Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;
• нахождение исходной формы, от которой образовано деепричастие;
• образование деепричастий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
Цель:
- суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- нахождение исходной формы, от которой образовано деепричастие;
- образование деепричастий.
Ход урока.
1. Разминка.
На доске записано 10 деепричастий. Учащиеся объясняют правописание 2-3 деепричастий (на выбор). Затем учащимся предлагается записать слова по памяти.
После записи они разбирают 1-2 слова по составу. Капитаны проверяют.
Выпив, стараясь, наливая, наклоняясь, понизив, завернув, развертывая, проговорив, насмотревшись, не глядя.
2. Проверка домашнего задания.
Для повторения темы «Деепричастный оборот» проводится игра лото.
Размеры карточки 15х15. Лист делится на шесть клеток, в каждую из которых записываются предложения с ОД и ДО. Готовим несколько маленьких карточек, на которых дается характеристика предложения:
- Предложение с причастным оборотом;
- Предложение с одиночным деепричастием;
- Предложение с вводными словами;
- Предложение с ДО (в середине предложения);
- Предложения с ДО (в начале предложения);
- Предложение с обращением;
- Предложение с однородными членами;
- Предложение с ДО (в конце предложения) и т. д.
Учитель читает предложения на карточке, объясняет задание. Кто быстрее и правильно.
Поднявшись, он быстро подошел к окну. | Заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки… | А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озерам. |
Вырастив урожай; заперев дом; не замечая его. | Выйдя из дома, человек направился к метро. | Лебеди, не замечая меня, плавали, переговаривались. |
3.1. Объяснение новой темы.
Учащийся (сильный) объясняет новую тему, опираясь на цветовую таблицу. Делает обобщение по теме.
2. Два ученика у доски делают синтаксический разбор предложений.
Дают характеристику деепричастиям.
а) Стоит Федосья, распустив волосья.
б) Стоит старик над водой, качая бородой.
3. Учащиеся должны образовать от глаголов деепричастия совершенного и
несовершенного вида.
Кроссворд.
По горизонтали.
2. Указать – деепричастие совершенного вида;
4. Взяться – деепричастие совершенного вида;
6. Сидеть – деепричастие несовершенного вида;
8. Делать – деепричастие несовершенного вида;
10. Увидеть – деепричастие несовершенного вида;
12. Забывать – деепричастие несовершенного вида;
14. Сдавать – деепричастие несовершенного вида;
16. Слезать – деепричастие несовершенного вида.
По вертикали.
1.Смеяться – деепричастие несовершенного вида;
3. Увидеть – деепричастие совершенного вида;
5. Вникать – деепричастие несовершенного вида;
7. Взрывать – деепричастие несовершенного вида;
9. Мяукать – деепричастие несовершенного вида;
11. Держать – деепричастие несовершенного вида;
13. Знать – деепричастие несовершенного вида;
15. Врезать – деепричастие совершенного вида.
1 С |
| 3 | |||||||||||
М | 2 У | К | А | З | А | 5 В | |||||||
| 7 | Е | В | Н | |||||||||
4 В | З | Я | В | Ш | И | С | Ь | 6 С | И | Д | Я | ||
З | С | Д | 9 М | К | |||||||||
Р | Ь | 8 Д | Е | Л | А | Я | А | ||||||
Ы | В | У | Я | ||||||||||
10 У | В | И | 11 Д | Я | К | ||||||||
А | Е | 12 З | А | Б | Ы | 15 В | А | Я | |||||
Я | Р | 13 З | Я | Р | |||||||||
Ж | Н | Е | |||||||||||
14 З | А | Д | А | В | А | Я | 16 С | Л | Е | З | А | Я | |
Я | А | ||||||||||||
Я |
Учитель составляет кроссворд, учитывая знания учащихся по теме.
Также составление кроссвордов можно задать учащимся в форме д/з.
4. Игра «Кулинар»
Составьте и запишите рецепты салатов из данных ингредиентов, используя деепричастия. Определите вид деепричастий, обозначьте суффиксы.
Салат слоеный с курицей
Продукты: | |||
|
|
| |
Слоеный салат с грибами и крабовыми палочками
Продукты:
- рис - 3 ст.л.
- крабовые палочки - 2 пачки
- яйцо - 3 шт.
- морковь
- грибы
- майонез.
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Поделитесь своим впечатлением об уроке, использовав для этого неоконченные предложения:
- Мне стало известно, что...
- Меня особенно привлекло и заинтересовало...
- Я полностью понимаю, что...
- То, что мне стало известно, может повлиять на...
- Считаю нужным сделать следующее…
Д/з: Вид деепричастий. «Рецепт». Запишите рецепт приготовления любого блюда, используя деепричастия. Укажите вид деепричастий, употреблённых вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Что такое причастие? 6 класс.
Данная тема изучается в разделе: «Причастие в языке и речи».Тип урока – урок открытия нового знания....
конспект урока по русскому языку "Удивительный мир фразеологизмов" 5 класс
Урок изучения нового материала. Урок сопровождается презентацией, которую вы можете найти на моей странице....
Конспект урока по русскому языку "Зачем нужен язык?" 5 класс
Урок "Зачем нужен язык?" является первым уроком в программе русского языка в 5 классе, поэтому он должен быть интересным, познавательным и лёгким. К конспекту прилагается презентация для использования...
Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»
Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков....
План - конспект урока по русскому языку с применением ИКТ ( 11 класс).
Тема: «Не прячьте память о войне, не оскверняйте лик Победы…» (подготовка к сочинению - рассуждению по исходному тексту - 25 задание ЕГЭ)....
Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ (11 класс)
Каждый учащийся на уроке русского языка в 11 классе на тему «Не прячьте память о войне, не оскверняйте лик Победы…» (подготовка к сочинению - ра...
Конспект урока по русскому языку "Семь цветов деепричастия". 6 класс.
Тема: "Семь цветов деепричастия".Цель: • познакомить учащихся с понятием о деепричастии;• подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме.Оборудование: музыкально...