Пособие с упражнениями, направленными на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику 

сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках русского языка и литературы.

Предлагаемые задачи - это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в зависимости 

от поставленных целей и задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пособие с упражнениями, направленными

на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)

        Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику 

сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках русского языка и литературы.

Предлагаемые задачи - это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в зависимости 

от поставленных целей и задач.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий

Коды

Читательские умения

1

Находить и извлекать информацию

1.1

Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.3

Определять наличие/отсутствие информации

2

Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1

Понимать фактологическую информацию (сюжет, 

последовательность событий и т.п.)

2.2

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3

Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе 

контекста

2.4

Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5

Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6

Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей 

текста

2.7

Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8

Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, 

коммуникативное намерение)

3

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров,

 аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3.3

Понимать назначение структурной единицы текста

3.4

Оценивать полноту, достоверность информации

3.5

Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или 

нескольких текстах

3.6

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4

Использовать информацию из текста

4.1

Использовать информацию из текста для решения практической 

задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без 

привлечения фоновых знаний

4.2

Использовать информацию из текста для решения практической 

задачи с привлечением фоновых знаний

4.3

Формулировать на основе полученной из текста информации 

собственную гипотезу

4.4

Прогнозировать события, течение процесса, результаты 

эксперимента на основе информации текста

4.5

Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с 

переносом из одной предметной области в другую)

4.6

Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Задание 1

Сказка о дальневосточном тюлене

Жил-был на свете тюлень Тишка. Жил он в морях Дальнего Востока и назывался «дальневосточной нерпой». У Тишки была очень красивая блестящая шкура с серебристо-серыми пятнами и подпалинами. Плавал он вместе с тюленями из своей стаи на большие расстояния. Бывал и на острове Сахалин, и в Чукотском море, проплывая по Берингову проливу. Любили тюлени отдыхать на восточном мысу Чукотского полуострова или в районе города Анадырь. Там собирались на отдых большие колонии разных видов тюленей и моржей.

Больше всего Тишка любил плавать и ловить рыбу. Однажды в погоне за добычей в районе Курильских островов он развил такую большую скорость, что не заметил, как вместе с косяком рыбы попался в рыбачью сеть. Тишка заметался, пытаясь вырваться. Он не мог всплыть на поверхность воды, чтобы сделать вдох, и стал задыхаться. От недостатка воздуха тюлень потерял сознание и не видел, как оказался на борту тральщика — рыболовного судна, вышедшего на промысел недалеко от острова Сахалин.

Увидев в сети неподвижного тюленя, рыбаки хотели выбросить его в море — они решили, что тюлень уже мёртвый. Но Тишка пошевелил ластами и издал хриплый звук — на воздухе он стал приходить в себя. Рыбаки позвали капитана корабля.

— Ну, и что нам с ним делать? — спросил капитан. — Какой-то он полудохлый. Боюсь, в море не выживет. Давайте, отвезём его в океанариум. Может, там его выходят…

Так Тишка оказался в одном из дальневосточных океанариумов.

Тема: Вспоминаем, повторяем, изучаем. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Коды

Задания

1.3

Какого географического названия не было в тексте?

1.Чукотское море

2. Охотск

3.Сахалин

4.Анадырь

1.2

Выпишите из текста слова, с помощью которых автор описывает Тишку.

2.2

Составьте план текста

4.3

Подумайте, почему именно на восточном мысу Чукотского полуострова любят отдыхать тюлени?


Задание 2

Комаров П.

Сосна

Скрипит высокая сосна,
И, молнией расколота,
Весной на землю льет она
Смолы живое золото.
И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идет к расколотой сосне
Медведь – любитель музыки.
Чуть слышно дерево поет…
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Плечом сосну певучую.
Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.


Тема: Склонение имен существительных


Коды

Задания

2.2

2.8

Стихотворение названо П. Комаровым «Сосна». Возможен ли другой вариант названия? Дайте аргументированный ответ

2.3

Объясните значение словосочетания «живая музыка».

4.2

Чем полезна сосна для здоровья? Приготовь монологическое высказывание.

Задание 3

Тарабрина А.

Морской шиповник

Бордово – розовым соцветьем

Клонилось солнце к горизонту,

Купая диск в туманной мгле.

Соленой бездны колыханье

Крушило в пыль ракушки, камни,

Из недр к волокнам лился сок,

И цвел шиповник сквозь песок.

Пчела на венчике блестела

Слюдою крылышек прозрачных.

Кузнечик стрекотал в траве.

Зеленый зной тропой змеился,

Блестело море. Серебрился

Под стопами песок морской,

Слагая сагу о влюбленных.

С бордово – розовой зарей

Вставал шиповник над водой.

Тема: Речь. Язык. Правописание. Культура речи. Правописание окончаний.

Коды

Задания

2.8

С какой целью написано стихотворение?

3.6

Какими качествами должен обладать человек, чтобы разгадать тай-ны природы?

4.1

Рассмотрите рисунок.

Что вы должны сделать для того, чтобы принять участие в конкурсе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...