Игровой урок по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок-путешествие, тема "Причастие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_urok_po_prichastiyu_7_klass.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие в музей русского языка. Зал «Причастие».
Цели урока: закрепить навыки правописания и употребления причастий, продолжить формирование навыков постановки знаков препинания при причастном обороте, развитие устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, воспитание любви к родному языку.
Оборудование: магнитная доска-копилка экспонатов по обозначенной теме, листки отзыва, индивидуальные карточки для работы, карточки-«домино».
Ход урока: вступительное слово учителя, сообщение целей урока, формирование поставленных задач перед учащимися.
Учитель:
На свете много музеев разных,
Связанных с наукой, историей государства,
С искусством и жизнью командира полка,
А мы создаем свой музей- музей русского языка.
Залов в нем очень много,
Сколько наук в языке,
Давайте их вспомним, ребята,
И назовем их все.
Итак, каждый зал в нашем музее соответствует разделу науки о языке – лингвистики. Вспомните и назовите эти разделы…
Учащиеся называют разделы лингвистики: орфография, фонетика, орфоэпия, морфология и т.д.
Учитель: Зал «причастие» из морфологии
Двери свои распахнул,
Может любой стать экскурсоводом,
Кто в него заглянул.
На столе у каждого из вас лежит листок-отзыв о посещении музея. В конце экскурсии их нужно сдать мне, директору музея, а заполнять листки будем в течение экскурсии.
Листок-отзыв:
Я, -----------Фамилия, имя учащегося |
1. Среди других экспонатов определяю причастие: А) легко Б) с трудом В) не определяю |
2. Отличаю действительные причастия от страдательных: А) легко Б) с трудом В) не определяю |
3. Могу просклонять причастие: А) легко Б) с трудом В) не могу |
4. Знаю суффиксы причастий и отличаю их друг от друга: А) легко Б) с трудом В) не определяю |
5. Могу найти причастный оборот в предложении: А) легко Б) с трудом В) не могу |
6. НЕ с причастиями пишу правильно: А) легко Б) с трудом В) не понимаю |
Учитель: Вот и первое несчастие:
Среди самых разных слов
Потерялось вдруг причастие…
Нужны два экскурсовода, чтобы разобраться в морфологических признаках причастия. Один из вас отыщет признаки глагола у причастия, а другой - прилагательного (в конвертах находятся карточки со словами, на которых написаны признаки разных частей речи. Необходимо выбрать соответствующие заданию). Еще два человека выходят к доске выписать словосочетания «причастие + существительное. Остальные ученики работают в тетради».
Карточки со словами: склонение, род, неодушевленное, обстоятельство, нарицательное, признак предмета по действию, время, признак предмета, вид, число, падеж, действие предмета.
Карточки для выборочной работы для двух учащихся и у каждого на парте: зеленый луг, увиденная картина, летное поле, зеленеющий луг, красивейшая картина, летающая птица, летательный аппарат, краснеющая ягода, горячее солнце, горящий восход.
Два экскурсовода комментируют вслух отобранные карточки.
Два человека открывают материал с выписанными словосочетаниями, доказывают свое мнение, учащиеся проверяют себя самостоятельно.
Заполняется первый пункт листка-отзыва.
Учитель: Экскурсия наша идет созидательно,
Нас ждут причастия действительные и страдательные.
На столах у учащихся разрезанные на слоги карточки-«домино». Задание-собрать слова, определив при этом разряд причастия.
Карточки-«домино» - ИМЫЙ, НЕНАВИД, ЛЕЧ, ОБИЖА, ИМЫЙ, ЗАВИС, УЩИЙ, ЕМЫЙ, ШЕПЧ ,РУБ,ЯЩИЙ, БРОСА,ЮЩИЙ,КОЛ,ЕМЫЙ, АЩИЙ
С места проверить задание у нескольких учащихся, два правильных ответа заслушать.
Заполняется второй пункт листка – отзыва.
Учитель: Вот и время подошло,
Нам проверить домино,
Чтобы суффиксы все знать,
И слова все объяснять.
Учащиеся по цепочке объясняют правописание суффиксов у составленных слов.
Заполняется четвертый пункт листка.
Учитель:
Хоть музей и не искусства,
Без артистов просто пусто.
Сказку сочинил народ про
Причастный оборот.
Инсценирование, в котором участвуют герои: причастие, зависимые слова, запятые, определяемое слово. (Домашняя заготовка)
Сказка: Родители не отпускали причастие гулять без разрешения, потому что про предложениям разгуливали хищные запятые, готовые захватить его. Однажды ночью маленькое причастие выбралось из дома и отправилось гулять, а запятые раскинули по все стране шпионскую сеть. А причастие идет и раздумывает: «Не боюсь я никаких запятых, я – сильная часть речи, во мне живут признаки глагола и прилагательного, и силы во мне за двоих». Через некоторое время подбегают к нему зависимые слова и говорят: «Причастие, возьми нас с собой в предложение». Причастие не побоялось подвоха и согласилось. Идут они втроем, а навстречу им определяемое слово, которое тоже торопилось в предложение. Причастие и тут поверило, что они смогут стать друзьями. Но не тут-то было. Подлетели две злобные запятые, только тогда причастие догадалось, в какую ловушку оно угодило. Обхватили его со всех сторон и обособили. Только тогда, когда определяемое слово пряталось за причастие, то запятые в страхе убегали.
Учитель: Сказка ложь, да в ней намек. Какой же урок можно извлечь из этой истории?
Один ученик идет к доске, работает на оборотной стороне доски. Остальные учащиеся самостоятельно работают с раздаточным материалом по постановке знаков препинания при причастном обороте.
Взаимопроверка работ после комментированного ответа и исправления ошибок у работавшего на доске ученика.
Заполнение третьего и пятого пунктов листка-отзыва.
Учитель: Последняя наша остановка у экспоната-частица НЕ. Один ученик идет к доске и комментирует случаи слитного и раздельного написания.
Карточка для работы: музей (не) закрыт, еще (не) написанные картины, (не) законченная, а начатая работа, (не) закрытый мольберт, (не)домогающий художник.
После проверки заполняется шестой пункт листка-отзыва.
Учитель: Наша работа на этом не закончена,
Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпением ждем гостей!
Примечание: ответы оценивались по ходу экскурсии.
Домашнее задание вариативное: кроссворд из десяти-двенадцати причастий (определить по лексическому значению), упражнение 133, придумать самостоятельно сказку о причастии с грамматическим подтекстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игровой урок 4 класс
Совершенствование элементов игры баскетбола....
Игровой урок по плаванию в 4 классе
Цель урока: применение подвижных игр в воде - как средство обучения плаванию учащихся.На уроке используется подборка игр, формирующих различные навыки учащихся плаванию.Организовано соревнование...
Игровой урок "Treat or trick" в 5 классе
веселое мероприятие к празднику "Halloween"...
ИГРОВОЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ " ТАРАС БУЛЬБА" " БРАННОЕ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ"
ДАННЫЙ ИГРОВОЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВЕРИТЬ В ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ, СОДЕРЖИТ БОЛЬШОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИКТОРИНЫ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, МОЗГОВОЙ ШТ...
Обобщающий игровой урок по призведению Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"
Урок из разработанного мною цикла "Уроки по произведениям Гоголя" представляет собой обощающее мероприятие, где учащиеся в занимательной форме ещё раз могут обратиться к замечательной пове...
Игровой урок ПРОПОРЦИИ
Урок-путешествие " Пропорции. Решение задач с помощью пропорций". Основная цель урока : развитие интереса к математике, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математиче...
Учебно-игровой урок в 6 классе по теме «Алгоритмы и работа с ними»
Повторительно-обобщающий игровой урок для закрепления пройденного материала по теме "Алгоритмы"....