Авторская методическая разработка "Словосочетание" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сорокина Альбина Насировна

Авторская методическая разработка "Словосочетание" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО      Сорокина  Альбина  Насировна

Должность   учитель русского языка и литературы

Предмет     русский язык

Класс   5

Тема урока   Словосочетание

Кол-во часов  1

Место открытый урок для  аккредитационной комиссии

Уровень школьный

Дата проведения  20.10.2016 г.

Базовые учебники:

1) Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Москва, "Просвещение" , 2012 г.                  

Цели урока:   познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова.

Задачи урока: 

Формирование познавательных УУД:

  • анализировать вербальную информацию;
  • по вызову учителя (или по желанию) отвечать на поставленные вопросы;
  • анализировать смысловую связь между словами в словосочетании.

Формирование регулятивных УУД:

  • планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать приемы умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты действия.

Формирование коммуникативных и личностных УУД:

  • уметь слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • развивать умение работать в группе;
  • формировать умение проверять результаты деятельности;
  • воспитывать ответственность и аккуратность;
  • воспитывать положительное отношение к учению.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Введение в тему

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к полученной информации

1.Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

2. На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

  • Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) 
  •  Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)
  • Какие знаки препинания вы знаете?
  • Кто такой  Александр Матвеевич Пешковский? (А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису.)

- Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования сегодня, вы определите сами.

- Запишите  число, классная работа и спишите слова в два столбика, нужно вставить пропущенные буквы.

Цв…ток          Ш…л по  д…роге                                                

Р…са               Кудрявые берё…ки                                             Пч…лка          Ж…лтые листья                                                   Дож…ь            Осв…щается со…нцем                                      

 

- Чем слова в 1 столбике отличаются от слов, записанных во втором?

(В первом столбике записаны слова, а во втором словосочетания)

Эмоционально настраиваются на работу. Проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, готовятся к работе.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Работают в тетради

Отвечают на вопрос учителя

- формирование эмоционального настроя на урок (Л)

- взаимодействие с учителем (К)

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р)

Формулировка цели урока

- Итак, тема нашего урока… словосочетание.

Через  компьютер выводятся на экран  словосочетания, по которым идет обсуждение в парах.

- Можно ли утверждать, что данные слова являются словосочетанием. Докажите.

Снежные зима                                                                                          

Спелый ягоды                                                                                          

Грибы растут                                                                                              

Продвинутые розы  

- Что вам нужно знать, чтобы правильно определить словосочетание перед вами или нет?

- В этом и будет состоять цель сегодняшнего урока. Какая?

- Заполнение таблицы “Знаю-хочу знать – узнал» (первые 2 колонки)

Отвечают на вопросы учителя

Работы в парах. Консультации друг с другом.

Ставят задачи урока - показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова.

- самоопределение (Л)

- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р)

Работа по основной теме урока.

Систематизация знаний

Актуализация знаний по теме урока

Развитие умения работать в парах

Практическая работа с языковым материалом

Развитие умения систематизировать материал

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

- Познакомиться с новой темой вам поможет распределительный  диктант

-Распределите слова так, чтобы….

Сущ.+…                                                          глагол+…

Солнечным  днем, посетить  выставку, водяная  струя, тосковать  по  родине, встреча  с  космонавтом, печь  пироги, стремительно  бежать.

Выполнив правильно задание, вы сможете узнать, где в словосочетании главное слово, а где зависимое.

- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. 

Работают в тетради

Проверяют выполненную работу

Отвечают на вопросы учителя

Обсуждение ответов на поставленное задание.

Работа в тетради

- умеют слышать и слушать друг друга (К)

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (К)

- интересуются чужим мнением и высказывают свое (К)

- проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции (К)

- учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)

- устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К)

- Перед вами предложения. Выберите  из двух  словосочетаний  те, которые, с вашей  точки  зрения, более  уместны  в  разговоре, объясните  свой  выбор.

 На обед  мама  приготовила (суп  с  грибами, грибной  суп).

Мы  пили  чай (с  вареньем  из  абрикосов, с  абрикосовым  вареньем).

Мы  с  удовольствием  ели (малину  из  леса,  лесную  малину).

- Запишите эти фразы к себе в тетрадь. Почему вы сделали такой выбор?

Физкультминутка

- Представьте, что вы - красивые трудолюбивые насекомые – пчелки.  Пчелки проснулись: спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крылышками помахали и полетели дальше мед собирать. Разогрелись? Садитесь.

Задание:  Измените  словосочетания «сущ. + прил.»  в словосочетания «сущ. + сущ.». 

Например, крестьянский двор -  двор крестьянина            

Царская дочь –

Шёлковый невод –

Новгородские купцы

Девичья коса –

Обсуждение ответов на поставленное задание.

Работают в тетради

- используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

- умеют структурировать знания (П)

Рефлексия.  Подведение итогов урока

Закрепление полученных знаний

 

-Вот и подошёл к концу наш разговор о словосочетании. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а именно какой

- Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?

- Что такое словосочетание?

-Как называются слова в словосочетании?

В конце урока я предлагаю вам выполнить инструкцию  

Инструкция.

Чтобы оценит свою работу, вам следует:

1) Взять фишку желтого или синего цвета и опустить в корзину.

2) Если урок понравился, и вы узнали для себя что- то новое и интересное, то фишка  будет желтого цвета.

3) Если урок не понравился, то фишка – синяя.

Заполнение таблицы “Знаю-хочу знать – узнал» (последнюю колонку)

Все молодцы, я думаю, что вы достигли той цели, которую ставил перед собой каждый  в начале урока.

Учащиеся делают выводы

Ответы на вопросы учителя. Подводят итоги

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П)

- полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

- используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

- умеют делать выводы и кратко их формулировать

Домашнее задание

Упр. № 33, стр. 65 правило наизусть

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Сборник авторских методических разроботок по теме "Счёт лет в истории" (5 класс)

Сборник методических разроботок по теме "Счёт лет в истории" включает в себя авторские конспекты уроков и дидактические материалы по теме:1. Конспект урока "Счёт лет в истории" (+ схема "Единицы измер...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых  серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...