Конспект урока русского языка в 7 классе "Деепричастия несовершенного вида"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастия несовершенного вида.
Тип урока: овладение новыми знаниями
Цель: Дать представление о деепричастиях несовершенного вида.;создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_uroka_deeprichastiya_nesovershennogo_vida.docx | 34.45 КБ |
deeprichastiya_nesovershennogo_vida.pptx | 343.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснояровская основная общеобразовательная школа»
Деепричастия несовершенного вида
7 класс
Базарон Сэсэг Батоевна
2023
Деепричастия несовершенного вида
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастия несовершенного вида.
Тип урока: овладение новыми знаниями
Цель: Дать представление о деепричастиях несовершенного вида.;
создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации.
Задачи:
обучающие:
-дать учащимся понятие о деепричастиях несовершенного вида;
-научить образовывать деепричастия несовершенного вида; ознакомить обучающихся со способами образования деепричастий несовершенного вида;
-формировать умение отличать деепричастия от других частей речи;
развивающие:
-развивать речь учащихся; работа со словарем: дистанция, бассейн; произноси правильно: черпая, балуясь;
-развивать орфографическую зоркость;
-продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
-продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
воспитательные:
-содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
-создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
Личностные УУД
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
выражать положительное отношение к процессу познания;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
выяснить деепричастия несовершенного вида как части речи
Коммуникативные:
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Предметные: научиться различать деепричастия
Планируемый результат - учащиеся должны получить представление об образовании деепричастия несовершенного вида как части речи, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия: от глаголов какого вида и при помощи каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, схемы, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 7 класс, раздаточный материал
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология: прием «Мозговой штурм»,здоровьесберегающие технологии, игровые технологии; интегрированное обучение и др.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Предметные задачи УУД
I.Организационный. Проверка готовности класса к уроку.
II.Мотивация учащихся к учению. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны.
Итак, мы начинаем.-
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
А слушаем внимательно.
1.Проверка домашнего задания: устно
III.Актуализация ранее полученных знаний
-Соотнесите стрелками вопрос и ответ. Учащиеся выполняют задания на карточках на знание правил (лист взаимопроверки и выставления баллов).
Если 5 правильных ответов из 5 = «5»
Если 4 из 5, то= «4»
Если 3 из5 = «3»
Если 2 из 5= «2»
На какие вопросы отвечает деепричастие? | Какой? какая? какое? |
Что делая? Что сделав? | |
Чем является в предложении? | дополнением |
обстоятельством | |
Признаки каких частей речи имеет? | Глагола и наречия |
Глагола и прилагательного | |
Как изменяются деепричастия? | По родам, числам, падежам |
Не изменяются | |
Как на письме выделяется деепричастный оборот? | Если стоит после определяемого слова |
Всегда выделяется |
-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Ученики озвучивают тему урока, целеполагание. Составляют цели, проговаривают их классу(изучить, научиться, развивать, уметь) Записывают в тетради дату, классную работу и тему урока.
Дбюопрасмтьюбь
ипаДеепричастиябдлрн
тродрьмваоещз
врдорпнесовершенногосолпль
дьриимитопвалдщшж
мроглдшвидаитолео
– Исходя из темы урока, сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Деепричастия несовершенного вида».
-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?
- Какие качества нам помогут в достижении цели?
-Правильно, наша задача – познакомиться с образованием деепричастий несовершенного вида»;
-научиться образовывать деепричастия несовершенного вида.
IV. Первичное усвоение новых знаний
- Открытие нового материала.
Лес
…Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь вокруг пенька.
Э.А.Асадов
- Выпишите, ребята, из отрывка деепричастные обороты, обозначьте деепричастие.
- Определим, к какому виду относятся эти деепричастия? Обратимся к алгоритму.
Алгоритм
- Задай к деепричастию вопрос.
- Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.
- Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида.
Алгоритм
«Как образовать деепричастие от глагола»
- Задайте вопрос к глаголу.
- Если глагол несовершенного вида (что делать?), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
А) поставьте глагол в настоящее время (что делают?)
Б) отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят).
3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)
А)отбросьте суффикс неопределенной формы (-ть, -чь, -ти)
Б) добавьте один из суффиксов (-в, -вши, -ши).
- Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, определите у них основу:
- опаздывать
- торопиться
- увидеть
- заклеить
- засеять
- расколоть
- прочитать
2.Работа с учебником.
Анализ материала по таблице данной в учебнике п.25 на стр.91
- Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
- что обозначают деепричастия несовершенного вида?
- на какой вопрос отвечают?
- при помощи чего образуются деепричастия несовершенного вида?
ФИЗМИНУТКА
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"
V.Первичное закрепление.
1.Образуйте деепричастия несовершенного вида.
Составьте предложения со словами ржавея, чЕрпая, балУясь с частицей НЕ. Учащиеся выполняют упражнение №173 в тетрадях, по цепочке – у доски.
Произноси правильно: чЕрпая, балУясь
2.Практическая работа (работа с текстом)
- Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.
1) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 4) Весело и вел..чаво, словно взлетая, подн..мается могучее светило.5)Яркое с..яние стоит (не)долгое время над потемневш..й землёй.
Взаимопроверка
3.Творческое задание. 🕮 Работа над словарными словами: Дистанция, бассейн
Игра « Потерявшиеся пословицы».
Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы.
Назовите деепричастия, определите их вид.
- Не зная броду,
- Не замочив руки,
- Говорить не думая –
- Кто не подумав говорит,
- Не развязав мешок,
А) не умоешься.
Б) не узнаешь, что в нем.
В) тот вечно вздор твердит.
Г) что стрелять не целясь.
Д) не суйся в воду.
Самооценивание.
Познавательные УУД:
умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о способах образования деепричастий.
Коммуникативные УУД:
Выявление нового о деепричастии. Формирование научных знаний о деепричастии.
умение систематизировать знания, строить речевое высказывание.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
1. Индивидуальная работа.
«Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд»
- Из какого произведения это предложение?
- А какая часть речи его делает выразительным?
- О ком в этом предложении идет речь
2.Мини-тест.
1. Деепричастие – это ….
А) самостоятельная часть речи
В) особая неизменяемая форма глагола
С) неизменяемая часть слова
2.Деепричастие обозначает …..
А) добавочное действие при основном действии
В) признак предмета по действию
С) признак другого признака
3. Деепричастие совершенного вида:
А) замерев
В) мчась
С) выдавая
4.Деепричастие несовершенного вида:
А) сознавая
В) свалив
С) опрокинув
5. Каким членом предложения является деепричастие:
Не любя, невозможно понять жизни.
А) обстоятельство
В) определение
С) дополнение
Ключ: 1-А, 2-А, 3-А, 4-А, 5-А.
Самооценивание.
Регулятивные УУД:
умение использовать полученные знания на практике.
Учащиеся записывают новое, что узнали на уроке об образовании деепричастий. Составить «Синквейн» на тему «Деепричастие», озвучить (работа в группах).
Подведение итогов по листу контроля.
VII. Домашнее задание: Упр. 176, с. 90 . Запишите слова в два столбика.
VIII.Рефлексия: предлагается учащимся ответить на вопросы
1.Что нового узнали на уроке?
2. Каким образом пришли к новому знанию?
3.Что не понравилось при работе в группе? Отвечают на вопросы или могут продолжить предложения:
-Сегодня я узнал..
-Теперь я могу…
-Я понял, что…
-Пусть каждый оценит свою работу за этот урок.
умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности.
Приложение
Лист самоконтроля
ФИ ________________
Вид работы | балл | Вид работы | балл |
1. Повторение | 4. Практическая работа | ||
2.Изучение новой темы | 5. Игра «Потерявшиеся пословицы» | ||
3.Работа в группе (Синквейн) | 7.Мини-тест |
_________________________________________________________________
Список источников:
1.http://e.briop.ru/mod/resource/view.php?id=28760
3.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3 =18113.7
4.http://e.briop.ru/mod/resource/view.php?id=28762
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, А слушаем внимательно .
-Соотнесите стрелками вопрос и ответ (лист взаимопроверки и выставления баллов). Если 5 правильных ответов из 5 = «5» Если 4 из 5, то = «4» Если 3 из 5 = «3» Если 2 из 5= «2»
На какие вопросы отвечает деепричастие? Какой? какая? какое? Что делая? Что сделав? Чем является в предложении? дополнением обстоятельством Признаки каких частей речи имеет? Глагола и наречия Глагола и прилагательного Как изменяются деепричастия? По родам, числам, падежам Не изменяются Как на письме выделяется деепричастный оборот? Если стоит после определяемого слова Всегда выделяется
На какие вопросы отвечает деепричастие? Какой? какая? какое? Что делая? Что сделав? Чем является в предложении? дополнением обстоятельством Признаки каких частей речи имеет? Глагола и наречия Глагола и прилагательного Как изменяются деепричастия? По родам, числам, падежам Не изменяются Как на письме выделяется деепричастный оборот? Если стоит после определяемого слова Всегда выделяется
Дбюн бюоотгь лрьсп Деепричастия юбрпсн юдлрлли несовершенного ььриииююгстьь исрео вида брявпе
Я хочу изучить материал по теме урока. Я хочу узнать: 1.Что обозначают деепричастия несовершенного вида? 2.На какой вопрос отвечают? 3.Как образуются? Мы должны уметь применять орфографическое правило: «Образование деепричастий несовершенного вида»;
Лес … Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь вокруг пенька. Э.А.Асадов
ёжась (что делая?) – несов. вид; посинев (что сделав?) – сов. вид; взявшись – (что сделав?) – сов. вид; греясь (что делая?) – несов. вид
Алгоритм «Как образовать деепричастие от глагола» Задайте вопрос к глаголу. Если глагол несовершенного вида (что делать?), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
Алгоритм «Как образовать деепричастие от глагола» Задайте вопрос к глаголу. Если глагол несовершенного вида (что делать?), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?) А) поставьте глагол в настоящее время (что делают?) Б) отбросьте окончание (- ут , -ют, - ат , - ят ). 3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?) А) отбросьте суффикс неопределенной формы (- ть , - чь , - ти ) Б) добавьте один из суффиксов (-в, -вши, - ши ).
вид глагол деепричастие Несовер - шенный совершенный что делать? что сделать? что делая? ч то сделав?
ВЫВОД: деепричастие основа глагола суффиксы пример несовершенного вида что делая? настоящего времени -а (-я) Молча замирая совершенного вида что сделав? Неопределённой формы Простое будущее время -в, -вши - ши -а (-я) Замерев Улыбнувшись Испёкши услыша
- Образуйте от глаголов деепричастия: - опаздывать - торопиться - увидеть - заклеить - засеять - расколоть - прочитать -
- опаздывая - торопясь - увидев - заклеив - засеяв - расколов - прочитав
ФИЗМИНУТКА По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!"
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО: чЕрпая балУясь
Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения. 1) Кошка бегала по кровле, (не) доумевая , куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом .. рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож ..дало её. 4) Весело и вел.. чаво , словно взлетая, подн ..мается могучее светило.5)Яркое с.. яние стоит (не)долгое время над потемневш .. й землёй.
Работа над словарными словами: Д и станция, ба сс ейн
Игра « Потерявшиеся пословицы » Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы. Назовите деепричастия, определите их вид. 1. Не зная броду, 2. Не замочив руки, 3. Говорить не думая – 4. Кто не подумав говорит, 5. Не развязав мешок, А) не умоешься. Б) не узнаешь, что в нем. В) тот вечно вздор твердит. Г) что стрелять не целясь. Д) не суйся в воду.
Мини-тест 1. Деепричастие – это …. А) самостоятельная часть речи В) особая неизменяемая форма глагола С) неизменяемая часть слова
2.Деепричастие обозначает ….. А) добавочное действие при основном действии В) признак предмета по действию С) признак другого признака
3. Деепричастие совершенного вида: А) замерев В) мчась С) выдавая
4.Деепричастие несовершенного вида: А) сознавая В) свалив С) опрокинув
5. Каким членом предложения является деепричастие: Не любя, невозможно понять жизни. А) обстоятельство В) определение С ) дополнение
Ключ : 1-А 2-А 3-А 4-А 5-А Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Составить « Синквейн » на тему «Деепричастие» (работа в группах) 1.Одно существительное (тема) 2. Два прилагательных (раскрывающие тему) 3.Три глагола (описывающие действия по теме) 4. Предложение (отношение к теме) 5.Одно существительное-итог (синоним темы)
Д омашнее задание : п. 25 теория упр.176, с. 90 . Запишите слова в два столбика.
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я теперь могу… 5. я научился… 6. у меня получилось… 7. мне захотелось… 8. я попробую… 9. я смог …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...
План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...
План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"
Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды глаголов"
Урок изучения нового материала, направленный на организацию деятельности учащихся по овладению сполсобами распознания видов глаголов....
Конспект урока русского языка по теме "Деепричастия несовершенного вида".
Тема урока: Деепричастия несовершенного вида.Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса ...
Конспект урока русского языка по теме "Деепричастия несовершенного вида"
Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса учащихся через употребление в речи деепр...