Конспект урока "Деепричастие несовершенного вида"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Оюн Альбина Тэпчааевна

 

Цель урока: дать представление о деепричастиях несовершенного вида.

Задачи урока:

     Обучающие:

  • ознакомить со значением деепричастий несовершенного вида и способом их образования;
  • формировать умение отличать деепричастия от других частей речи;

     Развивающие:

  • продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
  • продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

     Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус к слову;
  • содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
  • направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«30» ноября 2023г.

7 класс

Тема урока: Деепричастия несовершенного вида.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: дать представление о деепричастиях несовершенного вида.

Задачи урока:

     Обучающие:

  • ознакомить со значением деепричастий несовершенного вида и способом их образования;
  • формировать умение отличать деепричастия от других частей речи;

     Развивающие:

  • продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
  • продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

     Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус к слову;
  • содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
  • направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать особенности деепричастия; уметь определять эту часть речи.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово.

    1.Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

    2.Прочитаю легенду о мудреце и ученике, настраивает учащихся на работу:

    Давным - давно на свете жил мудрец, который мог ответить на любой вопрос. Люди любили его и прославляли его имя. Однажды его ученик позавидовал своему учителю и решил над ним посмеяться. Для этого он поймал бабочку и зажал её в ладонях.

   «Я приду к учителю – подумал ученик – и спрошу его о том, какая бабочка у меня в руках. Если мудрец скажет, что живая, я сожму ладони, и бабочка окажется мёртвой.     А если скажет, что мёртвая, я раскрою ладони, и она полетит».

    Ученик так и сделал. Пришёл к учителю и говорит: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, – живая или мёртвая?»

    Мудрец внимательно посмотрел на ученика и сказал: «Всё в твоих руках!».

  • Скажите, как вы понимаете слова мудреца?
  • Действительно, на уроке Вам предстоит

плодотворно поработать и выполнить ряд заданий.

    В конце урока каждый из Вас получит оценку, и то, какой она будет, зависит только от Вас. Поэтому сегодня на уроке тоже всё в ваших руках.

    Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.

Учащиеся приветствуют учителя и гостей (раздают сердечки с добрым словом)

Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу.

Коммуникативные: учатся понимать позицию партнера.

2. Актуализация ранее изученных знаний

1. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола).

Совместное заполнение таблицы (в группах)

№ вопроса

причастие

деепричастие

1.От какой части речи образуются?

 

2. На какие вопросы отвечают?

 

 

3. Что обозначают?

 

 

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

 

 

5. Как изменяются?

 

 

6. Имеют суффиксы:

 

 

Чем отличаются по морфемному составу?

 

 

8. Какими членами предложения могут быть?

 

 

9. На какой вопрос отвечают как член предложения?

 

 

10. Какую часть речи распространяют в предложении

 

 

11. Как обособляются?

 

 

12. Роль как средства выразительности

 

 

12. Роль как средства выразительности

Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”

Украшает глагол, дополняет его другими действиями;

“создает живописную картину действия”

2.. Работа с текстами:

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:


Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:

…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

5.С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

6. С.Я.Маршака “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…

 Учащиеся выполняют задание.

 

 Слайд №2

 

 

 

 

  Возможные ответы учащихся комментируют

 Слайд №3

Нахождение в текстах одиночные и деепричастные обороты

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: понимают учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: понимают учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Объявление темы и цели урока.

  - От данных глаголов образуйте деепричастия:

  думают –думая

  плачут – плача

  строят – строя

  спускаются – спускаясь

  соревнуются - соревнуясь

 - Что общее вы заметили у глаголов и получившихся деепричастий?

 - Сформулируйте тему урока, поставьте цели.

Тема: «Деепричастие несовершенного вида»

Слайд №4

Мнение учащихся: можно догадаться, что общим является несовершенный вид.

 

 

 Слайд №5,6

 

Учащиеся называют тему урока, осуществляют целеполагание.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

4. Изучение новых знаний

 - Рассмотрите таблицу на с 106.

 - От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида?

(раздаю карточки)

Учащиеся работают с информацией, отвечают на вопрос учителя.

 

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно -следственные связи, делают обобщения, выводы.

5.Закрепление изученного

 

 1.Работа с упражнением 200.

 2.Рассмотрите слова в рамочке на с 107. Прочитаем их вслух

Словарная работа

Черпая, балуюсь, бассейн, дистанция

 3.“Аукцион фразеологических оборотов”.

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

Работать хорошо - Засучив рукава

Работать плохо - Спустя рукава

Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову

Без особого на то желания - Скрепя сердце.

 Учащиеся выполняют задания.

 

 Слайд №7

Учащиеся запоминают произношение деепричастий черпая и балуясь.

Записывают в тетради

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.

Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

6. Релаксация

  (физминутка)

Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха.

Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите.

   Сидя, прибежали, дом, открыв, класс, учащиеся, внимательно, изучая, четверо, повторяя, правильно, прочитав, пишем, отвечаем, все, здорово, отвечая, молодцы.

Хлопают, если названо деепричастие.

Личностные результаты в части физического, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

   Выполните задание к упражнению 201.

 - От каких глаголов вы не смогли образовать деепричастия несовершенного вида? Почему? Запишите их отдельно.

- Дополните свои наблюдения информацией на слайде.

 Нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:

 - с основой на г, к (бегут, текут);

 - с основой на шипящий (машут, чешут);

 - с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют);

- от глаголов с чередованием с-ш (писать – пишут);

 - от глаголов с суффиксом –ну- (сохнут, гибнут, мерзнут).

Учащиеся проводят самопроверку по эталону.

Ждать и лить

 (потому что основа не имеет гласной

 

 Слайд №6

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

8.Домашнее задание

1мин

 Учитель поясняет задание:

1. Выучить параграф 31

2. Выполнить упражнение 202.

  Слайд №7

Осуществляют запись задания.

9. Рефлексия.

Оценивание

 Оцениваю свою работу на …

1.На этом уроке я узнал(а) …

2.На этом уроке я запомнил(а)

    Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.

Спасибо вам за плодотворную работу на уроке.

Все вы оценили свою деятельность на уроке. Вывод, не зря мудрец сказал: «всё в ваших руках.

 Учащиеся проводят оценку своей деятельности.

   

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцатое ноября Классная работа

Слайд 2

Сравнительная характеристика причастия и деепричастия № вопроса причастие деепричастие 1.От какой части речи образуются? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Что обозначают? 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? 5. Как изменяются? 6. Имеют суффиксы: Чем отличаются по морфемному составу? 8. Какими членами предложения могут быть? 9. На какой вопрос отвечают как член предложения? 10. Какую часть речи распространяют в предложении 11. Как обособляются? 12. Роль как средства выразительности

Слайд 3

Работа с текстами 1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится ”: Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя , Пустила, убегая, В прекрасное дитя… 2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом… 3. Н.А. Некрасова “Однажды…”: …И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

Слайд 4

4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя , Плетется рысью как-нибудь… 5.С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”: Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая. Уж не жалеют больше ни о ком… 6. С.Я.Маршака “Словарь”: Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь…

Слайд 5

От данных глаголов образуйте деепричастия: думают – плачут – строят – спускаются – соревнуются -

Слайд 6

думают – дума я плачут – плач а строят – стро я спускаются – спуска я сь соревнуются - соревну я сь

Слайд 7

Деепричастия несовершенного вида

Слайд 9

Ч Е РПАЯ, БАЛ У ЮСЬ, БАСС Е ЙН,ДИСТ А НЦИЯ

Слайд 10

1.Ч е рпая -захватывая чем-л., набирать, доставать (обычно снизу, из глубины) что-л. жидкое, сыпучее. У колодца на выезде босая девка черпала бадьей воду.

Слайд 11

«Аукцион фразеологических оборотов» Работать хорошо – Работать плохо – Бежать быстро, (мчаться) – Без особого на то желания -

Слайд 12

Самостоятельная работа с самопроверкой упражнение №201

Слайд 13

Нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов: - с основой на г, к (бегут, текут); - с основой на шипящий (машут, чешут); - с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют); - от глаголов с чередованием с-ш (писать – пишут); - от глаголов с суффиксом –ну- (сохнут, гибнут, мерзнут).

Слайд 15

Домашнее задание: 1 . выучить параграф 31 2. выполнить упражнение 202.

Слайд 16

1.На этом уроке я узнал(а) … 2.На этом уроке я запомнил(а) 3. Я узнал(а), что ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...

Конспект урока русского языка по теме "Деепричастия несовершенного вида".

Тема урока: Деепричастия несовершенного вида.Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса ...

Конспект урока русского языка по теме "Деепричастия несовершенного вида"

Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса  учащихся через употребление в речи деепр...

Конспект урока на тему: "Деепричастия несовершенного вида"

Конспект урока на тему: "Деепричастия несовершенного вида"...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Деепричастия несовершенного вида"

Урок русского языка в 7 классеТема: Деепричастия несовершенного вида.Тип урока: овладение новыми знаниямиЦель: Дать представление о деепричастиях несовершенного вида.;создание условий для формирования...