Конспект. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Семёнова Ольга Вячеславовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprchastiya_sovershennogo_i_nesovershennogo_vida.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Цели: углубление знаний о способах образования деепричастий; отработка умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; развитие речи;  воспитание патриотизма.

Оборудование: толковые словари, карточки-морфемы, разноуровневые задания, карточки-тексты, пульты, магниты.

Ход урока.

I. Оргмомент – слайд 1.

Здравствуйте, дети, рада вас видеть!

Каждый урок – это масса открытий.

Нам предстоит углубить наши знания

Деепричастий образования,

В речи уместное употребление,

В жизни дальнейшей их применение.

- Запишите тему урока. Имя урока – «Эта непростая часть речи…»

II. Словарная работа – слайд 2.

- Вы любите загадки? А умеете их разгадывать? Давайте проверим.

На большие расстоянья

Мчится он без опозданья;

Пишется в конце две «с»,

Называется…

(экспресс).

- На какую орфограмму в слове-отгадке надо обратить внимание?

- Обратите внимание на произношение.

-Выпишите из толкового словаря значение слова.

- Закрепим правописание слова, выполнив упражнение 270 учебника.

III. Работа по учебнику.

- Прочитайте задание.

- Давайте вспомним, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида.

- Почему в 3 случае невозможно произвести замену?

(Делаем вывод. Выполняем задание.)

IV. Выполнение задания, аналогичного домашнему – слайд 3.

- Сохраняя вид, образуйте от глаголов деепричастия, произведите морфемный разбор полученных деепричастий.

- Почему от глагола «ждать» нельзя образовать деепричастие?

V. Выступления учащихся – слайд 4.

VI. Электронное тестирование – слайд 5.

VII. Физкультминутка.

VIII. Самостоятельная работа - разноуровневые задания «Это мне по силам» -

слайд 6.

Карточка

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

«Это мне по силам»

Уровень «Удовлетворительно»

Уровень «Хорошо»

Уровень «Отлично»

Выпишите деепричастия, распределив их в две колонки: «сов.в.» и «несов.в.», выделите суффиксы деепричастий.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания и образуя от заключённых в скобки глаголов деепричастия. Укажите вид деепричастий.

Замените причастные обороты деепричастными. Запишите полученные предложения, применяя правило выделения деепричастного оборота на письме.

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2. Я не шёл, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам.

3. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы.

4. Человек шёл, ничего не замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе.

5. Спасаясь от человека, пантера влезает на дерево.

6. Растянувшись вдоль ветви, она кладёт голову на передние лапы и замирает.

7. Человек, увидев меня, проворно снял с плеча винтовку.

8. Тетерев, тяжело взмахнув крыльями, поднялся и полетел.

9. Стадо уток, покружившись над озером, село на воду около тростника.

1. Внезапно ра..дался топот скач..щей лошади; круто ост..новилась она у самого к..стра, и, (уцепиться) за гриву проворно спрыгнул с неё Павлушка.

2. Я думал, волк, пр..бавил он равнодушн..м гол..сом проворно (дышать) всей груд..ю.

3. Обе собаки также вскочили в круж..к света и тотчас сели (высунуть) красные языки.

4. Без хворостинки в руке, ноч..ю, он нимало не (колебаться) поскакал один на волка.

5. Что за славный мальчик! думал я (глядеть) на него.

Женский костюм XVIII века.

  Собирающаяся на бал дама надевала

нарядное платье, которое доставляло

массу проблем. Несколько нижних юбок,

прячущихся под глухим платьем,

составляли основу костюма и перекрыва-

лись распашным платьем. Под нижнюю

юбку делали каркас (фижмы) и, при-

крепляя его к поясу, добивались рас-

ширения платья. Корсет, стягивающий

талию, придавал фигуре стройность.

Дама XVIII века, напоминающая

изящную фарфоровую статуэтку,

выглядела весьма грациозно.

IX. Работа в парах – работа с текстом (по типу ОГЭ).

Подготовка к ОГЭ.

Деепричастие.

Работа с текстом

Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните  задания.

(1) 9 декабря, пройдя с боями 24 километра, подразделения 1-й гвардейской дивизии завязали бой за село Стрелец. (2) В домах и на улицах немцы установили более 20 орудий. (3) Глубокие овраги, прорезавшие село, способствовали созданию выгодного оборонительного рубежа. (4) Первым ворвался на восточную окраину села 3-й батальон Воронежского добровольческого коммунистического полка. (5) Его передовые группы, пытаясь скрытно пробраться в центр села, были замечены и остановлены яростным пулеметным огнем с церковной колокольни. (6) Ожесточённая перестрелка не стихала до темноты, но взять село так и не удалось.

(7) 10 декабря штурм  с.Стрелец возобновился, но наступление было осложнено неожиданным ударом с тыла. (8) Оказалось, что немцы, выбитые из с.Долгоруково, отступая на северо-запад, захватили село Богатые Плоты. (9) Когда Воронежский полк атаковал Стрелец, фашисты прорвались из Богатых Плотов и стали наступать, тесня наши войска. (10) Положение стало критическим. (11) Надо было во что бы то ни стало остановить врага.        (12) Установив одно из трофейных орудий против наступавших с тыла немцев, артиллеристы открыли огонь. (13) Затем было спешно доставлено второе орудие, и его огонь остановил немцев. (14) Гитлеровцы, не выдержав, стали отступать, бросив обоз. (15) Колонна фашистов, проскочив  Богатые Плоты и спускаясь к реке Олым, была уничтожена.
           (16) Разгром отступавшей колонны врага позволил возобновить штурм Стрельца. (17) Трофейные орудия гвардейцы развернули против вражеского гарнизона. (18) Используя огонь артиллерии, подразделения полка перешли в атаку.(19) Пулемётный огонь немцев по-прежнему не давал возможности атаковать. (20) В этой обстановке артиллеристы открыли огонь прямо по колокольне. (21) После третьего выстрела снаряд разорвался на куполе и пулемёт замолчал. (22) Гитлеровцы, дрогнув,  стали отходить.     (23) Оборона врага была сломлена, немцы побежали, спасаясь от окружения. (24) Многих добивали тут же, вылавливая и уничтожая в домах и на огородах. (25) К исходу 10 декабря Стрелец был освобождён от фашистов.

  1. Какая информация НЕ СОДЕРЖИТСЯ в тексте?

  1. Село Стрелец освобождали бойцы Воронежского добровольческого коммунистического полка.
  2. Штурм с.Стрелец, возобновившийся 10 декабря, был осложнён неожиданным ударом с тыла.
  3. Гитлеровцы начали отходить после того, как замолчал пулемёт, стрелявший с церковной колокольни.
  4.  127 бойцов Воронежского добровольческого коммунистического полка покоятся в братской могиле на окраине с.Стрелец.

  1. Определите СТИЛЬ текста:

1) разговорный

2) публицистический

3) научный

4) официально-деловой

     

      3. Из предложения 11 выпишите ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

      4. Сколько грамматических основ в предложении 23?

      5. Из предложения 5 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

      6. Из предложений 1-6 выпишите ДЕЕПРИЧАСТИЕ СОВЕРШЕННОГО ВИДА.

      7. Из предложений 12-15 выпишите ДЕЕПРИЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.

      8. Сколько ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ в предложении 15?

            1) 1            2) 2              3)3                 4) 4

      9. Среди предложений 7-9  найдите предложение с ПРИЧАСТНЫМ и ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТАМИ. Напишите номер этого предложения.

     10. Среди предложений 12-14 найдите предложение с ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ и ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. Напишите номер этого предложения.

X. Работа по развитию речи – «Лови ошибку» - слайд 7.

XI. Домашнее задание – упражнение 280 или 281 – слайд 10.

XII. Подведение итогов – слайд 11.

XIII. Выставление оценок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Тренировочные упражнения по теме для учащихся 7 класса...

Разработка урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"

Технологическая карта урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" в 7 классе....

Презентация по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"

Презентация  урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" в 7 классе....

Деепричастия совершенного и несовершенного вида (карта урока, презентация)

Карта урока и презентация по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида", русский язык 7 класс....