Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях".
методическая разработка на тему
Методическая разработка представлена в виде конспекта логопедического занятия для обучающихся 2 класса по коррекции и профилактике акустической дисграфии. Данное занятие предполагает развитие и совершенствование у детей фонематических процессов, познавательной активности, психических функций. Использование игровой технологии способствует повышению интереса к предлагаемому материалу и урокам русского языка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе
Тема: Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах,
словосочетаниях и предложениях.
Составитель: учитель-логопед
ГБОУ СОШ №391
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Борисова Елена Васильевна
Логопедическая тема: Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях.
Грамматическая тема: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, согласование существительных и прилагательных в роде.
Лексическая тема: Редкие животные жарких стран.
Задачи:
1.Уточнение сходства и различия в звучании «ж» и «ш».
2.Закрепление понятий «звонкий» и «глухой» согласный.
3.Развитие фонематических процессов, закрепление умения дифференцировать звуки «ж» и «ш», соотносить их с буквами.
4.Упражнение в чтении слов сложной слоговой структуры, обогащение словаря по теме «животные жарких стран».
5.Совершенствование навыка правописания жи – ши, согласования слов в роде.
6.Активизация зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мыслительных процессов.
7.Развитие познавательной активности, навыков самостоятельной деятельности, привитие интереса к урокам русского языка.
8. Использование информационно-коммуникативной технологии, элементов игровой технологии, технологии сотрудничества.
Оборудование:
- презентация «Животные жарких стран»;
- картинки с изображением букв урока;
- карточки для индивидуальной работы;
- индивидуальные карточки с буквами;
- карточки со словами сложной слоговой структуры;
- слоги для подбора и вставки в слова;
- речевой материал (сведения о редких животных, словесные игры).
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Посадка, запись числа в тетрадях.
II. Вводная часть.
1. Игра «Найди букву».
- Возьмите карточки, что вы видите? (буквы)
- А что мы произносим и слышим? (звуки)
Поиграем.
- Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте первый звук и зачёркивайте нужную букву.
Х Ж З И Л У В Б О П Т Ш К Н Ы С Е
Слова: хвост, зубы, лапы, уши, брюшко, пасть, шёрстка, коготки, спинка.
- Остались буквы? Составьте из них слово, прочитайте (животные).
2 .Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем говорить о животных. А вот о каких, вы должны догадаться сами.
3. Игра «Кто лишний?»
ёжик, жаба, медвежонок, жираф
- Почему «жираф», поясните.
- С какого звука начинается это слово? Расскажите об этом звуке.
- Что напоминает звук?
- Какой буквой обозначаем звук «ж»?
кошка, мышка, шимпанзе, лягушка
- Почему «шимпанзе»? С какого звука начинается это слово? Расскажите об этом звуке.
- Что напоминает этот звук? Какой буквой обозначаем звук «ш»?
- Чем отличаются звуки «ж» и «ш»?
- Какие звуки будем сегодня продолжать различать?
- А в тетрадях не будем путать буквы «Ж» и «Ш».
III. Основная часть.
1. Беседа по теме урока.
- Кто догадался, о каких животных будем говорить?
- В жарких странах живёт огромное количество зверей. Сегодня я расскажу о самых редких видах, которых осталось очень мало на планете, а некоторые совсем исчезают.
- Каждое животное чем-то интересно. Чем знаменит жираф? А шимпанзе, оказывается, самые умные и добродушные из всех обезьян, они умеют общаться с помощью звуков и жестов.
- А мартышка умеет двигать ушами и гримасничать – смешная обезьянка.
2. Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Руки вверх, вверх, вверх.
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и наклонись,
Хорошенько выпрямись.
Как пружинки мы присядем
И на место тихо сядем.
3. Развитие фонематических процессов.
- Какой звук слышим в слове «мартышка»? Где? Глухой он или звонкий?
а) Игра «Различай ж-ш».
- Если в слове слышим звонкий звук – «жужжим», если глухой – «шипим».
(Сопровождается показом слайдов с изображением животных).
- Джейран – легко и очень быстро бегает.
- Где слышен звук? (в середине слова). Далее – аналогично.
- Ушастый тушканчик – шустрый зверёк, может высоко прыгать по песку.
- Шакал – очень прожорливый, ест всё подряд.
- Жако – самый большой говорун из всех попугаев, запоминает более ста слов.
- Камышовая кошка – большая труженица, постоянно охотится, очень осторожная.
- Скрытожаберник – теряет свои жабры, когда становится взрослым.
- Жилатье – название красивое, а само животное очень ядовитое, тело покрыто чешуёй, накапливает много жира, особенно жирный у него хвост.
- Назовите животных, в названиях которых есть звук «ж». (Перечисляют)
- Жираф – сколько слогов в слове? В каком слоге звук «ж»? (2, «жи»)
- Скрытожаберник – какой звук слышится после звука «ж»? («а»)
- Джейран – какой по счёту звук в слове? (второй)
- Жако – сколько звуков в слове? Назовите звуки по порядку.
- Жилатье – какую гласную напишем в слоге «жи»?
- Назовите слова со звуком «ш».
- Кошка – сколько звуков в слове?
- Шакал – назовите звуки по порядку.
- Тушканчик – на каком месте звук? Какой звук слышится перед звуком «ш»?
- - Мартышка – какой звук слышим после звука «ш»?
- Шимпанзе – сколько слогов в слове? В каком слоге звук «ш»? Какую гласную напишем в этом слоге?
- Какие из этих животных похожи на домашних?
б) Игра «Покажи нужную букву».
- А вы знаете, что лягушки живут в воде и на суше? Они дышат кожей, которая всегда бывает влажной. Лягушки поедают вредных насекомых, принося тем самым огромную пользу. К сожалению, лягушек на планете становится всё меньше и меньше. А какие они симпатичные, сейчас посмотрим. (Сопровождается показом слайдов с изображением животных).
- Вам понадобятся карточки с буквами. Я называю и показываю животное, а вы показываете букву, которую надо написать в названии.
- Желтобрюхая жерлянка (показывают «ж»).
- Оранжевый древолаз – («ж»).
- Желтопалая квакша – («ж - ш»).
- Украшенная итания – («ш»).
- Радужная лягушка – («ж - ш»).
- Большая лягушка голиаф – («ш - ш»).
- Южная жаба – («ж - ж»).
4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».
Лягушка – попрыгушка,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
в) Игра «Замени символ буквой».
- Возьмите карточки. Посмотрите, вместо букв напечатаны символы (квадратик – «ш», треугольник – «ж»), попробуем прочитать слова, заменяя символы нужными буквами.
..ираф, ко..ка, ..аба, ..акал, квак..а, ..ако
- Запишите слова правильно.
- Взаимопроверка выполнения задания.
- Кто из животных здесь лишний? Почему вы так думаете?
5. Согласование слов в роде.
г) Поиграем. Подберём к каждому названию животного слово-признак.
- Жираф (какой?) … (длинношеий)
- Кошка (какая?) … (осторожная)
- Жаба (какая?) … (южная)
- Шакал (какой?) … (прожорливый)
- Квакша (какая?) … (желтопалая)
6. Слоговой анализ и синтез слов сложной слоговой структуры.
- Буквы мы вставили, а теперь будем искать потерявшиеся слоги в трудных словах. Работа в подгруппах.
На доске размещены карточки с деформированными словами и со слогами:
гуж, шер, тыш, гуш, жер, шим, жи, туж, тыж, ши, жим
ля … ка … пан зе
… лян ка мар … ка
… кан чик … лать е
- Какой звук пропал? Какой звук слышится в слоге?
(Подбор нужного слога. Чтение слова по слогам).
7. Согласование слов в роде.
д) Давайте ещё поиграем.
- Теперь я буду называть слово-признак, а вы подберите к нему название животного.
- Смешная … (мартышка)
- Большая … (лягушка)
- Желтобрюхая … (жерлянка)
- Добродушный … (шимпанзе)
- Ушастый … (тушканчик)
- Жирный … (жилатье)
8. Работа с текстом.
1. Чтение текста.
- Возьмите карточки, прочитайте предложения (читают по очереди).
Родина жирафа – жаркая Африка.
Он выше всех животных.
У жирафа длинная шея.
На его шкуре есть пятнышки.
Жираф любит жевать листья деревьев.
Он может дотянуться до самых верхушек.
- О ком прочитали рассказ?
2. Физкультминутка «Жираф».
Я по Африке хожу,
Свысока на всех гляжу.
У меня такая шея –
В мире нет длиннее шеи.
Иду я, голову задрав,
Потому что я – жираф.
3. Беседа по содержанию текста.
- Ответьте на вопросы предложениями из текста.
- Где живёт жираф?
- Прочитйте о его росте.
- Каковы особенности окраски?
- Чем питается жираф?
- Прочитайте последнее предложение.
- Почему жираф может достать верхушки деревьев?
- Найдите в тексте слова с буквами Ж и Ш в середине слова.
(выше, пятнышки, может, верхушки)
9. Работа в тетрадях.
е) Игра «Шифровальщик».
- Зашифруем текст с помощью букв урока. Я буду диктовать предложения, а вы записываете только буквы «ж» или «ш», если они встречаются в слове.
- Взаимопроверка выполнения задания.
-- ж – ж --.
-- ш -- ж.
-- ж -- ш.
-- -- ш -- ш.
Ж -- ж -- --.
-- ж -- -- -- ш.
IV. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока.
- Какие звуки учились различать?
- Какие буквы старались писать правильно?
- Вспомните, что ещё делали на уроке?
- Что интересного вы узнали сегодня?
2. Оценка деятельности детей на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"
Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...
Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...
Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.
Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях....
Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"
Индивидуальное логопедическое занятие"Автоматизация звука [ р ] со стечением согласныхв слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"Н.Н.Долженкова,учитель-логопедОКОУ «Курская школа «Ступени»...
Методическая разработка логопедического занятия " Звук и буква К"
План-конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса (второй год обучения) с задержкой психического развития....
Автоматизация звука Р на материале слов, словосочетаний и предложений с употреблением его в различных позициях
Конспект открытого логопедического занятия...
Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв в-ф в слогах, словах, предложениях"
Данное занятие расчитано на обучающихся 1 класса, обучающихся по АООП НОО ЗПР....