Методическая разработка "Синтаксис. Словосочетание"
методическая разработка по русскому языку

Юрченкова Ирина Алексеевна

Методическая разработка "Синтаксис. Словосочетание"

Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/yxzt/LUMGe5P4X

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yurchenkova_i.a._tehnologicheskaya_karta.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия в соответствии с ФГОС СПО

Автор-разработчик

Юрченкова Ирина Алексеевна, преподаватель ВКК Колледжа информатики и программирования

Специальность (код, название)

09.02.07 Информационные системы и программирование

Учебный цикл (в соответствии с ФГОС, учебным планом)

ОПБ.01 Русский язык

УД/МДК (в соответствии с ФГОС)

--

Междисциплинарные связи

(предшествующие и последующие УД/МДК)

Музыка, ИЗО, Русский язык (9 класс), ОПБ.02 Литература

Цели учебного занятия (смотри приложение Б)

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

- повторить понятия: синтаксические единицы, словосочетание, простое предложение, единицы, не относящиеся к словосочетанию;

- изучить классификацию словосочетаний по главному слову и их синонимию;

- повторить типы связи слов в словосочетании, синонимию словосочетаний по типу подчинительной связи;

- изучить классификацию словосочетаний по составу (по структуре);

- изучить классификацию словосочетаний по степени слитности компонентов;

- изучить виды словосочетаний по характеру смысловых отношений;

- уметь выполнять синтаксический разбор словосочетаний и простых предложений.

- способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности;

- способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать вывод;

- способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать.

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Формирование компетенции

(в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК.04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ПК 2.1. Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент

ОК.05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ПК 5.6. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы.

ОК.09

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.

Требования к результатам освоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС,

рабочей программой)

Метапредметные

Предметные результаты

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду.

- уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров, употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией;

- сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах, уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;

- уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации.

- сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку;

- уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);

- обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;

- обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте.

Наименование и № раздела

(в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом)

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

Наименование и № темы

(в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом)

Тема 3.1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и простое предложение.

Кол-во часов

2 часа

Уровень освоения

(только для теоретических занятий в соответствии с рабочей программой)

1 уровень – освоение материала

2 уровень – изучение и повторение материала

Тип учебного занятия (выбрать)

Учебное занятие по повторению ранее пройденного материала за 9 класс, по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.

Виды занятий (выбрать)

Комбинированное занятие

Место проведения учебного занятия

(№ учебной аудитории, спортивный зал)

Кабинет русского языка и литературы, 211

Формы организации учебного занятия (выбрать)

1. Фронтальная

2. Индивидуальная

3. Групповая

4. Коллективная

Ресурсы учебного занятия

Материально-техническое

Основная

литература

Дополнительная литература

Электронно-информационные

Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; презентация и аудиофайл к уроку

Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования/ Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. - 6-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2019. - 416с. - (Профессиональное образование.

ISBN 978-5-4468-7886-4 (200 экз.)

Лобачева, Н. А.  Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 123 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12620-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514165

Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия (в соответствии с рабочей программой)

Оценка знаний по итогу выполнения самостоятельной работы на закрепление изученного материала, взаимопроверка выполненного задания.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы

(в соответствии с рабочей программой)

нет

Домашнее задание

(по необходимости)

Выполнение упражнений по теме урока (файл Word)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Цели урока: 

Образовательные: 

- повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании;                                                                                                   - изучить классификацию словосочетаний по главному слову и их синонимию;                                                                       - повторить типы связи слов в словосочетании, синонимию словосочетаний по типу подчинительной связи;                                   - изучить классификацию словосочетаний по составу (по структуре);                                                                                       - изучить классификацию словосочетаний по степени слитности компонентов;                                                                      - изучить виды словосочетаний по характеру смысловых отношений.

Развивающие: 

- способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности;                                                                                                     - способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать вывод;                                                                                          - способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные: 

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;                                                                                                                                             - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;                                                                                           - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Задачи урока: 

- уметь выполнять синтаксический разбор словосочетаний;                                                                                                              - отработка умения определять типы словосочетаний по главному слову, зависимому слову, по степени слитности компонентов, по характеру смысловых отношений.

Структура занятия в соответствии с ходом занятия

Этапы занятия

Дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения

Средства обучения

Примерное время

1.Организационный момент

Приветствие;

Проверка отсутствующих; фокусирование внимания на предстоящей работе.

Групповая, индивидуальная

Словесные методы

Учебный кабинет, презентация

5 мин

2. Определение темы занятия обучающихся, ознакомление учащихся с целями и задачами занятия

Сообщение темы и постановка цели учебного занятия;

обоснование значимости занятия; фокусирование внимания на предстоящей работе.

Групповая, индивидуальная

Словесные методы

Учебный кабинет, презентация

5 мин

3. Актуализация знаний по ранее изученному материалу «Словосочетание» (9 класс) Повторение ранее изученного материала

Повторение материала

Фронтальная форма, индивидуальная форма

Фронтальный опрос, творческое задание, практические методы

Учебный кабинет, презентация. аудиофайл

20 мин

4. Изложение нового материала и первичное усвоение новых знаний и проверка понимания.

а) объяснение материала
б) ответы на вопросы обучающихся.

Фронтальная форма, индивидуальная форма,                         парная форма

Эвристическая беседа, практические методы

Учебный кабинет, презентация, учебник, словарь

25 мин

5. Первичное закрепление материала

Выполнение заданий

Индивидуальная форма,                       парная форма

Практические методы

Учебный кабинет, презентация

15 мин

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция

Формирование умения воспроизводить и использовать имеющиеся теоретические и практические знания.

Преподаватель делает выводы по прошедшему занятию, отмечает студентов, активно участвующих в его проведении, отмечет недостатки в работе учащихся.                    

Коллективная форма,                          парная форма

Эвристическая беседа, наглядный материал

10 мин

7.Домашнее задание. Подведение итогов. Рефлексия.

Определение и разъяснение домашнего задания.

Коллективная форма, индивидуальная форма

Словесные методы, наглядный материал

Учебный кабинет, презентация.

10 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 8 классе "Строение и значение словосочетаний"

Тема: "Строение и значение словосочетаний".Цели: познакомить со строением и значением словосочетаний, научить выделять их в тексте, конструировать новые....

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка обобщающего урока по теме "Словосочетание"

Заключительный урок по теме "Словосочетание" разработан с использованием игровых технологий по программе М.М.Разумовской. К конспекту урока прилагается информационная карта. В ней прописаны предметные...

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях".

Методическая разработка представлена в виде конспекта логопедического занятия для обучающихся 2 класса по коррекции и профилактике акустической дисграфии. Данное занятие предполагает развитие и соверш...

Авторская методическая разработка "Словосочетание" 5 класс

Авторская методическая разработка "Словосочетание" 5 класс...