Пособие с упражнениями, направленными на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику
сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках русского языка и литературы.
Предлагаемые задачи - это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому
они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в зависимости
от поставленных целей и задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_formirovaniyu_chitatelskoy_gramotnosti_5_klass.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пособие с упражнениями, направленными
на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)
Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику
сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках русского языка и литературы.
Предлагаемые задачи - это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому
они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в зависимости
от поставленных целей и задач.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
Коды | Читательские умения |
1 | Находить и извлекать информацию |
1.1 | Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) |
1.2 | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации |
1.2.1 | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста |
1.2.2 | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста |
1.3 | Определять наличие/отсутствие информации |
2 | Интегрировать и интерпретировать информацию |
2.1 | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) |
2.2 | Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) |
2.3 | Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста |
2.4 | Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) |
2.5 | Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом |
2.6 | Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста |
2.7 | Понимать чувства, мотивы, характеры героев |
2.8 | Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) |
3 | Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
3.1 | Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора |
3.2 | Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов |
3.3 | Понимать назначение структурной единицы текста |
3.4 | Оценивать полноту, достоверность информации |
3.5 | Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
3.6 | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
4 | Использовать информацию из текста |
4.1 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний |
4.2 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
4.3 | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу |
4.4 | Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста |
4.5 | Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) |
4.6 | Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
Задание 1
Сказка о дальневосточном тюлене
Жил-был на свете тюлень Тишка. Жил он в морях Дальнего Востока и назывался «дальневосточной нерпой». У Тишки была очень красивая блестящая шкура с серебристо-серыми пятнами и подпалинами. Плавал он вместе с тюленями из своей стаи на большие расстояния. Бывал и на острове Сахалин, и в Чукотском море, проплывая по Берингову проливу. Любили тюлени отдыхать на восточном мысу Чукотского полуострова или в районе города Анадырь. Там собирались на отдых большие колонии разных видов тюленей и моржей.
Больше всего Тишка любил плавать и ловить рыбу. Однажды в погоне за добычей в районе Курильских островов он развил такую большую скорость, что не заметил, как вместе с косяком рыбы попался в рыбачью сеть. Тишка заметался, пытаясь вырваться. Он не мог всплыть на поверхность воды, чтобы сделать вдох, и стал задыхаться. От недостатка воздуха тюлень потерял сознание и не видел, как оказался на борту тральщика — рыболовного судна, вышедшего на промысел недалеко от острова Сахалин.
Увидев в сети неподвижного тюленя, рыбаки хотели выбросить его в море — они решили, что тюлень уже мёртвый. Но Тишка пошевелил ластами и издал хриплый звук — на воздухе он стал приходить в себя. Рыбаки позвали капитана корабля.
— Ну, и что нам с ним делать? — спросил капитан. — Какой-то он полудохлый. Боюсь, в море не выживет. Давайте, отвезём его в океанариум. Может, там его выходят…
Так Тишка оказался в одном из дальневосточных океанариумов.
Тема: Вспоминаем, повторяем, изучаем. Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Коды | Задания |
1.3 | Какого географического названия не было в тексте? 1.Чукотское море 2. Охотск 3.Сахалин 4.Анадырь |
1.2 | Выпишите из текста слова, с помощью которых автор описывает Тишку. |
2.2 | Составьте план текста |
4.3 | Подумайте, почему именно на восточном мысу Чукотского полуострова любят отдыхать тюлени? |
Задание 2
Комаров П.
Сосна
Скрипит высокая сосна,
И, молнией расколота,
Весной на землю льет она
Смолы живое золото.
И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идет к расколотой сосне
Медведь – любитель музыки.
Чуть слышно дерево поет…
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Плечом сосну певучую.
Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
Тема: Склонение имен существительных
Коды | Задания |
2.2 2.8 | Стихотворение названо П. Комаровым «Сосна». Возможен ли другой вариант названия? Дайте аргументированный ответ |
2.3 | Объясните значение словосочетания «живая музыка». |
4.2 | Чем полезна сосна для здоровья? Приготовь монологическое высказывание. |
Задание 3
Тарабрина А.
Морской шиповник
Бордово – розовым соцветьем
Клонилось солнце к горизонту,
Купая диск в туманной мгле.
Соленой бездны колыханье
Крушило в пыль ракушки, камни,
Из недр к волокнам лился сок,
И цвел шиповник сквозь песок.
Пчела на венчике блестела
Слюдою крылышек прозрачных.
Кузнечик стрекотал в траве.
Зеленый зной тропой змеился,
Блестело море. Серебрился
Под стопами песок морской,
Слагая сагу о влюбленных.
С бордово – розовой зарей
Вставал шиповник над водой.
Тема: Речь. Язык. Правописание. Культура речи. Правописание окончаний.
Коды | Задания |
2.8 | С какой целью написано стихотворение? |
3.6 | Какими качествами должен обладать человек, чтобы разгадать тай-ны природы? |
4.1 | Рассмотрите рисунок. Что вы должны сделать для того, чтобы принять участие в конкурсе? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
- Мне нравится (1)