Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Марина Викторовна Зиновьева

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .

Задачи 

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках  русского языка»

Учитель: Зиновьева Марина  Викторовна

Организация: МБОУ Родомановская СШ

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Мотивация учения

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов.

4. Подведение итогов мастер-класса.

5. Рефлексия.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята и все присутствующие на моём мастер-классе. Садитесь, ребята. Я рада, что у вас хорошее настроение. Рада приветствовать всех вас на своём мастер- классе.

Постановка педагогической проблемы.

Предлагаю вам выполнить задание и определить тему нашего занятия.

Нужно разгадать ребус. (слайд №1)

Совершенно верно. Тема нашего занятия читательская грамотность, а именно, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка, пригодятся вам на экзаменах в  11 классе.

«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка». (слайд № 2),

-Что такое «грамотность» знают все. А если забыли, перед вами определение из «Толкового  словаря русского языка».(слайд№3)

-Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.

-А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше мнение. 

Учитель: В международном исследовании PISA говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

-В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения

-Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения,стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

- Работать сегодня мы будем с текстом из книги  Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром» . Они у вас на столах.

-Я предлагаю вам прочитать текст. (Приложение 1).

– Докажите, что материал является текстом.

(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

- Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится)

- О чём этот текст?

- Об умении человека делать добро.

- Какова главная мысль текста?

- Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни. 

  • Давайте озаглавим  этот  текст.(Он называется «Доброта»)

Прием   « Синквейн» (слайд №4)

Работа в группах.

Следующий прием называется  «Книга мудрости»

Работа продолжается в рабочих листах

- Подумайте и запишите по два вопроса на листочке для своих одноклассников, чтобы узнать, поняли ли они текст?  

   Найдите в тексте ответ на вопрос

  В чем заключается самая большая цель жизни?

                       

  Как бы вы ответили на поставленный  вопрос?

- Положите эти листочки в книгу (шкатулка в форме книги). У нас получилось «Книга мудрости».

- Насколько она будет мудрой, зависит от того, как  правильно вы сформулировали свои вопросы и как будете отвечать на них)

-  Прочитайте еще раз текст очень внимательно.

  • Перейдём к следующему заданию.  Оно у вас под номером 1 в  рабочих листах. Этот приём называется «Лови ошибку»    

               

                                                        Задание № 1.   

Определите,  верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли.

+

Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи.

+

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия.

+

Цель каждого человека – увеличить добро в мире.

+

Добро слагается из малого.

+

                                               

МОЛОДЦЫ. ВСЕ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ

                                                    Рефлексия.    Прием «Пятёрочка» (слайд 6)

   И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Ребята, на листе бумаги обведите левую  руку каждый палец –  это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

  • Большой – «Для меня важно и интересно…»
  • Указательный – «Мне было трудно…»
  • Средний – «Для меня недостаточно…»
  • Безымянный – «Мне понравилось…»
  • Мизинец – «Мои предложения»

Подведение итогов мастер-класса.

В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами:

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской грамотностью.

- Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда всякой рухляди, какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все ин разложит в образцовом порядке».

-Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и использовать по назначению!!!

Применяя  в работе данные приёмы и упражнения,   я отмечаю следующие преимущества:

- учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

-увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;

-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

-обостряется любознательность, наблюдательность;

-развивает активное слушание;

-повышается самооценка.

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности школьников.

                      Рефлексия.    Прием «Пятёрочка»

   Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую  руку каждый палец –  это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

  • Большой – «Для меня важно и интересно…»
  • Указательный – «Мне было трудно…»
  • Средний – «Для меня недостаточно…»
  • Безымянный – «Мне понравилось…»
  • Мизинец – «Мои предложения» (слайд №7)

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе прикрепите красный шар к новогодней елочке, серебристый – если что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни сё,  пропащий день.

   Свой мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…».  В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является читательская грамотность.

                                       

  

                                                                         

                                                                    Приложение №1

                                        Текст

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба –  это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву)

                                                                                                                                                                                                                                                 Приложение №2

                                       

                                         Задание № 1.   

Определите,  верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли.

Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи.

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия.

Цель каждого человека – увеличить добро в мире.

Добро слагается из многого.

                                         

                                             

                                            Задание № 2.

                         Найдите в тексте ответ на вопрос.

                         В чем заключается самая большая цель жизни?

                         Как бы вы ответили на поставленный  вопрос?

                                                     

                                                     

                                                          Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.

1.

2.

3.

             

        Сердечность такой же дар, как красота и ум.( В.И.Качалов)

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. (А.Дюма)

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта .(Мигель Сервантес)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях. (Блёз Паскаль)

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра. (Ф. Достоевский)

Добро по указу — не добро.( И. Тургенев)

 Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский)

                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Слайд 3

ГРАМОТНОСТЬ ж. 1. Умение читать и писать. 2. Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка. 3. Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. 4. Образованность, просвещенность.

Слайд 5

“ Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...