Примеры заданий на уроках русского языка, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности
методическая разработка по русскому языку

Томина Юлия Валерьевна

В работе с учащимися активно использую составленные мною компетентностные задания, направленные на  формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности («объясните, почему или как …», «согласны ли с утверждением, что…», «почему важно…», «соотнесите», «покажите взаимосвязь …», «выскажите замечания (предположения)…», «придумайте …» и т.п.).

Делюсь опытом по составлению компетентностных заданий для уроков русского языка, направленных на формирование УУД у учащихся 5-6 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_uchashchihsya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Томина Ю.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганск.

Примеры заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности:

Образовательная область

«Филология» (программа Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой; русский язык; 5 класс)

«Филология» (программа Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой; русский язык; 6 класс)

Образовательный объект (из образовательных стандартов по учебному курсу)

Диалог

Обращение

Фразеологизмы

Задание (варианты заданий)

Составление диалога по сюжетным картинкам (варианты: по  началу исходного текста; на основе нераспространённых предложений, которые нужно преобразовать в распространённые).

Восстановление «утерянного» фрагмента диалога (экспромт). Перевод повествовательного текста в диалог.

Дополните реплики в диалоге авторскими ремарками. Опишите выражение лица, мимику, жесты участников диалога.

Выбор форм обращения (в зависимости от социального статуса, возраста собеседника).

Задания на развитие  умения находить и извлекать информацию из сплошного или несплошного текста, умения интегрировать и интерпретировать информацию, умения оценивать и использовать информацию (формирование основ читательской грамотности): сделать предположение об отношении к собеседнику (по обращению к нему), объяснить, к кому и как обращаются с речью в тексте.

Подбор русского аналога к иностранным фразеологизмам.

Составление небольшого юмористического рассказа, статьи или заметки о школьной жизни, уместно употребив при этом максимальное количество фразеологических оборотов.

Предполагаемые виды деятельности ученика

Чтение.

Работа с информацией. Использование различных методов поиска информации  (работа со словарями, справочниками, интернет-ресурсами, общение со взрослыми и сверстниками).

Выбор из предложенных фраз те, которые не соответствуют правилам поведения во время беседы (диалога).

Задавание вопросов собеседнику.

Проектирование выполнения домашнего задания.

Комментирование выставленных оценок.

Сравнение и анализ  особенностей изучаемых объектов.

Составление таблицы «Источники происхождения фразеологизмов».

Ожидаемый продукт

Составление диалога сказочных героев для инсценировки.

Выступление (интервью) по школьному радио.

Составление памятки для пятиклассников по теме «Правила ведения диалога».

Воображаемое интервью с героем произведения.

Письменное составление записи разговора по телефону (пунктуационные правила оформления диалога на письме).

Составление предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу («Письмо солдату»).

Составление своего небольшого словаря фразеологизмов (вариант: иллюстрированный словарь фразеологизмов).

Словарная статья должна включать толкование и этимологические сведения о происхождении фразеологизма.

Критерии оценки

Знание фактического теоретического  материала.

Умение использовать в работе различные источники информации (словари, интернет, вопросы взрослым, определение значения по контексту).

Оригинальный творческий подход к решению учебной задачи.

 Знание фактического теоретического  материала.

Умение использовать в работе различные источники информации (словари, интернет, вопросы взрослым, определение значения по контексту).

Использование цитат для подкрепления выводов.

Точность толкования фразеологических оборотов.

Обоснованность вывода (на основе сравнения фразеологических оборотов)

Использование разных способов предоставления информации в словарной статье.

Доказательство

Задание (задания) направлено (направлены) на формирование

  1. коммуникативных УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,  обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, устанавливать и регулировать межличностные отношения, умение вступить в содержательный диалог или спор, соблюдение этических норм в процессе общения с ровесниками (проявление доброжелательности, уважительного отношения к собеседнику).
  2. познавательных УУД:

использовать различные формы доказательств, уметь задавать вопросы, находить аналогии, делать выводы и обобщения

  1. креативных УУД: проявлять творческую инициативность, изобретательность, нестандартность мышления, готовность к придумыванию

 Задание направлено на формирование

  1. коммуникативных УУД: планировать общие способы взаимодействия, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать), убедительно излагать свои мысли в устной форме.
  2. познавательных УУД: извлечение и представление информации,
  3. креативных УУД:

уметь видеть знакомое в незнакомом, проявлять воображение, фантазию.

Задание направлено на формирование

1) познавательных УУД:

анализ, сравнение, сопоставление (сходства и различия), выводы на основе сравнения)

  1. коммуникативных УУД:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия), эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, уметь конструировать версии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути развития у школьников универсальных учебных действий на ступени среднего ( полного) общего образования : актуальные методики (примеры из практики) на уроках немецкого языка.

Формирование универсальных учебных действий у школьников очень актуальна, так как идет изменение парадигмы в обучении. Задачей для учителя становиться не только  освоение учащимися конкретных пре...

Комплект методических разработок для уроков русского языка, направленных на формирование навыков восприятия и анализа научно-популярных текстов в 5-6 классах

Предлагаемая серия разработок текстов с заданиями по восприятию и пониманию текста способствует формированию у учащихся навыков выделения главной информации, отслеживания логических связей между микро...

Стратегия вопросов на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных учебных действий.

Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы....

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.Ключевые слова. Обучающиеся с умствен...

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения....

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...