Методическая разработка "Синтаксис. Словосочетание"
методическая разработка по русскому языку
Методическая разработка "Синтаксис. Словосочетание"
Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/yxzt/LUMGe5P4X
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yurchenkova_i.a._tehnologicheskaya_karta.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия в соответствии с ФГОС СПО | |||||||||
Автор-разработчик | Юрченкова Ирина Алексеевна, преподаватель ВКК Колледжа информатики и программирования | ||||||||
Специальность (код, название) | 09.02.07 Информационные системы и программирование | ||||||||
Учебный цикл (в соответствии с ФГОС, учебным планом) | ОПБ.01 Русский язык | ||||||||
УД/МДК (в соответствии с ФГОС) | -- | ||||||||
Междисциплинарные связи (предшествующие и последующие УД/МДК) | Музыка, ИЗО, Русский язык (9 класс), ОПБ.02 Литература | ||||||||
Цели учебного занятия (смотри приложение Б) | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||||
- повторить понятия: синтаксические единицы, словосочетание, простое предложение, единицы, не относящиеся к словосочетанию; - изучить классификацию словосочетаний по главному слову и их синонимию; - повторить типы связи слов в словосочетании, синонимию словосочетаний по типу подчинительной связи; - изучить классификацию словосочетаний по составу (по структуре); - изучить классификацию словосочетаний по степени слитности компонентов; - изучить виды словосочетаний по характеру смысловых отношений; - уметь выполнять синтаксический разбор словосочетаний и простых предложений. | - способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности; - способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать вывод; - способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать. | - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира. | |||||||
Формирование компетенции (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||
ОК.04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | ПК 2.1. Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент | |||||||
ОК.05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | ПК 5.6. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы. | |||||||
ОК.09 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных. | |||||||
Требования к результатам освоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) | Метапредметные | Предметные результаты | |||||||
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду. | - уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров, употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией; - сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах, уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. - сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; - уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); - обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; - обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте. | ||||||||
Наименование и № раздела (в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом) | Раздел 3. Синтаксис и пунктуация | ||||||||
Наименование и № темы (в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом) | Тема 3.1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и простое предложение. | Кол-во часов | |||||||
2 часа | |||||||||
Уровень освоения (только для теоретических занятий в соответствии с рабочей программой) | 1 уровень – освоение материала 2 уровень – изучение и повторение материала | ||||||||
Тип учебного занятия (выбрать) | Учебное занятие по повторению ранее пройденного материала за 9 класс, по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности. | ||||||||
Виды занятий (выбрать) | Комбинированное занятие | ||||||||
Место проведения учебного занятия (№ учебной аудитории, спортивный зал) | Кабинет русского языка и литературы, 211 | ||||||||
Формы организации учебного занятия (выбрать) | 1. Фронтальная 2. Индивидуальная 3. Групповая 4. Коллективная | ||||||||
Ресурсы учебного занятия | Материально-техническое | Основная литература | Дополнительная литература | Электронно-информационные | |||||
Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; презентация и аудиофайл к уроку | Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования/ Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. - 6-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2019. - 416с. - (Профессиональное образование. ISBN 978-5-4468-7886-4 (200 экз.) | Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 123 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12620-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514165 | |||||||
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия (в соответствии с рабочей программой) | Оценка знаний по итогу выполнения самостоятельной работы на закрепление изученного материала, взаимопроверка выполненного задания. | ||||||||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (в соответствии с рабочей программой) | нет | ||||||||
Домашнее задание (по необходимости) | Выполнение упражнений по теме урока (файл Word) |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Цели урока:
Образовательные:
- повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании; - изучить классификацию словосочетаний по главному слову и их синонимию; - повторить типы связи слов в словосочетании, синонимию словосочетаний по типу подчинительной связи; - изучить классификацию словосочетаний по составу (по структуре); - изучить классификацию словосочетаний по степени слитности компонентов; - изучить виды словосочетаний по характеру смысловых отношений.
Развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности; - способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать вывод; - способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитательные:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.
Задачи урока:
- уметь выполнять синтаксический разбор словосочетаний; - отработка умения определять типы словосочетаний по главному слову, зависимому слову, по степени слитности компонентов, по характеру смысловых отношений.
Структура занятия в соответствии с ходом занятия
Этапы занятия | Дидактические задачи | Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения | Средства обучения | Примерное время |
1.Организационный момент | Приветствие; Проверка отсутствующих; фокусирование внимания на предстоящей работе. | Групповая, индивидуальная | Словесные методы | Учебный кабинет, презентация | 5 мин |
2. Определение темы занятия обучающихся, ознакомление учащихся с целями и задачами занятия | Сообщение темы и постановка цели учебного занятия; обоснование значимости занятия; фокусирование внимания на предстоящей работе. | Групповая, индивидуальная | Словесные методы | Учебный кабинет, презентация | 5 мин |
3. Актуализация знаний по ранее изученному материалу «Словосочетание» (9 класс) Повторение ранее изученного материала | Повторение материала | Фронтальная форма, индивидуальная форма | Фронтальный опрос, творческое задание, практические методы | Учебный кабинет, презентация. аудиофайл | 20 мин |
4. Изложение нового материала и первичное усвоение новых знаний и проверка понимания. | а) объяснение материала | Фронтальная форма, индивидуальная форма, парная форма | Эвристическая беседа, практические методы | Учебный кабинет, презентация, учебник, словарь | 25 мин |
5. Первичное закрепление материала | Выполнение заданий | Индивидуальная форма, парная форма | Практические методы | Учебный кабинет, презентация | 15 мин |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция | Формирование умения воспроизводить и использовать имеющиеся теоретические и практические знания. Преподаватель делает выводы по прошедшему занятию, отмечает студентов, активно участвующих в его проведении, отмечет недостатки в работе учащихся. | Коллективная форма, парная форма | Эвристическая беседа, наглядный материал | 10 мин | |
7.Домашнее задание. Подведение итогов. Рефлексия. | Определение и разъяснение домашнего задания. | Коллективная форма, индивидуальная форма | Словесные методы, наглядный материал | Учебный кабинет, презентация. | 10 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 8 классе "Строение и значение словосочетаний"
Тема: "Строение и значение словосочетаний".Цели: познакомить со строением и значением словосочетаний, научить выделять их в тексте, конструировать новые....
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
Методическая разработка обобщающего урока по теме "Словосочетание"
Заключительный урок по теме "Словосочетание" разработан с использованием игровых технологий по программе М.М.Разумовской. К конспекту урока прилагается информационная карта. В ней прописаны предметные...
Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной
Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...
Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях".
Методическая разработка представлена в виде конспекта логопедического занятия для обучающихся 2 класса по коррекции и профилактике акустической дисграфии. Данное занятие предполагает развитие и соверш...
Авторская методическая разработка "Словосочетание" 5 класс
Авторская методическая разработка "Словосочетание" 5 класс...