Методическая разработка урока в 8 классе "Строение и значение словосочетаний"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Тема: "Строение и значение словосочетаний".
Цели: познакомить со строением и значением словосочетаний, научить выделять их в тексте, конструировать новые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Строение и значение словосочетаний.
Цели:
1. Образовательные: познакомить учащихся со строением словосочетаний и грамматическим значением.
2. Развивающие: научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять виды по грамматическому значению.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку.
Приемы работы: работа с таблицей, с тестом, с учебником.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания. Ученики читают составленные тексты на тему «Чем живет моя страна», указывают языковые средства, с помощью которых связаны предложения.
III. Новая тема.
1. Вступительное слово учителя: объявление темы и целей урока.
2. Актуализация знаний. Вводная беседа по вопросам:
- Что вы знаете о словосочетании, чем оно отличается от слова?
- Из каких частей оно состоит?
- Как в нем устанавливается связь слов?
- Словами какой части речи может быть выражено словосочетание?
3. Работа с таблицей. Заполняется примерами в ходе беседы, начиная с первого столбца. Позже заполняются два других, и делается вывод о строении и грамматическом значении словосочетания.
Словосочетания. | Строение | Грамматическое значение |
Интересная книга |
Решаем задачи |
Писать грамотно |
4. Работа с учебником. Чтение учащимися § 9-10, стр. 30-31.
IV. Закрепление.
1. Продолжение заполнения 2-го и 3-го столбца таблицы, добавляя примеры из очерка К. Г. Паустовского « Алмазный язык», с.29 учебника.
Словосочетания. | Строение | Грамматическое значение |
Интересная книга | Прилаг. + сущест. | Предмет и его признак |
Решаем задачи | Глаг. + сущест. | Действие и предмет |
Писать грамотно | Глаг. + наречие | Действие и его признак |
2. Установить смысловую и грамматическую связи в словосочетаниях и записать их (упр. № 55).
3. Игра «Четвертое - лишнее».
- Что не является словосочетанием?
1) Галстук из шелка; большой дом; бегать быстро; звезды мерцают.
2) Мальчики играют; построить дом; говорить громко; яркий свет.
- Почему данные слова не являются словосочетаниями? ( Они не зависят друг от друга, т.е. оба главные.)
4. Творческое задание.
Построить словосочетания, используя слова-паронимы в качестве главных слов:
представить - предоставить (например, представить друга - предоставить свободу); оделить- отделить; осудить- обсудить; вдохнуть - вздохнуть; здравица - здравница; дипломат - дипломант; отклик - оклик; поиски - происки.
V. Вывод. Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания. Словосочетаниями могут быть только самостоятельные части речи и не могут быть подлежащее и сказуемое.
VI. Проверочный тест по теме «Словосочетание»:
- Найди словосочетания, соответствующие схеме: прил.+сущ.
А) русые волосы, б) большие глаза, в) скрипнула калитка, г) чистое небо, д) над белым;
- Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл.+сущ.
а) выбежать из дома, б) легкий сон, в) затих до весны; г) смотреть молча, д) я читаю;
- Найди словосочетания, соответствующие схеме: сущ+сущ.
А) из кустов, б) короткие дни, в) вода из кувшина, г) девочка с косичками, д) пройти к реке;
- Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл.+нар. или нар.+гл.
А) привыкнуть к шуму. б) выбежать из кухни, в) смотреть долго,
г) интересный журнал, д) тихо журчал
5. Разберите словосочетания: писали сочинение, интересная тема, аккуратно записал, компот из ягод.
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание. Упр. 58, § 9-10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...
методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"
методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...
Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"
Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...
Методическая разработка урока"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"
План - конспект урока по теме"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"...
Методическая разработка урока "Сон и его значение". 8 класс.
Цель урока "Сон и его значение" изучить физиологическую природу сна и сноведений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение....
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....
Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...