Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»
опыты и эксперименты (8 класс)
Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка» | 37.01 КБ |
Презентация | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»
Автор: Рудякова Ольга Викторовна
Организация: МБОУ Шумилинская СОШ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА: (на слайде нет)
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Практическая демонстрация приемов.
4. Подведение итогов мастер-класса.
5. Рефлексия.
Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер классе.
Постановка педагогической проблемы.
Предлагаю вам выполнить задание и определить тему моего мастер класса.
Нужно разгадать ребус. (слайд №1)
Совершенно верно. Тема моего выступления читательская грамотность, а именно, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка.
Тема мастер-класса «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка». (на слайде 2)
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .
Задачи (слайд№3)
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
-Что такое «грамотность» знают все. А если забыли, перед вами определение из «Толкового словаря русского языка».(слайд№4)
-А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше мнение.
-Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.
-А что же такое читательская грамотность? В международном исследовании PISA говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(слайд №5)
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер (слайд№6)
-Говорит Э́лвин То́ффлер — американский философ.
-В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской грамотностью.
- Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда всякой рухляди, какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все ин разложит в образцовом порядке».
-Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и использовать по назначению!!!
- Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Работа с ассоциациями для определения текста.(слайд №7)
- Работать сегодня мы будем с текстом из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром» . Они у вас на столах.
-Я предлагаю вам прочитать текст. (Приложение 1).
Описание приема:
- Прочитайте текст (Приложение 1).
– Докажите, что материал является текстом.
(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- Каковы основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)
Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится)
- О чём этот текст?
- Об умении человека делать добро.
- Какова главная мысль текста?
- Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни.
- Подберите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)
-Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:
Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
- Давайте озаглавим этот текст.(Он называется «Доброта»)
Прием «Книга мудрости»
Работа продолжается в рабочих листах (Приложение 2).
- Подумайте, какие вопросы вы бы задали своему соседу по парте, чтобы узнать, понял ли он текст?
- Теперь я попрошу записать свой вопрос на листочке.
- Положите эти листочки в книгу (шкатулка в форме книги). У нас получилось «Книга мудрости».
- Насколько она будет мудрой, зависит от того, как правильно вы сформулировали свои вопросы и как будете отвечать на них)
- Прочитайте еще раз текст очень внимательно.
РАБОТА с залом.
Сейчас я предлагаю вам поработать . Нужно объяснить смысл афоризма о добре:
1. Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов
2. Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец
3. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
4. “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)
5. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра.
Ф. Достоевский
6. Добро по указу — не добро.
И. Тургенев
7. Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.
К. Ушинский
(Учащимся дается время на чтение текста. Затем учитель вызывает по одному человеку к дереву мудрости и просит его сорвать 1 листочек с вопросом по тексту.
Ценность данного методического приема в том, что ученики учатся формулировать вопросы по тексту, создавать устное монологическое высказывание определенной коммуникативной направленности.
- Перейдём к следующему заданию. Оно у вас под номером 1 в рабочих листах.
Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Задание № 1.
Определите, верно или неверно утверждение. | Да | Нет |
Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли. | + | |
Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи. | + | |
Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия. | + | |
Цель каждого человека – увеличить добро в мире. | + | |
Добро слагается из малого. | + |
Задание № 2.
Найдите в тексте ответ на вопрос.
В чем заключается самая большая цель жизни?
Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
Задание № 3.
На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.
Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста (Такое задание можно предложить и коллегам в зале. )
Подведение итогов мастер-класса.
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
-увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
-обостряется любознательность, наблюдательность;
-развивает активное слушание;
-повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности школьников.
Рефлексия. Прием «Пятёрочка»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
- Большой – «Для меня важно и интересно…»
- Указательный – «Мне было трудно…»
- Средний – «Для меня недостаточно…»
- Безымянный – «Мне понравилось…»
- Мизинец – «Мои предложения» (слайд №7)
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе прикрепите красный шар к новогодней елочке, серебристый – если что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни сё, пропащий день.
Свой мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является читательская грамотность.
Приложение №1
Текст
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву)
Приложение №2
Задание № 1.
Определите, верно или неверно утверждение. | Да | Нет |
Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли. | ||
Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи. | ||
Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия. | ||
Цель каждого человека – увеличить добро в мире. | ||
Добро слагается из многого. |
Задание № 2.
Найдите в тексте ответ на вопрос.
В чем заключается самая большая цель жизни?
Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
Задание № 3.
На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.
1.
2.
3.
Сердечность такой же дар, как красота и ум.( В.И.Качалов)
Всякое доброе дело несет награду в себе самом. (А.Дюма)
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта .(Мигель Сервантес)
Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях. (Блёз Паскаль)
Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра. (Ф. Достоевский)
Добро по указу — не добро.( И. Тургенев)
Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачи: - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; - прокомментировать эффективность применения данных приемов; - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
ГРАМОТНОСТЬ ж. Умение читать и писать . 2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка. 3 ) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области . б) Образованность, просвещенность.
В международном исследовании PISA говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .
“ Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка
Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности».
Материал взят из интернета....
Мастер-класс "Приёмы формирования читательской грамотности при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Презентация мастер-класса...
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .Задачи - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
- Мне нравится (1)