические признаки.

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в таблицах; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила

10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальной школе».

1

Стремление к самооценке.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы

Способность осуществлять самоконтроль.

Ш

Синтаксис.          Пунктуация.       Культура речи.                (  16+1ч.Р.р.)

11

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание

1

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; разграничивать пунктуационные и синтаксические ошибки; связывать слова в предложении по смыслу;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспро-изводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме;

12

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание

1

Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста.

Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово в слово-сочетании; устанавливать смысловую связь слов в словосочетании»; составлять словосочетания по образцу;

Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учётом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка.

13

Виды словосочетания. Разбор словосочетания

1

Потребность сохранить чистоту русского языка;

Знать порядок разбора словосочетания; выполнять

разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме; находить словосочетания в тексте; определять основную мысль текста

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты

14

Понятие о предложении как речевой единице. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

1

Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи.

Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца предложения); знать знаки завершения;

Повествовательные, побудительные, вопроситель-ные); знать особенности  их интонации

Вычитывать информацию, представленную в схеме;

15

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Стремление к речевому совершенствованию

знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего; разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены;

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

16

Сказуемое.

1

стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для пересказа исходного текста.

знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); находить в грамматической основе сказуемое; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации; 

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста;

17

Тире между подлежащим и сказуемым

1

стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств

Знать условие употребления тире между главными членами предложения (существительные в имени-тельном падеже); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции.

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём.

18

Нераспространенные и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа.(работа с текстом «Волшебный мир русской сказки

достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств

Знать определение нераспространённых и распространённых предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; разграничивать эти  предложения.

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. высказывать и обосновывать свою точку зрения

19

Определение.

1

Cтремиться к совершенствованию собственной речи

Знать формулировку понятия «определение», способ выражения определения; графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения

20

Обстоятельство.

1

Уважительное отношение к родному языку

Знать определение понятия «обстоятельство»; знать способы выражения обстоятельства; уметь графически обозначать обстоятельство как член предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаго-лов-сказуемых; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам; рассказывать о главных и второстепенных членах по плану

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.

21

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Стремление к речевому совершенствованию;  осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности

Знать условия постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация, бессо-юзная связь, союзы а, но) и непостановки запятой (перечислительная интонация, одиночный союз и); знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове;

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах

22

Предложения с обращениями

1

Осознание ответственности за произнесённое; умение чувствовать выразительность речи.

Знать определение обращения; знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи — звательную интонацию; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением;

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно использовать разные формы обращения в заданных речевых ситуациях;

23

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.

1

Способность к самооценке

Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; определять стиль речи, к которому относится устный разбор

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты

24

Простое и сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения

1

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать о функции запятой между простыми предложениями в сос-таве сложного — знака разделения; правило поста-новки запятой в сложном предложении; схемы слож-ных предложений;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.

25

Р.р. Заголовок и основная мысль текста.  Изложение

1

Осознание ответст-венности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Знать приёмы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст; писать сжатое изложение исходного текста

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме;

26

Прямая речь.

1

соблюдать нормы речевого этикета.

Знать: способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи.

Уметь: распознавать предложения с прямой речью расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

27

Диалог.

1

Осознание ответственности за произнесённое и написанное

Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов.

Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах

28

Проверочный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1

IV

Фонетика. Орфоэпия. Графика и  Орфография. Культура речи. (5ч. + 1 ч.Р.р.)

29

Фонетика. Гласные звуки.

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Алфавит

1

Интерес к изучению языка.

Знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции; различать гласные и согласные звуки по способу образования; подбирать односложные слова с разными ударными гласными звуками,

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме; преобразовывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.

30

Р.р. Описание предмета. Подготовка к написанию сочинения-описания по упр.295. Сбор и систематизация материала.

1

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совер-шенствованию; доста-точный объём словар-ного запаса и грамма-тических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

Знать об описании как о функционально-смысловом типе речи; знать структуру текста типа описание, об особенностях описания в разных стилях речи; различать описание предмета в разных стилях речи; редактировать текст (сочинение-описание) ученика; писать сочинение — описание предмет

 создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания

31

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

1

Стремление  к совершенствованию собственной речи

Знать о роли ъ для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных; находить в словах мягкий согласный; употреблять ъ для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия его выбора;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём.

32

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1

Стремление  к совершенствованию собственной речи

Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических

 позициях;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

33

Фонетический разбор слова.

1

Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью

Знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный)

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

34

Контрольная работа   по теме «Фонетика». (Тест)

1

35

Орфоэпия.

1

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова;

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы;

V

Лексика. Культура речи.(4 ч. + 1 ч.Р.р.)

36

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение

1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, содержание понятий «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; уметь толковать лексическое значение слова, используя различные способы;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль сло-ва для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); излагая свои мысли.

37

Омонимы.

1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Знать содержание понятия «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами, об отражении омонимов в толковом словаре; находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию).

38

Синонимы. Антонимы.

1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию

Знать содержание понятия «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов и антонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправ-данного повторения слов), о словаре синонимов и антонимов.

использовать антонимы при описании изображённого на рисунке

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств.

39

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

1

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Описывать изображённые на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения;

40

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по разделам «Фонетика» и «Лексика».

1

VI.

Морфемика.    (14 ч.+2 ч.Р.р.)

41

Морфема. Изменение и образование слов. Окончание и основа слова

1

Интерес к пересказу

исходного текста в устной форме; стремление к речевому совершенствованию

Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова,выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение нулевого окончания .

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

42

Корень слова.

1

стремление к речевому совершенствованию.

Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, что однокоренные слова могут быть словами и одной части речи, и рзных частей речи; правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова,

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять чужие ошибки.

45

Суффикс.

1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык

Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

43

Приставка.

1

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык

Знать определение приставки, смысловое значение приставки; правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; опреде-лять значения, выражаемые приставками; определять состав слова

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

44

Р.р. Выборочное изложение с изменением лица (упр.407).

1

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

45

Чередование звуков гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные

1

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык

Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е с нулём звука в одной и той же морфеме; распознавать чередования гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов.

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

46

Варианты морфем. Морфемный разбор

1

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов

Знать содержание понятия «варианты морфем»; различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

47-48

Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з – с на конце приставок

2

Стремление  к совершенствованию собственной речи

Знать правило написания букв з и с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-;знать словарные слова, представленные в теме; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения

49-50

Правописание слов с корнями –лаг- //-лож-, раст -//ращ-//рос-

2

стремление к речевому совершенствованию.

Знать правило написания букв а — о корне –лаг-лож-', раст

-рос-; знать слова-исключения знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; 

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;

51-52

Буквы о – ё  после шипящих в корне слова

2

 Свободно  выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

Знать правило написания букв ё — о после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми безударными гласными после шипящих; находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; 

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов,  уметь вести самостоятельный поиск информации; пользоваться орфографическим словарём.

53-54

Буквы  ы – и после ц.

2

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Знать правило написания букв и — ы после ц в корнях, в словах на -ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.

55

Контрольный диктант  по теме «Морфемика. Орфография» с грамматическим заданием.

1

VII.

Морфология.      (34 ч.+ 6ч. Р.р.)

56

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Осознание ответственности за произнесённое

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём; способность строить рассуждение.

Имя существительное.  (10 ч. = 1 ч.Р.р.)

57

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

Стремление к речевому совершенствованию

Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщённо, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), о синтаксической роли существительных Знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; составлять словосочетания .

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке

58

Имена собственные и нарицательные.

1

Стремление к речевому совершенствованию

Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык.

Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; распознавать имена собственные и нарицательные;

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в заданной ситуации.

59

Морфологический разбор имени существительного. Род имени существительного.

1

Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять морфологический разбор имени существительного (устный и письменный)

находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице.

60

Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по упр.496.

1

Интерес к созданию соб-ственных текстов; стрем-ление к речевому совер-шенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

Знать о рассуждении как о функционально-смысло-вом типе речи, знать структуру рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы речи (описание, повествование); находить структурные элементы рассуждения (тезис, доказательство) в повествовательном тексте;

Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

61

Имена существительные, имеющие только форму множественного или единственного числа.

1

Стремление к речевому совершенствованию

Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа;; распознавать существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определённой лексической группой;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию сообщения текста ,пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения.

62

Три склонения имён существительных.

1

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

Знать о склонении имён существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.

63

Падеж имён существительных.

1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы;уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

64

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на -ия, -ий, -ие); знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать существительные с изучаемой орфаграммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

65

Множественное число имен существительных.

1

уважительное отношение к родному языку

Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах, об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на -и, -ы, -а, -я, об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, сапоги и т. д

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

66

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1

уважительное отношение к родному языку

Знать правило правописания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать

о — е после шипящих и ц в окончаниях сущест-вительных;  уметь находить орфограммы-буквы о — е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами

Извлекать информацию из текстов  содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое  правило.

67

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.

1

68

Р.р. Сочинение по картине. Устное  описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (по упр.564)

1

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словар-ного запаса и граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной форме;

Знать об элементах рассуждения в описании; включать элементы рассуждения в устное описание изображённого на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать своё

отношение к увиденному на картине; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения; 

Имя прилагательное (6 ч. + 2 ч. Р.р.)

69

Имя прилагательное как часть речи

1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного (род, падеж, число); подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию.

70

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

1

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры

Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ьш, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать порядок рассуждения для верного определения окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

71

Прилагательные полные и краткие

1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилагательных, об их синтаксической роли, правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имён прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях

72

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

стремление к речевому самосовершенствованию

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного (устный и письменный)

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

73

Повторение по теме  «Имя прилагательное».

1

стремление к речевому самосовершенствованию

Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя прилагательное как часть речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе

Адекватно понимать письменные высказывания; пользоваться толковым словарём.

74

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

75

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Сбор и систематизация материала.

1

Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста; стремление к речевому совершенствованию.

Знать структуру текста типа описание (описание животного в художественном стиле); знать задачи художественного описания животного, об использовании образно-выразительных средств в художественном описании; озаглавливать текст, устно пере-сказывать содержание исходного текста; создавать текст подробного изложения повествовательного характера с элементами описания

Воспроизводить художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

76

Р.р. Написание сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

1

владение достаточныйм

объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств

Глагол (18ч. = 2  ч. Р.р.)

77

Глагол как часть речи.

1

осознание эстетической ценности русского языка

Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

78

НЕ  с глаголами.

1

соблюдать нормы речевого этикета.

Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы в речи; рассказывать о глаголе в форме научного описания

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

79

Неопределённая форма глагола.

1

 стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для воспроизведения ответа  в устной форме.

Знать, что неопределённая форма глагола — это начальная форма; знать окончания неопределённой формы, правило употребления ь после ч в неопределённой форме; распознавать глаголы в неопределённой форме; образовывать неопределённую форму от заданных глаголов; правильно писать в неопределённой форме ъ после ч.

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка.

80

-ТСЯ  и  -ТЬСЯ  в глаголах.

1

способность к самооценке на основе наблюдения

Знать условия выбора написания -тся и -тъся в глаголах; зправильно произносить глаголы на -тся и -тъся; правильно ставить вопрос к указанным глаголам; правильно писать -тся или -тъся в глаголах;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

81

Виды глагола.

1

Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка.

Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида; пользоваться приёмом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; определять вид глагола; распознавать видовые пары.

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарём

82-

83

Е   -    И  в корнях с чередованием.

1

способность к самооценке на основе наблюдения

Знать перечень корней с чередованием е — и, условия выбора букв е — и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, прове-ряемыми ударением; правильно писать слова с чере-дованием е — ив корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило

84

Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе)

1

Интерес к созданию собственных текстов; стремле¬ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения   мыслей и чувств при создании текста в устной форме.

Знать о рассказе как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; составлять устный рассказ по  сюжетным картинкам

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать своё

отношение к увиденному на картине, создавать устный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка;.

85

Время глагола. Прошедшее время.

1

Стремление к речевому совершенствованию.

Знать об изменении глаголов в прошедшем времени, о суффиксе, служащем для образования прошедшего времени, правила написания безударной гласной перед суффиксом -л- в прошедшем времени, о прави-льном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал,, понял, поняла и др.); 

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

86

Настоящее время.

1

стремление к речевому совершенствованию.

Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.); распознавать глаголы в форме настоящего времени; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать правила правописания.

87

Будущее время.

1

Стремление к речевому совершенствованию.

Знать формы (простую и сложную) будущего времени, способы образования форм будущего времени; распознавать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени;

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.

88

Спряжение глаголов.

1

Стремление к речевому совершенствованию.

Знать определение спряжения глагола, личные окончания глаголов I и II спряжения, о правильном ударении в глаголах облегчит, углубйт, упростйт; определять спряжение глагола; изменять указанные глаголы по лицам и числам; правильно произносить указанные глаголы

Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

89-90

Как определить  спряжение глаголов

1

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Знать порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; применять порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том числе в глаголах с чередованием согласных.

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

91

Морфологический разбор глагола.

1

способность к самооценке на основе наблюдения

Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола (устный и письменный)

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

92

Р.р. Сжатое изложение по упр. 699

1

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме с изменением лица.

93

Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

1

потребность сохранить чистоту русского языка

Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило

94

Употребление времён.

1

Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию

Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом; употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при продолжении рассказа о событиях прошлого в устной форме

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

95

Урок-зачёт по теме «Глагол». Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «Глагол»

1

осознание эстетической ценности русского языка

Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Глагол»; определять вид и время глаголов; рассказывать об орфограммах, изученных в разделе, в научном стиле речи; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе

Адекватно понимать задания и правильно на них находить ответы.

96

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

1

VIII.

Повторение и систематизация изученного   в 5 классе    (5ч. +1 ч. Р.р.)

97

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках.

1

 достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Знать разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; систематизировать изученное по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации

Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать

Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы.

98

Орфограммы в корнях.

1

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

99

Орфограммы в окончаниях.

1

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении; правильно писать слова с изученными орфограммами в окончаниях и графически их обозначать

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; определять успешность своей работы.

100

Итоговый контрольный диктант  с грамматическим заданием за курс 5 класса

1

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

101

Р.р. Написание  контрольного  изложения 

1

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении

102

Итоговый урок

1

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Литература  для учителя

  1.  Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2011
  2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
  4.   Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
  5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  6.   Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. -М., 1985.
  7.  Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. - М., 1983.
  8.  Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
  9.  Дейкина   А. Д.   Универсальные   дидактические   материалы   по   русскому   языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
  10.  Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
  11. А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
  12.  Капинос    В. И.    Развитие    речи:    теория    и    практика    обучения:    5-7    классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
  13.   Костяева    Т. А.    Проверочные    и    контрольные    работы    по    русскому   языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
  14. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
  15. Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 1992.
  16. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.
  17. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

Литература для учащихся

1) Русский     язык:     Учебник     для     5     кл.      общеобразовательных     учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.

2) С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012.

Интернет-ресурсы

материалы i-Класса «Русский язык. 5 класс»

I. Русский язык. Теория, правила орфографии и пунктуации

Правила орфографии: http://school-collection.edu.ru/dlr

Российский общеобразовательный портал: http://language.edu.ru/ (Р.яз.-правила, диктанты. Литература)

Термины и определения: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm

II. Тренировочные упражнения, тесты

Тесты по русскому языку: http://russiantests.narod.ru/p98aa1.html

Теория,  он-лайн тесты: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm (обобщающие упражнения и правила по орф. и пунк-ции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ

Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ, 8 вида, 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса (Ладыженская, Баранов) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса (Ладыженская, Баранов) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5 класса (Ладыженская, Баранов) на 178 часов (для детей с ОВЗ, 7.1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 5 классе для обучающихся с ОВЗ (7.1) рассчитана на 178 часов (170 часов в год (34 рабочих недели) + 8 часов добавлено за счет части учебного плана ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Ладыженская, Баранов) на 204 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 6 классе для обучающихся с ОВЗ (7.1) рассчитана на 204 часа (34 учебных недели, 6 часов в неделю)....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса (Ладыженская, Баранов) на 154 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 7 классе для обучающихся с ОВЗ (7.1) рассчитана на 154 часа (136 часов в год (34 рабочих недели) + 18 часов добавлено за счет части учебного плана ...

Адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе для детей с ОВЗ (5-6 класс)

Адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе для детей с ОВЗ (5-6 класс)...