Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Магомедова Патимат Устархановна

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания при них"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Магомедова Патимат Устархановна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них

Цель урока: закрепить знания по теме «Сложные предложения»; познакомить с бессоюзными сложными предложениями и правилами постановки знаков препинания в них

Задачи урока: образовательные (предметные): учить строить ответ с опорой на теоретические знания; формировать умения правильной постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

развивающие (метапредметные): способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, их познавательной активности; учить применять полученные знания на практике, планировать учебное сотрудничество с учителем, в группе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

воспитательные (личностные): воспитывать интерес к предмету, самостоятельность в работе, учить внимательному отношению и любви к слову.

Место урока: 1 урок в теме «Бессоюзные сложные предложения»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: метод самостоятельной работы, метод исследования

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (в том числе компоненты функциональной грамотности - ФГ)

1. Актуализация знаний и постановка учебной задачи – 10 мин.

Цель: готовность мышления к построению нового способа действия

Слайд 2 (вопросы для повторения изученного материала)

Слайд 3 (примеры для закрепления изученного материала)

Слайд 4 (ответы к диктанту)

Приветствие учителя.

Просит записать в тетради: число и классная работа.

Вопросы учителя:

1.Что такое простое предложение?

2.Что такое сложносочиненное предложение?

3.Что такое сложноподчиненное предложение?

Проводит цифровой диктант.

  1. ПП: № предложений
  2. ССП: №…
  3. СПП: №…
  4. …№…

Дает задание: прочитать предложения и выписать номера простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, а остальные записать в 4 группу.

Проверить по эталону.

Задает вопрос: как называются предложения 4 группы? Почему?

Просит сформулировать тему урока и учебные задачи.

Приветствуют учителя.

Записывают в тетради число и классная работа.

 Устно отвечают на вопросы учителя, обосновывают свои высказывания.

Выполняют задание в тетради, проверяют по эталону, вносят коррективы с объяснением.

Отвечают на вопрос учителя и аргументируют свое мнение. (БСП – сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу и интонационно, без союзов и союзных слов).

Определяют тему урока и записывают в тетрадь, называют учебные задачи.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

Математическая грамотность: закрепление изученного материала по заданной схеме

2. Вхождение в тему урока – 7-8 мин.

Метод исследования

Слайд5 (сложные предложения)

Слайд 6 (ответы к заданию)

3.Динамическая пауза – 1 мин.

Слайд 7 (упражнение для глаз).

Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.

4.Групповая практическая работа – 15 мин.

Метод исследования

Слайд 8 (правило постановки запятой и точки с запятой в БСП)

Слайд 9 (правило постановки тире и двоеточия в БСП)

4.Устное закрепление нового материала – 2 мин.

Предлагает разделиться на 2 группы.

Задает вопросы:

-В чем отличие бессоюзных сложных предложений от союзных?

-Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?

Учитель предлагает провести исследование в группах.

1. Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Назовите номера этих предложений (слушает каждую группу).

Проверка по эталону.

Что вы можете сказать о знаках препинания в БСП? 

Предлагает немного отдохнуть.

 Посмотрите на экран и сделайте зарядку для глаз.

Учитель предлагает продолжить исследование в группах.

2. Письменное задание. Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая. Начертить схему предложения.

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой. Начертить схему предложения.

Учитель включает слайд с пунктуационным правилом: запятая и точка с запятой в БСП.

3. Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире.

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие.

 Включает слайд с пунктуационным правилом, комментирует выступления групп.

Дает обеим группам задание: сформулировать вывод по теме урока.

- Какие предложения мы будем называть бессоюзными сложными? 

Объединяются в группы.

Отвечают на вопросы.

Читают теоретические сведения по теме.

Знакомятся с заданиями на карточках, самостоятельно выполняют задание учителя, обсуждают в группе, выбирают правильное решение.

Читают номера предложений, объясняют свой выбор. Проверяют по эталону на доске.

Учащиеся отвечают на вопрос, делают вывод. (Простые предложения в составе БСП могут отделяться запятыми, точкой с запятой, двоеточием, тире).

Ученики выполняют упражнения для глаз.

Каждая группа выполняет свое задание, предложенное учителем, письменно.

Каждая группа объясняет смысл простых предложений в БСП и делает вывод: когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой.

По 1 ученику из каждой группы выходят к доске и чертят схемы БСП.

Обе группы сравнивают свои выводы с правилом на слайде.

1 группа объясняет и делает вывод: когда в БСП ставится тире.

1 ученик из группы чертит схему на доске.

2 группа приводит свое объяснение и делает вывод: когда в БСП ставится двоеточие.

1 ученик из группы чертит схему на доске.

Сверяют свои выводы с правилом постановки знаков препинания в БСП.

Каждая группа отвечает на вопрос.

(Такие сложные предложения, в которых простые объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и союзных слов).

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе работы.

Регулятивные: формирование ситуации саморегуляции (учебных знаний и умений), умения сотрудничать в совместном решении задач.

Читательская грамотность:

анализ и обобщение полученной информации, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы, осуществлять самопроверку;

делать выводы и личные умозаключения в результате совместной работы учителя и класса.

Читательская грамотность:

анализ и обобщение полученной информации, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Познавательные:

делать выводы и личные умозаключения в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные:

уметь связно, логично излагать собственное мнение

5.Итог урока. Рефлексия – 3 мин.

Задает вопросы:

Выполнили вы задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: оценивают результаты своей деятельности

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.

6. Домашнее задание – 1 мин

Слайд 10

Объясняет домашнее задание: составить ментальную карту на основе теоретических сведений по теме «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»

Записывают задание в дневник (повторить теоретические сведения, составить ментальную карту)

Регулятивная:

планировать домашнюю работу в соответствии с поставленной задачей

Читательская грамотность:

готовность к смысловому чтению — восприятие, анализ, оценка, интерпретация и обобщение информации по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...