Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»
опыты и эксперименты (8 класс)

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках  русского языка»

Автор: Рудякова Ольга Викторовна

Организация: МБОУ Шумилинская СОШ

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА: (на слайде нет)

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов.

4. Подведение итогов мастер-класса.

5. Рефлексия.

Приветствие.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер классе.

Постановка педагогической проблемы. 

Предлагаю вам выполнить задание и определить тему моего мастер класса.

Нужно разгадать ребус. (слайд №1)

Совершенно верно. Тема моего выступления читательская грамотность, а именно, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка.

Тема мастер-класса «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка». (на слайде 2)

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .

Задачи (слайд№3)

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

 -Что такое «грамотность» знают все. А если забыли, перед вами определение из «Толкового  словаря русского языка».(слайд№4)

-А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше мнение.

-Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем  современного образования.  

-А что же такое читательская грамотность? В международном исследовании PISA говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(слайд №5)

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”.
                                                                                   Э.Тоффлер (слайд№6)

-Говорит Э́лвин То́ффлер — американский философ.

-В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.

 В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской грамотностью.

- Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда всякой рухляди, какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все ин разложит в образцовом порядке».

-Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и использовать по назначению!!!

       -   Сегодня    я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую  в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

Работа с  ассоциациями для определения текста.(слайд №7)

- Работать сегодня мы будем с текстом из книги  Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром» . Они у вас на столах.

-Я предлагаю вам прочитать текст. (Приложение 1).

        Описание приема:

            - Прочитайте текст (Приложение 1).

– Докажите, что материал является текстом.

 (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

- Каковы основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)

Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится)

- О чём этот текст?

- Об умении человека делать добро.

- Какова главная мысль текста?

- Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни. 

- Подберите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)

         -Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

-   Давайте озаглавим  этот  текст.(Он называется «Доброта»)

Прием «Книга мудрости»

Работа продолжается в рабочих листах (Приложение 2).

- Подумайте, какие вопросы вы бы задали  своему соседу по парте, чтобы узнать, понял ли он текст?

- Теперь я попрошу записать свой вопрос на листочке.

- Положите эти листочки в книгу (шкатулка в форме книги). У нас получилось «Книга мудрости».

- Насколько она будет мудрой, зависит от того, как  правильно вы сформулировали свои вопросы и как будете отвечать на них)

-  Прочитайте еще раз текст очень внимательно.

РАБОТА  с залом.

Сейчас я предлагаю вам поработать .  Нужно объяснить смысл афоризма о добре:

1.  Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов

2. Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец

3. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)

4. “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)

5. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра.

Ф. Достоевский

6. Добро по указу — не добро.

И. Тургенев

7. Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.

К. Ушинский

 (Учащимся дается время на чтение текста. Затем учитель вызывает по одному человеку к дереву мудрости и просит его сорвать 1 листочек с вопросом по тексту.

    Ценность данного методического приема в том, что ученики учатся формулировать вопросы по тексту, создавать устное монологическое высказывание определенной коммуникативной направленности.

- Перейдём к следующему заданию. Оно у вас под номером 1 в  рабочих листах.

                                       

Приём «Лови ошибку»

Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

                                           

                                         

                                                        Задание № 1.   

Определите,  верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли.

+

Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи.

+

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия.

+

Цель каждого человека – увеличить добро в мире.

+

Добро слагается из малого.

+

                                                          Задание № 2.

                         Найдите в тексте ответ на вопрос.

                         В чем заключается самая большая цель жизни?

                         Как бы вы ответили на поставленный  вопрос?

                                                                                                               

                                                   Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.                      

Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста (Такое задание можно предложить и коллегам в зале.  )                  

Подведение итогов мастер-класса.

Применяя  в работе данные приёмы и упражнения,   я отмечаю следующие преимущества:

- учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

-увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;

-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

-обостряется любознательность, наблюдательность;

-развивает активное слушание;

-повышается самооценка.

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности школьников.

                      Рефлексия.    Прием «Пятёрочка»

   Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую  руку каждый палец –  это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

  • Большой – «Для меня важно и интересно…»
  • Указательный – «Мне было трудно…»
  • Средний – «Для меня недостаточно…»
  • Безымянный – «Мне понравилось…»
  • Мизинец – «Мои предложения» (слайд №7)

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе прикрепите красный шар к новогодней елочке, серебристый – если что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни сё,  пропащий день.

   Свой мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…».  В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является читательская грамотность.

                                       

  

                                                                         

                                                                    Приложение №1

                                        Текст

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба –  это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву)

                                                                                                                                                                                                                                                 Приложение №2

                                       

                                         Задание № 1.   

Определите,  верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли.

Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи.

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия.

Цель каждого человека – увеличить добро в мире.

Добро слагается из многого.

                                         

                                             

                                            Задание № 2.

                         Найдите в тексте ответ на вопрос.

                         В чем заключается самая большая цель жизни?

                         Как бы вы ответили на поставленный  вопрос?

                                                     

                                                     

                                                          Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.

1.

2.

3.

             

        Сердечность такой же дар, как красота и ум.( В.И.Качалов)

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. (А.Дюма)

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта .(Мигель Сервантес)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях. (Блёз Паскаль)

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра. (Ф. Достоевский)

Добро по указу — не добро.( И. Тургенев)

 Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский)

                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Слайд 3

Задачи: - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; - прокомментировать эффективность применения данных приемов; - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Слайд 4

ГРАМОТНОСТЬ ж. Умение читать и писать . 2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка. 3 ) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области . б) Образованность, просвещенность.

Слайд 5

В международном исследовании PISA говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .

Слайд 6

“ Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .Задачи - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...