Конспект. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprchastiya_sovershennogo_i_nesovershennogo_vida.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Цели: углубление знаний о способах образования деепричастий; отработка умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; развитие речи; воспитание патриотизма.
Оборудование: толковые словари, карточки-морфемы, разноуровневые задания, карточки-тексты, пульты, магниты.
Ход урока.
I. Оргмомент – слайд 1.
Здравствуйте, дети, рада вас видеть!
Каждый урок – это масса открытий.
Нам предстоит углубить наши знания
Деепричастий образования,
В речи уместное употребление,
В жизни дальнейшей их применение.
- Запишите тему урока. Имя урока – «Эта непростая часть речи…»
II. Словарная работа – слайд 2.
- Вы любите загадки? А умеете их разгадывать? Давайте проверим.
На большие расстоянья
Мчится он без опозданья;
Пишется в конце две «с»,
Называется…
(экспресс).
- На какую орфограмму в слове-отгадке надо обратить внимание?
- Обратите внимание на произношение.
-Выпишите из толкового словаря значение слова.
- Закрепим правописание слова, выполнив упражнение 270 учебника.
III. Работа по учебнику.
- Прочитайте задание.
- Давайте вспомним, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида.
- Почему в 3 случае невозможно произвести замену?
(Делаем вывод. Выполняем задание.)
IV. Выполнение задания, аналогичного домашнему – слайд 3.
- Сохраняя вид, образуйте от глаголов деепричастия, произведите морфемный разбор полученных деепричастий.
- Почему от глагола «ждать» нельзя образовать деепричастие?
V. Выступления учащихся – слайд 4.
VI. Электронное тестирование – слайд 5.
VII. Физкультминутка.
VIII. Самостоятельная работа - разноуровневые задания «Это мне по силам» -
слайд 6.
Карточка
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида
«Это мне по силам»
Уровень «Удовлетворительно» | Уровень «Хорошо» | Уровень «Отлично» |
Выпишите деепричастия, распределив их в две колонки: «сов.в.» и «несов.в.», выделите суффиксы деепричастий. | Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания и образуя от заключённых в скобки глаголов деепричастия. Укажите вид деепричастий. | Замените причастные обороты деепричастными. Запишите полученные предложения, применяя правило выделения деепричастного оборота на письме. |
1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2. Я не шёл, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. 3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. 4. Человек шёл, ничего не замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. 5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево. 6. Растянувшись вдоль ветви, она кладёт голову на передние лапы и замирает. 7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку. 8. Тетерев, тяжело взмахнув крыльями, поднялся и полетел. 9. Стадо уток, покружившись над озером, село на воду около тростника. | 1. Внезапно ра..дался топот скач..щей лошади; круто ост..новилась она у самого к..стра, и, (уцепиться) за гриву проворно спрыгнул с неё Павлушка. 2. Я думал, волк, пр..бавил он равнодушн..м гол..сом проворно (дышать) всей груд..ю. 3. Обе собаки также вскочили в круж..к света и тотчас сели (высунуть) красные языки. 4. Без хворостинки в руке, ноч..ю, он нимало не (колебаться) поскакал один на волка. 5. Что за славный мальчик! думал я (глядеть) на него. | Женский костюм XVIII века. Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрыва- лись распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, при- крепляя его к поясу, добивались рас- ширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. |
IX. Работа в парах – работа с текстом (по типу ОГЭ).
Подготовка к ОГЭ.
Деепричастие.
Работа с текстом
Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
(1) 9 декабря, пройдя с боями 24 километра, подразделения 1-й гвардейской дивизии завязали бой за село Стрелец. (2) В домах и на улицах немцы установили более 20 орудий. (3) Глубокие овраги, прорезавшие село, способствовали созданию выгодного оборонительного рубежа. (4) Первым ворвался на восточную окраину села 3-й батальон Воронежского добровольческого коммунистического полка. (5) Его передовые группы, пытаясь скрытно пробраться в центр села, были замечены и остановлены яростным пулеметным огнем с церковной колокольни. (6) Ожесточённая перестрелка не стихала до темноты, но взять село так и не удалось.
(7) 10 декабря штурм с.Стрелец возобновился, но наступление было осложнено неожиданным ударом с тыла. (8) Оказалось, что немцы, выбитые из с.Долгоруково, отступая на северо-запад, захватили село Богатые Плоты. (9) Когда Воронежский полк атаковал Стрелец, фашисты прорвались из Богатых Плотов и стали наступать, тесня наши войска. (10) Положение стало критическим. (11) Надо было во что бы то ни стало остановить врага. (12) Установив одно из трофейных орудий против наступавших с тыла немцев, артиллеристы открыли огонь. (13) Затем было спешно доставлено второе орудие, и его огонь остановил немцев. (14) Гитлеровцы, не выдержав, стали отступать, бросив обоз. (15) Колонна фашистов, проскочив Богатые Плоты и спускаясь к реке Олым, была уничтожена.
(16) Разгром отступавшей колонны врага позволил возобновить штурм Стрельца. (17) Трофейные орудия гвардейцы развернули против вражеского гарнизона. (18) Используя огонь артиллерии, подразделения полка перешли в атаку.(19) Пулемётный огонь немцев по-прежнему не давал возможности атаковать. (20) В этой обстановке артиллеристы открыли огонь прямо по колокольне. (21) После третьего выстрела снаряд разорвался на куполе и пулемёт замолчал. (22) Гитлеровцы, дрогнув, стали отходить. (23) Оборона врага была сломлена, немцы побежали, спасаясь от окружения. (24) Многих добивали тут же, вылавливая и уничтожая в домах и на огородах. (25) К исходу 10 декабря Стрелец был освобождён от фашистов.
- Какая информация НЕ СОДЕРЖИТСЯ в тексте?
- Село Стрелец освобождали бойцы Воронежского добровольческого коммунистического полка.
- Штурм с.Стрелец, возобновившийся 10 декабря, был осложнён неожиданным ударом с тыла.
- Гитлеровцы начали отходить после того, как замолчал пулемёт, стрелявший с церковной колокольни.
- 127 бойцов Воронежского добровольческого коммунистического полка покоятся в братской могиле на окраине с.Стрелец.
- Определите СТИЛЬ текста:
1) разговорный
2) публицистический
3) научный
4) официально-деловой
3. Из предложения 11 выпишите ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
4. Сколько грамматических основ в предложении 23?
5. Из предложения 5 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.
6. Из предложений 1-6 выпишите ДЕЕПРИЧАСТИЕ СОВЕРШЕННОГО ВИДА.
7. Из предложений 12-15 выпишите ДЕЕПРИЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.
8. Сколько ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ в предложении 15?
1) 1 2) 2 3)3 4) 4
9. Среди предложений 7-9 найдите предложение с ПРИЧАСТНЫМ и ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТАМИ. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 12-14 найдите предложение с ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ и ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. Напишите номер этого предложения.
X. Работа по развитию речи – «Лови ошибку» - слайд 7.
XI. Домашнее задание – упражнение 280 или 281 – слайд 10.
XII. Подведение итогов – слайд 11.
XIII. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деепричастие совершенного и несовершенного вида
таблица в помощь учащимся...
Презентация. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
презентация к уроку...
Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.
Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Тренировочные упражнения по теме для учащихся 7 класса...
Разработка урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"
Технологическая карта урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" в 7 классе....
Презентация по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"
Презентация урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" в 7 классе....
Деепричастия совершенного и несовершенного вида (карта урока, презентация)
Карта урока и презентация по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида", русский язык 7 класс....