Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.
презентация к уроку

Вершинина Оксана Александровна

Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические  знания, но практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма. ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №1 г. Усолье-Сибирское» Вершинина Оксана Александровна

Слайд 2

Цель педагогической деятельности Заключается в совершенствовании способов практической деятельности на уроках русского языка, литератур-ного чтения, окружающего мира для формирования навыков грамотного письма через развитие орфографи-ческой зоркости учащихся.

Слайд 3

Задачи: Определить, что такое «орфографическая зоркость»; Выделить условия развития орфографичес-кой зоркости ; Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма; Составить подборку упражнений для раз-вития грамотного письма.

Слайд 4

Определение орфографической зоркости Орфографическая зоркость – это спо-собность (или умение) быстро обнару-живать в тексте орфограммы и опре-делить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)

Слайд 5

Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфо-графической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма

Слайд 6

Условия формирования орфографической зоркости 1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания). 2.Умение различать орфограммы (опреде-лять тип орфограммы, её признаки ). 3.Умение соотносить орфограмму с опре-делённым правилом. 4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму). 5.Умение осуществлять самопроверку.

Слайд 7

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный ана-лиз; логические операции сравнения, конкре-тизации, систематизации, классификации; зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Слайд 8

Обучение звуковому анализу .В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответс-твие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве . Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции ,т.е. однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е. может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

Слайд 10

Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова: 1. Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон) 2. Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах. 3. Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран). 4. Перевертыши: кот-ток, сорт-трос. 5. Исключение звука из слова: роса-оса. 6. Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.

Слайд 11

Упражнения ,направленные на развитие орфографической зоркости: Списывание, комментированное письмо, пись-мо по памяти, самодиктанты, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, дик-танты с самопроверкой. Игра «Найди опасное место»: учитель произ-носит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять. «Светофор»: Покажите красный сигнал «свето-фора», как только найдёте в слове «опасное место». «Дырявое письмо»: если звуку можно «дове-рять», обозначаем его буквой, если нет – про-пускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).

Слайд 12

Задание (дерево из слов) водяной подводник водитель наводнение приводить вода подводник водяной наводнение

Слайд 13

«Кто больше насобирает орфограмм?» «От значения слова к правильной букве». Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец от слова храбрый , кофейник от слова кофе , а тащить от слова тощий ?

Слайд 14

Алгоритм списывания: -Прочитай предложение так, как оно слышит-ся; -Повтори по памяти; -Подчеркни «опасные места», орфограммы; -Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется; -Пиши и подчеркивай орфограммы, не смот-ря в книгу; -Проверь по книге.

Слайд 15

Комментированное письмо по рекомендациям К.А.Москаленко: учитель диктует предложение всему классу орфоэ-пически; один из учеников (вначале это лучший успеваю-щий), не вставая с места и работая вместе с клас-сом, громко проговаривает слово по слогам орфог-рафически (первое предупреждение); никто не пишет; затем он же комментирует (объясняет правописа-ние) слово (второе предупреждение); ученики всего класса внимательно следят за ком-ментированием, проверяя свои знания в области грамматики; если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заме-няет другой ученик; молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.

Слайд 16

Письмо по памяти: Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. Упражнение в запоминании. Орфографическое чтение слов с орфограм-мами. Запись. Проверка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка .

Развитие "орфографической зоркости" у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, так как от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. Сегодня, когда на выхо...