Обобщающий игровой урок по призведению Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок из разработанного мною цикла "Уроки по произведениям Гоголя"  представляет собой обощающее мероприятие, где учащиеся в занимательной форме ещё раз  могут обратиться к замечательной повести, оценить искромётный юмор и истинную поэзию  произведения. В уроке используется дидактический материал для обобщения: вопросы для викторины, словарной работы, фрагменты для инсценировок, аудио и видео сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_proizvedeniyu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Обобщающий урок по произведению

      Н.В. Гоголя  « Ночь перед

                          Рождеством».  ( 6 класс).

           

Цели: 1. Проверить знания учащихся произведения

 « Ночь перед Рождеством», показать мастерство Гоголя как художника, умеющего передать характеры героев при помощи юмора.

             2. Выявить наличие дополнительных знаний учащихся и творческих способностей к импровизации и театрализации.

            3. Обогатить словарный запас учащихся через восприятие гоголевской повести.

Оборудование: костюмы для инсценировок, музыкальное и видеосопровождение, листочки для команд и жюри, задания для словарной работы, « чёрный ящик» с загаданным предметом, иллюстрации к произведению, портрет писателя.  

                    Ход урока.

В начале урока класс разбивается на две команды. Вопросы задаются учителем. Отвечает та команда, которая первой подаст сигнал. Каждый ответ –один балл команде.

Вступительное слово учителя:

« Как упоителен, как роскошен день в Малороссии!» Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт- Петербурге пасечника Рудого Панька. «Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился», -писал А.С.Пушкин в письме к своему приятелю.

  Столь высоко оценённые Пушкиным повести под названием « Вечера на хуторе близ Диканьки», вышли в 1831 году, а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным.Н.В.Гоголю 22 года.

   Родился же автор «Вечеров…» то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: « Славный будет сын».Так оно и вышло.

Детство Н.В. Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывл. Ещё в гимназии завёл  он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учёными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах, верованиях, ведь «здесь так занимает всё малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой всё вышло как нельзя удачнее: « Вечера…» принесли Гоголю настоящую славу. Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий – всё это сделало книгу занимательной и одухотворённой.

Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства.

Это книга романтика, художника, поэта в прозе.

Сегодня, ребята, мы с вами ещё раз перелистаем страницы

одной из повестей этого сборника « Ночь перед Рождеством».

Цель нашего урока- обратить внимание на мастерство Гоголя – художника и определить истинную весёлость и истинную поэзию этого произведения.

1 задание для команд.

Давайте сначала вспомним основные моменты биографии Н.В.Гоголя. Выберите из 4 данных ответов правильный.

  1. Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 года в:

 А) Москве;                          в) Миргородском уезде;  +

Б) Петербурге;                     г) Казанской губернии.

  1. Его отец, В.А. Гоголь, был:

А) зачинателем украинской комедии;              +

Б) будущим декабристом;

В) жестоким помещиком;

Г) Противником литературы.

  1. 1 мая 1821 года Николая Васильевича определили в:

а) Московский университет;

б) Петербургскую академию;

в) военный колледж;

г) Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко;                    +

  1. В июле 1828 года Гоголь заканчивает гимназию, а в декабре выезжает в город, о котором мечтал. Это:

      А) Москва;

      Б) Киев;

       В) Петербург;                 +

       Г) Новгород.

5. В марте 1831 года Гоголь поступает на должность, которая ему нравится.   Это:

       а) учитель истории;            +

       б) государственный служащий;

       в) военный;

        г) секретарь.

6. 20 мая 1831 года совершается знакомство Гоголя с:

    а) Лермонтовым;

    б) Рылеевым;

    в) Батюшковым;

    г) Пушкиным.               +

7. Гоголь начал писать «Вечера на хуторе…»:

     а) в декабре 1833;

     б) в апреле-мае 1829;                   +

      в) в октябре 1835;

       г) в апреле 1830.

 8. Теряя силы, Гоголь умирает 21 февраля:

          а) 1854;

           б) 1857;

            в) 1852;                          +

            г) 1850.

( Ответы отдаются в жюри, жюри подводит итоги 1 задания).

Звучит украинская мелодия и перед зрителями появляются персонажи повести Вакула и Оксана.

                ( Сценка из повести).

2 задание командам.

А сейчас, ребята, вы должны определить героя по реплике.    ( Командам по очереди зачитывается реплика персонажа, за каждый правильный ответ один балл).

1. « Не тужи, моя ненаглядная Оксана! – достану я тебе такие черевички, какие редкая панночка носит».

                                     ( Кузнец Вакула).

 2. «….если кузнец Вакула принесёт те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот же час за него замуж».                ( Оксана).

3. « Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами».                                 ( Пацюк).

4.» Это я- твой друг, всё сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь. – Оксана будет сегодня же наша».                                     ( Чёрт).

5. « Ради бога, добродетельная Солоха! Ваша доброта, как говорит писание Луки, глава трина…трин…Стучатся, ей-богу, стучатся! Спрячьте меня куда- нибудь!»     ( Дьяк).

6. « После потолкуем с тобою, земляк, побольше; теперь же мы едем сейчас к царице».    ( запорожец).

7. « Не забудете говорить так, как я вас учил?»

                                                            ( Потёмкин).

8. « Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я до сих пор ещё не видала…»

                                        ( Императрица).

9. « Так кузнец утонул! Боже ты мой. А какой важный живописец был! Какие ножи крепкие, серпы, плуги умел выковать! Что за сила была!... То-то я, ещё сидя в проклятом мешке, замечал, что бедняжка б

был крепко не в духе. Вот тебе и кузнец… А я собирался было подковать свою рябую кобылу».                 ( Голова).

10. «…Право, как будто на смех…Нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь – чудо! Светло, снег блещет при месяце. Всё было видно, как днём. Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!»        ( Чуб).

(Жюри подводит итог 2 задания, а ребята угадывают предмет из « чёрного ящика»).

Учитель: Перед вами, ребята, «чёрный ящик». В этом ящике лежит вещь, нужная всем, кроме Пузатого Пацюка.

                                                                  ( Ложка).

3 задание командам   ( блиц). Каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?

                                                ( Звёзды).

2. Как ведьма и чёрт попали в хату?   ( Через трубу).

3.За что чёрт мстил кузнецу?

                  ( Кузнец намалевал в церкви картину Страшного Суда, где бедного чёрта били чем ни попадя).

  1. Какой подарок готовил кузнец Оксане?

                         ( Сундук с железной оковкой и росписью).

  1. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, выгнал его из собственного дома?

            ( Кузнец был раздражён тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной. Чуба он не узнал, а тот, смущённый резкостью тона Вакулы решил, что попал в чужую хату).

  1. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пришёл за помощью?

                            ( Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, ещё знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой).

  1. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?

                             ( Галушки, вареники со сметаной).

  1. Чем можно укротить чёрта? ( Крестным знамением).
  2.  Куда отправился Вакула, попав в Санкт –Петербург?

                                   ( К знакомым запорожцам).

10. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце?    ( Екатерина Вторая и князь Потёмкин).

11. Как запорожцы называли царицу?   ( «Мамо»).

 12. Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца? Что стало с Оксаной, когда кузнец пропал?

                      ( Пошли слухи о его смерти; Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т. д., кончилось тем, что « к утру влюбилась в кузнеца по уши»).

13. Как кузнец сватался? ( Принёс Чубу новёхонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: « Помилуй, батько! Не гневись! Вот тебе и нагайка, бей, сколько душа пожелает…Отдай, батько, за меня Оксану!).

14. Как кузнец «отблагодарил» чёрта?

                         ( Отвесил чёрту три удара хворостиной).

( Жюри подводят итоги 3 задания).

(Учащиеся просматривают фрагмент из фильма).        

4 задание командам – словарная работа.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Учитель:  В повести, ребята, как вы видите, встречается много непонятных слов. Сейчас каждая команда получит карточки, в которых вы должны объяснить значения слов, используемых Гоголем в этом произведении. Время работы – 2 минуты.

  1. Бандура.
  2. Хлопец.
  3. Галушки.
  4. Гопак.
  5. Парубки.
  6. Люлька.
  7. Жупан.
  8.  Жинка.
  9. Миска.
  10. Пекло.
  11. Черевики.
  12. Варенуха.

( По окончании работы карточки сдаются в жюри, жюри подводит итоги).

Вновь появляются герои повести. Сценка из произведения.

Слово учителя: Вот, ребята, мы с вами перелистали страницы произведения, смешного и романтичного. Встреча с другими произведениями этого писателя у вас ещё впереди. А сегодня мы просто улыбнулись вместе с ним и ещё раз убедились, что в описании характеров героев своей любимой Малороссии Гоголю, мастеру, художнику, просто нет равных.  Его герои удивительны, как удивительны и сами вечера, тихие, украинские, овеянные загадкой и ожиданием чуда. А может, и правда, стоит накануне Рождества выйти и посмотреть на небо.

                  ( Фрагмент фильма « Ночь перед Рождеством»).

   Подведение итогов урока.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

"Сатирический портрет в искусстве" (интегрированный урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством")

Рабочие материалы к интегрированному уроку по литературе / ИЗО состоят из:1. Конспекта урока2. Информационного листа3. Портретных характеристик героев (из текста повести)4. Презентации (на страничке Н...

Урок 5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя

КОНСПЕКТЫЛитература, 6-й класс Урок 5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении ГоголяРаздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: Что...

Урок литературы в 5 кл. Тема урока. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Ночь чудес и справедливости.

Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала....