Обобщающий игровой урок по призведению Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок из разработанного мною цикла "Уроки по произведениям Гоголя" представляет собой обощающее мероприятие, где учащиеся в занимательной форме ещё раз могут обратиться к замечательной повести, оценить искромётный юмор и истинную поэзию произведения. В уроке используется дидактический материал для обобщения: вопросы для викторины, словарной работы, фрагменты для инсценировок, аудио и видео сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_proizvedeniyu.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по произведению
Н.В. Гоголя « Ночь перед
Рождеством». ( 6 класс).
Цели: 1. Проверить знания учащихся произведения
« Ночь перед Рождеством», показать мастерство Гоголя как художника, умеющего передать характеры героев при помощи юмора.
2. Выявить наличие дополнительных знаний учащихся и творческих способностей к импровизации и театрализации.
3. Обогатить словарный запас учащихся через восприятие гоголевской повести.
Оборудование: костюмы для инсценировок, музыкальное и видеосопровождение, листочки для команд и жюри, задания для словарной работы, « чёрный ящик» с загаданным предметом, иллюстрации к произведению, портрет писателя.
Ход урока.
В начале урока класс разбивается на две команды. Вопросы задаются учителем. Отвечает та команда, которая первой подаст сигнал. Каждый ответ –один балл команде.
Вступительное слово учителя:
« Как упоителен, как роскошен день в Малороссии!» Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт- Петербурге пасечника Рудого Панька. «Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился», -писал А.С.Пушкин в письме к своему приятелю.
Столь высоко оценённые Пушкиным повести под названием « Вечера на хуторе близ Диканьки», вышли в 1831 году, а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным.Н.В.Гоголю 22 года.
Родился же автор «Вечеров…» то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: « Славный будет сын».Так оно и вышло.
Детство Н.В. Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывл. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учёными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах, верованиях, ведь «здесь так занимает всё малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой всё вышло как нельзя удачнее: « Вечера…» принесли Гоголю настоящую славу. Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий – всё это сделало книгу занимательной и одухотворённой.
Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства.
Это книга романтика, художника, поэта в прозе.
Сегодня, ребята, мы с вами ещё раз перелистаем страницы
одной из повестей этого сборника « Ночь перед Рождеством».
Цель нашего урока- обратить внимание на мастерство Гоголя – художника и определить истинную весёлость и истинную поэзию этого произведения.
1 задание для команд.
Давайте сначала вспомним основные моменты биографии Н.В.Гоголя. Выберите из 4 данных ответов правильный.
- Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 года в:
А) Москве; в) Миргородском уезде; +
Б) Петербурге; г) Казанской губернии.
- Его отец, В.А. Гоголь, был:
А) зачинателем украинской комедии; +
Б) будущим декабристом;
В) жестоким помещиком;
Г) Противником литературы.
- 1 мая 1821 года Николая Васильевича определили в:
а) Московский университет;
б) Петербургскую академию;
в) военный колледж;
г) Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко; +
- В июле 1828 года Гоголь заканчивает гимназию, а в декабре выезжает в город, о котором мечтал. Это:
А) Москва;
Б) Киев;
В) Петербург; +
Г) Новгород.
5. В марте 1831 года Гоголь поступает на должность, которая ему нравится. Это:
а) учитель истории; +
б) государственный служащий;
в) военный;
г) секретарь.
6. 20 мая 1831 года совершается знакомство Гоголя с:
а) Лермонтовым;
б) Рылеевым;
в) Батюшковым;
г) Пушкиным. +
7. Гоголь начал писать «Вечера на хуторе…»:
а) в декабре 1833;
б) в апреле-мае 1829; +
в) в октябре 1835;
г) в апреле 1830.
8. Теряя силы, Гоголь умирает 21 февраля:
а) 1854;
б) 1857;
в) 1852; +
г) 1850.
( Ответы отдаются в жюри, жюри подводит итоги 1 задания).
Звучит украинская мелодия и перед зрителями появляются персонажи повести Вакула и Оксана.
( Сценка из повести).
2 задание командам.
А сейчас, ребята, вы должны определить героя по реплике. ( Командам по очереди зачитывается реплика персонажа, за каждый правильный ответ один балл).
1. « Не тужи, моя ненаглядная Оксана! – достану я тебе такие черевички, какие редкая панночка носит».
( Кузнец Вакула).
2. «….если кузнец Вакула принесёт те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот же час за него замуж». ( Оксана).
3. « Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами». ( Пацюк).
4.» Это я- твой друг, всё сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь. – Оксана будет сегодня же наша». ( Чёрт).
5. « Ради бога, добродетельная Солоха! Ваша доброта, как говорит писание Луки, глава трина…трин…Стучатся, ей-богу, стучатся! Спрячьте меня куда- нибудь!» ( Дьяк).
6. « После потолкуем с тобою, земляк, побольше; теперь же мы едем сейчас к царице». ( запорожец).
7. « Не забудете говорить так, как я вас учил?»
( Потёмкин).
8. « Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я до сих пор ещё не видала…»
( Императрица).
9. « Так кузнец утонул! Боже ты мой. А какой важный живописец был! Какие ножи крепкие, серпы, плуги умел выковать! Что за сила была!... То-то я, ещё сидя в проклятом мешке, замечал, что бедняжка б
был крепко не в духе. Вот тебе и кузнец… А я собирался было подковать свою рябую кобылу». ( Голова).
10. «…Право, как будто на смех…Нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь – чудо! Светло, снег блещет при месяце. Всё было видно, как днём. Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!» ( Чуб).
(Жюри подводит итог 2 задания, а ребята угадывают предмет из « чёрного ящика»).
Учитель: Перед вами, ребята, «чёрный ящик». В этом ящике лежит вещь, нужная всем, кроме Пузатого Пацюка.
( Ложка).
3 задание командам ( блиц). Каждый правильный ответ – 1 балл.
- Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?
( Звёзды).
2. Как ведьма и чёрт попали в хату? ( Через трубу).
3.За что чёрт мстил кузнецу?
( Кузнец намалевал в церкви картину Страшного Суда, где бедного чёрта били чем ни попадя).
- Какой подарок готовил кузнец Оксане?
( Сундук с железной оковкой и росписью).
- Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, выгнал его из собственного дома?
( Кузнец был раздражён тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной. Чуба он не узнал, а тот, смущённый резкостью тона Вакулы решил, что попал в чужую хату).
- Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пришёл за помощью?
( Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, ещё знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой).
- Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?
( Галушки, вареники со сметаной).
- Чем можно укротить чёрта? ( Крестным знамением).
- Куда отправился Вакула, попав в Санкт –Петербург?
( К знакомым запорожцам).
10. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? ( Екатерина Вторая и князь Потёмкин).
11. Как запорожцы называли царицу? ( «Мамо»).
12. Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца? Что стало с Оксаной, когда кузнец пропал?
( Пошли слухи о его смерти; Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т. д., кончилось тем, что « к утру влюбилась в кузнеца по уши»).
13. Как кузнец сватался? ( Принёс Чубу новёхонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: « Помилуй, батько! Не гневись! Вот тебе и нагайка, бей, сколько душа пожелает…Отдай, батько, за меня Оксану!).
14. Как кузнец «отблагодарил» чёрта?
( Отвесил чёрту три удара хворостиной).
( Жюри подводят итоги 3 задания).
(Учащиеся просматривают фрагмент из фильма).
4 задание командам – словарная работа.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Учитель: В повести, ребята, как вы видите, встречается много непонятных слов. Сейчас каждая команда получит карточки, в которых вы должны объяснить значения слов, используемых Гоголем в этом произведении. Время работы – 2 минуты.
- Бандура.
- Хлопец.
- Галушки.
- Гопак.
- Парубки.
- Люлька.
- Жупан.
- Жинка.
- Миска.
- Пекло.
- Черевики.
- Варенуха.
( По окончании работы карточки сдаются в жюри, жюри подводит итоги).
Вновь появляются герои повести. Сценка из произведения.
Слово учителя: Вот, ребята, мы с вами перелистали страницы произведения, смешного и романтичного. Встреча с другими произведениями этого писателя у вас ещё впереди. А сегодня мы просто улыбнулись вместе с ним и ещё раз убедились, что в описании характеров героев своей любимой Малороссии Гоголю, мастеру, художнику, просто нет равных. Его герои удивительны, как удивительны и сами вечера, тихие, украинские, овеянные загадкой и ожиданием чуда. А может, и правда, стоит накануне Рождества выйти и посмотреть на небо.
( Фрагмент фильма « Ночь перед Рождеством»).
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""
Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
"Сатирический портрет в искусстве" (интегрированный урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством")
Рабочие материалы к интегрированному уроку по литературе / ИЗО состоят из:1. Конспекта урока2. Информационного листа3. Портретных характеристик героев (из текста повести)4. Презентации (на страничке Н...
Урок 5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении Гоголя
КОНСПЕКТЫЛитература, 6-й класс Урок 5 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении ГоголяРаздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: Что...
Урок литературы в 5 кл. Тема урока. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Ночь чудес и справедливости.
Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала....