Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.
презентация к уроку
Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические знания, но практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель педагогической деятельности Заключается в совершенствовании способов практической деятельности на уроках русского языка, литератур-ного чтения, окружающего мира для формирования навыков грамотного письма через развитие орфографи-ческой зоркости учащихся.
Задачи: Определить, что такое «орфографическая зоркость»; Выделить условия развития орфографичес-кой зоркости ; Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма; Составить подборку упражнений для раз-вития грамотного письма.
Определение орфографической зоркости Орфографическая зоркость – это спо-собность (или умение) быстро обнару-живать в тексте орфограммы и опре-делить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)
Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфо-графической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма
Условия формирования орфографической зоркости 1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания). 2.Умение различать орфограммы (опреде-лять тип орфограммы, её признаки ). 3.Умение соотносить орфограмму с опре-делённым правилом. 4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму). 5.Умение осуществлять самопроверку.
Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный ана-лиз; логические операции сравнения, конкре-тизации, систематизации, классификации; зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Обучение звуковому анализу .В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответс-твие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве . Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции ,т.е. однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е. может быть обозначен разными буквами при том же звучании.
Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова: 1. Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон) 2. Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах. 3. Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран). 4. Перевертыши: кот-ток, сорт-трос. 5. Исключение звука из слова: роса-оса. 6. Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.
Упражнения ,направленные на развитие орфографической зоркости: Списывание, комментированное письмо, пись-мо по памяти, самодиктанты, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, дик-танты с самопроверкой. Игра «Найди опасное место»: учитель произ-носит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять. «Светофор»: Покажите красный сигнал «свето-фора», как только найдёте в слове «опасное место». «Дырявое письмо»: если звуку можно «дове-рять», обозначаем его буквой, если нет – про-пускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).
Задание (дерево из слов) водяной подводник водитель наводнение приводить вода подводник водяной наводнение
«Кто больше насобирает орфограмм?» «От значения слова к правильной букве». Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец от слова храбрый , кофейник от слова кофе , а тащить от слова тощий ?
Алгоритм списывания: -Прочитай предложение так, как оно слышит-ся; -Повтори по памяти; -Подчеркни «опасные места», орфограммы; -Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется; -Пиши и подчеркивай орфограммы, не смот-ря в книгу; -Проверь по книге.
Комментированное письмо по рекомендациям К.А.Москаленко: учитель диктует предложение всему классу орфоэ-пически; один из учеников (вначале это лучший успеваю-щий), не вставая с места и работая вместе с клас-сом, громко проговаривает слово по слогам орфог-рафически (первое предупреждение); никто не пишет; затем он же комментирует (объясняет правописа-ние) слово (второе предупреждение); ученики всего класса внимательно следят за ком-ментированием, проверяя свои знания в области грамматики; если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заме-няет другой ученик; молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.
Письмо по памяти: Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. Упражнение в запоминании. Орфографическое чтение слов с орфограм-мами. Запись. Проверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»
P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...
Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".
Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...
"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка .
Развитие "орфографической зоркости" у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, так как от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. Сегодня, когда на выхо...